Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Числ 23:1-30

1 И сказал Валаам Валаку: построй мне здесь семь жертвенников и приготовь мне семь тельцов и семь овнов. 2 Валак сделал так, как говорил Валаам, и вознесли Валак и Валаам по тельцу и по овну на каждом жертвеннике. 3 И сказал Валаам Валаку: постой у всесожжения твоего, а я пойду; может быть, Господь выйдет мне навстречу, и что Он откроет мне, я объявлю тебе. И (остался Валак у всесожжения своего, а Валаам) пошел на возвышенное место (вопросить Бога). 4 И встретился Бог с Валаамом, и сказал ему (Валаам): семь жертвенников устроил я и вознес по тельцу и по овну на каждом жертвеннике. 5 И вложил Господь слово в уста Валаамовы и сказал: возвратись к Валаку и так говори. 6 И возвратился к нему, и вот, он стоит у всесожжения своего, он и все князья Моавитские. (И был на нем Дух Божий.) 7 И произнес притчу свою и сказал:
Из Месопотамии привел меня Валак,
  царь Моава, от гор восточных:
"приди, прокляни мне Иакова,
  приди, изреки зло на Израиля!"
 
8 Как прокляну я? Бог не проклинает его.
  Как изреку зло? Господь не изрекает (на него) зла.
 
9 С вершины скал вижу я его,
  и с холмов смотрю на него:
вот, народ живет отдельно
  и между народами не числится.
 
10 Кто исчислит песок Иакова
  и число четвертой части Израиля?
Да умрет душа моя смертью праведников,
  и да будет кончина моя, как их!
11 И сказал Валак Валааму: что ты со мною делаешь? я взял тебя, чтобы проклясть врагов моих, а ты, вот, благословляешь? 12 И отвечал он и сказал: не должен ли я в точности сказать то, что влагает Господь в уста мои?
13 И сказал ему Валак: пойди со мною на другое место, с которого ты увидишь его, но только часть его увидишь, а всего его не увидишь; и прокляни мне его оттуда. 14 И взял его на место стражей, на вершину горы Фасги, и построил семь жертвенников, и вознес по тельцу и по овну на каждом жертвеннике. 15 И сказал (Валаам) Валаку: постой здесь у всесожжения твоего, а я (пойду) туда навстречу (Богу). 16 И встретился Господь с Валаамом, и вложил слово в уста его, и сказал: возвратись к Валаку и так говори. 17 И пришел к нему, и вот, он стоит у всесожжения своего, и с ним (все) князья Моавитские. И сказал ему Валак: что говорил Господь? 18 Он произнес притчу свою и сказал:
Встань, Валак, и послушай,
  внимай мне, сын Сепфоров.
 
19 Бог не человек, чтоб Ему лгать,
  и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться.
Он ли скажет и не сделает?
  будет говорить и не исполнит?
 
20 Вот, благословлять начал я,
  ибо Он благословил,
  и я не могу изменить сего.
 
21 Не видно бедствия в Иакове,
  и не заметно несчастья в Израиле;
Господь, Бог его, с ним,
  и трубный царский звук у него;
 
22 Бог вывел их из Египта,
  быстрота единорога у него.
 
23 Нет волшебства в Иакове
  и нет ворожбы в Израиле.
В свое время скажут об Иакове и об Израиле:
  вот что творит Бог!
 
24 Вот, народ как львица встает
  и как лев поднимается;
не ляжет, пока не съест добычи
  и не напьется крови убитых.
25 И сказал Валак Валааму: ни клясть не кляни его, ни благословлять не благословляй его. 26 И отвечал Валаам и сказал Валаку: не говорил ли я тебе, что я буду делать все то, что скажет мне Господь? 27 И сказал Валак Валааму: пойди, я возьму тебя на другое место; может быть, угодно будет Богу, и оттуда проклянешь мне его. 28 И взял Валак Валаама на верх Фегора, обращенного к пустыне. 29 И сказал Валаам Валаку: построй мне здесь семь жертвенников и приготовь мне здесь семь тельцов и семь овнов. 30 И сделал Валак, как сказал Валаам, и вознес по тельцу и овну на каждом жертвеннике.
Свернуть

При всем желании царя Валака (а, может быть, и своем), Валаам не может проклясть Израиль. Бог оказывается неизменным в Своем благословении. Но это со внешней стороны. Внутри же Израиля, как мы читаем в других главах, Бог упрекает Свой народ в неверии и карает его. Но такова природа Божьей любви — при всех наших грехах и неверности, Он неизменен, и как ни усердствует Валак, пророк изрекает не проклятия, а благословения. Бог в очередной (и не в последний) раз доказывает вою любовь к тем, кого Он избрал.

