Библия-Центр
РУ

Библейская Энциклопедия Брокгауза

Фритц Ринекер, Герхард Майер
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Псалом
Псалом. Благочестие людей ВЗ находит свое живое отражение в одухотвор. свидет-ве П. (-> Хвалебная песнь). Такие песнопения, помимо Псалтири, встречаются и в других местах ВЗ, напр. в Ex 15:1-18; 1S 2:1-10; Is 38:10-20; Jon 2:3-10.
I. ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ:
1) евр. название книги Псалтирь - Техиллим, "хвалебные песнопения" - происходит от глагола халая, "ликовать", "восхвалять" (ср."аллилуйя").0д-нако из всех П. только Ps 144 обозначен как техилла ("хвалебная песнь"). Септуагинта называет эту книгу Псалмой (Псалмы); сущ. псалма - производное от глагола псаллейн, "играть на лире", к-рый указывает на способ исполнения П.;
2) Псалтирь как собрание гимнов, песнопений и молитв древней Церкви имеет богатую историю. В своем нынешнем виде она представляет подборку прежде разрозненных сборников древних песнопений, таких, как Псалтирь Давида (Ps 3 - Ps 10), песнопения для хора, написанные сынами Кореевыми (Ps 41 - Ps 48), Малая книга песен восхождения (Ps 119 - Ps 133; -> Смена) и др. Это объясняет то обстоят-во, что, напр., песнь о безумце (Ps 13) встречается дважды: она включена не только в Псалтирь Давида, но и во второй сборник П. (Ps 52). Псалтирь делят на пять книг (Ps 1 - Ps 40; Ps 41 - Ps 71; Ps 72 - Ps 88; Ps 89 - Ps 105; Ps 106 - Ps 150), первые четыре из к-рых завершаются краткими славословиями (Ps 40:14; Ps 71:18-20; Ps 88:53; Ps 105:48). Вероятно, Ps 1 считался вступит., а Ps 150 - заключит. песнопением всей Псалтири;
3) исполнение П.:
а) собранные в Псалтири песнопения должны были исполняться во время богослужения. Богослужебное предназначение П. подтверждается и сравнением 1Ch 16:8-36 с Ps 104 и Ps 95. Во время утреннего жертвоприношения в каждый из дней недели пели по псалму, причем в след. последовательности: Ps 23; Ps 47; Ps 81; Ps 93; Ps 80; Ps 92; Ps 91. О распределении П. по различным праздникам имеются разные сведения, точно известно лишь то, что во время пасхальной трапезы пели "Халлель" (Ps 112 - Ps 117; -> Хвалебная песнь). В целом собрание П. в том виде, в каком оно представлено сегодня, - это, вероятно, книга песнопений, к-рая имела хождение в эпоху второго -> храма;
б) формой исполнения П. была декламация с живыми модуляциями голоса под музык. сопровождение и с участием хора (2Ch 5:12). То, что П. исполнялись как антифонное пение, лучше всего видно на примере Ps 135, в к-ром вторая часть каждого стиха "Ибо вовек милость Его" воспринимается как ответ общины на слова солиста. Наряду с этим можно найти фрагменты с рефреном, к-рый должны были петь народ или хор (Ps 41 - Ps 42). Со времен Давида в обязанности левитских певцов и музыкантов входила игра на псалтирях, цитрах и кимвалах (1Ch 25:1; 2Ch 7:6; 2Ch 29:25-30). Дальнейшее перечисление -> музыкальных инструментов, к-рые должны были сопровождать прославление Бога, мы находим в Ps 150:3-5. -> Поэтическое искусство -> Песня -> Хвалебная песнь;
