Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Ам 3:3

3 Numquid ambulabunt duo pariter,
nisi convenerit eis?
Свернуть

О единодушии и о разногласиях между людьми было сказано и написано немало, так же, как о единомыслии и о разногласиях между Богом и человеком. И всё же проблема единомыслия или, вернее, его отсутствия в отношениях (будь то отношения межчеловеческие или отношения между человеком и Богом) остаётся актуальной. А ядро проблемы связано с тем, что отсутствие единомыслия, как правило, проявляется отнюдь не сразу (если оно проявляется сразу, то несогласные едва ли отправятся вместе в дорогу), а тогда, когда от дома оказавшиеся между собой несогласными спутники успевают отойти достаточно далеко, так, что возвратиться назад оказывается уже невозможно. Почему же так происходит? Конечно, нередко проблемы, возникшие в дороге, объясняются трудностями пути, к которым кто-то из идущих или все они вместе оказывается не готов. Но это далеко не единственная причина возможных обнаруживающихся разногласий. Чаще случается, что, задумывая некое совместное начинание, будущие сотрудники или попутчики не очень-то хорошо представляют себе мотивы и интенции каждого из участвующих. И не потому, что кто-то кого-то намеренно обманывает. Проблема в том, что мы сами нередко плохо понимаем истинные причины собственных поступков. И не только тогда, когда дело касается других людей, но и тогда, когда дело касается Бога. Конечно, если мы религиозны, у этой религиозности есть свои причины и мотивы, а религиозность наша, в свою очередь, обусловливает причины если не всех, то очень многих наших слов и поступков как в отношении к Богу, так и в отношении к ближним. Вот только религиозность сама по себе — реалия не столько духовная, сколько душевная, психическая. И религиозная мотивация сама по себе означает лишь то, что она не противоречит нашему религиозному мировоззрению. А вот насколько само это мировоззрение не противоречит воле Божией, насколько оно соответствует данной Богом Торе и Его заповедям — вопрос открытый. Так же, как открытым остаётся вопрос о том, являемся ли мы с Богом, при всей нашей религиозности, единомышленниками, или нет. Тут, наверное, только проверка наших намерений на соответствие их заповедям может дать более-менее однозначный ответ. И только в том случае, если такая проверка будет не одноразовой, а систематической.

Другие мысли вслух

 
На Ам 3:1-15
1 Audite verbum quod locutus est Dominus super vos, filii Israël,
super omnem cognationem quam eduxi de terra Ægypti, dicens:
 2 Tantummodo vos cognovi ex omnibus cognationibus terræ;
idcirco visitabo super vos omnes iniquitates vestras.
 3 Numquid ambulabunt duo pariter,
nisi convenerit eis?
 4 numquid rugiet leo in saltu,
nisi habuerit prædam?
numquid dabit catulus leonis vocem de cubili suo,
nisi aliquid apprehenderit?
 5 numquid cadet avis in laqueum terræ
absque aucupe?
numquid auferetur laqueus de terra
antequam quid ceperit?
 6 si clanget tuba in civitate,
et populus non expavescet?
si erit malum in civitate,
quod Dominus non fecerit?
 7 Quia non facit Dominus Deus verbum,
nisi revelaverit secretum suum ad servos suos prophetas.
 8 Leo rugiet, quis non timebit?
Dominus Deus locutus est, quis non prophetabit?
 9 Auditum facite in ædibus Azoti,
et in ædibus terræ Ægypti,
et dicite: Congregamini super montes Samariæ,
et videte insanias multas in medio ejus,
et calumniam patientes in penetralibus ejus.
 10 Et nescierunt facere rectum, dicit Dominus,
thesaurizantes iniquitatem et rapinas in ædibus suis.
 11 Propterea hæc dicit Dominus Deus:
Tribulabitur et circuietur terra:
et detrahetur ex te fortitudo tua,
et diripientur ædes tuæ.
 12 Hæc dicit Dominus:
Quomodo si eruat pastor de ore leonis
duo crura, aut extremum auriculæ,
sic eruentur filii Israël, qui habitant in Samaria
in plaga lectuli, et in Damasci grabato.
 13 Audite, et contestamini in domo Jacob,
dicit Dominus Deus exercituum;
 14 quia in die cum visitare cœpero prævaricationes Israël,
super eum visitabo, et super altaria Bethel;
et amputabuntur cornua altaris, et cadent in terram.
 15 Et percutiam domum hiemalem cum domo æstiva,
et peribunt domus eburneæ,
et dissipabuntur ædes multæ,
dicit Dominus.
Свернуть
Призвание — это не только радость, но и ответственность. При этом Бог не...  Читать далее

Призвание — это не только радость, но и ответственность (Ам. 3:2). При этом Бог не оставляет людей в неведении о том, что Он считает правильным (иначе, как сказал Иисус, они «не имели бы греха» Ин. 15:22), Он дает людям заповеди, Он посылает к ним Своих пророков. Очень важны слова Ам. 3:7, в них открывается Божий замысел о «синергии» — совместном действии Бога и человека в этом мире.