Другие мысли вслух

 
На Числ 23:1-30
1 И сказал Валаам Валаку: построй мне здесь семь жертвенников и приготовь мне семь тельцов и семь овнов. 2 Валак сделал так, как говорил Валаам, и вознесли Валак и Валаам по тельцу и по овну на каждом жертвеннике. 3 И сказал Валаам Валаку: постой у всесожжения твоего, а я пойду; может быть, Господь выйдет мне навстречу, и что Он откроет мне, я объявлю тебе. И (остался Валак у всесожжения своего, а Валаам) пошел на возвышенное место (вопросить Бога). 4 И встретился Бог с Валаамом, и сказал ему (Валаам): семь жертвенников устроил я и вознес по тельцу и по овну на каждом жертвеннике. 5 И вложил Господь слово в уста Валаамовы и сказал: возвратись к Валаку и так говори. 6 И возвратился к нему, и вот, он стоит у всесожжения своего, он и все князья Моавитские. (И был на нем Дух Божий.) 7 И произнес притчу свою и сказал:
Из Месопотамии привел меня Валак,
  царь Моава, от гор восточных:
"приди, прокляни мне Иакова,
  приди, изреки зло на Израиля!"
 
8 Как прокляну я? Бог не проклинает его.
  Как изреку зло? Господь не изрекает (на него) зла.
 
9 С вершины скал вижу я его,
  и с холмов смотрю на него:
вот, народ живет отдельно
  и между народами не числится.
 
10 Кто исчислит песок Иакова
  и число четвертой части Израиля?
Да умрет душа моя смертью праведников,
  и да будет кончина моя, как их!
11 И сказал Валак Валааму: что ты со мною делаешь? я взял тебя, чтобы проклясть врагов моих, а ты, вот, благословляешь? 12 И отвечал он и сказал: не должен ли я в точности сказать то, что влагает Господь в уста мои?
13 И сказал ему Валак: пойди со мною на другое место, с которого ты увидишь его, но только часть его увидишь, а всего его не увидишь; и прокляни мне его оттуда. 14 И взял его на место стражей, на вершину горы Фасги, и построил семь жертвенников, и вознес по тельцу и по овну на каждом жертвеннике. 15 И сказал (Валаам) Валаку: постой здесь у всесожжения твоего, а я (пойду) туда навстречу (Богу). 16 И встретился Господь с Валаамом, и вложил слово в уста его, и сказал: возвратись к Валаку и так говори. 17 И пришел к нему, и вот, он стоит у всесожжения своего, и с ним (все) князья Моавитские. И сказал ему Валак: что говорил Господь? 18 Он произнес притчу свою и сказал:
Встань, Валак, и послушай,
  внимай мне, сын Сепфоров.
 
19 Бог не человек, чтоб Ему лгать,
  и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться.
Он ли скажет и не сделает?
  будет говорить и не исполнит?
 
20 Вот, благословлять начал я,
  ибо Он благословил,
  и я не могу изменить сего.
 
21 Не видно бедствия в Иакове,
  и не заметно несчастья в Израиле;
Господь, Бог его, с ним,
  и трубный царский звук у него;
 
22 Бог вывел их из Египта,
  быстрота единорога у него.
 
23 Нет волшебства в Иакове
  и нет ворожбы в Израиле.
В свое время скажут об Иакове и об Израиле:
  вот что творит Бог!
 
24 Вот, народ как львица встает
  и как лев поднимается;
не ляжет, пока не съест добычи
  и не напьется крови убитых.
25 И сказал Валак Валааму: ни клясть не кляни его, ни благословлять не благословляй его. 26 И отвечал Валаам и сказал Валаку: не говорил ли я тебе, что я буду делать все то, что скажет мне Господь? 27 И сказал Валак Валааму: пойди, я возьму тебя на другое место; может быть, угодно будет Богу, и оттуда проклянешь мне его. 28 И взял Валак Валаама на верх Фегора, обращенного к пустыне. 29 И сказал Валаам Валаку: построй мне здесь семь жертвенников и приготовь мне здесь семь тельцов и семь овнов. 30 И сделал Валак, как сказал Валаам, и вознес по тельцу и овну на каждом жертвеннике.
Свернуть
Попытки человека договориться с Богом никогда не прекращались. Равно, впрочем, как и с теми языческими богами, которых нередко люди если не создавали сами, то, во всяком случае, представляли их себе по собственному образу и подобию. Так и Валак — он вначале хотел лишь одного...  Читать далее

Попытки человека договориться с Богом никогда не прекращались. Равно, впрочем, как и с теми языческими богами, которых нередко люди если не создавали сами, то, во всяком случае, представляли их себе по собственному образу и подобию. Так и Валак — он вначале хотел лишь одного: поражения народа Божия в той войне, которая ему с ним предстояла. Бог Валаама нужен был ему лишь как сила, которую можно было противопоставить народу и его непонятному Богу. Для Валака существует только сила, естественная и сверхъестественная, и обе разновидности равно годятся для достижения поставленной цели. Валаам для Валака — лишь специалист по управлению сверхъестественной силой, не более того.

Может быть, он и догадывался, что пророк и пророчество — нечто большее, чем такое управление, но, судя по рассказу, это большее его не интересовало. Валаам же оказался настоящим пророком, хоть и языческим. Настоящим потому, что отказывался следовать кому бы то ни было и чему бы то ни было, кроме голоса, который слышал и который его вёл. Такими были настоящие пророки — они, судя по тому, что знаем мы о них сегодня, далеко не всегда понимали, кому именно они служат, но одно они знали твёрдо: их жизнь предполагает путь и служение.

