Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Лев 10:1-20

1 Сыновья Аароновы, Надав и Авиуд, взяли свои кадильницы, положили в них горящие угли и, добавив сверху благовонные курения, предстали с этим курением перед Господом, используя чуждый огонь, о котором Он указания им не давал. 2 И тут от Господа огнь изошел - пламя его вмиг объяло братьев, и погибли они прямо пред Господом. 3 При виде сего Моисей сказал Аарону: «Вот о чем говорил Господь, когда изрек:
„Через приближающихся ко Мне
явлю Я святость Свою
и буду прославлен
пред всеми людьми“».
Аарон хранил молчание.
4 Моисей же позвал Мишаэля и Эльцафана, сыновей Уззиэля, дяди Ааронова, и сказал им: «Пойдите и вынесите ваших родственников из святилища*Букв.: от лица Святого / святилища. за стан». 5 Пошли Мишаэль с Эльцафаном и, как велел Моисей, отнесли умерших за стан, на их же хитонах священнических и отнесли.
6 После того Моисей наказал Аарону и другим его сыновьям, Итамару с Элеазаром: «Волосы на голове в знак траура не держите распущенными и одежд на себе не рвите, а то и вы умрете и разгневается Господь на всю общину. Только братья ваши, весь народ*Букв.: дом. Израиля, могут оплакивать эту погибель от огня, ниспосланного Господом. 7 От Шатра*Букв.: от входа в Шатер. Откровения не должны вы отходить, а иначе - смерть, ведь на вас елей помазания Господнего». И они поступили по слову Моисея.
8 Тогда, говоря с Аароном, Господь сказал ему: 9 «Ни вина, ни напитков крепких не пейте ни ты, ни сыновья твои, когда вам предстоит входить в Шатер Откровения, чтобы вам не умереть. И да будет это установлением вечным и непреложным во всех поколениях ваших, 10 дабы могли вы всегда отличать священное от несвященного, нечистое - от чистого 11 и учить всех сынов Израилевых тем установлениям, которые Я чрез Моисея им передал».
12 Моисей же, по завершении всех обрядов, сказал Аарону и оставшимся его сыновьям, Итамару с Элеазаром: «Хлебный дар, что от даров Господу остался, приношение это берите и ешьте его; пресным ешьте и непременно близ жертвенника, ибо это святыня великая. 13 На месте святом ешьте это как долю свою из даров, что приносят Господу, потому что она тебе и твоим сыновьям причитается - такое дано мне повеление.
14 И грудину животных, возносимую как дар, и бедро как особое приношение ты и твои сыновья и дочери можете есть на ритуально чистом месте - они ваша доля, которая причитается вам и детям вашим от всего, что приносят сыны Израилевы в благодарственную жертву Богу. 15 И бедро как особое приношение, и грудину животного как дар возносимый надлежит приносить в жертву вместе с жиром, прежде подняв их как дар, который пред Господом возносить следует. И это будет также всегда долей вашей, твоей и твоих сыновей, ибо так повелел Господь».
16 Тут Моисей стал искать козла, предназначенного к жертве за грех, а тот уже был сожжен. Моисей вознегодовал на Итамара с Элеазаром, оставшихся в живых сыновей Аарона, и спросил у них: 17 «Почему вы не ели на месте святом мясо жертвы за грех? Ведь это святыня великая, и дана она вам, чтобы вы брали на себя греховное бремя общины и удаляли его, восстанавливая единение народа с Господом. 18 А вы даже кровь от жертвы не внесли внутрь, во Святилище, и там - во дворе его - того мяса не ели, несмотря на повеление мое!» 19 Аарон же в оправданье сказал Моисею: «Приносили и ныне животных в жертву за грех и всесожжение пред Господом совершили, но ведь видел же ты, что случилось! Если стану я есть сегодня же мясо жертвы за грех, угодно ли это будет Господу?» 20 И согласился Моисей с его доводами.
Свернуть

История с «чуждым огнём» по-своему показательна: она лишний раз наглядно демонстрирует, что, когда дело касается культа, речь идёт не просто о ритуале. Речь идёт о священном пространстве — а там свои законы и своя логика. Этой логике подчинено даже простое в нём пребывание. Надав и Авиуд, вполне очевидно, хотели совершить жертвоприношение — то самое положенное жертвоприношение, которое совершали на том же самом жертвеннике священники.

Результат же оказался для них совершенно неожиданным и вовсе не таким, какого они ожидали. Внешне всё выглядит так, как будто эти люди нарушили некую норму, разрешавшую жертвоприношение лишь некоторым людям после вполне определённых очистительных и иных ритуалов.

На деле же проблема прежде всего в самих приносящих жертву. В их духовном состоянии. Священное пространство, в отличие от пространства обычного, непосредственно реагирует на духовное состояние входящего в него человека. Не потому, разумеется, что оно обладает каким-то особыми магическими свойствами, а потому, что сам модус его существования определяется Божьим присутствием непосредственно, а не опосредованно, как в обычном пространстве падшего мира.

