Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Ос 14:1-10

 Poenas solvet Samaria,
quoniam rebellavit contra Deum suum:
in gladio peribunt,
parvuli eorum elidentur,
et praegnantes discindentur.
Convertere, Israel, ad Dominum Deum tuum,
quoniam corruisti in iniquitate tua.
Tollite vobiscum verba
et convertimini ad Dominum;
dicite ei: “ Omnem aufer iniquitatem
et accipe bonum,
et reddemus fructum labiorum nostrorum.
Assyria non salvabit nos;
super equum non ascendemus
nec vocabimus ultra: “Deos nostros!”
opera manuum nostrarum,
quia in te misericordiam consequetur pupillus ”.
“ Sanabo praevaricationem eorum,
diligam eos spontanee,
quia aversus est furor meus ab eis.
Ero quasi ros pro Israel;
germinabit quasi lilium
et mittet radices suas ut Libanus.
Expandentur rami eius;
et erit quasi oliva gloria eius,
et odor eius ut Libani.
Convertentur sedentes in umbra mea,
colent triticum
et germinabunt quasi vinea;
memoriale eius sicut vinum Libani.
Ephraim, quid ei ultra idola?
Ego exaudio et respicio in eum.
Ego ut abies virens:
ex me fructus tuus invenitur ”.
10 Qui sapiens est, intellegat ista;
intellegens sciat haec!
Quia rectae viae Domini,
et iusti ambulabunt in eis;
praevaricatores vero corruent in eis.
 
Свернуть

Последняя глава книги Осии как бы сводит вместе все темы пророчества: обличение, неминуемость возмездия, призыв к покаянию, Божие спасение, внутреннее изменение в людях, процветание всей земли. И вновь Осия подчеркивает: все дело в благоволении Божием и Его любви. Время расцвета настанет, когда народ откликнется на эту любовь, когда в сердце людей зазвучит истиная молитва.

Другие мысли вслух

 
На Ос 14:1-10
 Poenas solvet Samaria,
quoniam rebellavit contra Deum suum:
in gladio peribunt,
parvuli eorum elidentur,
et praegnantes discindentur.
Convertere, Israel, ad Dominum Deum tuum,
quoniam corruisti in iniquitate tua.
Tollite vobiscum verba
et convertimini ad Dominum;
dicite ei: “ Omnem aufer iniquitatem
et accipe bonum,
et reddemus fructum labiorum nostrorum.
Assyria non salvabit nos;
super equum non ascendemus
nec vocabimus ultra: “Deos nostros!”
opera manuum nostrarum,
quia in te misericordiam consequetur pupillus ”.
“ Sanabo praevaricationem eorum,
diligam eos spontanee,
quia aversus est furor meus ab eis.
Ero quasi ros pro Israel;
germinabit quasi lilium
et mittet radices suas ut Libanus.
Expandentur rami eius;
et erit quasi oliva gloria eius,
et odor eius ut Libani.
Convertentur sedentes in umbra mea,
colent triticum
et germinabunt quasi vinea;
memoriale eius sicut vinum Libani.
Ephraim, quid ei ultra idola?
Ego exaudio et respicio in eum.
Ego ut abies virens:
ex me fructus tuus invenitur ”.
10 Qui sapiens est, intellegat ista;
intellegens sciat haec!
Quia rectae viae Domini,
et iusti ambulabunt in eis;
praevaricatores vero corruent in eis.
 
Свернуть
Гибель Самарии вызвана её собственными грехами, и слова пророка звучат как предупреждение, они лишены злорадства...  Читать далее

Гибель Самарии вызвана её собственными грехами, и слова пророка звучат как предупреждение, они лишены злорадства. Но горько слышать о том, что удар обрушится на самых слабых и беззащитных, младенцев и беременных. Увы, это неудивительно, ведь зло стремится погубить всё, к чему прикасается и с чем соседствует, и в первую очередь от него страдают именно самые незащищённые.

