
| 7  Виноградник Господа Саваофа  есть дом Израилев, и мужи Иуды — любимое насаждение Его. И ждал Он правосудия, но вот — кровопролитие; ждал правды, и вот — вопль. | 
Заключительные слова знаменитой притчи пророка Исайи о винограднике Господь повторит незадолго до Страстей. Для нас важно, в первую очередь, услышать прямой смысл этой притчи. Ведь то, что относится к ветхозаветному Израилю, не менее актуально для нового Израиля — Церкви, христианского народа. Более того, весь мир в самом начале Библии предстает перед нами как сад Божий. Поэтому притча о винограднике, как и рассказ о падении Адама, является обобщением, относящимся ко всему человеческому роду.
Господь говорит о том, что Его народ — виноградник, насажденный Им для того, чтобы он приносил плод. Не как музей неземной красоты, не как пьедестал почета, не как постоялый двор для усталых путников — как сад, который должен приносить плод. Пророк Исайя говорит о духовном плоде, который все мы можем приносить в реальной, практической жизни. Речь не идет о мистических озарениях или подвигах в культовой области. Главное, чего ждет от нас Господь — правосудия, правды по отношению к ближним. Апостол Павел в Послании к Галатам предлагает более широкое объяснение того, что такое плод, ожидаемый Богом: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание». В этом правда, которой ждет от нас Господь. И если мы не будем приносить этого плода, то этот наш выбор приведет к тому, о чем Христос сказал иудеям: «се, оставляется вам дом ваш пуст».
Но пророк, как и Господь, говорят не для того, чтобы предсказать нам беды. Бог всегда хочет нашего покаяния и обращения. Поэтому и важно для нас не бояться услышать это обличение и уповать на Божие обетование о том, что врата ада не одолеют Церковь.
| 7  Виноградник Господа Саваофа  есть дом Израилев, и мужи Иуды — любимое насаждение Его. И ждал Он правосудия, но вот — кровопролитие; ждал правды, и вот — вопль. | 
| 8  Горе вам, прибавляющие дом к дому,  присоединяющие поле к полю, так что другим не остается места, как будто вы одни поселены на земле. 9  В уши мои сказал Господь Саваоф:  многочисленные домы эти будут пусты, большие и красивые — без жителей; 10  десять участков в винограднике дадут один бат,  и хомер посеянного зерна едва принесет ефу. | 
| 11  Горе тем, которые с раннего утра  ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином. 12  И цитра и гусли,  тимпан и свирель и вино на пиршествах их; а на дела Господа они не взирают и о деяниях рук Его не помышляют. | 
| 13  За то народ мой пойдет в плен  непредвиденно, и вельможи его будут голодать, и богачи его будут томиться жаждою. 14  За то преисподняя расширилась,  и без меры раскрыла пасть свою: и сойдет туда слава их и богатство их, и шум их и всё, что веселит их. 15  И преклонится человек, и смирится муж,  и глаза гордых поникнут; 16  а Господь Саваоф превознесется в суде,  и Бог Святый явит святость Свою в правде. | 
Слова Господа, которые мы читаем сегодня в пророчестве Исайи, могут быть напрямую обращены почти к каждому из нас. Независимо от обилия имущества, мы во многом живем так, «как будто вы одни поселены на этой земле». Это проявляется не только в том, что мы не оставляем жизненного пространства для других людей, забирая себе все, что только можно. Всякое наше неуважение к другим, унижение окружающих, являются, судя по сегодняшнему слову пророка, тяжким грехом. Важно понимать, что «как будто вы одни поселены на этой земле» относится не только к какому-нибудь большому начальнику, для которого перекрывают движение на пол-Москвы, как будто ему одному надо куда-то ехать. Не в меньшей степени это относится и к нам, когда мы толкаемся в метро, стараясь пропихнуть свои телеса и усесться поудобнее. Совсем страшно, что точно так же мы ведем себя и в доме Божьем.
Господь говорит, что добытое в неуважении к нуждам других людей не идет нам на пользу. Все, построенное на таком неуважении, разрушится. Напротив, примером для нас может быть Сам Господь, Который заботится о благе и спасении всех нас, даже несмотря на то, что мы так пренебрегаем Его милостью и предаем ее.