в) многие выражения, смысл к-рых не совсем понятен совр. человеку, возм., служили указаниями для исполнителей П. Напр., слово -> села, возм., указывало на паузу в молитв. песнопении. Сюда же относятся и те евр. слова, которые в Синод, пер. переданы как "плачевная песнь" (Ps 7 и др.), "учение" (Ps 31:1 и др.) и др. Пятьдесять пять П. имеют в заголовке пометку ламенаццеах, что предположит. означает начальнику хора. Иногда, видимо, упоминается какая-то другая песнь, на мелодию к-рой следовало петь П. "О лани, на которую охотятся на заре" (Ps 21:1, в Синод. пер. - "При появлении зари"), "О голубице, безмолвствующей в удалении" (Ps 55:1);
4) в заголовках прим. ста П. названы имена авторов: Моисея (Ps 89), Давида (Ps 3 - Ps 31; Ps 33 - Ps 40; Ps 50 - Ps 64; Ps 67 - Ps 69; Ps 85; Ps 100; Ps 102; Ps 107 - Ps 109; Ps 121; Ps 130; Ps 132; Ps 137 - Ps 144), Соломона (Ps 71; Ps 126), -> Асафа (Ps 49; Ps 72 - Ps 82), Емана (Ps 87), Ефама (Ps 88) и сынов Кореевых (Ps 41; Ps 43 - Ps 48). Во многих П. заголовок и текст указывают на события, к-рые позволяют достаточно точно определить время возникновения самих П. (Ps 136; ср. -> Давид, XI). Если таких указаний нет, то возраст песен установить практически невозможно: лингв, анализ также не дает каких-л. результатов. Многие П., авторами к-рых названы Давид и Соломон, можно датировать началом эпохи царств; это подтверждается и др. местами Библии (2S 1:17-27; 2S 3:33; 2S 22:1 - 2S 23:7; 1R 4:32; Am 6:5). Подобные формы поэтич. иск-ва развивались в Сирии и Палестине с глубокой древности, что доказывают тексты из Рас-Шам-оы.
II. СОДЕРЖАНИЕ. Книга П. не поддается делению на главы, как др. книги Библии. П., близкие по содержанию, или П. одних и тех же авторов рассредоточены по всей книге. В то же время среди них нетрудно выделить устойчивые группы, как, напр., "цар. П." Или "песни восхождения". Но и подборка П. по содержанию, без учета их последовательности, вряд ли возможна. К мессианским можно отнести те П., к-рые истолковывались таковыми еще до прихода Христа; эту группу можно расширить за счет тех П., к-рые истолкованы как мессианские уже в НЗ. Группирование П. по др. признаку затрудняется тем, что один П. может содержать различные составляющие, напр. наряду с жалобой на бедствие включать благодарность Богу за помощь. Яснее обстоит дело с цар. П. (Ps 91 - Ps 99) и песнями восхождения (Ps 119 - Ps 133). Кр. того, следует назвать покаянные и молитв. П. (Ps 3; Ps 6; Ps 31; Ps 37; Ps 50; Ps 87; Ps 101; Ps 129; Ps 142); просьбы к Богу о помощи (Ps 4; Ps 5; Ps 10; Ps 27; Ps 40; Ps 54; Ps 58; Ps 63; Ps 108; Ps 119; Ps 139); хвалебные и благодарств. песнопения (Ps 17; Ps 28; Ps 105; Ps 110; Ps 112; Ps 116; Ps 117; Ps 133 - Ps 135; Ps 137; Ps 143 - Ps 150); утренние песнопения (Ps 3; Ps 5; Ps 18; Ps 56; Ps 62; Ps 107); назидат. П. (Ps 1; Ps 5; Ps 7; Ps 14; Ps 49; Ps 72; Ps 93; Ps 118; Ps 138); мессианские П.(Ps 2; Ps 15; Ps 21; Ps 23; Ps 39; Ps 44; Ps 68; Ps 71; Ps 109; Ps 117); П. о славе Божьего творения (Ps 8; Ps 18; Ps 28; Ps 32); П. ист. содержания (Ps 77; Ps 104; Ps 105); 2) хотя Псалтирь - это собрание многих песнопений, созданных разными авторами, все же можно поставить вопрос о ее основной идее, поскольку речь в П. идет не только о благочестивых чувствах, выраженных в поэтич. форме. П. как -> молитвы - это разговор с Богом, вопль ( -> призыв) о спасении и ответ на Божьи дела, совершаемые для спасения Его народа и каждой отдельной личности. П. учат тому, как молиться Богу в Духе и истине. Приходя к Богу в молитве, человек должен осознавать свою греховность, к-рая проявляется прежде всего во всеобщей греховности человечества, нередко открыто восстающего против Бога (Ps 