Но слова о гибели младенцев можно понимать и как иносказание о том, что люди, вставшие на путь языческого нечестия, обречены на бесплодие. Не обязательно на физическое бесплодие, но в любом случае добрых плодов от отступников не останется.

Но те, кто вернётся к Господу, будут исцелены от последствий своих греховных извращений. Обетование Господа о том, что Его гнев отвратится и Он с любовью примет раскаявшихся, удивительно звучит рядом со всеми только что прозвучавшими грозными предупреждениями. Но милость Его велика. Не случайно Осия завершает свою пророческую речь словами о том, что мудрость Бога невозможно постигнуть человеческой мудростью. Но те, кто хочет жить праведно, могут ходить по Его путям.

Свернуть
 
На Ос 14:2-10
Convertere, Israel, ad Dominum Deum tuum,
quoniam corruisti in iniquitate tua.
Tollite vobiscum verba
et convertimini ad Dominum;
dicite ei: “ Omnem aufer iniquitatem
et accipe bonum,
et reddemus fructum labiorum nostrorum.
Assyria non salvabit nos;
super equum non ascendemus
nec vocabimus ultra: “Deos nostros!”
opera manuum nostrarum,
quia in te misericordiam consequetur pupillus ”.
“ Sanabo praevaricationem eorum,
diligam eos spontanee,
quia aversus est furor meus ab eis.
Ero quasi ros pro Israel;
germinabit quasi lilium
et mittet radices suas ut Libanus.
Expandentur rami eius;
et erit quasi oliva gloria eius,
et odor eius ut Libani.
Convertentur sedentes in umbra mea,
colent triticum
et germinabunt quasi vinea;
memoriale eius sicut vinum Libani.
Ephraim, quid ei ultra idola?
Ego exaudio et respicio in eum.
Ego ut abies virens:
ex me fructus tuus invenitur ”.
10 Qui sapiens est, intellegat ista;
intellegens sciat haec!
Quia rectae viae Domini,
et iusti ambulabunt in eis;
praevaricatores vero corruent in eis.
 
Свернуть
Для Бога, когда дело касается человека, на первом месте всегда были отношения. Притом отношения, существующие здесь и теперь. На этом, собственно, и основана сама возможность прощения Богом греха как отдельному человеку, так и целому народу...  Читать далее

Для Бога, когда дело касается человека, на первом месте всегда были отношения. Притом отношения, существующие здесь и теперь. На этом, собственно, и основана сама возможность прощения Богом греха как отдельному человеку, так и целому народу. Конечно, если бы речь шла не об отношениях, а о том, что их сопровождает, всё было бы по-другому. Например, если бы Богу были важны последствия совершённых человеком грехов или сделанных им добрых дел, с прощением было бы куда сложнее.

Тогда Богу пришлось бы прежде всего подсчитать баланс добра и зла в жизни отдельного человека или целого народа (и нетрудно догадаться, каким бы он был в абсолютном большинстве случаев), а затем потребовать от виновного (или от виновных), чтобы он (сам или с помощниками) разобрался бы с последствиями сделанного. Нетрудно догадаться, что в таком случае заслужить прощение вряд ли смог бы хоть кто-нибудь. Но в том-то и дело, что Богу ничего такого не надо. С последствиями совершённых человеком грехов Он может разобраться и сам. Хотя это не так просто: понадобился приход Мессии, чтобы избавить нас от последствий того, что мы натворили в мире с момента грехопадения.

И всё же дело в конце концов не в последствиях, а в самом факте наличия отношений с Богом. Или их отсутствия. Просто потому, что отношения и есть духовность. Дух — не природа. Он самоопределяется через волю, интенции, сделанный выбор, принятые решения. И, соответственно, через отношения. По крайней мере, тогда, когда дело касается других духов, будь то Бог или сотворённые Им духовные существа. А вот последствия сделанного на духовном уровне выбора часто оказываются природными. Во всяком случае, когда дело касается человека.

