Библия-Центр
РУ
Вся Библия
Церковнославянский перевод (ru)
Поделиться

Кни1га вторaz Маккаве1йскаz, ГлавA 12

СодBzннымъ же бы1вшымъ завётwмъ си6мъ, лmсjа ќбw tи1де ко царю2, їуде1є же въ земледёліи ўпражнsхусz.
T сyщихъ же по мэстHмъ воево1дъ, тімоfе1й и3 ґполлHній сы1нъ гене1овъ, є3ще1 же їерwнv1мъ и3 димофHнъ, къ си6мъ же и3 нікано1ръ кmпріaрхъ, не њставлsху и5хъ благостоsти и3 въ поко1и бы1ти.
І3oппjане же толи1ко сотвори1ша нече1стіе, ўмоли1вше їудє1й съ ни1ми живyщихъ вни1ти во предстaвлєныz t ни1хъ ладіи6 съ женaми и3 чaды, ѓкибы ни є3ди1нэй враждЁ междY и4ми настоsщей:
на џбщее же ўставле1ніе грaдское и3 си6мъ соизво1лившымъ, ћкw ми1ръ и3мёти хотsщымъ и3 ничто1же подозрёніz и3мyщымъ, tве1зше и5хъ погрузи1ша, сyщихъ не мнёе двY сHтъ.
Познaвъ же їyда бы1вшую на сро1дники сво‰ же1стокость, возвэсти1въ мужє1мъ и5же съ ни1мъ и3 призвaвъ првdнаго судію2 бг7а,
пріи1де на скверноубjйцъ брaтій є3гw2, и3 прист†нища но1щію сожже2, и3 ладіи6 попали2, и3збёгшихъ же t nгнS заклA.
Странё же заключе1нэ бы1вшей tи1де, ћкw пaки пріити2 и3мyщь и3 все2 їoппjанъ и3скорени1ти граждaнство.
Ўразумёвъ же, ћкw и3 во ґмнjи живyщій хотsтъ њбитaющымъ їуде1wмъ тёмже њ1бразомъ сотвори1ти,
и3 на їамнjтzнъ но1щію напaдъ, зажже2 пристaнище съ кораблsми ћкw kви1тисz зарsмъ nгнS во їеrли1мэ, стaдіzмъ сyщымъ двyмъ стaмъ четы1редесzти.
10 Tтyду же tше1дшымъ де1вzть стaдій, творsщымъ пyть на тімоfе1а, срази1шасz съ ни1мъ ґрaвлzнъ мно1жае пzти2 ты1сzщъ муже1й и3 кHнникъ пsть сHтъ.
11 Бы1вшей же крёпцэй брaни, и3 сyщымъ при їyдэ по1мощію б9іею преуспэвaющымъ, напо1льніи ґрaвлzне њдолёни, прошaху t їyды десни1цы себЁ, њбэщaюще и3 пaжить дaти и3 во про1чіихъ по1льзовати и5хъ.
12 І3yда же ўразумёвъ, ћкw и4стиннw во мно1гихъ nни2 потре1бни, њбэщA ми1ръ содержaти съ ни1ми: взsвше же десни1цу, tидо1ша въ кyщы сво‰.
13 Нападе1 же и3 на нёкій грaдъ мостaми тве1рдъ и3 стэнaми њгражде1нъ, и4же t всsкихъ смёшеныхъ kзы1кwвъ њбитaемый, є3мyже и4мz кaспінъ.
14 Сyщіи же внутри2 надёющесz на крёпость стёнъ и3 на ўготовле1ніе брaшенъ, неради1вw пребывaху, проклинaюще сyщихъ при їyдэ, и3 ктомY хулsще, и3 глаго1люще, ±же не подобaетъ.
15 Сyщіи же со їyдою призвaвше вели1каго њбладaтелz мjра, и4же без8 nвнHвъ и3 мехaніческихъ nрyдій во временA їисyса разруши2 їеріхHнъ, нападо1ша ѕвэроwбрaзнw на стёну.
