1 Достигайте любви; ревнуйте о
дарах
духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать. 2 Ибо кто говорит на
незнакомом
языке, тот говорит не людям, а Богу; потому что никто не понимает
его,
он тайны говорит духом; 3 а кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение. |
Павел чётко различает обычный экстаз с глоссолалией и пророчество. Разница очевидна: глоссолалия, «говорение языками» представляет собой всего лишь род своеобразного экстатического состояния, при котором стирается граница между сознанием и сферой бессознательного, в том числе бессознательного языкового. Структуры родного языка ведь укоренены глубоко в подсознании его носителя, но обычно этого языкового подсознания человек не замечает.
Когда же он впадает в экстаз, границы восприятия расширяются, и невоспринимаемое в обычном состоянии становится воспринимаемым. Это в полной мере относится и к языку: в состоянии экстаза человек порой начинает «вещать» на каком-то непонятном «языке». На самом деле, конечно, тут надо говорить о квазиречевой активности, когда языковое подсознание «выдаёт» на поверхность то, что обычно служит лишь фонетической и грамматической матрицей для осмысленной и осознанной речи.
Но иногда такую матрицу можно принять за речь на неизвестном и непонятном языке. В экстазе человек часто не отслеживает, что говорит, и сам может принять такое бессмысленное бормотание за речь. Такая квазиречевая активность может иногда свидетельствовать о подлинном экстазе (хотя и не всегда), но для окружающих, как, впрочем, и для самого «говорящего», она бесполезна.
Иное дело пророчество: тут речь идёт об осознанном откровении, полученном человеком, как правило, не для одного себя, но и для других, иногда даже для всей общины, к которой он принадлежит. Такое пророчество действительно служит к назиданию. Но дело не только в этом. Дело ещё и в том, что осознанное откровение само по себе является способом более глубокого богообщения, чем полуосознанный, а то и вовсе неосознаваемый и потому неконтролируемый, экстаз, даже если такой экстаз является подлинным и связан с Божьим воздействием.
Просто потому, что в богообщении и в духовной жизни главное именно осознание: ведь только оно меняет человека по-настоящему глубоко и устойчиво. Неосознанные же духовные состояния или проходят бесследно, или оказывают совсем небольшое воздействие на человеческую природу. Потому и отмечает апостол важность именно пророческого дара, осознанной духовной жизни: ведь жизнь в Царстве — не череда экстазов с провалами между ними, а устойчивое богообщение. В здравом уме и в твёрдой памяти.
1 Достигайте любви; ревнуйте о
дарах
духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать. 2 Ибо кто говорит на
незнакомом
языке, тот говорит не людям, а Богу; потому что никто не понимает
его,
он тайны говорит духом; 3 а кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение. 4 Кто говорит на
незнакомом
языке, тот назидает себя; а кто пророчествует, тот назидает церковь. 5 Желаю, чтобы вы все говорили языками; но лучше, чтобы вы пророчествовали; ибо пророчествующий превосходнее того, кто говорит языками, разве он притом будет и изъяснять, чтобы церковь получила назидание. |
6 Теперь, если я приду к вам, братия, и стану говорить на
незнакомых
языках, то какую принесу вам пользу, когда не изъяснюсь вам или откровением, или познанием, или пророчеством, или учением? 7 И бездушные
вещи,
издающие звук, свирель или гусли, если не производят раздельных тонов, как распознать те, что играют на свирели или на гуслях? 8 И если труба будет издавать неопределенный звук, кто станет готовиться к сражению? 9 Так если и вы языком произносите невразумительные слова, то как узнáют, чтó вы говорите? Вы будете говорить на ветер. 10 Сколько, например, различных слов в мире, и ни одного из них нет без значения. 11 Но если я не разумею значения слов, то я для говорящего чужестранец, и говорящий для меня чужестранец. 12 Так и вы, ревнуя о
дарах
духовных, старайтесь обогатиться
ими
к назиданию церкви. |
Дар говорения на иных языках не распространен в современной Церкви, хотя нельзя и сказать, что его не существует вовсе. Но слова апостола Павла в сегодняшнем отрывке из послания к Коринфянам относятся далеко не только к этому конкретному явлению. Любая группа людей, длительное время посвящающих себя чему-то, вырабатывает свой «птичий язык», непонятный для посвященных. Для примера можно взять язык ученых... или язык христиан. Апостол говорит о том, что мы ответственны за понятность того, что мы говорим, для «нормальных» людей, за внятность проповеди для тех, кого Бог приводит в Свою Церковь. В наши дни издается куча духовной литературы, а книг, которые помогали бы возрастать в вере — единицы, потому что почти все написано на птичьем языке. Говорить о Боге так, чтобы было понятно, о чем речь, для нас очень не просто. И гордиться тут нечем...