Мы ведь существа духовно-природные. Одновременно и духи, и животные. Вот и получается, что духовный выбор в нашем случае может иметь не только духовные, но и природные последствия. А в природе он может дать начало целой цепи причин и следствий, которую прервать порой не так уж просто. И мы часто, говоря об отношениях — с Богом ли, или друг с другом — имеем в виду не отношения собственно, а их последствия.

Не дух, а природу. Но Богу важна именно духовная составляющая наших отношений и между собой, и с Ним Самим. Природа послушна Ему, и Он вполне в состоянии с ней разобраться. А вот мы, люди, как и все тварные духовные существа, свободны. Можем послушаться, а можем и нет. Потому и важно Богу наше «да» или «нет», потому и определяет наш ответ наши отношения с Богом и нашу духовную жизнь. Главное — отказ от своеволия. Остальное поправимо.

Свернуть
 
На Ос 14:2-10
Convertere, Israel, ad Dominum Deum tuum,
quoniam corruisti in iniquitate tua.
Tollite vobiscum verba
et convertimini ad Dominum;
dicite ei: “ Omnem aufer iniquitatem
et accipe bonum,
et reddemus fructum labiorum nostrorum.
Assyria non salvabit nos;
super equum non ascendemus
nec vocabimus ultra: “Deos nostros!”
opera manuum nostrarum,
quia in te misericordiam consequetur pupillus ”.
“ Sanabo praevaricationem eorum,
diligam eos spontanee,
quia aversus est furor meus ab eis.
Ero quasi ros pro Israel;
germinabit quasi lilium
et mittet radices suas ut Libanus.
Expandentur rami eius;
et erit quasi oliva gloria eius,
et odor eius ut Libani.
Convertentur sedentes in umbra mea,
colent triticum
et germinabunt quasi vinea;
memoriale eius sicut vinum Libani.
Ephraim, quid ei ultra idola?
Ego exaudio et respicio in eum.
Ego ut abies virens:
ex me fructus tuus invenitur ”.
10 Qui sapiens est, intellegat ista;
intellegens sciat haec!
Quia rectae viae Domini,
et iusti ambulabunt in eis;
praevaricatores vero corruent in eis.
 
Свернуть
Принято думать, что основоположником яхвистской мессианской традиции был Исайя Иерусалимский. Именно он...  Читать далее

Принято думать, что основоположником яхвистской мессианской традиции был Исайя Иерусалимский. Именно он впервые заговорил о Мессии и о мессианском Царстве. И всё же иногда, читая пророческие книги, невольно думаешь, что образ если не самого Мессии, то мессианского Царства, преображённого дыханием Божиим мира, открывался или приоткрывался иногда и тем, кто жил до Исайи. Таким видит мир и Осия: он прекрасен уже не просто своей обычной, земной красотой (хотя горы и долины Израиля действительно потрясающе красивы), но и красотой преображённой, такой, которой мир начинает сиять, когда его омывает не только дождь, но и то дыхание Бога, без которого нет и не может быть Царства.

Характерно и то, что Осия говорит об этом преображённом Израиле применительно ко временам, когда ассирийцы исчезнут. Ему довелось быть свидетелем конца Северного Царства, который он предвидел, и он, конечно, понимал, чем грозит ассирийское нашествие Иудее. Понимал Осия также и то, что расцвет настанет не раньше, чем народ пройдёт через то испытание веры, которым станет это нашествие: ведь он, как и его младший современник Исайя, прекрасно понимал, что духовное состояние народа на тот момент не оставляет ему практически никаких шансов на чудо и вообще на вмешательство Бога в происходящее.

Между тем, в отличие от Израильского царства, Иудея не была ассирийцами уничтожена, хотя и была разорена. Осаждённый ассирийской армией Иерусалим спасло лишь чудо (это произошло уже после смерти Осии). Так что же: пророк ошибся? Едва ли. Будь пророк просто предсказателем будущего, можно было бы говорить об ошибке. Но это не так: пророк не предсказывает будущее. Он лишь констатирует то наличное духовное состояние народа, которое застал, и даёт оценку этому состоянию не от своего имени, а от лица Божия, Который открывает ему, что Он думает о происходящем.

