Библия-Центр
РУ
Вся Библия
Церковнославянский перевод (ru)
Поделиться

Кни1га вторaz Маккаве1йскаz, ГлавA 15

Нікано1ръ же ўвёдавъ, ћкw їyда въ мёстэхъ самарjйскихъ, ўмы1сли со всёмъ ўстремле1ніемъ въ де1нь суббHтный на ни1хъ напaсти.
По нyжди же послёдующіи є3мY їуде1є глаго1лаху: никaкоже си1це ѕвёрски и3 вaрварски да погублsеши, но слaву воздaждь предпочте1нному t всеви1дzщагw со с™ы1нею дне1ви.
Нечести1вый же вопроси2: є3дA є4сть си1льный на нб7си2, и4же повелЁ прaздновати де1нь суббHтный;
Џнэмъ же tвэщaвшымъ: є4сть гDь живы1й се1й на нб7си2 си1ленъ, и4же повелЁ прaздновати се1дмый де1нь.
Џнъ же рече2: и3 ѓзъ си1ленъ є4смь на земли2, повелэвazй взимaти nр{жіz и3 ц†рскіz потрє1бы и3сполнsти. Nбaче не њдержA и3 соверши1ти њкаsннагw своегw2 совёта.
И# нікано1ръ ќбw вели1кою горды1нею воздви1женъ ўмы1сли џбщую побёду состaвити на їyду.
Маккаве1й же всегдA надёzшесz со всёмъ ўповaніемъ заступле1ніе t гDа получи1ти
и3 ўтэшaше свои1хъ, да не ўбоsтсz прише1ствіz kзы1кwвъ, да и3мёютъ же во ўмЁ преждебы1вшую и5мъ t нб7се2 по1мощь, и3 нн7э да чaютъ t вседержи1телz бы1ти себЁ побёдэ и3 по1мощи:
и3 наказaвъ и5хъ t зако1на и3 прbро1кwвъ, воспомzнyвъ же и5мъ преждебы1вшыz по1двиги, ўсе1рднэйшихъ и5хъ сотвори2:
10 и3 душaми воздви1гнувъ и5хъ, ўвэщавaше, вкyпэ показaвъ и5мъ kзы1чєскаz льщє1ніz и3 клzтвопреступле1ніе:
11 и3 коего1ждо и4хъ воwружи1въ не тaкw щитHвъ и3 ко1пій ўтвержде1ніемъ, ћкw слове1съ благи1хъ ўтэше1ніемъ, и3 сказaвъ со1нъ достовёренъ, ўтрHбы всёхъ возвесели2.
12 Бы1сть же є3гw2 сицево2 видёніе: nнjю бы1вшаго ґрхіере1а, мyжа до1браго и3 благaго, благоговёйна видёніемъ, кро1тка же нрaвомъ и3 бесёдою благолёпна, и3 t дётства њбучи1вшагосz всBмъ добродётелемъ, сего2 рyцэ воздёюща и3 молsщасz за вс‰ лю1ди їудє1йскіz (ви1дэ).
13 И# ћкw посе1мъ kви1сz и4нъ мyжъ сэди1нами и3 слaвою ди1венъ, чyдно же нёкое и3 великолёпнэйшее њ1крестъ є3гw2 преизsщество.
14 Tвэщaвъ же nнjа рече2: се1й є4сть братолю1бецъ, и4же мно1гw мо1литсz њ лю1дехъ и3 њ с™ёмъ грaдэ, їеремjа б9ій прbро1къ.
15 Просте1ръ же їеремjа десни1цу, даsше їyдэ ме1чь злaтъ, даю1щь же возгласи2 сі‰:
16 пріими2 с™ы1й ме1чь дaръ t бг7а, и4мже сокруши1ши супостaты.
17 Ўкрэпи1вшежесz їyдиными словесы2 преблаги1ми и3 могyщими къ мyжеству ўстреми1ти и3 дyшы ю4ношъ и3спрaвити, ўмы1слиша не њполчaтисz, но хрaбрw напaсти и3 со всsкою до1блестію сше1дшымсz срази1тисz за ве1щы с™ы6z, поне1же и3 грaдъ и3 с™†z и3 свzти1лище бёдствуютъ.
18 Бё бо њ женaхъ и3 чaдэхъ є3ще1 же и3 њ брaтіи и3 ќжикахъ ме1ньшій и5мъ по1двигъ, величaйшій же и3 пе1рвый стрaхъ њ њсвzще1ннэмъ хрaмэ.
19 Тaкожде и3 во грaдэ њстaвлєннымъ не мaлаz печaль, мzтyщымсz њ сраже1ніи на по1ли хотsщемъ бы1ти.
20 И# всBмъ ўже2 чaющымъ и3мyщагw бы1ти сраже1ніz и3 супостaтwмъ ўже2 смэси1вшымсz, и3 во1инству чи1ннw расположе1нну сyщу и3 ѕвэрє1мъ въ прили1чнэй странЁ постaвлєнымъ и3 ко1нницэ по ќгламъ ўчине1ннэй,