16 И# взе1мше грaдъ б9іею во1лею, безчи1слєнна закл†ніz сотвори1ша, ћкw прилежaщему є4зеру, въ широтY и3мyщему ст†діи двЁ, текyщею (ўбіе1нныхъ) кро1вію и3спо1лнену kви1тисz.
17 Tтyду же tше1дше стaдій се1дмь сHтъ пzтьдесsтъ, пріидо1ша въ харaкъ, ко глаго1лємымъ тувjинwмъ їуде1wмъ.
18 И# тімоfе1а ќбw на мёстэхъ не достиго1ша, ни є3ди1но дёло соверши1вша t мёстъ tше1дша, њстaвльша же стрaжу въ нёкоемъ мёстэ ѕэлw2 тве1рду:
19 досіfе1й же и3 сwсіпaтръ сyщіи t воево1дъ, и5же со маккаве1омъ, и3зше1дше погуби1ша t тімоfе1а њстaвшихъ въ тверды1ни бо1лэе десzти2 ты1сzщъ муже1й.
20 Маккаве1й же ўстро1ивъ вHz сво‰ по полкHмъ, постaви и4хъ над8 полкaми, и3 на тімоfе1а по1йде и3мyщаго съ собо1ю сто2 двaдесzть ты1сzщъ пэшє1цъ, кHнникъ же двЁ ты1сzщы и3 пsть сHтъ.
21 Познaвъ же тімоfе1й прише1ствіе їyдино, послA жєны2 и3 дёти и3 прHчаz ўготHваніz въ тверды1ню нарицaемую карнjю: бё бо непребори1ма и3 ко всхо1ду неудо1бна рaди тэсноты2 всёхъ мёстъ.
22 є3гдa же по1лкъ їyдинъ пе1рвый kви1сz, и3 бы1сть ќжасъ на супостaты и3 стрaхъ t kвле1ніz всеви1дzщагw бы1вшагw на ни1хъ, въ бёгство ўстреми1шасz є3ди1нъ t другaгw бэжaщь, ћкw мно1жицею t свои1хъ повреди1шасz и3 nрyжіи свои1ми прободaхусz.
23 Творsше же їyда гоне1ніе прилёжнw, ўбивaz и3ноплеме1нникwвъ, и3 и3зби2 t ни1хъ три1десzть ты1сzщъ муже1й.
24 Сaмъ же тімоfе1й впaдъ междY сyщихъ со досіfе1емъ и3 сwсіпaтромъ, со мно1гимъ ўхищре1ніемъ молsше, да жи1въ tпyститсz: зане2 мно1гихъ ќбw (t їудє1й) роди1телей и3 нёкіихъ брaтію и3мёzше (ў себє2), и3 си6мъ ѕло2 случи1тсz, ѓще ќмретъ.
25 є3гдa же мно1гими словесы2 вэроsтенъ сотвори2 њбётъ, є4же возврати1ти џныхъ невре1дныхъ, пусти1ша є3го2 рaди спасе1ніz брaтіи.
26 И#зше1дъ же (маккаве1й) на карнjю и3 на ґтаргaтію, ўби2 двaдесzть пsть ты1сzщъ.
27 По побёдэ же си1хъ и3 погубле1ніи њбрати2 їyда во1инство и3 на є3фрHнъ, грaдъ тве1рдый, въ не1мже живsше лmсjа и3 мно1жество рaзныхъ kзы6къ: ю4нwши же си1льніи стоsще пред8 стэнaми крёпкw противурaтоваху, въ не1мже бёху nр{діz и3 стрёлъ мно1гое ўготовле1ніе.
28 Призвaвше же всеси1льнаго съ держaвою сокрушaющаго рaтныхъ си6лы, взsша грaдъ под8 рyку и3 ўби1ша сyщихъ внyтрь двaдесzть пsть ты1сzщъ:
29 и3 tше1дше tтyду ўстреми1шасz на скv1fскій грaдъ, tстоsщь t їеrли1ма стaдій ше1сть сHтъ.
30 Њсвидётельствовавшымъ же живyщымъ тaмw їуде1wмъ њ скv1fскихъ грaжданэхъ, ћкw и3мёютъ къ ни6мъ благопріsтство и3 во временA ѕлополyчнаz кро1тцы пребывaху,