Будущее всегда можно изменить. Когда ассирийская армия стояла у ворот Иерусалима, весь город молился, постился и каялся в своих грехах. На такое покаяние Бог ответил чудом, и ассирийцы отправились восвояси, не солоно хлебавши. Но ведь всё могло бы быть и по-другому, поведи себя горожане иначе перед лицом нависшей тогда над городом смертельной опасности.

Здесь действует важный духовный принцип: план Божий осуществится в любом случае, но формы и способы его осуществления определяются Богом с учётом выбора, сделанного людьми, а потому они могут меняться по ходу дела. И всё же тот новый, преображённый мир, который видел Осия, настанет непременно. Вопрос лишь в том, сколько времени это займёт и сколько усилий для этого понадобится.

Свернуть
 
На Ос 14:2-10
Convertere, Israel, ad Dominum Deum tuum,
quoniam corruisti in iniquitate tua.
Tollite vobiscum verba
et convertimini ad Dominum;
dicite ei: “ Omnem aufer iniquitatem
et accipe bonum,
et reddemus fructum labiorum nostrorum.
Assyria non salvabit nos;
super equum non ascendemus
nec vocabimus ultra: “Deos nostros!”
opera manuum nostrarum,
quia in te misericordiam consequetur pupillus ”.
“ Sanabo praevaricationem eorum,
diligam eos spontanee,
quia aversus est furor meus ab eis.
Ero quasi ros pro Israel;
germinabit quasi lilium
et mittet radices suas ut Libanus.
Expandentur rami eius;
et erit quasi oliva gloria eius,
et odor eius ut Libani.
Convertentur sedentes in umbra mea,
colent triticum
et germinabunt quasi vinea;
memoriale eius sicut vinum Libani.
Ephraim, quid ei ultra idola?
Ego exaudio et respicio in eum.
Ego ut abies virens:
ex me fructus tuus invenitur ”.
10 Qui sapiens est, intellegat ista;
intellegens sciat haec!
Quia rectae viae Domini,
et iusti ambulabunt in eis;
praevaricatores vero corruent in eis.
 
Свернуть
Пророк призывает народ Божий обратиться к Господу с молитвой о прощении и исцелении. И прощение Божие безгранично...  Читать далее

Пророк призывает народ Божий обратиться к Господу с молитвой о прощении и исцелении. И прощение Божие безгранично. Это не только «ну ладно, наказывать больше не буду» — это действительно исцеление. Народ, которому даровано это прощение, расцветает, как лилия. Господь дарует мир и радость, на которые мы и надеяться не могли. Его свет просвещает всё — и исцеляет. И поэтому Ефрем, обратившись, поймёт, насколько пусто было сердце, когда он пытался служить идолам. То, что даёт Господь, невозможно даже сравнивать с чем бы то ни было человеческим.

Свернуть
 
На Ос 14:2-10
Convertere, Israel, ad Dominum Deum tuum,
quoniam corruisti in iniquitate tua.
Tollite vobiscum verba
et convertimini ad Dominum;
dicite ei: “ Omnem aufer iniquitatem
et accipe bonum,
et reddemus fructum labiorum nostrorum.
Assyria non salvabit nos;
super equum non ascendemus
nec vocabimus ultra: “Deos nostros!”
opera manuum nostrarum,
quia in te misericordiam consequetur pupillus ”.
“ Sanabo praevaricationem eorum,
diligam eos spontanee,
quia aversus est furor meus ab eis.
Ero quasi ros pro Israel;
germinabit quasi lilium
et mittet radices suas ut Libanus.
Expandentur rami eius;
et erit quasi oliva gloria eius,
et odor eius ut Libani.
Convertentur sedentes in umbra mea,
colent triticum
et germinabunt quasi vinea;
memoriale eius sicut vinum Libani.
Ephraim, quid ei ultra idola?
Ego exaudio et respicio in eum.
Ego ut abies virens:
ex me fructus tuus invenitur ”.
10 Qui sapiens est, intellegat ista;
intellegens sciat haec!
Quia rectae viae Domini,
et iusti ambulabunt in eis;
praevaricatores vero corruent in eis.
 