21 разсуждaz маккаве1й мно1жества прише1ствіе и3 nрyжіz разли1чное ўготовле1ніе и3 свирёпство ѕвэре1й, просте1ръ рyцэ на не1бо, призывaше чудотворsщаго и3 призирaющаго гDа, вёдаz, ћкw не nрyжіемъ побёда, но ћкоже ўго1дно є3мY, достHйнымъ дае1тъ њдолёніе.
22 Рече1 же призывaz си1мъ њ1бразомъ: ты2, вLко, послaлъ є3си2 ѓгг7ла твоего2 при є3зекjи цари2 їyдинэ и3 ўби1лъ є3си2 t во1євъ сеннахирjмовыхъ сто2 џсмьдесzтъ пsть ты1сzщъ:
23 и3 нн7э, вLко си1льный на нб7сёхъ, посли2 ѓгг7ла твоего2 благaго пред8 нaми въ стрaхъ и3 тре1петъ и5мъ:
24 вели1чествомъ мы1шцы твоеS да ўбоsтсz и5же съ хуле1ніемъ прише1дшіи на с™ы6z лю1ди тво‰. И# се1й ќбw си1це помоли1сz.
25 Нікано1ръ же и3 и5же съ ни1мъ съ трубaми и3 пёсньми приближaхусz.
26 І3yда же и3 сyщіи съ ни1мъ въ призывaніи и3 моли1твахъ смэси1шасz съ супост†ты:
27 и3 рукaми ќбw борю1щесz, сердцaми же къ бг7у молsщесz, постлaша не ме1ньши три1десzти пzти2 ты1сzщъ, kвле1ніемъ б9іимъ ѕэлw2 возрaдовавшесz.
28 Престaвше же t би1твы и3 съ рaдостію возвращaющесz, познaша нікано1ра пaдша со всеoр{жіи (свои1ми).
29 Бы1вшу же во1плю и3 смzте1нію, благословлsху си1льнаго nте1ческимъ глaсомъ.
30 И# повелЁ, и4же весьмA тёломъ и3 душе1ю первоподви1жникъ за грaжданъ, и4же во1зраста благопріsтство къ своемY наро1ду сохрани1вый їyда, нікано1рову главY и3 рyку со рaмомъ tсэщи2 и3 принести2 во їеrли1мъ.
31 Прише1дъ же тaмw и3 созвaвъ є3диноzзы1чныхъ свои1хъ и3 свzще1нникwвъ, пред8 nлтаре1мъ стaвъ, призвA сyщихъ t краегрaдіz
32 и3 показA и5мъ скве1рнагw нікано1ра главY и3 рyку хyльникову, ю4же простре2 на хрaмъ с™ы1й вседержи1телевъ возносsсz:
33 и3 љзы1къ нечести1вагw нікано1ра tрёзавъ, рече2, ћкw на раздробле1ніе пти1цамъ и4мать дaти, и3 сі‰ въ возме1здіе безyміz проти1ву хрaма повёси.
34 Вси1 же на нб7о благослови1ша гDа kвле1наго, рекyще: блгcве1нъ сохрани1вый мёсто свое2 не њскверне1но.
35 Повёси же нікано1рову главY на краегрaдіи во и3звёстное всBмъ и3 ћвное гDни по1мощи знaменіе.
36 И# ўзако1ниша вси2 џбщимъ совётомъ никaкоже њстaвити без8 прaзднованіz де1нь се1й:
37 и3мёти же прaздникъ се1й въ третійнaдесzть де1нь вторагwнaдесzть мцcа, и4же глаго1летсz сmрjйскимъ глaсомъ ґдaръ, пред8 є3ди1нымъ дне1мъ мардохе1ева дне2.
38 И# сі‰ ў2бо, ±же њ нікано1рэ, и3мёютсz си1це: и3 t тёхъ време1нъ њдержaнъ бы1сть грaдъ t є3врє1й, и3 ѓзъ здЁ њставлsю сло1во.
39 И# ѓще ќбw блaго и3 прили1чно сочине1нію, сегw2 и3 сaмъ хотёхъ: ѓще же малоцённо и3 мёрно, сіе2 по возмо1жности мое1й бЁ.
40 Ћкоже бо віно2 њсо1бнw пи1ти, тaкожде и3 во1ду пaки, сопроти1вно є4сть: но и4мже њ1бразомъ віно2 съ водо1ю смёшенное слaдко и3 весе1лую благодaть совершaетъ, тaкожде и3 сочине1ніе (и3 ўкраше1ніе) сло1ва весели1тъ слyхи чтyщихъ їсто1рію. Здё же да бyдетъ и3 коне1цъ.
Для корректного отображения некириллических текстов желательно установить шрифты Lucida Sans Unicode (для текстов на греческом) и Hirmos (для текстов на церковнославянском). Если Ваш браузер поддерживает технологию CSS3, шрифты будут загружены автоматически.
Комментарии:
Комментарий к текущему отрывку
Комментарий к книге
Комментарий к разделу

