Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Евр 3:7-19

7 Почему, как говорит Дух Святый,
"ныне, когда услышите глас Его,
 
8 не ожесточите сердец ваших,
  как во время ропота, в день искушения в пустыне,
 
9 где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня,
  и видели дела Мои сорок лет.
 
10 Посему Я вознегодовал на оный род
и сказал: непрестанно заблуждаются сердцем,
  не познали они путей Моих;
 
11 посему Я поклялся во гневе Моем,
  что они не войдут в покой Мой".
12 Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живаго. 13 Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: "ныне", чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом. 14 Ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца, 15 доколе говорится:
"ныне, когда услышите глас Его,
не ожесточите сердец ваших, как во время ропота".
 16 Ибо некоторые из слышавших возроптали; но не все вышедшие из Египта с Моисеем. 17 На кого же негодовал Он сорок лет? Не на согрешивших ли, которых кости пали в пустыне? 18 Против кого же клялся, что не войдут в покой Его, как не против непокорных? 19 Итак видим, что они не могли войти за неверие.
Свернуть

Призыв автора послания не отступать от Бога живого кажется не то чтобы неожиданным, но скорее самоочевидным, а на фоне всего сказанного им встаёт вопрос: почему он вдруг переходит к такому увещанию? Между тем, учитывая контекст послания, многое становится понятно и очевидно. В самом деле: речь идёт о Мессии, о том, кто Он такой, Человек Он или некий великий ангел. Между тем, представление Мессии в виде великого ангела могло быть связано, в частности, с теми событиями 70 г., которые в глазах христиан знаменовали собой конец истории.

В самом деле: Сам Иисус, рассказывая ученикам о последних днях, указывает на разгром Иерусалима и Храма как на события, предшествующие Его возвращению и полному торжеству Царства. И вот предсказанное Спасителем сбылось, а Сам Он, между тем, всё не возвращается. На таком фоне многие из христиан, вероятно, решили, что надо пересмотреть устоявшиеся к этому времени (а речь идёт уже о третьем христианском поколении) представления и об истории, и, может быть, даже о Самом Мессии.

В это именно время в христианской среде начинают распространяться разного рода фантастические предположения о том, что возвращение Мессии уже произошло, но видели Его не все, а лишь те, кому было дано, потому, что Он на самом деле вовсе не человек, а как раз тот самый великий ангел, которого так просто не увидишь. Словом, речь шла о совсем другом «мессии», таинственном мистическом «мессии», приходящем к немногим посвящённым, к тем, кто «достоин спасения». Все эти фантазии, разумеется, не имели никакого отношения к подлинному Мессии, о Котором свидетельствуют евангелисты. А бегство от жестокой реальности в мир таких фантазий означал фактическую измену Христу, о чём и напоминает своим читателям автор послания.

Темы:

Другие мысли вслух

 
На Евр 3:7-19
7 Почему, как говорит Дух Святый,
"ныне, когда услышите глас Его,
 
8 не ожесточите сердец ваших,
  как во время ропота, в день искушения в пустыне,
 
9 где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня,
  и видели дела Мои сорок лет.
 
10 Посему Я вознегодовал на оный род
и сказал: непрестанно заблуждаются сердцем,
  не познали они путей Моих;
 
11 посему Я поклялся во гневе Моем,
  что они не войдут в покой Мой".
12 Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живаго. 13 Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: "ныне", чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом. 14 Ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца, 15 доколе говорится:
"ныне, когда услышите глас Его,
не ожесточите сердец ваших, как во время ропота".
 16 Ибо некоторые из слышавших возроптали; но не все вышедшие из Египта с Моисеем. 17 На кого же негодовал Он сорок лет? Не на согрешивших ли, которых кости пали в пустыне? 18 Против кого же клялся, что не войдут в покой Его, как не против непокорных? 19 Итак видим, что они не могли войти за неверие.
Свернуть
Предоставляются ли гарантии верующему за веру? Спасается ли автоматически тот, кто называет себя христианином?...  Читать далее

Предоставляются ли гарантии верующему за веру? Спасается ли автоматически тот, кто называет себя христианином? Эти вопросы обсуждаются всегда очень бурно и вызывают массу версий. Апостол Павел в сегодняшнем отрывке не говорит о делах и вере. Он выдвигает один из важнейших принципов спасения – повиновение Святому Духу. Отсутствия жестокосердия, глухоты сердца к действию Духа в нас - важнейший признак здоровья нашей веры. Признак горения, а не теплохладности. Признак готовности признать Христа Царем и Богом.