Свернуть
 
На Ам 3:1-15
1 Audite verbum quod locutus est Dominus super vos, filii Israël,
super omnem cognationem quam eduxi de terra Ægypti, dicens:
 2 Tantummodo vos cognovi ex omnibus cognationibus terræ;
idcirco visitabo super vos omnes iniquitates vestras.
 3 Numquid ambulabunt duo pariter,
nisi convenerit eis?
 4 numquid rugiet leo in saltu,
nisi habuerit prædam?
numquid dabit catulus leonis vocem de cubili suo,
nisi aliquid apprehenderit?
 5 numquid cadet avis in laqueum terræ
absque aucupe?
numquid auferetur laqueus de terra
antequam quid ceperit?
 6 si clanget tuba in civitate,
et populus non expavescet?
si erit malum in civitate,
quod Dominus non fecerit?
 7 Quia non facit Dominus Deus verbum,
nisi revelaverit secretum suum ad servos suos prophetas.
 8 Leo rugiet, quis non timebit?
Dominus Deus locutus est, quis non prophetabit?
 9 Auditum facite in ædibus Azoti,
et in ædibus terræ Ægypti,
et dicite: Congregamini super montes Samariæ,
et videte insanias multas in medio ejus,
et calumniam patientes in penetralibus ejus.
 10 Et nescierunt facere rectum, dicit Dominus,
thesaurizantes iniquitatem et rapinas in ædibus suis.
 11 Propterea hæc dicit Dominus Deus:
Tribulabitur et circuietur terra:
et detrahetur ex te fortitudo tua,
et diripientur ædes tuæ.
 12 Hæc dicit Dominus:
Quomodo si eruat pastor de ore leonis
duo crura, aut extremum auriculæ,
sic eruentur filii Israël, qui habitant in Samaria
in plaga lectuli, et in Damasci grabato.
 13 Audite, et contestamini in domo Jacob,
dicit Dominus Deus exercituum;
 14 quia in die cum visitare cœpero prævaricationes Israël,
super eum visitabo, et super altaria Bethel;
et amputabuntur cornua altaris, et cadent in terram.
 15 Et percutiam domum hiemalem cum domo æstiva,
et peribunt domus eburneæ,
et dissipabuntur ædes multæ,
dicit Dominus.
Свернуть
Амос снова напоминает нам, что Божие избрание это не только дар, не только благодать, но и ответственность за данные...  Читать далее

Амос снова напоминает нам, что Божие избрание это не только дар, не только благодать, но и ответственность за данные обещания.

«Всё, что сказал Господь, сделаем и будем послушны» — именно такие слова сказали сыны Израиля, когда заключали Завет с Богом на Синае (Исх 24:7). Это обещание данное Богу, с одной стороны, открыло перед народом Божиим необычайные возможности, но с другой — возложило на народ Израиля иго исполнения Его заповедей. Это то и должно было выделять Израиль из среды других народов. Однако именно это бремя избранный народ и хотел с себя сбросить, не отказываясь, впрочем, от Божиего покровительства.

Но Господь не может быть равнодушным к тому, как Его народ по своему неразумию готов отказаться от того, что составляет суть Завета. Поэтому для сохранения Завета Богу необходимо взыскать все то что, что Ему не было додано – исполненные заповеди. Появившиеся в Израиле пророки, призывающие к покаянию (обращению) – верный признак того, что пришло время для народа Божиего отдавать долги.