Свернуть
В заключительной главе книги пророка Осии пророк призывает Израиль встать на путь истины и обратиться к Богу...  Читать далее

В заключительной главе книги пророка Осии пророк призывает Израиль встать на путь истины и обратиться к Богу.

Народ Израиля нарушил свой завет с Господом и стал поклоняться Ваалу. В тринадцати предыдущих главах подробно описаны последствия этого отступления от пути истины. В них содержится осуждение неправедных царей, происходящих не из рода Давида, священников, превративших поклонение в формальную церемонию, военачальников, надеющихся на помощь языческих союзников…

Все это – результат того, что Израиль «упал от нечестия своего». В этих стихах Осия призывает людей вновь обратиться к Богу - и вслед за этим обращением должно последовать возобновление утраченного завета, и «Израиль расцветет как лилия и пустит корни свои». Но возвращение Божьего благоволения не будет выражаться во внешнем благополучии. Известно, что вскоре после этого пророчества Царство Израиля будет уничтожено, и народ потеряет все, но вместе с тем, будет «отнято всякое беззаконие», и он станет говорить: «Что мне еще за дело до идолов?»

Прося у Бога вернуть нас на пути правды, мы сами не понимаем, о чем просим, потому что порой этот путь оказывается очень сложным и болезненным. Но разве не в страдании и нужде Господь чаще всего открывает нам свой лик?

Свернуть
 
На Ос 14:3
Tollite vobiscum verba
et convertimini ad Dominum;
dicite ei: “ Omnem aufer iniquitatem
et accipe bonum,
et reddemus fructum labiorum nostrorum.
Свернуть
И отдельным людям, и целым народам во все времена было свойственно надеяться на сильных покровителей. В частности...  Читать далее

И отдельным людям, и целым народам во все времена было свойственно надеяться на сильных покровителей. В частности, для Иудеи в VIII в. до н.э. таким покровителем был «Ассур», Ассирийская империя, которая, при всех сложностях и проблемах отношений, всё же была для страны и защитницей, и покровительницей. Но, как и со всякой такого рода защитой, за всё приходилось платить. Если говорить, в частности, об Иудее, то за свои формально союзнические, а фактически вассальные отношения с Ассирией она платила частью своего суверенитета. Таков закон падшего мира, в котором каждый ищет, прежде всего, собственной выгоды и не собирается никому помогать даром. А вот у Бога, в Его Царстве, законы другие. И дело тут не в том, что Бог абсолютный альтруист. К жизни Царства, по-видимому, вообще неприменимы наши понятия об альтруизме и эгоизме, которые, как правило, оказываются на поверку двумя сторонами одной медали. Дело в том, что Царство живёт иной жизнью. В нашем мире жизненные ресурсы ограничены и конечны. Если мы хотим чем-то поделиться, нам приходится отказываться от того, чем мы делимся, и оно перестаёт принадлежать нам. А для нас раньше или позже непременно встаёт вопрос о компенсации утраченного. В Царстве же всё по-другому. Ресурс Царства бесконечен, и проблема нехватки или компенсации тут не стоит. Более того: он возрастает всякий раз, когда мы готовы поделиться с ближним тем, что имеем. В нашем мире ресурсы исчезают по мере их использования, и чем больше народу использует тот или иной ресурс, тем меньше его остаётся. В Царстве ресурсы по мере их использования возрастают, и чем больше народу использует совместно один и тот же ресурс, тем его становится больше. А потому каждый человек и каждый народ, выбравший Бога своим покровителем и установивший с Ним глубокие и полноценные отношения, вносит свой вклад в жизнь Царства, обогащая его. На радость и на пользу себе. И на радость Царю.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).