11-16 Ония продолжает быть заступником иудейской общины, каким он был и при жизни (2 Макк 15:30сл; 2 Макк 4:5). Иеремия, перенесший большие страдания за свой народ, как и Ония, является теперь также его заступником. Текст большого догматического значения- первое библейское свидетельство о вере в силу молитвы святых на которой основывается учение Церкви о почитании святых.


36 "День Мардохея" слился с праздником Пурим (ср Есф 9:19; 1 Макк 7:49), но в 124 г. до Р.Х. они по-видимому еще праздновались отдельно. - "Свиток поста" - (в 1 в по Р.Х.) упоминает о "дне Никанора", перечисляя те дни, когда не следует поститься.


37 "Город остался во власти евреев", т.е. Сион (1 Макк), вследствие чего автор не придает значения тому, что крепость осталась в руках сирийцев. Для него важно, что победа Иуды над Никанором спасла святилище. Описать это и было его целью.



Вторая книга Маккавейская является не продолжением первой, а частично параллельным повествованием: в ней излагаются события с конца царствования Селевка VI, предшественника Антиоха Епифана, до поражения Никанора. Она охватывает всего пятнадцать лет и соответствует содержанию семи первых глав 1 Макк. По своей литературной форме 2 Макк, написанная по-греч, во многом отличается от 1 Макк.