Свернуть
 
На Ам 3:1-15
1 Audite verbum quod locutus est Dominus super vos, filii Israël,
super omnem cognationem quam eduxi de terra Ægypti, dicens:
 2 Tantummodo vos cognovi ex omnibus cognationibus terræ;
idcirco visitabo super vos omnes iniquitates vestras.
 3 Numquid ambulabunt duo pariter,
nisi convenerit eis?
 4 numquid rugiet leo in saltu,
nisi habuerit prædam?
numquid dabit catulus leonis vocem de cubili suo,
nisi aliquid apprehenderit?
 5 numquid cadet avis in laqueum terræ
absque aucupe?
numquid auferetur laqueus de terra
antequam quid ceperit?
 6 si clanget tuba in civitate,
et populus non expavescet?
si erit malum in civitate,
quod Dominus non fecerit?
 7 Quia non facit Dominus Deus verbum,
nisi revelaverit secretum suum ad servos suos prophetas.
 8 Leo rugiet, quis non timebit?
Dominus Deus locutus est, quis non prophetabit?
 9 Auditum facite in ædibus Azoti,
et in ædibus terræ Ægypti,
et dicite: Congregamini super montes Samariæ,
et videte insanias multas in medio ejus,
et calumniam patientes in penetralibus ejus.
 10 Et nescierunt facere rectum, dicit Dominus,
thesaurizantes iniquitatem et rapinas in ædibus suis.
 11 Propterea hæc dicit Dominus Deus:
Tribulabitur et circuietur terra:
et detrahetur ex te fortitudo tua,
et diripientur ædes tuæ.
 12 Hæc dicit Dominus:
Quomodo si eruat pastor de ore leonis
duo crura, aut extremum auriculæ,
sic eruentur filii Israël, qui habitant in Samaria
in plaga lectuli, et in Damasci grabato.
 13 Audite, et contestamini in domo Jacob,
dicit Dominus Deus exercituum;
 14 quia in die cum visitare cœpero prævaricationes Israël,
super eum visitabo, et super altaria Bethel;
et amputabuntur cornua altaris, et cadent in terram.
 15 Et percutiam domum hiemalem cum domo æstiva,
et peribunt domus eburneæ,
et dissipabuntur ædes multæ,
dicit Dominus.
Свернуть
Сегодня, когда говорят о соблюдении заповедей или о духовной жизни вообще, многим кажется, что дело это сугубо...  Читать далее

Сегодня, когда говорят о соблюдении заповедей или о духовной жизни вообще, многим кажется, что дело это сугубо личное и даже внутреннее. На первый взгляд, так оно и есть. В самом деле, ведь речь идёт об отношениях человека с Богом. Всякие близкие отношения, даже тогда, когда речь идёт об отношениях между людьми, являются делом интимным. Тем более это касается отношений между человеком и Богом. Но, с другой стороны, даже самые близкие и интимные отношения между людьми всё же предполагают некое внешнее измерение, они всегда как-то проявляются вовне. И без таких проявлений вряд ли можно было бы говорить о глубине этих отношений. Люди не ангелы, не бесплотные духи, и всякое отношение между людьми поэтому имеет и телесное измерение тоже.

Казалось бы, о Боге такого не скажешь: Он бестелесен. И всё же отношения с Ним тоже вовлекают человека целиком, со всеми его мыслями, чувствами, интуициями. Но тогда и здесь невозможно ограничиться только внутренним, отношения с Богом непременно должны получить и внешнее выражение. И дело не в одних религиозных ритуалах. Ведь Бог, давая человеку Тору (Закон), в основу её положил заповеди, которые предполагают, прежде всего, вполне определённое качество отношений человека как с Богом, так и с другими людьми. А здесь нет границы между частной жизнью и жизнью общественной, ведь и общество в конечном счёте тоже представляет собой не что иное, как систему межчеловеческих отношений. Потому-то и уделяет Амос такое внимание вопросам социальным и, в частности, вопросам социальной справедливости (ст. 9–11; Ам 2:6–8). Конечно, она важна потому, что для Бога бесконечно ценен каждый человек, а нарушение норм социальной справедливости всегда в известном смысле нивелирует ценность человеческой личности. Нарушители как бы говорят Богу: «Ты, может быть, и любишь и ценишь этого человека, а мы нет, нам он, в отличие от Тебя, безразличен».

Но не менее важна справедливость и для тех, кто нарушает её. Ведь сказать Богу то, что говорят Ему нарушители справедливости, значит фактически разорвать с Ним всякие отношения. Справедливость вообще и социальная справедливость в частности важны, как видно, не сами по себе: они оказываются той средой, внутри которой можно строить нормальные отношения и с Богом, и с ближним. Потому все пророки, включая Амоса, и оказывались фактически общественными деятелями: они не могли и не хотели жить двойной жизнью, не только потому, что это безнравственно, но и потому, что тогда они просто не были бы пророками, ведь о нормальных отношениях с Богом при такой двойной жизни пришлось бы забыть. Так оказываются связаны в жизни праведника верность Богу и социальная справедливость.

