Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Пс 102:18

Поделиться
18 
  и правда Его на сынах сынов,
хранящих завет Его
  и помнящих заповеди Его, чтобы исполнять их.
Свернуть

Конечно, традиция важна для любой религии: ведь без неё невозможна никакая преемственность поколений. Но отношение к традиции может быть разным. Нередко бывает, что традиция сводится к некоторому набору текстов и ритуалов, которые повторяются снова и снова, становясь основой религиозной жизни общины.

Эти тексты и ритуалы никогда не бывают бессмысленными, во всяком случае, бессмысленными изначально; но часто оказывается, что с течением времени в процессе бесконечного повторения изначальный смысл не только ритуала, но даже и текста забывается и уходит в прошлое, а на смену ему приходит другой, новый, иногда мало связанный с изначальным.

С этим практически ничего нельзя поделать: как изнашивается в процессе употребления всякая вещь, так изнашивается и ритуал, и как теряет свой изначальный вид износившийся материал, так и износившийся ритуал утрачивает свой изначальный смысл, который забывается, уходя в прошлое. И даже если какому-нибудь историку удастся докопаться до этого изначального смысла, изменить ситуацию его находка уже не может: ритуал живёт своей жизнью, его невозможно вновь вернуть к первоначальному смыслу так же, как невозможно вернуть новизну износившемуся от времени материалу.

Поэтому автор псалма предлагает другой путь: каждое поколение должно возносить Богу свою хвалу, заново находить Его для себя и устанавливать с Ним свои, живые и реальные для себя, отношения. Прошлый опыт в таком случае нужен не для того, чтобы просто повторять снова и снова чужие слова, пусть и очень выразительные, или чужие мысли, пусть и очень глубокие. Он нужен, как пример, как модель тех отношений, которые невозможно повторить, но можно установить снова здесь и теперь.

Духовная жизнь ведь и состоит из отношений, которые не могут быть достоянием ни прошлого, ни будущего: любые отношения, будь то отношения с Богом или с человеком, возможны только в настоящем. Ориентироваться на старые формы — значит имитировать то, чего нет. Воспользоваться ими — значит понять, как выстраивали отношения с Богом раньше, и с учётом прошлого опыта сделать это сегодня. Так, как и предполагает подлинная традиция.

Другие мысли вслух

 
На Пс 103:18
18 
высокие горы — сернам;
  каменные утесы — убежище зайцам.
Свернуть
Конечно, традиция важна для любой религии: ведь без неё невозможна никакая преемственность поколений. Но отношение к традиции может быть разным. Нередко бывает, что традиция сводится к некоторому набору текстов и ритуалов, которые повторяются снова и снова, становясь основой религиозной жизни общины...  Читать далее

Конечно, традиция важна для любой религии: ведь без неё невозможна никакая преемственность поколений. Но отношение к традиции может быть разным. Нередко бывает, что традиция сводится к некоторому набору текстов и ритуалов, которые повторяются снова и снова, становясь основой религиозной жизни общины.

Эти тексты и ритуалы никогда не бывают бессмысленными, во всяком случае, бессмысленными изначально; но часто оказывается, что с течением времени в процессе бесконечного повторения изначальный смысл не только ритуала, но даже и текста забывается и уходит в прошлое, а на смену ему приходит другой, новый, иногда мало связанный с изначальным.

С этим практически ничего нельзя поделать: как изнашивается в процессе употребления всякая вещь, так изнашивается и ритуал, и как теряет свой изначальный вид износившийся материал, так и износившийся ритуал утрачивает свой изначальный смысл, который забывается, уходя в прошлое. И даже если какому-нибудь историку удастся докопаться до этого изначального смысла, изменить ситуацию его находка уже не может: ритуал живёт своей жизнью, его невозможно вновь вернуть к первоначальному смыслу так же, как невозможно вернуть новизну износившемуся от времени материалу.

