Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Ам 5:1-20

Поделиться
Слушайте это слово, в котором я подниму плач о вас,
дом Израилев.
Упала, не встает более
  дева Израилева!
повержена на земле своей,
  и некому поднять ее.
Ибо так говорит Господь Бог:
город, выступавший тысячею,
  останется только с сотнею,
и выступавший сотнею,
  останется с десятком
  у дома Израилева.
Ибо так говорит Господь дому Израилеву:
взыщите Меня, и будете живы.
  Не ищите Вефиля
и не ходите в Галгал,
  и в Вирсавию не странствуйте,
ибо Галгал весь пойдет в плен
  и Вефиль обратится в ничто.
Взыщите Господа, и будете живы,
  чтобы Он не устремился на дом Иосифов как огонь,
  который пожрет его, и некому будет погасить его в Вефиле.
О, вы, которые суд превращаете в отраву
  и правду повергаете на землю!
Кто сотворил семизвездие и Орион,
  и претворяет смертную тень в ясное утро,
  а день делает темным как ночь,
призывает воды морские
  и разливает их по лицу земли?
— Господь имя Ему!
Он укрепляет опустошителя против сильного,
  и опустошитель входит в крепость.
10 
А они ненавидят обличающего в воротах
  и гнушаются тем, кто говорит правду.
11 
Итак за то, что вы попираете бедного
  и берете от него подарки хлебом,
вы построите домы из тесаных камней,
  но жить не будете в них;
разведете прекрасные виноградники,
  а вино из них не будете пить.
12 
Ибо Я знаю, как многочисленны преступления ваши
  и как тяжки грехи ваши:
вы враги правого, берете взятки
  и извращаете в суде дела бедных.
13 
Поэтому разумный безмолвствует в это время,
  ибо злое это время.
14 
Ищите добра, а не зла,
  чтобы вам остаться в живых —
и тогда Господь Бог Саваоф будет с вами,
  как вы говорите.
15 
Возненавидьте зло и возлюбите добро,
  и восстановите у ворот правосудие;
может быть, Господь Бог Саваоф
  помилует остаток Иосифов.
16 
Посему так говорит Господь Бог Саваоф, Вседержитель:
на всех улицах будет плач,
  и на всех дорогах будут восклицать: "увы, увы!",
и призовут земледельца сетовать
  и искусных в плачевных песнях — плакать,
17 
и во всех виноградниках будет плач,
  ибо Я пройду среди тебя, говорит Господь.
18 
Горе желающим дня Господня!
  для чего вам этот день Господень?
он тьма, а не свет,
19 
  то же, как если бы кто убежал от льва,
  и попался бы ему навстречу медведь,
или если бы пришел домой и оперся рукою о стену,
  и змея ужалила бы его.
20 
Разве день Господень не мрак, а свет?
  он тьма, и нет в нем сияния.
Свернуть

Наряду с обличениями и призывами к покаянию, пророк Амос развивает еще одну тему — тему Дня Господня.

Израиль живет в это время в очень трудной ситуации: он окружен враждебными языческими государствами, ведет бесконечные не слишком успешные войны, люди страдают... Но есть одна надежда, одно упование: придет Господь, Бог Всемогущий, и в тот день — День Яхве, День Господень — Сам Бог наведет порядок в этом мире: покарает всех язычников и установит благоуспешное царство Израилю — как во времена Давида и Соломона. Конечно, люди напряженно ожидали пришествия этого дня. Но вот, что говорит пророк: «Вы ожидаете, что этот день будет тьмой для язычников и светом для вас? Вы ошибаетесь: он и для вас будет тьмой, потому что по преступлениям своим вы не лучше язычников». Но еще не поздно все изменить — для этого нужно отказаться от зла и взыскать Господа.

