Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Пс 71:12-13

Поделиться
12 
Ибо он избавит нищего, вопиющего,
  и угнетенного, у которого нет помощника.
13 
Будет милосерд к нищему и убогому,
  и души убогих спасет.
Свернуть

Во все века люди мечтают о торжестве справедливости на земле, о праведном суде и справедливом правлении, но трезво сознавали, что в нашем греховном мире это редко достижимо. Но всё-таки даже в падшем состоянии среди людей немало таких, кто хотя бы приглушённо в своих делах сумел отразить отблеск Господней милости. И пусть не все поступки Соломона были безупречны, он не раз спотыкался, и Библия не скрывает его неверных шагов. Но в лучшие часы он следовал за той мудростью, которую получил свыше.

В начале псалма говорится о том, что царю дано судить нищих. Можно спросить: для чего? Неужели для того, чтобы засудить их? Но далее становится ясно: если суд — торжество справедливости, то судить нищих означает поступать с ними справедливо. Так в образе мудрого царя псалмопевец постарался выразить представление о торжестве высшей правды.

Но высшая справедливость утвердится только тогда, когда воцарится Сам Господь. Пусть величественное правление Соломона дало краски для картин грядущего торжества, но само оно превзойдёт всё, что мы можем представить.

Другие мысли вслух

 
На Пс 72:1-20
 Псалом Асафа
Как благ Бог к Израилю,
  к чистым сердцем!
А я — едва не пошатнулись ноги мои,
  едва не поскользнулись стопы мои, —
Я позавидовал безумным,
  видя благоденствие нечестивых.
Ибо им нет страданий до смерти их,
  и крепки силы их.
На работе человеческой нет их,
  и с прочими людьми не подвергаются ударам.
Оттого гордость, как ожерелье, обложила их,
  и дерзость, как наряд, одевает их.
Выкатились от жира глаза их,
  бродят помыслы в сердце.
Над всем издеваются, злобно разглашают клевету;
  говорят свысока.
Поднимают к небесам уста свои,
  и язык их расхаживает по земле.
10 
Потому туда же обращается народ Его,
  и пьют воду полною чашею,
11 
и говорят: "как узнает Бог?
  и есть ли ведение у Вышнего?"
12 
И вот, эти нечестивые благоденствуют в веке сем,
  умножают богатство.
13 
(И я сказал:) так не напрасно ли я очищал сердце мое,
  и омывал в невинности руки мои,
14 
и подвергал себя ранам всякий день
  и обличениям всякое утро?
15 
Но если бы я сказал: "буду рассуждать так", —
  то я виновен был бы пред родом сынов Твоих.
16 
И думал я, как бы уразуметь это;
  но это трудно было в глазах моих,
17 
доколе не вошел я во святилище Божие
  и не уразумел конца их.
18 
Так! на скользких путях поставил Ты их,
  и низвергаешь их в пропасти.
19 
Как нечаянно пришли они в разорение,
  исчезли, погибли от ужасов!
20 
Как сновидение по пробуждении,
  так Ты, Господи, пробудив их, уничтожишь мечты их.
Свернуть
В Книге Псалмов немало гимнов, рассказывающих о тяжёлом жизненном пути праведника. Во многих случаях, вполне вероятно, речь идёт о самых настоящих гонениях, которые...  Читать далее

В Книге Псалмов немало гимнов, рассказывающих о тяжёлом жизненном пути праведника. Во многих случаях, вполне вероятно, речь идёт о самых настоящих гонениях, которые обрушились, в частности, на последователей Исайи Иерусалимского во время правления Манассии, сразу после смерти благочестивого царя Езекии.

Но такую ситуацию, ситуацию неприятия миром праведника и пути праведности, можно считать универсальной, и самое лучшее объяснение этому неприятию можно найти в Евангелии, где Иисус объясняет его тем, что праведность вообще чужда падшему миру, она ему иноприродна в том смысле, что праведник, в какие бы времена он ни жил, всегда живёт по законам Царства, а не по законам ветхого мира. Для праведников дохристианских времён это справедливо так же, как и для праведников христианской эпохи.

И всё же, несмотря на неизбежность конфликта праведника с падшим миром, а значит, и на неизбежность гонений и преследований, в яхвистской гимнографии нередко звучит просьба защитить от гонений и наказать гонителей-нечестивцев. Такая, на первый взгляд, непоследовательность на самом деле непоследовательностью вовсе не является. Она была бы таковой, если бы праведность вся без остатка принадлежала бы только тому времени, внутри которого мы живём.

Она, однако, принадлежит не только времени, но и вечности Божьей: ведь праведность — дело не только человеческое, но, прежде всего, Божье, или, вернее, богочеловеческое: всякая праведность есть не что иное, как проекция праведности Божьей в наш поражённый грехом мир через конкретного человека, который встаёт на путь праведности.

При таком взгляде на ситуацию торжество праведника оказывается уже не только его личным торжеством, но также и торжеством Божьим, а значит, в мессианской перспективе, и торжеством Царства. Торжеством, которого праведник не может не ждать и которое его не может не радовать.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).