| 1  Воспою Возлюбленному моему  песнь Возлюбленного моего о винограднике Его. У Возлюбленного моего был виноградник на вершине утучненной горы. 2  И Он обнес его оградою, и очистил его от камней,  и насадил в нем отборные виноградные лозы, и построил башню посреди его, и выкопал в нем точило, и ожидал, что он принесет добрые грозды, а он принес дикие ягоды. | 
| 3  И ныне, жители Иерусалима  и мужи Иуды, рассудите Меня с виноградником Моим. 4  Что еще надлежало бы сделать для виноградника Моего,  чего Я не сделал ему? Почему, когда Я ожидал, что он принесет добрые грозды, он принес дикие ягоды? | 
| 5  Итак Я скажу вам,  что сделаю с виноградником Моим: отниму у него ограду, и будет он опустошаем; разрушу стены его, и будет попираем. 6  И оставлю его в запустении;  не будут ни обрезывать, ни вскапывать его — и зарастет он тернами и волчцами, и повелю облакам не проливать на него дождя. | 
| 7  Виноградник Господа Саваофа  есть дом Израилев, и мужи Иуды — любимое насаждение Его. И ждал Он правосудия, но вот — кровопролитие; ждал правды, и вот — вопль. | 
| 8  Горе вам, прибавляющие дом к дому,  присоединяющие поле к полю, так что другим не остается места, как будто вы одни поселены на земле. 9  В уши мои сказал Господь Саваоф:  многочисленные домы эти будут пусты, большие и красивые — без жителей; 10  десять участков в винограднике дадут один бат,  и хомер посеянного зерна едва принесет ефу. | 
| 11  Горе тем, которые с раннего утра  ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином. 12  И цитра и гусли,  тимпан и свирель и вино на пиршествах их; а на дела Господа они не взирают и о деяниях рук Его не помышляют. | 
| 13  За то народ мой пойдет в плен  непредвиденно, и вельможи его будут голодать, и богачи его будут томиться жаждою. 14  За то преисподняя расширилась,  и без меры раскрыла пасть свою: и сойдет туда слава их и богатство их, и шум их и всё, что веселит их. 15  И преклонится человек, и смирится муж,  и глаза гордых поникнут; 16  а Господь Саваоф превознесется в суде,  и Бог Святый явит святость Свою в правде. 17  И будут пастись овцы по своей воле,  и чужие будут питаться оставленными жирными пажитями богатых. | 
| 18  Горе тем, которые влекут на себя беззаконие вервями суетности,  и грех — как бы ремнями колесничными; 19  которые говорят: "пусть Он поспешит  и ускорит дело Свое, чтобы мы видели, и пусть приблизится и придет в исполнение совет Святаго Израилева, чтобы мы узнали!" | 
| 20  Горе тем, которые зло называют добром,  и добро — злом, тьму почитают светом, и свет — тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое — горьким! | 
| 21  Горе тем, которые мудры в своих глазах  и разумны пред самими собою! | 
| 22  Горе тем, которые храбры пить вино  и сильны приготовлять крепкий напиток, 23  которые за подарки оправдывают виновного  и правых лишают законного! | 
| 24  За то, как огонь съедает солому,  и пламя истребляет сено, так истлеет корень их, и цвет их разнесется, как прах; потому что они отвергли закон Господа Саваофа и презрели слово Святаго Израилева. 25  За то возгорится гнев Господа на народ Его,  и прострет Он руку Свою на него и поразит его, так что содрогнутся горы, и трупы их будут как помет на улицах. И при всем этом гнев Его не отвратится, и рука Его еще будет простерта. | 
| 26  И поднимет знамя народам дальним,  и даст знак живущему на краю земли — и вот, он легко и скоро придет. 27  Не будет у него ни усталого, ни изнемогающего;  ни один не задремлет и не заснет, и не снимется пояс с чресл его, и не разорвется ремень у обуви его. 28  Стрелы его заострены,  и все луки его натянуты; копыта коней его подобны кремню, и колеса его — как вихрь. 29  Рев его — как рев львицы;  он рыкает подобно скимнам, и заревет, и схватит добычу и унесет, и никто не отнимет. 30  И заревет на него в тот день  как бы рев разъяренного моря; и взглянет он на землю, и вот тьма, горе, и свет померк в облаках. | 
Дар пророчества не обязательно сопровождается даром поэтическим, но, когда это происходит, результат оказывается потрясающим. Вот и в этой главе мы видим, как Божии истины, открывающиеся Исайе, выливаются в два замечательных с литературной точки зрения произведения: притчу о винограднике и обличение с шестикратным повторением рефрена «горе тем». Не случайно Сын Божий, вообще много цитирующий пророка Исаию, взял эти два отрывка за основу двух своих проповедей.