31 благодари1вше и5мъ и3 ўмоли1вше, дабы2 и3 въ про1чее къ ро1ду и4хъ благопріsтни бы1ли, пріидо1ша во їеrли1мъ, дню2 вели1кагw прaздника седми1цъ настоsщу.
32 По глаго1лемей же пентико1стіи, и3до1ша проти1ву горгjа страти1га їдуме1йска.
33 И#зы1де же съ пэшцы6 треми2 ты1сzщьми, и3 кHнникъ четы1ре ст†,
34 и3 сотво1ршымъ брaнь, случи1сz пaсти м†лымъ t їудє1й.
35 Досіfе1й же нёкто t вакино1ра, ко1нный мyжъ и3 крёпокъ, ћтъ горгjю, и3 взе1мъ є3го2 за хламv1ду, ведsше є3го2 крёпкw, и3 хотsщь проклsтаго взsти жи1ва, нёкто t fракjйскихъ кHнникъ нападе2 нaнь и3 рaмо tсэче2, горгjа же и3збэже2 во марісY.
36 Во1инwмъ же горгjєвымъ на мно1зэ борю1щымсz и3 ўтруждє1ннымъ бы1вшымъ, призвaвъ їyда гDа спомо1щника, да бyдетъ и3 воево1да брaни,
37 начaтъ глaсомъ nте1ческимъ съ пёсньми во1пль, возопи1въ и3 нечazннэ на вHz горгjєвы напaдъ, въ бёгство и4хъ њбрати2.
38 І3yда же собрaвъ вHz пріи1де во грaдъ nдоллaмъ: и3 є3гдA седмы1й де1нь пріи1де, по њбы1чаю њчи1стившесz въ то1мъ мёстэ суббHту прaздноваша.
39 На ќтріе же пріи1де со свои1ми їyда, да, ћкоже подобaше, тэлесA пaдшихъ во1зметъ и3 со сро1дниками положи1тъ во гробёхъ nте1ческихъ.
40 Њбрэто1ша же ў коегHждо t ўме1ршихъ под8 ри1зами ўбіе1нныхъ t дарHвъ јдwльскихъ, ±же во їамнjи, њ ни1хже зако1нъ запрещaше їуде1wмъ, всBмъ же ћвэ бы1сть, ћкw сеS рaди вины2 тjи падо1ша.
41 Вси2 ў2бо благослови1вше прaвый сyдъ гDень, ћкw т†йнаz сотвори2 kвлє1на,
42 къ моле1нію њбрати1шасz моли1вше, да сотворе1ный грёхъ весьмA и3зглaдитсz: до1бльственный же їyда молsше людjй, да сохранsтъ себе2 t грэхA, nчи1ма ви1дzще бы6вшаz пaдшихъ за грёхъ.
43 И# сотвори1въ t муже1й собрaніе ќтварей, ћкw двЁ ты1сzщы дрaхмъ сребрA, послA во їеrли1мъ принести2 за грёхъ (ме1ртвыхъ) же1ртву, предо1брэ и3 благоче1стнw творS, њ воскресе1ніи помышлsz.
44 Ѓще бо пaдшымъ востaти не чazлъ бы, и3зли1шно бы1ло бы и3 всyе њ ме1ртвыхъ моли1тисz.
45 КтомY взирaющь, ћкw во благоче1стіи ўсо1пшымъ и3зрsднэйшаz ўгото1васz благодaть:
46 преподо1бное и3 благочести1вое помышле1ніе: toнyду же за ўме1ршихъ моле1ніе сотвори2, ћкw да t грэхA њчи1стzтсz.
Для корректного отображения некириллических текстов желательно установить шрифты Lucida Sans Unicode (для текстов на греческом) и Hirmos (для текстов на церковнославянском). Если Ваш браузер поддерживает технологию CSS3, шрифты будут загружены автоматически.
Комментарии:
Комментарий к текущему отрывку
Комментарий к книге
Комментарий к разделу