И еще в словах апостола есть один важный аспект. Он не приемлет представления о «духовном» как о чем-то маловразумительном, но увлекательном. Квази-мистика и «волшебные звуки песнопений», таинственные слова и жесты, якобы предназначенные действовать помимо сознания, не заслуживают его одобрения. Это важная черта апостольского духа, о которой не следует забывать.
1 Достигайте любви; ревнуйте о
дарах
духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать. 2 Ибо кто говорит на
незнакомом
языке, тот говорит не людям, а Богу; потому что никто не понимает
его,
он тайны говорит духом; 3 а кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение. 4 Кто говорит на
незнакомом
языке, тот назидает себя; а кто пророчествует, тот назидает церковь. 5 Желаю, чтобы вы все говорили языками; но лучше, чтобы вы пророчествовали; ибо пророчествующий превосходнее того, кто говорит языками, разве он притом будет и изъяснять, чтобы церковь получила назидание. |
6 Теперь, если я приду к вам, братия, и стану говорить на
незнакомых
языках, то какую принесу вам пользу, когда не изъяснюсь вам или откровением, или познанием, или пророчеством, или учением? 7 И бездушные
вещи,
издающие звук, свирель или гусли, если не производят раздельных тонов, как распознать те, что играют на свирели или на гуслях? 8 И если труба будет издавать неопределенный звук, кто станет готовиться к сражению? 9 Так если и вы языком произносите невразумительные слова, то как узнáют, чтó вы говорите? Вы будете говорить на ветер. 10 Сколько, например, различных слов в мире, и ни одного из них нет без значения. 11 Но если я не разумею значения слов, то я для говорящего чужестранец, и говорящий для меня чужестранец. 12 Так и вы, ревнуя о
дарах
духовных, старайтесь обогатиться
ими
к назиданию церкви. |
Возвращаясь к теме духовных даров, Павел уделяет особое внимание пророческому служению, в частности, на фоне широко распространённой в коринфской церкви (а возможно, и не только там) практики глоссолалии, или «говорения на языках» (ст. 1–3). Как видно, апостол не считает глоссолалию как таковую пророчеством, и прежде всего потому, что пророчество в его традиционном понимании, будь то в древние времена или в евангельскую эпоху, предполагало понятность пророческой проповеди для окружающих, которой глоссолалия, требовавшая интерпретации, была лишена (ст. 4–5). И дело, вероятно, не только в том, что глоссолалия сама по себе ничего не давала Церкви (ст. 5–12), но и в том, что такого рода «пророчество в себе и для себя» духовно изолировало человека.
В самом деле, подлинное пророчество всегда было откровением общине через посредство одного, при котором этот один, хотя бы и получив особое откровение от Бога, всё же не оставался в одиночестве, оставаясь частью той общины, к которой принадлежал. И связь его со своей общиной выражалась именно в факте свидетельства о том, что ему было открыто Богом. Особенно важной была такая связь для полноценной церковной жизни: ведь Церковь — община живущих в Царстве, а потому каждый её член никак не может существовать изолированно от всех остальных, и уж тем более никак не может получить какие бы то ни было дары от Бога, так сказать, для личного пользования, безотносительно к Церкви и к тому значению, которое имеет для Церкви его дар. В известном смысле можно было бы утверждать, что для Павла соотнесённость конкретного духовного дара и конкретного служения с нуждами и с жизнью Церкви является критерием подлинности этого дара или этого служения.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||