2), пренебрегающего грядущим Божьим судом (Ps 9) или вообще отрицающего существование Бога (Ps 13; Ps 52). Поскольку враги Бога не могут вести войну против Него Самого, то они преследуют людей, стремящихся жить благочестиво (Ps 16; Ps 21; Ps 36) и в ожидании Божьего вмешательства безропотно сносящих эти преследования. Когда Господь, желая наказать и вразумить Свой народ, надолго отдает его в руки врагов, то жалобы и упования изливаются в П. (Ps 136; Ps 125). Еще глубже и острее, чем общая вина человечества, осознаются собств. грехи. Человек, ничтожный пред Богом (Ps 8:5; Ps 143:3.4) и подобный червю (Ps 21:7), опускается еще ниже под тяжестью собств. греха, лежащего на нем с рождения (Ps 50:3-8) и являющегося причиной страшных бед (Ps 37). Первое желание грешника - замолчать свой грех, но душевные и телесные страдания принуждают его к - исповеданию, к-рое является предпосылкой прощения (Ps 31; Ps 78:9; Ps 129:3). Однако не всякое -> страдание представляет собой Божье наказание. Так, страдающий праведник после основат. проверки своей совести может исповедаться и в своей невиновности (Ps 7; Ps 25:2.11). Прощая людям грехи. Бог извлекает их "из страшного рва, из тинистого болота" (Ps 39:3), а души их избавляет от коварства и насилия (Ps 71:14) и даже от власти преисподней (Ps 48:16). Непостижимая слава Божья проявляется в том, что Он очищает Своих избранных и дарует им новое, чистое сердце (Ps 50:9-14). Прощение и искупление - это то, из чего произрастает благодарность Богу, к-рой исполнены сердца спасенных Им (Ps 106; Ps 107). Но полное искупление народа Божьего пока только обещано (Ps 129:8); оно будет достигнуто лишь после того, как страдавший в одиночестве Мессия (Ps 21) явится как Царь славы (Ps 23), победивший всех Своих врагов (Ps 117). Следует помнить, что милость и избавление не будут дарованы Богом каждому, поэтому человек должен обратиться к Нему за помощью (Ps 26:7-10; Ps 64:3-5) и познать страх Господень, удерживающий от греха (Ps 85:11). Бог - это праведный Судья (Ps 7:12-18; Ps 10:1-7), от Которого не укроются даже те наши грехи, к-рые неизвестны нам самим (Ps 89:8); но праведность Бога (-> Справедливость) всегда сопровождается Его -> милостью, -> милосердием, добротой и -> верностью (Ps 102:8-13; Ps 144). Бог - праведный помощник в бедах. Он всегда приходит на помощь благочестивым (Ps 15; Ps 22; Ps 36; Ps 41; Ps 42), в т.ч. и в гонениях (Ps 56; Ps 58), поэтому молитвы с жалобами на бедствия переходят в благодарность, открывающую путь для Божьего спасения (Ps 49:23). При этом только Сам Бог знает срок, в к-рый придет помощь (Ps 12:2.3). Божья помощь, полученная человеком, ведет его к постоянному и живому общению с Богом (Ps 72:23-28), дарующим благословение (Ps 64; Ps 66; Ps 127). Тот, кто познал Божье благословение, всецело уповает на Него (Ps 26; Ps 45; Ps 61; Ps 90; Ps 91). Поэтому жизнь Божьего народа, как и жизнь отдельного благочестивого человека, все более наполняется благодарностью, к-рая может выражаться в хвалебных песнопениях. Это благодарств. Славословие Бог желает слышать из уст человека как новую песнь (Ps 32; Ps 33; Ps 95) - так, чтобы она сливалась со славой Божьей, проповедуемой всем Его творением (Ps 8; Ps 18:1-7; Ps 103; Ps 148). Поэтому книга заканчивается призывом: "Все дышащее да хвалит Господа!" (Ps 150:6).

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).