Другие мысли вслух

 
На Ам 5:1-20
Слушайте это слово, в котором я подниму плач о вас,
дом Израилев.
Упала, не встает более
  дева Израилева!
повержена на земле своей,
  и некому поднять ее.
Ибо так говорит Господь Бог:
город, выступавший тысячею,
  останется только с сотнею,
и выступавший сотнею,
  останется с десятком
  у дома Израилева.
Ибо так говорит Господь дому Израилеву:
взыщите Меня, и будете живы.
  Не ищите Вефиля
и не ходите в Галгал,
  и в Вирсавию не странствуйте,
ибо Галгал весь пойдет в плен
  и Вефиль обратится в ничто.
Взыщите Господа, и будете живы,
  чтобы Он не устремился на дом Иосифов как огонь,
  который пожрет его, и некому будет погасить его в Вефиле.
О, вы, которые суд превращаете в отраву
  и правду повергаете на землю!
Кто сотворил семизвездие и Орион,
  и претворяет смертную тень в ясное утро,
  а день делает темным как ночь,
призывает воды морские
  и разливает их по лицу земли?
— Господь имя Ему!
Он укрепляет опустошителя против сильного,
  и опустошитель входит в крепость.
10 
А они ненавидят обличающего в воротах
  и гнушаются тем, кто говорит правду.
11 
Итак за то, что вы попираете бедного
  и берете от него подарки хлебом,
вы построите домы из тесаных камней,
  но жить не будете в них;
разведете прекрасные виноградники,
  а вино из них не будете пить.
12 
Ибо Я знаю, как многочисленны преступления ваши
  и как тяжки грехи ваши:
вы враги правого, берете взятки
  и извращаете в суде дела бедных.
13 
Поэтому разумный безмолвствует в это время,
  ибо злое это время.
14 
Ищите добра, а не зла,
  чтобы вам остаться в живых —
и тогда Господь Бог Саваоф будет с вами,
  как вы говорите.
15 
Возненавидьте зло и возлюбите добро,
  и восстановите у ворот правосудие;
может быть, Господь Бог Саваоф
  помилует остаток Иосифов.
16 
Посему так говорит Господь Бог Саваоф, Вседержитель:
на всех улицах будет плач,
  и на всех дорогах будут восклицать: "увы, увы!",
и призовут земледельца сетовать
  и искусных в плачевных песнях — плакать,
17 
и во всех виноградниках будет плач,
  ибо Я пройду среди тебя, говорит Господь.
18 
Горе желающим дня Господня!
  для чего вам этот день Господень?
он тьма, а не свет,
19 
  то же, как если бы кто убежал от льва,
  и попался бы ему навстречу медведь,
или если бы пришел домой и оперся рукою о стену,
  и змея ужалила бы его.
20 
Разве день Господень не мрак, а свет?
  он тьма, и нет в нем сияния.
Свернуть
Сегодняшнее чтение посвящено центральной теме проповеди Амоса — теме дня Яхве (в Синодальном переводе — «дня Господня»)...  Читать далее

Сегодняшнее чтение посвящено центральной теме проповеди Амоса — теме дня Яхве (в Синодальном переводе — «дня Господня») (ст. 18–20). По-видимому, речь идёт об особом празднике, существовавшем в допленный период, который отмечался осенью, вероятно, около того времени, когда празднуется Йом-кипур. Традиционно это был день торжества Яхве как Бога Израиля и день суда над всеми врагами народа Божия. Неудивительно, что жители Северного Царства, как и все евреи, ждали его, как дня торжества своего Бога, а значит, и своего собственного тоже.

Между тем, Амос видит день Яхве совершенно иначе. Для него это тоже день Суда, но не над врагами народа Божия, а над самим Израилем. Он понимает, что Суд, говоря словами Павла, «начинается с дома Божия». Для современников Амоса такое понимание было новым и неожиданным, они были уверены, что им-то никакой Суд во всяком случае не грозит, ведь они в противостоянии Бога с Его врагами оказались на правильной стороне. О том, что никакой их собственной заслуги в том, что они родились евреями, нет, никто, по-видимому, не задумывался.

Но проповедь Амоса о Суде была новой ещё и в другом отношении. Традиционное представление о Суде было связано со своеобразным ритуалом, который включал в себя оценку человека в соответствии с определёнными критериями. Собственно, Суд и был своего рода тестом на соответствие человека этим критериям. Для Амоса Суд, очевидно, не таков. Не случайно он предупреждает о том, что день Суда легко может стать для многих не днём света, а днём тьмы (ст. 18, 20).