17 " Тувиины" - иудеи, живущие в "пределах Това" (ср 1 Макк 5:13), т.е. в современной Иордании, в области Аммана. "Харак" был, по всей вероятности, крепостью и местожительством областеначальника.


29 "Скифополис" - греч. название города Вефсана (1 Макк 5:52).


38-45 Важное библейское свидетельство о значении молитв живых за усопших: здесь выражается уверенность в том, что молитвы и искупительные жертвы помогают отпущению грехов умерших. Это новая и значительная стадия в развитии иудейского богословия. Вопрос о посмертной участи людей получает полное освещение в НЗ.


Вторая книга Маккавейская является не продолжением первой, а частично параллельным повествованием: в ней излагаются события с конца царствования Селевка VI, предшественника Антиоха Епифана, до поражения Никанора. Она охватывает всего пятнадцать лет и соответствует содержанию семи первых глав 1 Макк. По своей литературной форме 2 Макк, написанная по-греч, во многом отличается от 1 Макк.

Она представлена как сокращенное произведение некоего Иасона Киринейского (2 Макк 2:19-32), которое предваряют два послания иерусалимских иудеев (2 Макк 1:1-2:18). Стиль книги характерен для произведений эллинистических писателей, язык ее изобилует риторическими оборотами. Автор больше проповедник, чем историк, но он значительно превосходит автора 1 Макк в знании греческих общественных институтов и политической жизни той эпохи. Он пишет для александрийских иудеев, чтобы пробудить у них сознание солидарности с их палестинскими собратьями. В частности, он хочет привлечь их внимание к судьбе Храма — средоточию религиозной жизни израильтян, — ненавидимого язычниками-поработителями. Это стремление автора заметно в композиции книги: после описания эпизода с Илиодором, подчеркивающего неприкосновенность святилища, первая часть книги (2 Макк 4:1-10:8) заканчивается сообщением о смерти Антиоха Епифана, гонителя, осквернившего храм, и об установлении праздника Очищения; вторая часть (2 Макк 10:9-15:36) также завершается смертью гонителя — Никанора, угрожавшего разрушить храм, и установлением праздника в память избавления. Письма, помещенные в начале книги (2 Макк 1:1-2:18), содержат призыв иудеев к своим единоверцам в Египте праздновать вместе с ними Очищение Храма.

Датой написания можно считать 188 г. селевкидской эры, т.е. 124 г. до Р.Х., на что имеется указание в 2 Макк 1:10. Книга имеет безусловную историческую ценность, хотя редактор и включил в текст апокрифические рассказы (2 Макк 1:10-2:18) и воспроизвел патетические сказания об Илиодоре, о мученической кончине Елеазара (2 Макк 6:18-31) и семи братьев (2 Макк 7), взятые им у Иасона для иллюстрации его религиозных тезисов. Совпадение основных данных 1 и 2 Макк подтверждает историческую достоверность событий, описываемых в этих, друг от друга независящих, источниках. В одном важном пункте 2 Макк противоречит 1 Макк 6:1-13: здесь очищение храма происходит до смерти Антиоха Епифана, тогда как в 2 Макк 9:1-29 — после его смерти. Недавно опубликованная хронологическая вавилонская таблица подтверждает свидетельство 2 Макк: Антиох умер в октябре-ноябре 164 г., до освящения храма в декабре того же года. Нет оснований сомневаться в подлинности исторических данных о событиях, предшествовавших разграблению храма Антиохом и содержащихся только в 2 Макк 4. Вместе с тем следует указать на грубую ошибку, за которую редактор ответственен скорее, чем сам Иасон: располагая письмом Антиоха V (2 Макк 11:22-26), сн добавил в гл. 11-12 другие письма и рассказ о событиях, относящихся к концу царствования Антиоха IV, которые следовало поместить между 8 и 9 гл.