Поэтому автор псалма предлагает другой путь: каждое поколение должно возносить Богу свою хвалу, заново находить Его для себя и устанавливать с Ним свои, живые и реальные для себя, отношения. Прошлый опыт в таком случае нужен не для того, чтобы просто повторять снова и снова чужие слова, пусть и очень выразительные, или чужие мысли, пусть и очень глубокие. Он нужен, как пример, как модель тех отношений, которые невозможно повторить, но можно установить снова здесь и теперь.

Духовная жизнь ведь и состоит из отношений, которые не могут быть достоянием ни прошлого, ни будущего: любые отношения, будь то отношения с Богом или с человеком, возможны только в настоящем. Ориентироваться на старые формы — значит имитировать то, чего нет. Воспользоваться ими — значит понять, как выстраивали отношения с Богом раньше, и с учётом прошлого опыта сделать это сегодня. Так, как и предполагает подлинная традиция.

Свернуть
 
На Пс 103:1-22
 (Псалом Давида о сотворении мира.)
Благослови, душа моя, Господа!
  Господи, Боже мой! Ты дивно велик,
Ты облечен славою и величием.
  Ты одеваешься светом, как ризою,
простираешь небеса, как шатер;
  устрояешь над водами горние чертоги Твои,
делаешь облака Твоею колесницею,
  шествуешь на крыльях ветра.
Ты творишь ангелами Твоими духов,
  служителями Твоими — огонь пылающий.
Ты поставил землю на твердых основах:
  не поколеблется она во веки и веки.
Бездною, как одеянием, покрыл Ты ее;
  на горах стоят воды.
От прещения Твоего бегут они,
  от гласа грома Твоего быстро уходят.
Восходят на горы, нисходят в долины,
  на место, которое Ты назначил для них.
Ты положил предел, которого не перейдут,
  и не возвратятся покрыть землю.
10 
Ты послал источники в долины;
  между горами текут (воды).
11 
Поят всех полевых зверей;
  дикие ослы утоляют жажду свою.
12 
При них обитают птицы небесные,
  из среды ветвей издают голос.
13 
Ты напояешь горы с высот Твоих,
  плодами дел Твоих насыщается земля.
14 
Ты произращаешь траву для скота,
  и зелень на пользу человека,
чтобы произвести из земли пищу,
15 
  и вино, которое веселит сердце человека,
и елей, от которого блистает лице его,
  и хлеб, который укрепляет сердце человека.
16 
Насыщаются древа Господа,
  кедры Ливанские, которые Он насадил.
17 
На них гнездятся птицы:
  ели — жилище аисту,
18 
высокие горы — сернам;
  каменные утесы — убежище зайцам.
19 
Он сотворил луну для указания времен;
  солнце знает свой запад.
20 
Ты простираешь тьму и бывает ночь:
  во время нее бродят все лесные звери;
21 
львы рыкают о добыче
  и просят у Бога пищу себе.
22 
Восходит солнце, (и) они собираются
  и ложатся в свои логовища.
Свернуть
Милость Господа превышает всё, что мы могли бы представить, а для нас это не просто очень трудно, но и невозможно...  Читать далее

Милость Господа превышает всё, что мы могли бы представить, а для нас это не просто очень трудно, но и невозможно, когда мы следуем человеческим понятиям о справедливости. Но Его пути - не наши пути, и если на земле милость и истина слишком часто расходятся, то у Господа они пребывают в единстве. Единство противоречащих, согласно обычной логике, одно другому качеств, принято называть антиномичным, но единство милости и справедливости у Господа так называть не хочется. Именно потому, что Он видит, что мы из себя представляем, и чего от нас можно ожидать, Он к нам и долготерпит, впрочем, не снижая требовательности к нам.

Поэтому не лишним становится напоминание о Его правде, пребывающей на тех, кто хранит Его завет. Следуя за Ним, мы получаем возможность хотя бы в какой-то степени подняться над логикой повседневности и приобщиться к исходящей от Него правде, соединяющей милость и справедливость.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).