Богоявление во времена Амоса ассоциировались у верующих яхвистов именно со светом, с сиянием, которым Бог обозначал место Своего присутствия. Как же тогда мог день торжества Яхве превратиться в день тьмы? Такое, очевидно, было бы возможно лишь в том случае, если бы те, кто захотел бы увидеть это сияющее присутствие, придя в Храм, не увидел бы ничего. Когда перед глазами человека оказывается нечто, чего он не может ни увидеть, ни услышать, ни воспринять как-то иначе, это невоспринимаемое становится для него непроглядной тьмой. Но тогда становится ясно, что для Амоса Суд — не тест на соответствие каким бы то ни было критериям, пусть даже самым строгим. Суд для него — момент встречи человека с Богом лицом к лицу. И тогда уже только от духовного состояния приходящего на Суд зависит, станет для него день Суда днём света или днём тьмы. Не Бог осуждает человека на Суде, а его собственные грехи. И именно они превращают свет Божий в непроницаемую тьму.

Свернуть
 
На Ам 5:14
14 
Ищите добра, а не зла,
  чтобы вам остаться в живых —
и тогда Господь Бог Саваоф будет с вами,
  как вы говорите.
Свернуть
Что значит «искать добра, а не зла»? Вроде, очевидно: стараться делать добрые дела, а не злые. Но разве мы не так поступаем? Разве есть что-то, что мы делаем не из добрых побуждений?...  Читать далее

Что значит «искать добра, а не зла»? Вроде, очевидно: стараться делать добрые дела, а не злые. Но разве мы не так поступаем? Разве есть что-то, что мы делаем не из добрых побуждений? «Мы», а не «они» — мы сейчас не других, а себя оцениваем! А все-таки дела оказываются злыми слишком часто, возможно, потому, что этими поступками мы реагируем на зло вокруг нас, пытаемся его наказать или искоренить.

Давайте попробуем действительно искать добра, а не зла. Не закрывая глаза на существование зла в мире, в людях, в нас самих, все-таки в первую очередь стараться видеть добро, хотя бы крупицы его. Быть может, тогда нам не захочется сразу же отвечать злом на зло, а захочется попробовать изменить, улучшить отношения, умножить добро. Вот тогда с нами воистину будет Бог, о Котором сказано, что Он есть любовь.