Нельзя изменять тому опыту, который открывается тебе в глубине собственного сердца, нельзя не слушать голоса, который там звучит, и нельзя изменять своему пути — иначе неизбежна катастрофа, крах всей жизни. Валаам следует этим правилам — не всегда последовательно, но всегда искренне, а Богу ведь и нужна от человека в первую очередь искренность, верность себе и верность собственному пути. Валак же хочет, чтобы Валаам просто решил поставленную перед ним задачу — иначе зачем было вообще его приглашать? Вот тут-то и нашла коса на камень: Валаам отказывается действовать так, как требует от него Валак, несмотря ни на посулы, ни на угрозы.

Он отказывается даже от предложенного Валаком компромисса: не благословлять народ и не проклинать его. Валак был в крайнем случае согласен даже на такой вариант — раз уж не получилось по максимуму, но Валаам не может изменить себе. Скорее всего, он ничего не знал о Яхве, по крайней мере, вначале, когда Валак пригласил его к себе. Зато он знал, что нельзя изменить себе и Тому, Кто говорит в сердце, кем бы Он ни был. Вот эта верность себе и своему пути и позволила Валааму услышать Бога, Которого он прежде не знал.

Свернуть
 
На Числ 23:19
19 Бог не человек, чтоб Ему лгать,
  и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться.
Он ли скажет и не сделает?
  будет говорить и не исполнит?
Свернуть
И Тора, и другие библейские книги часто подчёркивают неизменность Божьей воли и Божьих определений. Между тем, ситуации, касающиеся конкретных людей и обстоятельств, могут меняться очень быстро. Иногда может показаться, что Бог...  Читать далее

И Тора, и другие библейские книги часто подчёркивают неизменность Божьей воли и Божьих определений. Между тем, ситуации, касающиеся конкретных людей и обстоятельств, могут меняться очень быстро. Иногда может показаться, что Бог просто пускает дело на самотёк, предоставляя событиям развиваться практически бесконтрольно.

Более того: нередко случается, что Бог не мешает действовать даже тем, кто прямо противостоит Ему и, насколько возможно, противодействуют осуществлению Его планов. Между тем, такое положение дел связано с той свободой, которую Бог предоставляет человеку. Человек ведь может использовать свою свободу и против Бога. И Бог ему в этом не мешает. Довольно часто Он позволяет человеческому своеволию раскрыться до конца. А потом оказывается, что, сделав всё, чего ему хотелось и что он задумывал, человек вдруг получает совсем не тот результат, на который рассчитывал.

Такой оказалась даже история Мессии: ведь и те, кто распинал Христа, были уверены, что, убив Его, они избавятся от Того, Кого ненавидели. И они сделали, что хотели. А вышло всё не так, как думали эти люди, а так, как задумал Бог. И дело тут не в каком-то особом коварстве Бога или какой-нибудь особенной Его хитрости. Дело просто в том, что Бог и Его противники действуют в разных мирах, в разных измерениях одной и той же реальности.

Бог действует в большом, Им сотворённом мире, а Его противники — в своём маленьком, отделённом от большого Божьего мира, мирке. В своём маленьком мирке они, конечно, вполне могут победить. Но вот в большом Божьем мире победа всегда будет за Богом. Ведь это Его мир, и в Его мире Его план всегда будет приоритетным. Поэтому Его слово всегда исполняется, а Его воля осуществляется. Как только маленький изолированный от большого мира мирок снова станет частью того, от чего его отделила воля, противостоящая Богу.

Свернуть
 
На Числ 23:19
19 Бог не человек, чтоб Ему лгать,
  и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться.
Он ли скажет и не сделает?
  будет говорить и не исполнит?
Свернуть
Не случается ли нам «сотворять» Бога по нашему образу и подобию? Мы берем наши качества и свойства, раздуваем их до необъятных размеров и уверяем, что Бог именно таков...  Читать далее

Не случается ли нам «сотворять» Бога по нашему образу и подобию? Мы берем наши качества и свойства, раздуваем их до необъятных размеров и уверяем, что Бог именно таков. Не в этом ли причина нашего непреодолимого (нашими силами) недоверия Богу? Мы говорим: «На Бога надейся, а сам не плошай». Мы говорим: «Бог дал — Бог взял»...

Но Библейское откровение неоднократно подчеркивает: Бог не такой, как человек, Он — иной, Он непредставим и не состоит из человеческих качеств в превосходной степени. Бог парадоксален: Он всегда Тот же и Он — Бог живой (что для нас всегда ассоциируется с изменением). Разрешение этого парадокса можно найти в понятии «верность». Бог верен во всем, а слово Его настолько верно, что уже и не слово, а дело. Поэтому от Него никогда не исходит никакой лжи, иначе бы слово немедленно разошлось с делом.

Если ветхозаветный Валаам это понимает, то насколько меньше оснований для «богостроительства» и недоверия Богу у нас, получивших удостоверение верности Божией через исполнение стольких Его слов в событиях Нового Завета.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).