Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на1 Июля 2020

 

И христиане, и представители самых разных религий любят рассуждать о смирении. При этом выдвигаются самые разные критерии этого духовного состояния, порой довольно замысловатые. Между тем Павел даёт простое и понятное определение: смирение — это такое состояние человека, когда его утверждает Бог, а не такое, когда он утверждает сам себя.

Соответствующее греческое слово многозначно, но его главный смысл связан с идеей утверждения на некотором основании и дальнейшего продвижения вперёд. Дело, как видно, как раз именно в этом основании. Смирение начинается там и тогда, где и когда человек отказывается утверждать себя сам. И дело тут не в том, чтобы не быть ни в чём уверенным и всё время колебаться, будучи не в состоянии сделать выбор или принять решение. Дело в том, где находит человек свою, выражаясь современным языком, экзистенциальную опору. В том, на что он опирается по жизни.

Речь, конечно, не о религии и не о какой-то религиозной идеологии или каком-нибудь вероучении. Речь именно о живом Боге. О том «дыхании жизни», которое Бог вдувает в каждого из нас при сотворении. И о том, насколько мы ощущаем это дыхание. Насколько оно становится частью нашей жизни. В какой мере её определяет.

И, соответственно, в какой мере мы на него, на это Божье дыхание в нашем сердце, опираемся. В идеале — полностью, и тогда Божье присутствие становится неотъемлемой частью каждого нашего выбора, решения, поступка. Тут нам приходится учиться смирению: ведь ощутить это дыхание и присутствие Того, Кто за ним стоит, можно лишь тогда, когда готов принять любое Его решение и услышать любой Его ответ. Услышать и сделать, как сказано.

Вот это, собственно, и есть смирение. Тогда можно и утвердиться на этом дыхании и на воле Того, Кто за ним стоит. А можно обращать на это дыхание мало внимания, а то и вовсе его игнорировать. И тогда придётся искать в жизни другую опору. В своих способностях, возможностях, социальном статусе… вариантов много, но все их объединяет одно: всё это — человеческое. И опираться на это означает опираться на самого себя. Тут-то и пролегает граница между богообщением и его отсутствием. Потому, что Бог не войдёт в жизнь того, кто Его не ищет и не ждёт. И тогда человек остаётся при своём. Со всеми вытекающими последствиями.

Свернуть

И христиане, и представители самых разных религий любят рассуждать о смирении. При этом выдвигаются самые разные критерии этого духовного состояния, порой довольно замысловатые. Между тем Павел даёт простое и понятное...

скрыть

И христиане, и представители самых разных религий любят рассуждать о смирении. При этом выдвигаются самые разные критерии этого духовного состояния, порой довольно замысловатые. Между тем Павел даёт простое и понятное...  Читать далее

 

Почему мудрость и разум становятся препятствием ко спасению? Почему в этом было Божье благоволение? Мы привыкли видеть в мудрости и разуме источник добродетели. И эта привычка не безосновательна, ибо всякая культура, а именно она формирует наши привычки, строится на умножении разумного. В том числе и культура библейская. В ней разум становится непременным условием познания Бога, а значит, спасения: «начало мудрости — страх Господень, и познание Святаго – разум» (Притч 9:10). И это нам очень понятно. Но приходит Христос и оказывается, что что-то здесь не так. Попытаемся понять что именно. Обратимся опять к книге Притч, этой поистине главнейшей из канонических книг, посвященных разуму. «Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум, потому что приобретение ее лучше приобретения серебра, и прибыли от нее больше, нежели от золота» (Притч 3:13,14). И еще. «Приобретай мудрость, приобретай разум: не забывай этого и не уклоняйся от слов уст моих. Не оставляй ее, и она будет охранять тебя; люби ее, и она будет оберегать тебя. Главное — мудрость: приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум. Высоко цени ее, и она возвысит тебя; она прославит тебя, если ты прилепишься к ней; возложит на голову твою прекрасный венок, доставит тебе великолепный венец» (Притч 4:5-9). Наверное, в этих цитатах самым явным образом выражено величие человека, облеченного разумом. Величие… да, но Христос призывает к смирению, ибо Сам кроток и смирен сердцем. А для чего? Наверное, самым весомым ответом стали бы слова из той же книги Притч, именно воспевая человеческий разум, она говорит вдруг, как бы случайно: Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой. (Притч 3:5). Вот этот проблеск станет со Христом сияющим световым потоком любви, готовой смириться перед своим Любимым, ибо иного она не хочет.

Свернуть

Почему мудрость и разум становятся препятствием ко спасению? Почему в этом было Божье благоволение?..