Если обычно в падшем мире реакция на духовное состояние человека или оказывается опосредованной, или отсутствует вовсе, то в пространстве священном она следует немедленно потому, что тут человек, где бы он ни находился и что бы ни делал, оказывается лицом к лицу с Богом. Таково же и Царство, принесённое в мир Спасителем: в нём так же, как и в священном пространстве, в любой момент и в любой точке оказываешься лицом к лицу с Богом — и если с нами не происходит ежеминутно того же, что произошло с Надавом и Авиудом, то лишь по милости Царя этого Царства. Перед Богом всё и всегда всерьёз — истина, познание которой далось народу Божию дорогой ценой.

Другие мысли вслух

 
На Лев 10:1-20
1 Сыновья Аароновы, Надав и Авиуд, взяли свои кадильницы, положили в них горящие угли и, добавив сверху благовонные курения, предстали с этим курением перед Господом, используя чуждый огонь, о котором Он указания им не давал. 2 И тут от Господа огнь изошел - пламя его вмиг объяло братьев, и погибли они прямо пред Господом. 3 При виде сего Моисей сказал Аарону: «Вот о чем говорил Господь, когда изрек:
„Через приближающихся ко Мне
явлю Я святость Свою
и буду прославлен
пред всеми людьми“».
Аарон хранил молчание.
4 Моисей же позвал Мишаэля и Эльцафана, сыновей Уззиэля, дяди Ааронова, и сказал им: «Пойдите и вынесите ваших родственников из святилища*Букв.: от лица Святого / святилища. за стан». 5 Пошли Мишаэль с Эльцафаном и, как велел Моисей, отнесли умерших за стан, на их же хитонах священнических и отнесли.
6 После того Моисей наказал Аарону и другим его сыновьям, Итамару с Элеазаром: «Волосы на голове в знак траура не держите распущенными и одежд на себе не рвите, а то и вы умрете и разгневается Господь на всю общину. Только братья ваши, весь народ*Букв.: дом. Израиля, могут оплакивать эту погибель от огня, ниспосланного Господом. 7 От Шатра*Букв.: от входа в Шатер. Откровения не должны вы отходить, а иначе - смерть, ведь на вас елей помазания Господнего». И они поступили по слову Моисея.
8 Тогда, говоря с Аароном, Господь сказал ему: 9 «Ни вина, ни напитков крепких не пейте ни ты, ни сыновья твои, когда вам предстоит входить в Шатер Откровения, чтобы вам не умереть. И да будет это установлением вечным и непреложным во всех поколениях ваших, 10 дабы могли вы всегда отличать священное от несвященного, нечистое - от чистого 11 и учить всех сынов Израилевых тем установлениям, которые Я чрез Моисея им передал».
12 Моисей же, по завершении всех обрядов, сказал Аарону и оставшимся его сыновьям, Итамару с Элеазаром: «Хлебный дар, что от даров Господу остался, приношение это берите и ешьте его; пресным ешьте и непременно близ жертвенника, ибо это святыня великая. 13 На месте святом ешьте это как долю свою из даров, что приносят Господу, потому что она тебе и твоим сыновьям причитается - такое дано мне повеление.
14 И грудину животных, возносимую как дар, и бедро как особое приношение ты и твои сыновья и дочери можете есть на ритуально чистом месте - они ваша доля, которая причитается вам и детям вашим от всего, что приносят сыны Израилевы в благодарственную жертву Богу. 15 И бедро как особое приношение, и грудину животного как дар возносимый надлежит приносить в жертву вместе с жиром, прежде подняв их как дар, который пред Господом возносить следует. И это будет также всегда долей вашей, твоей и твоих сыновей, ибо так повелел Господь».
16 Тут Моисей стал искать козла, предназначенного к жертве за грех, а тот уже был сожжен. Моисей вознегодовал на Итамара с Элеазаром, оставшихся в живых сыновей Аарона, и спросил у них: 17 «Почему вы не ели на месте святом мясо жертвы за грех? Ведь это святыня великая, и дана она вам, чтобы вы брали на себя греховное бремя общины и удаляли его, восстанавливая единение народа с Господом. 18 А вы даже кровь от жертвы не внесли внутрь, во Святилище, и там - во дворе его - того мяса не ели, несмотря на повеление мое!» 19 Аарон же в оправданье сказал Моисею: «Приносили и ныне животных в жертву за грех и всесожжение пред Господом совершили, но ведь видел же ты, что случилось! Если стану я есть сегодня же мясо жертвы за грех, угодно ли это будет Господу?» 20 И согласился Моисей с его доводами.
Свернуть
Сегодня мы читаем одну из многих историй о столкновении Божьей святости и человеческого греха. Грех несчастных...  Читать далее

Сегодня мы читаем одну из многих историй о столкновении Божьей святости и человеческого греха. Грех несчастных Надава и Авиуда, конечно, вовсе не в самодеятельности, а в неблагоговении перед священным. Они решили попробовать то, что «нельзя» — а почему бы и нет? — и оказалось, что и правда над Богом нельзя ставить опыты. Сюда же относится запрет священникам «употреблять» перед входом в скинию. Для современного человека благоговение, «страх Божий» — действительно непростая проблема. Этот страх либо превращается в «страх человеческий», в недоверие, опасливое отношение к Богу, либо вступает в конфликт с нашими представлениями о свободе и любви — дескать, зачем благоговеть, раз Он нас так любит? А оказывается, что нет — что страх Божий, любовь к Богу, радость о Боге — выражения одного и того же — встречи с Его святостью.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).