Библия-Центр
РУ

Библейская Энциклопедия Брокгауза

Фритц Ринекер, Герхард Майер
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Псалом
Псалом. Благочестие людей ВЗ находит свое живое отражение в одухотвор. свидет-ве П. (-> Хвалебная песнь). Такие песнопения, помимо Псалтири, встречаются и в других местах ВЗ, напр. в Исх 15:1-18; 1 Цар 2:1-10; Ис 38:10-20; Ион 2:3-10.
I. ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ:
1) евр. название книги Псалтирь - Техиллим, "хвалебные песнопения" - происходит от глагола халая, "ликовать", "восхвалять" (ср."аллилуйя").0д-нако из всех П. только Пс 144 обозначен как техилла ("хвалебная песнь"). Септуагинта называет эту книгу Псалмой (Псалмы); сущ. псалма - производное от глагола псаллейн, "играть на лире", к-рый указывает на способ исполнения П.;
2) Псалтирь как собрание гимнов, песнопений и молитв древней Церкви имеет богатую историю. В своем нынешнем виде она представляет подборку прежде разрозненных сборников древних песнопений, таких, как Псалтирь Давида (Пс 3 - Пс 10), песнопения для хора, написанные сынами Кореевыми (Пс 41 - Пс 48), Малая книга песен восхождения (Пс 119 - Пс 133; -> Смена) и др. Это объясняет то обстоят-во, что, напр., песнь о безумце (Пс 13) встречается дважды: она включена не только в Псалтирь Давида, но и во второй сборник П. (Пс 52). Псалтирь делят на пять книг (Пс 1 - Пс 40; Пс 41 - Пс 71; Пс 72 - Пс 88; Пс 89 - Пс 105; Пс 106 - Пс 150), первые четыре из к-рых завершаются краткими славословиями (Пс 40:14; Пс 71:18-20; Пс 88:53; Пс 105:48). Вероятно, Пс 1 считался вступит., а Пс 150 - заключит. песнопением всей Псалтири;
3) исполнение П.:
а) собранные в Псалтири песнопения должны были исполняться во время богослужения. Богослужебное предназначение П. подтверждается и сравнением 1 Пар 16:8-36 с Пс 104 и Пс 95. Во время утреннего жертвоприношения в каждый из дней недели пели по псалму, причем в след. последовательности: Пс 23; Пс 47; Пс 81; Пс 93; Пс 80; Пс 92; Пс 91. О распределении П. по различным праздникам имеются разные сведения, точно известно лишь то, что во время пасхальной трапезы пели "Халлель" (Пс 112 - Пс 117; -> Хвалебная песнь). В целом собрание П. в том виде, в каком оно представлено сегодня, - это, вероятно, книга песнопений, к-рая имела хождение в эпоху второго -> храма;
б) формой исполнения П. была декламация с живыми модуляциями голоса под музык. сопровождение и с участием хора (2 Пар 5:12). То, что П. исполнялись как антифонное пение, лучше всего видно на примере Пс 135, в к-ром вторая часть каждого стиха "Ибо вовек милость Его" воспринимается как ответ общины на слова солиста. Наряду с этим можно найти фрагменты с рефреном, к-рый должны были петь народ или хор (Пс 41 - Пс 42). Со времен Давида в обязанности левитских певцов и музыкантов входила игра на псалтирях, цитрах и кимвалах (1 Пар 25:1; 2 Пар 7:6; 2 Пар 29:25-30). Дальнейшее перечисление -> музыкальных инструментов, к-рые должны были сопровождать прославление Бога, мы находим в Пс 150:3-5. -> Поэтическое искусство -> Песня -> Хвалебная песнь;