С христианской точки зрения данная книга важна содержащимися в ней утверждениями о воскресении мертвых (2 Макк 14:16) и загробном возмездии (2 Макк 6:26), а также тем, что в ней придается значение молитве за усопших (2 Макк 12:41-45), подвигам мучеников (2 Макк 6:18-7:41) и ходатайству святых (2 Макк 15:12-16). Наличие поучений на темы, мало затронутые в других книгах ВЗ, объясняет, почему Церковь включила 2 Макк в библ. канон.

Хронологическая система, которой следуют обе книги, стала нам более понятна после открытия клинописной таблицы, содержащей фрагмент хронологии Селевкидов. Благодаря ей удалось установить точную дату смерти Антиоха Епифана. Выяснилось, что 1 Макк следует македонскому летоисчислению, которое принимает за исходную точку октябрь 312 г до Р.Х., тогда как 2 Макк следует летоисчислению иудейскому, соответствующему вавилонскому, начинающемуся с месяца Нисана — апреля 311 г. Укажем на два исключения: в 1 Макк события, связанные с храмом и иудейской историей, датированы по иудео-вавилонскому календарю (1 Макк 1:54; 1 Макк 2:70; 1 Макк 4:52; 1 Макк 9:3, 1 Макк 9:54; 1 Макк 10:21; 1 Макк 13:41, 1 Макк 13:51; 1 Макк 14:27; 1 Макк 16:14), а письма, приведенные в 2 Макк, следуют македонскому летоисчислению.

Текст дошел до нас в трех рукописях, написанных т.наз. унциальным письмом (Sinaiticus, Alexandrinus и Venetus), и в прибл. тридцати рукописях, написанных курсивным письмом. В тексте «Лукиановой рецензии» (300 г. по Р.Х.) иногда сохранен текст более древний, чем в остальных греч рукописях. Этим текстом пользовался Иосиф Флавий при написании «Иудейских Древностей». Латинская рукопись « Vetus Latina » является переводом греческого, ныне утерянного, текста, лучшего из всех дошедших до нас. Текст этих книг в Вульг восходит не к бл. Иерониму, который не считал кн Макк каноническими, а к рецензии (редакции) второстепенного качества.

Книги Маккавейские (1 и 2) не вошли в евр канон Писания, но они находятся в LXX и Западная Церковь признала их богодухновенными (второканоническими). В них описывается борьба евр народа против Селевкидов за религиозную и политическую независимость. Название книг происходит от прозвища Маккавей (евр «мак-кави» — молот), данного Иуде, герою этой борьбы (1 Макк 2:4), и затем распространенного на его братьев. Последние строки книги (1 Макк 16:23-24) указывают, что она была написана не раньше конца царствования Иоанна Гиркана, вернее вскоре после его смерти, около 100 до Р.Х.

Скрыть
Комментарий к текущему отрывку
Комментарий к книге
Комментарий к разделу

2  Тимофей, как видно из сопоставления ст. 17 и далее с 1 Макк 5:11,12 и ст. 21,26 с 1 Макк 5:34,43 и далее — не другой, как именно прежде упоминавшийся (8:30,32; 10:24,32,37). Что в последнем месте он показывается убитым иудеями, — это не мешает признать здесь тождество, и показывает только, что его смерть неправильно отнесена к этой войне.


Аполлоний — через прибавление сын Генея — отличается от двух других Аполлониев — сына Фрасея (3:5,7) и сына Менесфеева (4:21), а также надо отличать его и от Аполлония, наместник Келе-Сирии при Димитрии I, так как этот Аполлоний тогда, вероятно, находился при Димитрии в Риме (см. к 1 Макк 10:69).


Иероним и Димофон — более нигде не упоминаются.


Никанор через прибавку ὁ Κυπριάρχης отличается от Никанора сына Патроклова (8:9) и начальника слонов Димитрия (14:12). — Κυπριάρχης — или начальник Кипра, в период обладания этим островом Антиоха Епифана, или распорядитель священных игр в честь богов, по аналогии с ’Ασιάρχια, Συριάρχια, и т. д. (Деян 19:31).