скрыть

Почему мудрость и разум становятся препятствием ко спасению? Почему в этом было Божье благоволение?..  Читать далее

 

Бесноватые не случайно обитали в погребальных пещерах, ведь подчинение воле тёмных сил — это уже путь к духовной смерти. Поэтому изгнание бесов из двух несчастных гергесинцев означало не только исцеление конкретных людей, и даже не только торжество силы Божией над силами тьмы. Оно явилось ещё одним прообразом предстоящей победы Христа над смертью.

В страхе местных жителей, потрясённых обстоятельствами, сопутствовавшими изгнанию бесов, было бы слишком просто видеть одно лишь недовольство гибелью свиней, а значит, нанесением материального ущерба. Нет, жители Гергесинской земли чувствуют, что Тот, Кто стоит перед ними, способен изменить всю их жизнь. Но вот этого им и не хочется, ведь привычная жизнь так понятна.

Так часто и мы, негодуя на ставшее привычным зло, не хотим замечать, что и сами настолько срослись с ним, что если кто-то попытается нас от него избавить, то нам станет не по себе. Но если делать выбор в пользу Христа, надо быть готовым принять то, что Он нам приносит. Даже если в результате мы лишимся чего-то наподобие стада свиней.

Свернуть

Бесноватые не случайно обитали в погребальных пещерах, ведь подчинение воле тёмных сил — это уже путь к духовной смерти...

скрыть

Бесноватые не случайно обитали в погребальных пещерах, ведь подчинение воле тёмных сил — это уже путь к духовной смерти...  Читать далее

 

Те обвинения, которые Господь через пророка бросает избранному народу, в немалой степени превосходят многие более ранние, да и позднейшие, гневные упрёки. Господь не просто обвиняет в грехах и сравнивает отступников с блудницей, подобное уже не раз Он говорил через пророков. Но теперь пророческая речь напоминает слушателям, народ, избранный для союза с Богом, после измены Завету ничем не отличается от тех языческих соседей, от которых пытается отгородиться. Само отмежевание от соседних народов теряет дарованный Господом смысл, в неизмеримо большей степени, нежели в этнической самобытности, состоящий в хранении в чистоте заповедей Бога и верности Ему. Но теперь отступники совершают те же языческие мерзости, и даже ещё худшие: чем выше залезешь на гору, тем дальше с неё скатишься.

Но Он не только помнит о Завете с народом, но и хранит его, хранит верность не только ветхозаветным иудеям, но и всем нам, постоянно её нарушающим. Не по заслугам грешников, а по Своей милости Он снова и снова готов не только прощать, но и очищать от грязи, в которой мы снова и снова с удовольствием барахтаемся.

Грех будет прощён, но останется чувство стыда за совершённое зло. Оно оставляется не для того, чтобы бывшие грешники постоянно терзались, вспоминая прошедшее, а как плодотворная память о горьком опыте и предостережение на будущее.

Свернуть

Те обвинения, которые Господь через пророка бросает избранному народу, в немалой степени превосходят многие...

скрыть

Те обвинения, которые Господь через пророка бросает избранному народу, в немалой степени превосходят многие...  Читать далее