Свернуть
 
На Евр 3:7-19
7 Почему, как говорит Дух Святый,
"ныне, когда услышите глас Его,
 
8 не ожесточите сердец ваших,
  как во время ропота, в день искушения в пустыне,
 
9 где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня,
  и видели дела Мои сорок лет.
 
10 Посему Я вознегодовал на оный род
и сказал: непрестанно заблуждаются сердцем,
  не познали они путей Моих;
 
11 посему Я поклялся во гневе Моем,
  что они не войдут в покой Мой".
12 Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живаго. 13 Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: "ныне", чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом. 14 Ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца, 15 доколе говорится:
"ныне, когда услышите глас Его,
не ожесточите сердец ваших, как во время ропота".
 16 Ибо некоторые из слышавших возроптали; но не все вышедшие из Египта с Моисеем. 17 На кого же негодовал Он сорок лет? Не на согрешивших ли, которых кости пали в пустыне? 18 Против кого же клялся, что не войдут в покой Его, как не против непокорных? 19 Итак видим, что они не могли войти за неверие.
Свернуть
Как видно, среди христиан, и прежде всего, разумеется, христиан-евреев, после катастрофы 70 г. стало распространяться...  Читать далее

Как видно, среди христиан, и прежде всего, разумеется, христиан-евреев, после катастрофы 70 г. стало распространяться уныние и неверие. Это неудивительно: ведь именно Второй Храм был в глазах яхвистов (как христиан, так и иудеев) Храмом мессианским, он должен был «встретить» Мессию, и многие из иудео-христиан были, вероятно, уверены в том, что возвращение Спасителя и торжество Царства будет как-то связано и с обновлением Храма тоже. Между тем, Иерусалим и Храм уже лежали в руинах, а Спаситель всё медлил с возвращением. На таком фоне, по-видимому, и стали распространяться представления о Мессии, «подобном ангелу», о Царстве, которое, быть может, уже наступило и торжествует, но не на земле, а в каком-то ином измерении, и другие спиритуалистические воззрения подобного рода. С другой стороны, политический мессианизм тоже не исчез полностью, он продолжал подспудно тлеть, вспыхнув через 50 лет после разгрома Храма мессианским восстанием бар-Кохбы, последним крупным мессианским политическим движением Древнего мира. Сбывалось предсказание Иисуса о лжемессиях и лжепророках, и связанные с ним предупреждения становились актуальными, как никогда ранее.

Потому-то и напоминает автор послания своим читателям об умении слушать и слышать голос Божий с тем, чтобы не потерять Царства так же, как когда-то вышедшие из Египта потомки Иакова потеряли возможность войти в обещанную им Богом землю (ст. 7 – 11). Как видно, для автора послания очень важной оказывается верность той традиции, которая восходит к апостолам и которой он призывает своих читателей держаться (ст. 12 – 15). Можно думать, что тот мистический мессианизм, против которого выступает автор, был в сложившейся ситуации соблазнительно простым решением, дававшим ответы на все вопросы, и притом ответы, которые могли казаться вполне удовлетворительными. Но ученику апостола Павла, не забывшему заветы своего учителя, было очевидно, что простота эта мнимая, а ответы, кажущиеся столь очевидными, на самом деле уводят людей от Христа и от Царства. Не случайно он сравнивает таких любителей простых ответов и лёгких решений с теми, кто потерял возможность войти в обещанную Богом землю из-за собственного неверия (ст. 16 – 19): ведь, в сущности, мистический мессианизм означал именно неверие, неверие в то, что Иисус исполнит данные Им обещания, и попытку найти некую альтернативу той верности, которая соединяет Спасителя со спасаемыми. Попытку, которая может привести лишь к утрате и Царства, и спасения.