Свернуть
 
На Ам 3:1-4:13
1 Audite verbum quod locutus est Dominus super vos, filii Israël,
super omnem cognationem quam eduxi de terra Ægypti, dicens:
 2 Tantummodo vos cognovi ex omnibus cognationibus terræ;
idcirco visitabo super vos omnes iniquitates vestras.
 3 Numquid ambulabunt duo pariter,
nisi convenerit eis?
 4 numquid rugiet leo in saltu,
nisi habuerit prædam?
numquid dabit catulus leonis vocem de cubili suo,
nisi aliquid apprehenderit?
 5 numquid cadet avis in laqueum terræ
absque aucupe?
numquid auferetur laqueus de terra
antequam quid ceperit?
 6 si clanget tuba in civitate,
et populus non expavescet?
si erit malum in civitate,
quod Dominus non fecerit?
 7 Quia non facit Dominus Deus verbum,
nisi revelaverit secretum suum ad servos suos prophetas.
 8 Leo rugiet, quis non timebit?
Dominus Deus locutus est, quis non prophetabit?
 9 Auditum facite in ædibus Azoti,
et in ædibus terræ Ægypti,
et dicite: Congregamini super montes Samariæ,
et videte insanias multas in medio ejus,
et calumniam patientes in penetralibus ejus.
 10 Et nescierunt facere rectum, dicit Dominus,
thesaurizantes iniquitatem et rapinas in ædibus suis.
 11 Propterea hæc dicit Dominus Deus:
Tribulabitur et circuietur terra:
et detrahetur ex te fortitudo tua,
et diripientur ædes tuæ.
 12 Hæc dicit Dominus:
Quomodo si eruat pastor de ore leonis
duo crura, aut extremum auriculæ,
sic eruentur filii Israël, qui habitant in Samaria
in plaga lectuli, et in Damasci grabato.
 13 Audite, et contestamini in domo Jacob,
dicit Dominus Deus exercituum;
 14 quia in die cum visitare cœpero prævaricationes Israël,
super eum visitabo, et super altaria Bethel;
et amputabuntur cornua altaris, et cadent in terram.
 15 Et percutiam domum hiemalem cum domo æstiva,
et peribunt domus eburneæ,
et dissipabuntur ædes multæ,
dicit Dominus.
1 Audite verbum hoc, vaccæ pingues,
quæ estis in monte Samariæ,
quæ calumniam facitis egenis
et confringitis pauperes;
quæ dicitis dominis vestris: Afferte, et bibemus.
 2 Juravit Dominus Deus in sancto suo,
quia ecce dies venient super vos,
et levabunt vos in contis,
et reliquias vestras in ollis ferventibus.
 3 Et per aperturas exibitis altera contra alteram,
et projiciemini in Armon,
dicit Dominus.
 
4 Venite ad Bethel, et impie agite;
ad Galgalam, et multiplicate prævaricationem:
et afferte mane victimas vestras,
tribus diebus decimas vestras.
 
5 Et sacrificate de fermentato laudem,
et vocate voluntarias oblationes, et annuntiate;
sic enim voluistis, filii Israël,
dicit Dominus Deus.
 
6 Unde et ego dedi vobis stuporem dentium in cunctis urbibus vestris,
et indigentiam panum in omnibus locis vestris;
et non estis reversi ad me,
dicit Dominus.
 
7 Ego quoque prohibui a vobis imbrem,
cum adhuc tres menses superessent usque ad messem:
et plui super unam civitatem,
et super alteram civitatem non plui;
pars una compluta est,
et pars super quam non plui, aruit.
 
8 Et venerunt duæ et tres civitates ad unam civitatem
ut biberent aquam, et non sunt satiatæ;
et non redistis ad me,
dicit Dominus.
 
9 Percussi vos in vento urente, et in aurugine:
multitudinem hortorum vestrorum et vinearum vestrarum,
oliveta vestra et ficeta vestra comedit eruca:
et non redistis ad me,
dicit Dominus.
 