Свернуть
 
На Ам 5:1-6:14
Слушайте это слово, в котором я подниму плач о вас,
дом Израилев.
Упала, не встает более
  дева Израилева!
повержена на земле своей,
  и некому поднять ее.
Ибо так говорит Господь Бог:
город, выступавший тысячею,
  останется только с сотнею,
и выступавший сотнею,
  останется с десятком
  у дома Израилева.
Ибо так говорит Господь дому Израилеву:
взыщите Меня, и будете живы.
  Не ищите Вефиля
и не ходите в Галгал,
  и в Вирсавию не странствуйте,
ибо Галгал весь пойдет в плен
  и Вефиль обратится в ничто.
Взыщите Господа, и будете живы,
  чтобы Он не устремился на дом Иосифов как огонь,
  который пожрет его, и некому будет погасить его в Вефиле.
О, вы, которые суд превращаете в отраву
  и правду повергаете на землю!
Кто сотворил семизвездие и Орион,
  и претворяет смертную тень в ясное утро,
  а день делает темным как ночь,
призывает воды морские
  и разливает их по лицу земли?
— Господь имя Ему!
Он укрепляет опустошителя против сильного,
  и опустошитель входит в крепость.
10 
А они ненавидят обличающего в воротах
  и гнушаются тем, кто говорит правду.
11 
Итак за то, что вы попираете бедного
  и берете от него подарки хлебом,
вы построите домы из тесаных камней,
  но жить не будете в них;
разведете прекрасные виноградники,
  а вино из них не будете пить.
12 
Ибо Я знаю, как многочисленны преступления ваши
  и как тяжки грехи ваши:
вы враги правого, берете взятки
  и извращаете в суде дела бедных.
13 
Поэтому разумный безмолвствует в это время,
  ибо злое это время.
14 
Ищите добра, а не зла,
  чтобы вам остаться в живых —
и тогда Господь Бог Саваоф будет с вами,
  как вы говорите.
15 
Возненавидьте зло и возлюбите добро,
  и восстановите у ворот правосудие;
может быть, Господь Бог Саваоф
  помилует остаток Иосифов.
16 
Посему так говорит Господь Бог Саваоф, Вседержитель:
на всех улицах будет плач,
  и на всех дорогах будут восклицать: "увы, увы!",
и призовут земледельца сетовать
  и искусных в плачевных песнях — плакать,
17 
и во всех виноградниках будет плач,
  ибо Я пройду среди тебя, говорит Господь.
18 
Горе желающим дня Господня!
  для чего вам этот день Господень?
он тьма, а не свет,
19 
  то же, как если бы кто убежал от льва,
  и попался бы ему навстречу медведь,
или если бы пришел домой и оперся рукою о стену,
  и змея ужалила бы его.
20 
Разве день Господень не мрак, а свет?
  он тьма, и нет в нем сияния.
21 
Ненавижу, отвергаю праздники ваши
  и не обоняю жертв во время торжественных собраний ваших.
22 
Если вознесете Мне всесожжение и хлебное приношение,
  Я не приму их
и не призрю на благодарственную жертву
  из тучных тельцов ваших.
23 
Удали от Меня шум песней твоих,
  ибо звуков гуслей твоих Я не буду слушать.
24 
Пусть, как вода, течет суд,
  и правда — как сильный поток!
25 Приносили ли вы Мне жертвы и хлебные дары в пустыне в течение сорока лет, дом Израилев? 26 Вы носили скинию Молохову и звезду бога вашего Ремфана, изображения, которые вы сделали для себя. 27 За то Я переселю вас за Дамаск, говорит Господь; Бог Саваоф — имя Ему!
Горе беспечным на Сионе
  и надеющимся на гору Самарийскую
именитым первенствующего народа,
  к которым приходит дом Израиля!
Пройдите в Калне и посмотрите,
  оттуда перейдите в Емаф великий
  и спуститесь в Геф Филистимский:
не лучше ли они сих царств?
  не обширнее ли пределы их пределов ваших?
Вы, которые день бедствия считаете далеким
  и приближаете торжество насилия —
вы, которые лежите на ложах из слоновой кости
  и нежитесь на постелях ваших,
едите лучших овнов из стада
  и тельцов с тучного пастбища,
поете под звуки гуслей, думая,
  что владеете музыкальным орудием, как Давид,
пьете из чаш вино,
  мажетесь наилучшими мастями,
  и не болезнуете о бедствии Иосифа!
За то ныне пойдут они в плен во главе пленных,
  и кончится ликование изнеженных.
Клянется Господь Бог Самим Собою,
и так говорит Господь Бог Саваоф:
гнушаюсь высокомерием Иакова
  и ненавижу чертоги его,
  и предам город и все, что наполняет его.
9 И будет: если в каком доме останется десять человек, то умрут и они, 10 и возьмет их родственник их или сожигатель, чтобы вынести кости их из дома, и скажет находящемуся при доме: есть ли еще у тебя кто? Тот ответит: нет никого. И скажет сей: молчи! ибо нельзя упоминать имени Господня.
11 
Ибо вот, Господь даст повеление
  и поразит большие дома расселинами,
  а малые дома — трещинами.
12 
Бегают ли кони по скале?
  можно ли распахивать ее волами?
Вы между тем суд превращаете в яд
  и плод правды в горечь;
13 
вы, которые восхищаетесь ничтожными
  вещами и говорите: "не своею ли силою
  мы приобрели себе могущество?"
14 
Вот Я, говорит Господь Бог Саваоф,
  воздвигну народ против вас, дом Израилев,
и будут теснить вас от входа в Емаф
  до потока в пустыне.
Свернуть
Пророк Амос обличает народ Израиля в их грехах, суть которых — отсутствие любви, и предупреждает о...  Читать далее

Пророк Амос обличает народ Израиля в их грехах, суть которых — отсутствие любви, и предупреждает о грядущей катастрофе. Но цель пророчества — не напугать людей так, чтобы у них руки опустились, а подвигнуть их к изменению жизни. Пророчества — не столько предсказания, сколько педагогика. Поэтому главное здесь — не грядущие ужасы, а призыв к перевороту человеческих представлений (в этом смысл слова «покаяние») (Ам. 5:18-24) и восстановлению отношений с Богом (Ам. 5:4; 5:14-15).

И Амос продолжает. Пророки всегда очень неудобны: только достигнешь чего-то для себя, расслабишься — тут как тут пророк, и все ему не так! Да кто ему дал такое право? Сердце, горящее любовью к Богу и страдающее от нашей разделенности с Ним. Поэтому Бог призывает его нести нам слова Господни и в каком-то смысле Сам говорит нам эти слова через Своего пророка (см., например, ст. 8 и 14).

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).