Свернуть
 
На Евр 3:7-14
7 Почему, как говорит Дух Святый,
"ныне, когда услышите глас Его,
 
8 не ожесточите сердец ваших,
  как во время ропота, в день искушения в пустыне,
 
9 где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня,
  и видели дела Мои сорок лет.
 
10 Посему Я вознегодовал на оный род
и сказал: непрестанно заблуждаются сердцем,
  не познали они путей Моих;
 
11 посему Я поклялся во гневе Моем,
  что они не войдут в покой Мой".
12 Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живаго. 13 Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: "ныне", чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом. 14 Ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца,
Свернуть
В сегодняшнем чтении из послания к Евреям как-то очень коснулись сердца слова «доколе можно говорить »ныне«». Пока ещё есть время, пока не настала Вечность...  Читать далее

В сегодняшнем чтении из послания к Евреям как-то очень коснулись сердца слова «доколе можно говорить »ныне«». Пока ещё есть время, пока не настала Вечность... Ведь мы всё время думаем, что у нас есть время, а точнее, даже и не думаем — мы живём так, как будто оно у нас есть. А ведь у нас времени нет — оно есть только у Бога. Время, как и Вечность, принадлежит Ему. И никто не знает, когда закончится время для нас. И настанет — вечность, та вечность, которую мы создавали за время своей земной жизни в своих отношениях с Богом... Ведь выбор вечности зависит от нас — но только пока мы внутри времени.

Свернуть
 
На Евр 3:12
12 Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живаго.
Свернуть
О грехе за две тысячи лет христианской истории было сказано и написано немало. Так же как и о борьбе с ним. Да и до прихода в мир Христа об этом тоже говорили...  Читать далее

О грехе за две тысячи лет христианской истории было сказано и написано немало. Так же как и о борьбе с ним. Да и до прихода в мир Христа об этом тоже говорили.

И всё же нередко и в прошлом, и сегодня речь идёт о грехе как о нарушении нравственной нормы. Или как об источнике зла для ближнего. А автор послания между тем обращает внимание на другое: он говорит о злом и неверном сердце, которое отделяет человека от Бога. Говорит то, что, с одной стороны, кажется само собой очевидным, а с другой — возвращает нас к тому представлению о грехе, которое можно было бы назвать изначально библейским.

Библейские книги писали отнюдь не философы-моралисты. И грех авторы библейских книг считали злом не потому, что греховные поступки противоречат неким нравственным нормам, хотя бы и установленным Богом. Ведь и Бог тоже не моралист. Он ненавидит грех не потому, что для человека быть нравственным красиво и достойно, или, во всяком случае, не только поэтому. Конечно, грех искажает в человеке образ Божий, и Бога это радовать не может. Но самое страшное в другом: грех отделяет человека от Бога. И страшнее всего здесь то, что Бог ничего не может с этим поделать.

Человек свободен, и Бог уважает его свободу. И если этот свободный человек, злоупотребляя своей свободой, выстраивает между собой и Богом стену из собственных грехов и их последствий, Богу ничего не остаётся делать, как ожидать раскаяния и нового обращения. Вот эта-то стена и есть самое страшное, что может принести человеку грех. И не потому, что всё остальное неважно. Просто с остальным Бог вполне может справиться, если только человек Ему это позволит. А вот сломать стену в состоянии лишь сам человек.

Но для этого нужна твёрдая решимость, которая невозможна для человека, чьё сердце пронизано грехом или которому не хватает верности. Ведь обращение — прежде всего изменение духовной направленности сердца, его, как говорят современные психологи, интенции. И эта новая интенция должна быть достаточно глубокой и устойчивой, иначе стену греха не пробить и не сломать. А тогда о новом обращении и о духовном обновлении придётся забыть. Если не навсегда, то надолго.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).