10 Misi in vos mortem in via Ægypti;
percussi in gladio juvenes vestros,
usque ad captivitatem equorum vestrorum,
et ascendere feci putredinem castrorum vestrorum in nares vestras:
et non redistis ad me,
dicit Dominus.
 
11 Subverti vos sicut subvertit Deus Sodomam et Gomorrham,
et facti estis quasi torris raptus ab incendio:
et non redistis ad me,
dicit Dominus.
 
12 Quapropter hæc faciam tibi, Israël:
postquam autem hæc fecero tibi,
præparare in occursum Dei tui, Israël.
 
13 Quia ecce formans montes,
et creans ventum,
et annuntians homini eloquium suum,
faciens matutinam nebulam,
et gradiens super excelsa terræ:
Dominus Deus exercituum nomen ejus.
Свернуть
Часто считают, что пророчество — это предсказание будущего, что-то вроде прогноза погоды. Бог позволяет...  Читать далее

Часто считают, что пророчество — это предсказание будущего, что-то вроде прогноза погоды. Бог позволяет пророкам заглянуть в будущее и рассказать о нем людям. Особого смысла в таком пророчестве не видно, разве что напугать! Но Бог через Амоса объясняет совершенно иную задачу пророчества. Прежде всего Он напоминает, что быть избранным народом — это великая честь, но еще более великая ответственность. И если эта ответственность «провалена», то падение будет катастрофическим. Тогда задача пророчества — это предупреждение. Замечательны вопросы в стихах 3-6 3-й главы: они наталкивают на мысль о взаимосвязанности событий. Пророчество появляется не на пустом месте, не просто от проницательности пророка, но потому что Бог замыслил сделать нечто и считает необходимым оповестить об этом людей, чтобы они могли принять в этом какое-то участие — ведь Бог сотворил людей для соработничества. В этом смысл стиха 7, а стих 8 наводит на мысль, что пророков может быть много — и так оно и происходит в последующие несколько столетий.

Пророчества Амоса рисуют гнев Царя на согрешающих подданных. Люди способны увидеть в красоте и разумной устроенности природы всемогущество и милость Творца, они же могут в бедствиях разглядеть Божие несогласие с человеческим грехом. Страшно наказание, которое посылает Бог грешникам: Он позволяет всему идти «своим чередом» — засуха, голод, мор, войны... Но уготовал Бог гораздо большее: «Приготовься к сретенью (встрече) Бога твоего, Израиль» (Ам. 4:12)!

Свернуть
 
На Ам 3:1-8
1 Audite verbum quod locutus est Dominus super vos, filii Israël,
super omnem cognationem quam eduxi de terra Ægypti, dicens:
 2 Tantummodo vos cognovi ex omnibus cognationibus terræ;
idcirco visitabo super vos omnes iniquitates vestras.
 3 Numquid ambulabunt duo pariter,
nisi convenerit eis?
 4 numquid rugiet leo in saltu,
nisi habuerit prædam?
numquid dabit catulus leonis vocem de cubili suo,
nisi aliquid apprehenderit?
 5 numquid cadet avis in laqueum terræ
absque aucupe?
numquid auferetur laqueus de terra
antequam quid ceperit?
 6 si clanget tuba in civitate,
et populus non expavescet?
si erit malum in civitate,
quod Dominus non fecerit?
 7 Quia non facit Dominus Deus verbum,
nisi revelaverit secretum suum ad servos suos prophetas.
 8 Leo rugiet, quis non timebit?
Dominus Deus locutus est, quis non prophetabit?
Свернуть
«Только вас признал Я из всех племен земли, потому и взыщу с вас за все беззакония ваши», — говорит Господь. Получается, что...  Читать далее

«Только вас признал Я из всех племен земли, потому и взыщу с вас за все беззакония ваши», — говорит Господь. Получается, что действительно большая благодать накладывает на нас большие обязательства. Да и, в сущности, если бы Господу было безразлично то, что мы делаем, — то это означало бы, что Ему на нас просто наплевать. Этого ли мы хотим? Действительно ли мы хотели бы, чтобы Богу было наплевать на нас? Если да — тогда Он нам не нужен. Тогда нужно быть честным и признать, что нам без Него было бы проще. А вот если мы хотим, чтобы Он нас любил, — тогда придётся смириться с тем, что Ему небезразлично наше поведение. И с тем, что Он не хочет, чтобы мы грешили. И вот тогда можно призывать Его имя честно — зная, что если Он вмешается в нашу жизнь, многое рухнет — всё то, где не было места Ему.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).