 
На Ин 4:1-42 

В Евангелии можно найти несколько эпизодов, описывающих отношения Иисуса с самарянами, но упоминание о беседе с самарянкой возле колодца встречается только у Иоанна. Исторически сложилось так, что самые напряжённые отношения у евреев складывались с народом, духовно и этнически наиболее им близким. В самом деле, предками самарян были евреи, пережившие время Вавилонского плена непосредственно в Иудее, где они сохранили и многие древние традиции, и веру в Бога Авраама, хотя в эпоху вавилонского владычества еврейское население и смешалось с переселёнными в Палестину языческими народами и племенами. Конечно, вера в Бога отцов соседствовала у них с элементами языческих верований, но это было характерно в допленный период для всех евреев, и лишь в Вавилоне еврейская община окончательно избавилась от последних остатков язычества. Однако после возвращения на землю отцов евреи, как правило, смотрели на своих недавних соплеменников свысока, считая их отступниками, не знающими ни Торы, ни норм и правил новой иудейской религии, сложившейся в Вавилоне во время плена. Впрочем, иудейские миссионеры всё же обучили самарян Торе и некоторым основам иудаизма, но даже после этого самаряне оставались для иудеев если и единоверцами, то единоверцами второго сорта. Сами же самаряне в ответ на такое к себе отношение, в свою очередь, постарались как можно больше изолироваться от евреев (ст. 9). Поскольку евреи считали самарян недостаточно чистыми для того, чтобы позволить им участвовать в храмовом богослужении, самаряне уже в V в. до н.э. построили собственный храм на месте древнего святилища, находившегося, по-видимому, в районе горы Гаризим. Позже, оказавшись на территории еврейского государства Хасмонеев, он был разрушен по приказу властей, но самаряне и после этого продолжали приходить на старое место для поклонения Богу и совершения своих традиционных религиозных обрядов, противопоставляя гору Гаризим Сиону, как место более древнее и потому более священное (ст. 20). А Мессию самаряне, как видно, ждали не меньше самих евреев (ст. 25). И, парадоксальным образом, тайну своего мессианского служения Иисус открывает самарянам раньше, чем евреям (ст. 26, 39 – 42). Он не скрывает от самарянки того, что Сион в глазах Божиих важнее горы Гаризим, как и того, что «спасение от иудеев» (ст. 22); но Он говорит ей также и о том, что наступает время Царства, когда истинность поклонения определяется уже не выбором святилища, а верностью Богу и готовностью принять Его и войти в это Царство (ст. 23 – 24). Самарянка же, как и многие её соплеменники, принимает Иисуса, принимает именно как Мессию. Самарянам оказалось легче принять мессианство Иисуса, чем евреям. И неудивительно: ведь самарянская религия была заметно проще иудаизма и, соответственно, меньше влияла на их отношение к тому свидетельству, которое они услышали от Иисуса. Так последние стали первыми: самаряне, на которых евреи всегда смотрели сверху вниз, опередили их на пути в Царство.

Свернуть

В Евангелии можно найти несколько эпизодов, описывающих отношения Иисуса с самарянами, но упоминание о беседе с...

скрыть

В Евангелии можно найти несколько эпизодов, описывающих отношения Иисуса с самарянами, но упоминание о беседе с...  Читать далее

 

Продолжая разговор о наследии и о наследниках, Павел прибегает ещё к одной юридической аналогии. Он говорит: как ребёнок может получить положенное ему наследство лишь после того, как станет совершеннолетним, так и вы, обращается апостол к христианам Галатии, даже имея право на Царство, смогли обрести его только теперь, когда пришло время, и вы получили усыновление через Иисуса Христа (ст. 1 – 5). А свидетельством этого усыновления является для апостола то дыхание («Дух») Сына Божия, которое дышит в сердцах усыновлённых, приобщая их к жизни христовой и к жизни Царства (ст. 6 – 7). И всякое возвращение назад, к прежней духовной жизни для Павла равнозначно духовной катастрофе, отказу от полученного вместе с усыновлением наследства, той возможности приобщиться к Царству, без которой нет христианства (ст. 8 – 10). Он даже опасается, что всё, сделанное им для галатийских христиан, пошло прахом, все усилия и труды были напрасны (ст. 11).

Казалось бы, ситуация была ещё не столь катастрофична: ведь всё могло измениться, и те, к кому Павел обращался с упрёками и увещеваниями, вполне могли одуматься и вернуться к прежним мыслям. Но апостол, как видно, прекрасно понимал, что такого рода отступничество никогда не проходит бесследно, оно всегда накладывает свою печать на тех, кто его пережил. Конечно, вернуться в Царство, которое потерял, через раскаяние и новое обращение возможно всегда, такая возможность будет даваться каждому христианину до дня последнего Суда и возвращения Спасителя. И всё же каждое отпадение является именно отпадением, это всегда катастрофа и трагедия, хотя бы те, с кем она случается, ничего такого и не замечали. Ведь речь идёт не просто о неудаче, за которую могут начислить некоторое количество штрафных очков, которые впоследствии придётся отрабатывать.

Речь о действительной, совершенно реальной утрате Царства, о таком изменении духовного состояния человека, после которого он уже никогда не будет прежним. Казалось бы, отпавший просто возвращается в своё прежнее состояние, начинает вновь жить той жизнью, которой жил до обращения. Но это лишь иллюзия: тому, кто однажды приобщился к Царству, стать прежним уже невозможно. Есть огромная разница между потерявшими Царство и никогда не знавшими его. И Павел, понимая это, вновь и вновь напоминает галатийской церкви о том, что составляет основу духовной жизни христианина: о верности Христу и Царству.

Свернуть

Продолжая разговор о наследии и о наследниках, Павел прибегает ещё к одной юридической аналогии. Он говорит...

скрыть

Продолжая разговор о наследии и о наследниках, Павел прибегает ещё к одной юридической аналогии. Он говорит...  Читать далее

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).