| 1  Воспою Возлюбленному моему  песнь Возлюбленного моего о винограднике Его. У Возлюбленного моего был виноградник на вершине утучненной горы. 2  И Он обнес его оградою, и очистил его от камней,  и насадил в нем отборные виноградные лозы, и построил башню посреди его, и выкопал в нем точило, и ожидал, что он принесет добрые грозды, а он принес дикие ягоды. | 
| 3  И ныне, жители Иерусалима  и мужи Иуды, рассудите Меня с виноградником Моим. 4  Что еще надлежало бы сделать для виноградника Моего,  чего Я не сделал ему? Почему, когда Я ожидал, что он принесет добрые грозды, он принес дикие ягоды? | 
| 5  Итак Я скажу вам,  что сделаю с виноградником Моим: отниму у него ограду, и будет он опустошаем; разрушу стены его, и будет попираем. 6  И оставлю его в запустении;  не будут ни обрезывать, ни вскапывать его — и зарастет он тернами и волчцами, и повелю облакам не проливать на него дождя. | 
| 7  Виноградник Господа Саваофа  есть дом Израилев, и мужи Иуды — любимое насаждение Его. И ждал Он правосудия, но вот — кровопролитие; ждал правды, и вот — вопль. | 
| 8  Горе вам, прибавляющие дом к дому,  присоединяющие поле к полю, так что другим не остается места, как будто вы одни поселены на земле. 9  В уши мои сказал Господь Саваоф:  многочисленные домы эти будут пусты, большие и красивые — без жителей; 10  десять участков в винограднике дадут один бат,  и хомер посеянного зерна едва принесет ефу. | 
| 11  Горе тем, которые с раннего утра  ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином. 12  И цитра и гусли,  тимпан и свирель и вино на пиршествах их; а на дела Господа они не взирают и о деяниях рук Его не помышляют. | 
| 13  За то народ мой пойдет в плен  непредвиденно, и вельможи его будут голодать, и богачи его будут томиться жаждою. 14  За то преисподняя расширилась,  и без меры раскрыла пасть свою: и сойдет туда слава их и богатство их, и шум их и всё, что веселит их. 15  И преклонится человек, и смирится муж,  и глаза гордых поникнут; 16  а Господь Саваоф превознесется в суде,  и Бог Святый явит святость Свою в правде. 17  И будут пастись овцы по своей воле,  и чужие будут питаться оставленными жирными пажитями богатых. | 
| 18  Горе тем, которые влекут на себя беззаконие вервями суетности,  и грех — как бы ремнями колесничными; 19  которые говорят: "пусть Он поспешит  и ускорит дело Свое, чтобы мы видели, и пусть приблизится и придет в исполнение совет Святаго Израилева, чтобы мы узнали!" | 
| 20  Горе тем, которые зло называют добром,  и добро — злом, тьму почитают светом, и свет — тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое — горьким! | 
| 21  Горе тем, которые мудры в своих глазах  и разумны пред самими собою! | 
| 22  Горе тем, которые храбры пить вино  и сильны приготовлять крепкий напиток, 23  которые за подарки оправдывают виновного  и правых лишают законного! | 
| 24  За то, как огонь съедает солому,  и пламя истребляет сено, так истлеет корень их, и цвет их разнесется, как прах; потому что они отвергли закон Господа Саваофа и презрели слово Святаго Израилева. 25  За то возгорится гнев Господа на народ Его,  и прострет Он руку Свою на него и поразит его, так что содрогнутся горы, и трупы их будут как помет на улицах. И при всем этом гнев Его не отвратится, и рука Его еще будет простерта. | 
| 26  И поднимет знамя народам дальним,  и даст знак живущему на краю земли — и вот, он легко и скоро придет. 27  Не будет у него ни усталого, ни изнемогающего;  ни один не задремлет и не заснет, и не снимется пояс с чресл его, и не разорвется ремень у обуви его. 28  Стрелы его заострены,  и все луки его натянуты; копыта коней его подобны кремню, и колеса его — как вихрь. 29  Рев его — как рев львицы;  он рыкает подобно скимнам, и заревет, и схватит добычу и унесет, и никто не отнимет. 30  И заревет на него в тот день  как бы рев разъяренного моря; и взглянет он на землю, и вот тьма, горе, и свет померк в облаках. | 
Слова о садовнике, переставшем ухаживать за виноградником после того, как тот произрастил дикие ягоды, могут показаться странными, ведь обычно садовник усиливает уход за слабыми растениями, чтобы те принесли хороший урожай. Но в этой притче Господь приоткрывает перед нами тайну человеческой свободы, с которой Он не просто считается, но и относится к ней уважительно. Хотите приносить дикие плоды и отстраниться от воли Виноградаря — ваше право, но тогда и пеняйте сами на себя и сами расхлёбывайте то, что заварили.
Должно быть, кому-то такие рассуждения покажутся недопустимо жестокими. Но именно такой подход, при всей его строгости, свидетельствует о серьёзном отношении к людям, способным быть взрослыми и ответственными. Вас же много раз предупреждали, неужели вы не думали, что всё это на самом деле серьёзно? А раз так, то не удивляйтесь, что за всё вами совершённое приходится терпеть бедствия.
Всё это так. Но Его логика всё равно превосходит человеческую. Относясь к нам как к взрослым, Он в то же самое время продолжает относиться к нам и как к Своим неразумным, но любимым детям. Дав возможность испытать последствия наших собственных дел, Он по-прежнему рядом с нами и не оставляет нас Своей любовью.

| Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| 
 
 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
 
                                            