Она представлена как сокращенное произведение некоего Иасона Киринейского (2 Макк 2:19-32), которое предваряют два послания иерусалимских иудеев (2 Макк 1:1-2:18). Стиль книги характерен для произведений эллинистических писателей, язык ее изобилует риторическими оборотами. Автор больше проповедник, чем историк, но он значительно превосходит автора 1 Макк в знании греческих общественных институтов и политической жизни той эпохи. Он пишет для александрийских иудеев, чтобы пробудить у них сознание солидарности с их палестинскими собратьями. В частности, он хочет привлечь их внимание к судьбе Храма — средоточию религиозной жизни израильтян, — ненавидимого язычниками-поработителями. Это стремление автора заметно в композиции книги: после описания эпизода с Илиодором, подчеркивающего неприкосновенность святилища, первая часть книги (2 Макк 4:1-10:8) заканчивается сообщением о смерти Антиоха Епифана, гонителя, осквернившего храм, и об установлении праздника Очищения; вторая часть (2 Макк 10:9-15:36) также завершается смертью гонителя — Никанора, угрожавшего разрушить храм, и установлением праздника в память избавления. Письма, помещенные в начале книги (2 Макк 1:1-2:18), содержат призыв иудеев к своим единоверцам в Египте праздновать вместе с ними Очищение Храма.

Датой написания можно считать 188 г. селевкидской эры, т.е. 124 г. до Р.Х., на что имеется указание в 2 Макк 1:10. Книга имеет безусловную историческую ценность, хотя редактор и включил в текст апокрифические рассказы (2 Макк 1:10-2:18) и воспроизвел патетические сказания об Илиодоре, о мученической кончине Елеазара (2 Макк 6:18-31) и семи братьев (2 Макк 7), взятые им у Иасона для иллюстрации его религиозных тезисов. Совпадение основных данных 1 и 2 Макк подтверждает историческую достоверность событий, описываемых в этих, друг от друга независящих, источниках. В одном важном пункте 2 Макк противоречит 1 Макк 6:1-13: здесь очищение храма происходит до смерти Антиоха Епифана, тогда как в 2 Макк 9:1-29 — после его смерти. Недавно опубликованная хронологическая вавилонская таблица подтверждает свидетельство 2 Макк: Антиох умер в октябре-ноябре 164 г., до освящения храма в декабре того же года. Нет оснований сомневаться в подлинности исторических данных о событиях, предшествовавших разграблению храма Антиохом и содержащихся только в 2 Макк 4. Вместе с тем следует указать на грубую ошибку, за которую редактор ответственен скорее, чем сам Иасон: располагая письмом Антиоха V (2 Макк 11:22-26), сн добавил в гл. 11-12 другие письма и рассказ о событиях, относящихся к концу царствования Антиоха IV, которые следовало поместить между 8 и 9 гл.

С христианской точки зрения данная книга важна содержащимися в ней утверждениями о воскресении мертвых (2 Макк 14:16) и загробном возмездии (2 Макк 6:26), а также тем, что в ней придается значение молитве за усопших (2 Макк 12:41-45), подвигам мучеников (2 Макк 6:18-7:41) и ходатайству святых (2 Макк 15:12-16). Наличие поучений на темы, мало затронутые в других книгах ВЗ, объясняет, почему Церковь включила 2 Макк в библ. канон.

Хронологическая система, которой следуют обе книги, стала нам более понятна после открытия клинописной таблицы, содержащей фрагмент хронологии Селевкидов. Благодаря ей удалось установить точную дату смерти Антиоха Епифана. Выяснилось, что 1 Макк следует македонскому летоисчислению, которое принимает за исходную точку октябрь 312 г до Р.Х., тогда как 2 Макк следует летоисчислению иудейскому, соответствующему вавилонскому, начинающемуся с месяца Нисана — апреля 311 г. Укажем на два исключения: в 1 Макк события, связанные с храмом и иудейской историей, датированы по иудео-вавилонскому календарю (1 Макк 1:54; 1 Макк 2:70; 1 Макк 4:52; 1 Макк 9:3, 1 Макк 9:54; 1 Макк 10:21; 1 Макк 13:41, 1 Макк 13:51; 1 Макк 14:27; 1 Макк 16:14), а письма, приведенные в 2 Макк, следуют македонскому летоисчислению.