7  Так как это место было заперто, т. е. укреплено, и без осады или штурма не могло быть взято.


9  240 стадий — 6 миль — около 40 верст. Об Иамнии — см. к 1 Макк 4:15.


Пламяαἱ αὐγαὶ του̃ φέγγουςслав.: зари огня, т. е. зарево.


10  Арабы, т. е. бедуины, кочевники, исстари жившие на границе между Египтом и Палестиною (откуда они вторгались также и в пределы филистимлян).


13  Каспин — считается тождественным с упоминаемым в 1 Макк 5:20 и 36 крепостью Хасфор или Хасфон, и есть, вероятно, нынешняя Khastin на восточной сторон Галилейского моря.


15  Θηριωδω̃ς, как в 10:35, с мужеством львов.


17  На 750 стадий — 16ѕ географ. миль.


В Харакεἰς τὸν Χάρακα — очень неопределенное место. Что здесь жили иудеи, называемые тувиинами, показывает, что это место где-то в земле Tob (между Аммонитидой и Сирией). Неизвестно и то, как читать это Χάρακα — как собственное имя, или как нарицательное. В последнем случае это χάρακα (от χάραξ) означало бы — окопанный, огражденный лагерь. За это последнее понимание говорит как член τὸν пред Χάρακα, так и показание 18-го стиха, что иудеи не нашли в тех местах — ἐπὶ τω̃ν τόπων — Тимофея, так как он удалился из тех мест — ἀπὸ τω̃ν τόπων. Дважды употребленное множественное τόποι — места, местечки, и именно в отличие от ἔν τινι τόπω̨оставив в некотором месте очень крепкую стражу»), говорит за то, что τὸν χάρακα — общее наименование нескольких местечек, составлявших, вероятно, район лагеря — или в то время, или когда-либо ранее.


20  Поставил их, — т. е. Досифея и Сосипатра, — над этими отрядами. Число войск Тимофея, как далее число раненых Иудою (23 ст.), по-видимому, значительно преувеличено.


21 Войско Тимофея (1 Макк 5:38) в значительной части состояло не из дисциплинированных воинов, но из кочевников окружающих местностей. Жены и дети этих кочевников следовали за армией Тимофея из страха пред войсками Иуды.


Карнион — крепость — несомненно Karnain 1 Макк 5:26,43, Astharot-Karnaim, резиденции царя Ога Васанского. Точное местоположение крепости неизвестно.


23 По 1 Макк 5:34, где говорится, вероятно, об этом же сражении, пало в нем только около 8 000 человек.


24  С большим ухищрением умолял. Ухищрение состояло в том, что на самом деле никаких иудеев («родителей» и «братьев») у Тимофея не находилось; как бы то ни было, он вымолил себе жизнь.


26  Против Карниона (см. к 21 ст.) и Атаргатиона. Атаргатион — τὸ ’Ατεργατει̃ον — не город, но собственно капище богини Атаргатис или Derketo в Карнионе (1 Макк 5:43 и далее). Atargatis — вавилонско-сирийско-филистимское женское божество с рыбьим туловищем, подобно Дагону, мужскому божеству такого же вида (полурыба, получеловек, — обоготворение воды или вообще влаги, как одной из производительных сил природы).


27 О Ефроне — см. к 1 Макк 5:46 и далее.


29  Город Скифов — Скифополь, или Beisan (см. к 1 Макк 5:52).


33  Выступил же Иуда с 3 000 пеших и 400 конных. В слав. и греч. тексте подлежащего здесь не указывается (ἐξη̃λθεν δὲ — изыде же). Полагают (все толковники), что здесь нужно считать подлежащим не Иуда, как делает русский перевод, а Горгий, так как Иуда никакой конницы не имел. Впрочем, всадники в его войске далее упоминаются.


35  Досифей, всадник, упоминаемый здесь, очевидно, отличается от упоминаемого в ст. 19 и 24.


О Марисе — см. к 1 Макк 5:66.