в) многие выражения, смысл к-рых не совсем понятен совр. человеку, возм., служили указаниями для исполнителей П. Напр., слово -> села, возм., указывало на паузу в молитв. песнопении. Сюда же относятся и те евр. слова, которые в Синод, пер. переданы как "плачевная песнь" (Пс 7 и др.), "учение" (Пс 31:1 и др.) и др. Пятьдесять пять П. имеют в заголовке пометку ламенаццеах, что предположит. означает начальнику хора. Иногда, видимо, упоминается какая-то другая песнь, на мелодию к-рой следовало петь П. "О лани, на которую охотятся на заре" (Пс 21:1, в Синод. пер. - "При появлении зари"), "О голубице, безмолвствующей в удалении" (Пс 55:1);
4) в заголовках прим. ста П. названы имена авторов: Моисея (Пс 89), Давида (Пс 3 - Пс 31; Пс 33 - Пс 40; Пс 50 - Пс 64; Пс 67 - Пс 69; Пс 85; Пс 100; Пс 102; Пс 107 - Пс 109; Пс 121; Пс 130; Пс 132; Пс 137 - Пс 144), Соломона (Пс 71; Пс 126), -> Асафа (Пс 49; Пс 72 - Пс 82), Емана (Пс 87), Ефама (Пс 88) и сынов Кореевых (Пс 41; Пс 43 - Пс 48). Во многих П. заголовок и текст указывают на события, к-рые позволяют достаточно точно определить время возникновения самих П. (Пс 136; ср. -> Давид, XI). Если таких указаний нет, то возраст песен установить практически невозможно: лингв, анализ также не дает каких-л. результатов. Многие П., авторами к-рых названы Давид и Соломон, можно датировать началом эпохи царств; это подтверждается и др. местами Библии (2 Цар 1:17-27; 2 Цар 3:33; 2 Цар 22:1 - 2 Цар 23:7; 3 Цар 4:32; Ам 6:5). Подобные формы поэтич. иск-ва развивались в Сирии и Палестине с глубокой древности, что доказывают тексты из Рас-Шам-оы.
II. СОДЕРЖАНИЕ. Книга П. не поддается делению на главы, как др. книги Библии. П., близкие по содержанию, или П. одних и тех же авторов рассредоточены по всей книге. В то же время среди них нетрудно выделить устойчивые группы, как, напр., "цар. П." Или "песни восхождения". Но и подборка П. по содержанию, без учета их последовательности, вряд ли возможна. К мессианским можно отнести те П., к-рые истолковывались таковыми еще до прихода Христа; эту группу можно расширить за счет тех П., к-рые истолкованы как мессианские уже в НЗ. Группирование П. по др. признаку затрудняется тем, что один П. может содержать различные составляющие, напр. наряду с жалобой на бедствие включать благодарность Богу за помощь. Яснее обстоит дело с цар. П. (Пс 91 - Пс 99) и песнями восхождения (Пс 119 - Пс 133). Кр. того, следует назвать покаянные и молитв. П. (Пс 3; Пс 6; Пс 31; Пс 37; Пс 50; Пс 87; Пс 101; Пс 129; Пс 142); просьбы к Богу о помощи (Пс 4; Пс 5; Пс 10; Пс 27; Пс 40; Пс 54; Пс 58; Пс 63; Пс 108; Пс 119; Пс 139); хвалебные и благодарств. песнопения (Пс 17; Пс 28; Пс 105; Пс 110; Пс 112; Пс 116; Пс 117; Пс 133 - Пс 135; Пс 137; Пс 143 - Пс 150); утренние песнопения (Пс 3; Пс 5; Пс 18; Пс 56; Пс 62; Пс 107); назидат. П. (Пс 1; Пс 5; Пс 7; Пс 14; Пс 49; Пс 72; Пс 93; Пс 118; Пс 138); мессианские П.(Пс 2; Пс 15; Пс 21; Пс 23; Пс 39; Пс 44; Пс 68; Пс 71; Пс 109; Пс 117); П. о славе Божьего творения (Пс 8; Пс 18; Пс 28; Пс 32); П. ист. содержания (Пс 77; Пс 104; Пс 105); 2) хотя Псалтирь - это собрание многих песнопений, созданных разными авторами, все же можно поставить вопрос о ее основной идее, поскольку речь в П. идет не только о благочестивых чувствах, выраженных в поэтич. форме. П. как -> молитвы - это разговор с Богом, вопль ( -> призыв) о спасении и ответ на Божьи дела, совершаемые для спасения Его народа и каждой отдельной личности. П. учат тому, как молиться Богу в Духе и истине. Приходя к Богу в молитве, человек должен осознавать свою греховность, к-рая проявляется прежде всего во всеобщей греховности человечества, нередко открыто восстающего против Бога (Пс 2), пренебрегающего грядущим Божьим судом (Пс 9) или вообще отрицающего существование Бога (Пс 13; Пс 52). Поскольку враги Бога не могут вести войну против Него Самого, то они преследуют людей, стремящихся жить благочестиво (Пс 16; Пс 21; Пс 36) и в ожидании Божьего вмешательства безропотно сносящих эти преследования. Когда Господь, желая наказать и вразумить Свой народ, надолго отдает его в руки врагов, то жалобы и упования изливаются в П. (Пс 136; Пс 125). Еще глубже и острее, чем общая вина человечества, осознаются собств. грехи. Человек, ничтожный пред Богом (Пс 8:5; Пс 143:3.4) и подобный червю (Пс 21:7), опускается еще ниже под тяжестью собств. греха, лежащего на нем с рождения (Пс 50:3-8) и являющегося причиной страшных бед (Пс 37). Первое желание грешника - замолчать свой грех, но душевные и телесные страдания принуждают его к - исповеданию, к-рое является предпосылкой прощения (Пс 31; Пс 78:9; Пс 129:3). Однако не всякое -> страдание представляет собой Божье наказание. Так, страдающий праведник после основат. проверки своей совести может исповедаться и в своей невиновности (Пс 7; Пс 25:2.11). Прощая людям грехи. Бог извлекает их "из страшного рва, из тинистого болота" (Пс 39:3), а души их избавляет от коварства и насилия (Пс 71:14) и даже от власти преисподней (Пс 48:16). Непостижимая слава Божья проявляется в том, что Он очищает Своих избранных и дарует им новое, чистое сердце (Пс 50:9-14). Прощение и искупление - это то, из чего произрастает благодарность Богу, к-рой исполнены сердца спасенных Им (Пс 106; Пс 107). Но полное искупление народа Божьего пока только обещано (Пс 129:8); оно будет достигнуто лишь после того, как страдавший в одиночестве Мессия (Пс 21) явится как Царь славы (Пс 23), победивший всех Своих врагов (Пс 117). Следует помнить, что милость и избавление не будут дарованы Богом каждому, поэтому человек должен обратиться к Нему за помощью (Пс 26:7-10; Пс 64:3-5) и познать страх Господень, удерживающий от греха (Пс 85:11). Бог - это праведный Судья (Пс 7:12-18; Пс 10:1-7), от Которого не укроются даже те наши грехи, к-рые неизвестны нам самим (Пс 89:8); но праведность Бога (-> Справедливость) всегда сопровождается Его -> милостью, -> милосердием, добротой и -> верностью (Пс 102:8-13; Пс 144). Бог - праведный помощник в бедах. Он всегда приходит на помощь благочестивым (Пс 15; Пс 22; Пс 36; Пс 41; Пс 42), в т.ч. и в гонениях (Пс 56; Пс 58), поэтому молитвы с жалобами на бедствия переходят в благодарность, открывающую путь для Божьего спасения (Пс 49:23). При этом только Сам Бог знает срок, в к-рый придет помощь (Пс 12:2.3). Божья помощь, полученная человеком, ведет его к постоянному и живому общению с Богом (Пс 72:23-28), дарующим благословение (Пс 64; Пс 66; Пс 127). Тот, кто познал Божье благословение, всецело уповает на Него (Пс 26; Пс 45; Пс 61; Пс 90; Пс 91). Поэтому жизнь Божьего народа, как и жизнь отдельного благочестивого человека, все более наполняется благодарностью, к-рая может выражаться в хвалебных песнопениях. Это благодарств. Славословие Бог желает слышать из уст человека как новую песнь (Пс 32; Пс 33; Пс 95) - так, чтобы она сливалась со славой Божьей, проповедуемой всем Его творением (Пс 8; Пс 18:1-7; Пс 103; Пс 148). Поэтому книга заканчивается призывом: "Все дышащее да хвалит Господа!" (Пс 150:6).

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).