Текст дошел до нас в трех рукописях, написанных т.наз. унциальным письмом (Sinaiticus, Alexandrinus и Venetus), и в прибл. тридцати рукописях, написанных курсивным письмом. В тексте «Лукиановой рецензии» (300 г. по Р.Х.) иногда сохранен текст более древний, чем в остальных греч рукописях. Этим текстом пользовался Иосиф Флавий при написании «Иудейских Древностей». Латинская рукопись « Vetus Latina » является переводом греческого, ныне утерянного, текста, лучшего из всех дошедших до нас. Текст этих книг в Вульг восходит не к бл. Иерониму, который не считал кн Макк каноническими, а к рецензии (редакции) второстепенного качества.

Книги Маккавейские (1 и 2) не вошли в евр канон Писания, но они находятся в LXX и Западная Церковь признала их богодухновенными (второканоническими). В них описывается борьба евр народа против Селевкидов за религиозную и политическую независимость. Название книг происходит от прозвища Маккавей (евр «мак-кави» — молот), данного Иуде, герою этой борьбы (1 Макк 2:4), и затем распространенного на его братьев. Последние строки книги (1 Макк 16:23-24) указывают, что она была написана не раньше конца царствования Иоанна Гиркана, вернее вскоре после его смерти, около 100 до Р.Х.

Скрыть
Комментарий к текущему отрывку
Комментарий к книге
Комментарий к разделу

1  В стране Самарийскойἐν τοι̃ς κατὰ Σαμάριαν, в местах по Самарии, т. е. на границе самарийской, между Вефороном и Гофною (1 Макк 7:39 и далее).


2  Дню, освященному Всевидящимτη̨̃ προτετιμημένη̨ ὑπὸ του̃ πάντα ἐφορω̃ντος μεθ’ ἁγιότητος ἡμέρα̨, слав. точнее: «предпочтенному от Всевидящего со святынею дневи», т. е. дню, почтение которого освящено примером и заповедью Самого Всевидящего Господа (ср. Быт 2:3; Исх 20:8-11 и далее).


3 Вопрос: «неужели есть Владыка на небе, повелевший?» — выражает не отрицание существования Бога, но лишь отрицание означенного повеления, — отрицание того, что будто бы «среди богов» нашелся такой, который бы издал это повеление.


4  Живый Господьὁ Κύριος ζω̃ν — живый — в противоположность мертвым богам языческим.


5 Чту помешало замыслу Никанора напасть на иудеев в субботу, — неизвестно.


10 Примеры вероломства и клятвопреступления язычников — 1 Макк 16:17; 1 Макк 6:62; 2 Макк 5:25 или 12:5.


12 Об Онии этом — см. 2 Макк 3:1,5; 4:1 и далее.


16  Святый меч — как вручаемый ему от Бога на посечение зла и нечестия, покушавшегося на Его святыню.


17  Город и святыня и храмτὴν πόλιν καὶ τὰ ἅγια καὶ τὸ ἱερὸν, слав.: «град, и святая, и святилище». Τὰ ἅγια рядом и именно пред ἱερὸν — показывает, что здесь оно (τὰ ἅγια) употреблено в широком смысле слова — священное устройство, священные установления народа.


18  Преимущественное опасение было за святый храм — ввиду угроз Никанора — 14:33.


21  Свирепость зверей, т. е. слонов.


33  Руку же безумца, τὰ δ’ ἐπίχειρα τη̃ς ἀνοίας, слав. точнее: «и сия в возмездие безумия... повеси». Единственное число τὸ ἐπίχειρα очень редко (Иер 48:25) употребляется в значении плечо (= евр. ַעורֽז); во множественном же τὰ ἐπίχειρα означает — то, чтт кому приходит «нб руку», суждено, заслужено — возмездие дела, и если дела злого, то — наказание. Следовательно, в данном месте» — повесить τὰ δ’ ἐπίχειρα τη̃ς ἀνοίας — значит повесить знак наказания безумца, т. е. отсеченную его руку.


35  На крепости. Здесь, как и в ст. 21, имеется в виду не крепость Сионская, которая была очищена от язычников позднее, при преемниках Иуды, но, вероятно, укрепления самого Иерусалима и храма, в противовес укреплениям Сионским.