36  Бывшие с Ездриномὁ περὶ τὸν ’Έσδριν. Этот Ездрин (греческая форма имени יִרֽזָע, ср. 1 Пар 27:26 у LXX) — более не упоминается. Некоторые толкователи думают, что это — иное наименование того же Горгия; так представляется и в слав. тексте: «воином же Горгиевым намнозе борющимся».


37  Начав на отечественном языке, песнопение громким голосомκαταρξάμενος τη̨̃ πατρίω̨ φωνη̨̃ τὴν μεθ’ ὕμνων κραυγὴν, слав.: «начат гласом отеческим с песньми вопль». Песни — ὕμνοι, — псалмы Давида (каковы Пс 113, 117, 123, 135, 149), которые распевались при вступлении в бой (ср. 2 Пар 20:21 и далее).


38 Город Одолламевр. םָּלִֽרֳע — город в Сефеле Иудейской, местоположение его точнее неизвестно.


40  ‘Ιερώματα τω̃ν εἰδώλων — посвященное идолам — одни разумеют здесь разные драгоценности, другие — думают, что здесь разумеются маленькие изображения языческих богов, золотые или серебряные, которые носились как амулеты на теле и надеты были иудеями или для лучшего сохранения, или по суеверию. Запрещение законом этого см. Втор 7:25 и 26.


41  Прославили... Господа, открывшего сокровенное — частью для предостережения оставшихся в живых и сохранившихся от этого греха, частью для того, чтобы эти оставшиеся могли умолить его за грех павших, что и делается далее.


42 Иудеи молятся, чтобы совершенно был изглажен содеянный грех, потому что он падал своею тяжестью и на оставшихся в живых и мог быть причиною гнева Божия и на них (Нав 7:1 и далее; 2 Цар 21:1 и далее; 24:1 и далее).


43 Вместо 2 000 драхм латинский текст указывает 12 000, сирийский 3 000.


43-45 Поступок Иуды приводится обычно в оправдание православного (и католического) учения о силе и значении молитв об умерших. Возражая против приведения означенного случая в пользу этого учения, протестантские богословы утверждают, что ни самый факт принесения жертвы Иудою после этого происшествия, ни передача этого факта в данном месте Библии — не говорят ясно, чтобы Иуда принес жертву именно за грех умерших. По 42 стиху — жертва приносится просто за грех, т. е., по мнению протестантов, за все общество Иудейское, на котором до известной степени тяготел грех павших и которое в таких случаях, по солидарности с преступниками закона, и раньше терпело кары гнева Божия (см. к 42 ст.). Не упоминается о грехе за мертвых и в 43 ст. Если же писатель книги или, может быть, еще первоисточник ее — Иасон Киринейский — и добавляют к передаче факта свои добавления и истолкования, собственно и дающие опору католикам и православным, то эти добавления и истолкования — говорят протестанты — не имеют никакого веса, даже если бы они принадлежали самому Иуде; они имели бы такую силу лишь в устах вдохновенного пророка и посланника Божия; а так как в данном случае этого нет, то религиозные представления этих частных лиц не должны иметь значения для символических истин веры. Что истолкование факта писателем книги сделано настолько верно, что — более чем вероятно — согласовалось с действительными воззрениями и Иуды и современников его, — это чувствуется без особенных доказательств. Что же касается того, что Иуда не имел авторитета пророка и посланника Божия, то ведь данный поступок его не составляет единственной опоры учения о спасительности молитв за умерших. В догматических рассуждениях об этом учении поступок Иуды собственно приводится как простая справка относительно того, насколько давно существует верование в спасительность молитв за умерших (неважно здесь, писатель только или и Иуда держался этого верования; важно то, что писатель здесь выражает это верование как всеобщее в его время и умеет уже его обосновать!). Главную же доказательную силу это верование, конечно, находит лишь в новозаветном учении Спасителя и апостолов.


Известная под именем 2-ой Маккавейской — книга сама заявляет себя, как краткое начертание или изложение пяти книг некоего Иасона Киринейского (2 Макк 2:24) — в их повествовании «о делах Иуды Маккавея и братьев его», а также «о войнах против Антиоха Епифана и против сына его Евпатора».