36 Об установлений праздника в 13-й день Адара — см. 1 Макк 7:49.


За день до дня Мардохеева, т. е. накануне праздника Пурим (Есф 9:31 и далее).


На Сирском языкеτη̨̃ Συριακη̨̃ φωνη̨̃, т. е. на арамейском наречии, которое тогда входило во всеобщее употребление среди иудеев Палестины.


Известная под именем 2-ой Маккавейской — книга сама заявляет себя, как краткое начертание или изложение пяти книг некоего Иасона Киринейского (2 Макк 2:24) — в их повествовании «о делах Иуды Маккавея и братьев его», а также «о войнах против Антиоха Епифана и против сына его Евпатора».

Следуя этому плану, книга делится на 2 ясно разграниченных части, из коих 1-я (2 Макк 3:1-10:9) повествует о событиях в Иерусалиме при Селевке IV и Антиохе Епифане, а 2-я (2 Макк 10:10-15:39) — о событиях при сыне его Антиохе Евпаторе, кончая смертью Никанора (в 151 г. э. Сел. = 161 г. до Р. Х.). Этому сокращенному изложению Иасона Киринейского предшествуют 2 письма палестинских иудеев к египетским (2 Макк 1:1-2:19), а также вставлены два кратких замечания автора — одно в начале (после писем, 2 Макк 2:20-33), и другое — в конце (2 Макк 15:37-39) труда.

Так как начальные события книги (2 Макк 3) имели место в последний или предпоследний год царствования Селевка IV, умершего в 176 г. до Р. Х., то можно с точностью установить, что 2-я книга Маккавейская обнимает своим повествованием исторический период в 15 лет (176-161 г. до Р. Х.)

Возникает вопрос, в какой степени этот период в изложении 2-ой Маккавейской книги совпадает с изложением 1-ой, в которую он также входит, как часть, — в чем сходствует и в чем представляет особенности и различия, в чем пополняет параллельный ему рассказ или сам в чем пополняется им?

По сравнению с 1-ой Маккавейской книгой, ведущей свой рассказ с Антиоха Епифана (1 Макк 1:10), — вторая Маккавейская книга захватывает несколько более ранних событий (2 Макк 3:1; 2 Макк 4:6) и более подробно описывает бедствия иудеев, постигшие их с отступничеством первосвященника Иасона (2 Макк 4:7-7:42 = 1 Макк 1:10-64). С 8 гл. рассказ идет параллельно 1 Макк 3-7 с некоторыми более или менее значительными и важными отличиями и неточностями, находящими себе объяснение отчасти в более религиозно-дидактических, нежели строго научных исторических целях книги, — а отчасти в неизбежных недосмотрах при сокращении первоисточника и приспособлении его к указанным предвзятым целям.

Личность и жизнь Иасона Киринейского мало известны. От его отечества Кирены — можно только заключить, что он был иудей-эллинист, и что его 5 книг истории написаны были на греческом наречии.

Столь же мало сведений можно дать о сократителе его труда — писателе 2-ой Маккавейской книги. Представляется вероятным лишь, что он, также эллинист, незнаком был с 1-ой Маккавейской книгой, хотя мог собирать материалы для своей истории в Палестине, как показывают многие народные иудейские предания, нашедшие место в его труде.

О времени написания книги удается отчасти заключить из 2 Макк 1:10, что она написана не раньше 188 г. э. Сел. = 124 г. до Р. Х., но когда именно, с точностью определить нельзя, во всяком случае до пресечения Маккавейской династии и взятия Иерусалима Помпеем (63 г. до Р. Х.).

Благодаря в особенности трогательному и поучительному повествованию своему о страданиях за веру 7 братьев-«Маккавеев» с их матерью и учителем, книга пользовалась большим вниманием и уважением древних церковных писателей и проповедников (Климент Александрийский, Ориген, Иероним, Августин и др.), хотя и не почиталась каноническою.

Скрыть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).