Следуя этому плану, книга делится на 2 ясно разграниченных части, из коих 1-я (2 Макк 3:1-10:9) повествует о событиях в Иерусалиме при Селевке IV и Антиохе Епифане, а 2-я (2 Макк 10:10-15:39) — о событиях при сыне его Антиохе Евпаторе, кончая смертью Никанора (в 151 г. э. Сел. = 161 г. до Р. Х.). Этому сокращенному изложению Иасона Киринейского предшествуют 2 письма палестинских иудеев к египетским (2 Макк 1:1-2:19), а также вставлены два кратких замечания автора — одно в начале (после писем, 2 Макк 2:20-33), и другое — в конце (2 Макк 15:37-39) труда.

Так как начальные события книги (2 Макк 3) имели место в последний или предпоследний год царствования Селевка IV, умершего в 176 г. до Р. Х., то можно с точностью установить, что 2-я книга Маккавейская обнимает своим повествованием исторический период в 15 лет (176-161 г. до Р. Х.)

Возникает вопрос, в какой степени этот период в изложении 2-ой Маккавейской книги совпадает с изложением 1-ой, в которую он также входит, как часть, — в чем сходствует и в чем представляет особенности и различия, в чем пополняет параллельный ему рассказ или сам в чем пополняется им?

По сравнению с 1-ой Маккавейской книгой, ведущей свой рассказ с Антиоха Епифана (1 Макк 1:10), — вторая Маккавейская книга захватывает несколько более ранних событий (2 Макк 3:1; 2 Макк 4:6) и более подробно описывает бедствия иудеев, постигшие их с отступничеством первосвященника Иасона (2 Макк 4:7-7:42 = 1 Макк 1:10-64). С 8 гл. рассказ идет параллельно 1 Макк 3-7 с некоторыми более или менее значительными и важными отличиями и неточностями, находящими себе объяснение отчасти в более религиозно-дидактических, нежели строго научных исторических целях книги, — а отчасти в неизбежных недосмотрах при сокращении первоисточника и приспособлении его к указанным предвзятым целям.

Личность и жизнь Иасона Киринейского мало известны. От его отечества Кирены — можно только заключить, что он был иудей-эллинист, и что его 5 книг истории написаны были на греческом наречии.

Столь же мало сведений можно дать о сократителе его труда — писателе 2-ой Маккавейской книги. Представляется вероятным лишь, что он, также эллинист, незнаком был с 1-ой Маккавейской книгой, хотя мог собирать материалы для своей истории в Палестине, как показывают многие народные иудейские предания, нашедшие место в его труде.

О времени написания книги удается отчасти заключить из 2 Макк 1:10, что она написана не раньше 188 г. э. Сел. = 124 г. до Р. Х., но когда именно, с точностью определить нельзя, во всяком случае до пресечения Маккавейской династии и взятия Иерусалима Помпеем (63 г. до Р. Х.).

Благодаря в особенности трогательному и поучительному повествованию своему о страданиях за веру 7 братьев-«Маккавеев» с их матерью и учителем, книга пользовалась большим вниманием и уважением древних церковных писателей и проповедников (Климент Александрийский, Ориген, Иероним, Августин и др.), хотя и не почиталась каноническою.

Скрыть

Мысли вслух: ежедневные размышления о Библии

 

Библейские книги мало или почти ничего не говорят нам о посмертии, благом или злом. Языческая традиция в этом отношении куда информативнее: и в египетской, и в греческой религии есть не только разработанное учение о посмертии... 

 

Библейские книги ничего или почти ничего не говорят нам о посмертной участи умерших. А то немногое, что мы всё же об этом узнаём, едва ли можно считать элементом собственно... 

Вопрос-ответ

 Во второй книге Маккавейской как бы обосновывается необходимость молиться за умерших, "да разрешатся от греха". Как это согласуется с христианской со-териологией?
 

Среди христиан нет единого мнения об участи умерших. Одни думают, что спасение от греха возможно для умерших, если найдутся те, кто... 

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).