Библия-Центр
РУ
Вся Библия
Синодальный перевод (ru)
Поделиться

Книга пророка Амоса, Глава 5,  стихи 1-20

СУД НАД ИЗРАИЛЕМ> 1 Плач Господа о доме Израилевом, 4 Призыв к покаянию, Сугубое горе Израилю> 18 Переселение за Дамаск
Слушайте это слово, в котором я подниму плач о вас,
дом Израилев.
Упала, не встает более
  дева Израилева!
повержена на земле своей,
  и некому поднять ее.
Ибо так говорит Господь Бог:
город, выступавший тысячею,
  останется только с сотнею,
и выступавший сотнею,
  останется с десятком
  у дома Израилева.
Ибо так говорит Господь дому Израилеву:
взыщите Меня, и будете живы.
  Не ищите Вефиля
и не ходите в Галгал,
  и в Вирсавию не странствуйте,
ибо Галгал весь пойдет в плен
  и Вефиль обратится в ничто.
Взыщите Господа, и будете живы,
  чтобы Он не устремился на дом Иосифов как огонь,
  который пожрет его, и некому будет погасить его в Вефиле.
О, вы, которые суд превращаете в отраву
  и правду повергаете на землю!
Кто сотворил семизвездие и Орион,
  и претворяет смертную тень в ясное утро,
  а день делает темным как ночь,
призывает воды морские
  и разливает их по лицу земли?
 — Господь имя Ему!
Он укрепляет опустошителя против сильного,
  и опустошитель входит в крепость.
10 
А они ненавидят обличающего в воротах
  и гнушаются тем, кто говорит правду.
11 
Итак за то, что вы попираете бедного
  и берете от него подарки хлебом,
вы построите домы из тесаных камней,
  но жить не будете в них;
разведете прекрасные виноградники,
  а вино из них не будете пить.
12 
Ибо Я знаю, как многочисленны преступления ваши
  и как тяжки грехи ваши:
вы враги правого, берете взятки
  и извращаете в суде дела бедных.
13 
Поэтому разумный безмолвствует в это время,
  ибо злое это время.
14 
Ищите добра, а не зла,
  чтобы вам остаться в живых —
и тогда Господь Бог Саваоф будет с вами,
  как вы говорите.
15 
Возненавидьте зло и возлюбите добро,
  и восстановите у ворот правосудие;
может быть, Господь Бог Саваоф
  помилует остаток Иосифов.
16 
Посему так говорит Господь Бог Саваоф, Вседержитель:
на всех улицах будет плач,
  и на всех дорогах будут восклицать: «увы, увы!»,
и призовут земледельца сетовать
  и искусных в плачевных песнях — плакать,
17 
и во всех виноградниках будет плач,
  ибо Я пройду среди тебя, говорит Господь.
18 
Горе желающим дня Господня!
  для чего вам этот день Господень?
он тьма, а не свет,
19 
  то же, как если бы кто убежал от льва,
  и попался бы ему навстречу медведь,
или если бы пришел домой и оперся рукою о стену,
  и змея ужалила бы его.
20 
Разве день Господень не мрак, а свет?
  он тьма, и нет в нем сияния.
Комментарии:
Комментарий к текущему отрывку
Комментарий к книге
Комментарий к разделу

1-2 Подражание погребальным песнопениям, которое должно было привести слушателей к мысли о скорой гибели страны (она произошла в 721 г).


3 Бедствие будет великим. "Остаток" сохранится, но его малочисленность будет свидетельствовать о размерах катастрофы (ср Ам 1:8; Ам 3:12).


4 "Взыщите Меня" - посещение святилищ может называться "взысканием Бога" (ср Ам 5:5; Втор 12:5; 2 Пар 1:5), но Амос возвещает, что единственное подлинное "взыскание Бога" - в том, чтобы "искать добра и избегать зла" (Ам 5:14). Только такое искание ведет к жизни (Ам 5:4; Ам 5:6). В других местах ВЗ говорится о "вопрошании Бога" через посредство человека Божия, прозорливца или пророка (Быт 25:22; Исх 18:15; 1 Цар 9:9; 3 Цар 22:5; 3 Цар 22:7-8), или с помощью книги (Ис 34:16). Другое, близкое по смыслу выражение: взыскать лица Господня, т.е. Его присутствия (Ос 5:15; 2 Цар 21:1; 1 Пар 16:11; Пс 104:4и т.д.). Аналогичное выражение в НЗ: "ищите... царства Божия" (Мф 6:33).


14 "Как вы говорите" - израильтяне уверены, что их избрание само по себе гарантирует им безусловное покровительство Бога (Ам 5:18; Ам 9:10; Мих 3:11).


15 "Остаток Иосифов" - Северное царство, доведенное до малых пределов в наказание за свою неверность (Ам 4:6-11) и которое Бог еще покарает (Ам 5:3). Здесь впервые у пророков говорится о спасенном "остатке". Амос сначала ставит его спасение под вопрос, потом утверждает, что он сохранится (ср Ис 4:3).


18 Израиль, полагаясь на то, что он Божий избранник (Втор 7:6), ожидал "дня Господня", т.е. дня, когда явится Господь и принесет славу Израилю. Пророк предупреждает, что это будет не день торжества, а день суда и мрака (Ам 2:16; Ам 8:9-10; Ис 6-21; Иер 30:5-7; Соф 1:14-18; ср Иоил 1:15-20, Иоил 2:1-11). Встреча грешника с Богом порождает бурю, которая есть "гнев Божий" (Соф 1:15; Иез 22:24; Плач 2:22).


20-24 Проповедь, направленная против ритуального благочестия. Жертвы людей, попирающих справедливость, неугодны Богу.


В пророческом движении Амос занимает особое место: он был первым, известным нам, пророком-писателем. Деятельность его совпадает со временем правления изр. царя Иеровоама (8 в.). Сведений о жизни Амоса сохранилось немного. Он не принадлежал к пророческим братствам («сынам пророческим»), а был простым пастухом в иудейском городке «Фекоя» (Текоя), расположенном вблизи иудейской пустыни. Неожиданно Амос услышал призыв Божий — идти в Северное израильское царство и возвестить близость Суда Божия. Когда он проповедовал в Вефиле у царского храма, незаконно воздвигнутого Иеровоамом I, местный священник Амасия изгнал его. После этого Амос уже не проповедовал публично, но стал записывать свои видения и пророчества. Стиль Амоса величественный и строгий, свидетельствующий о натуре суровой и цельной. Человек незнатного происхождения, Амос тем не менее обладал широким кругозором и хорошо знал священную письменность, историю и жизнь окружающих народов.

Книга пр. Амоса — первая в ВЗ, написанная целиком одним автором, имя которого дошло до нас. Она состоит из небольших пророческих речений, которые были сгруппированы без хронологической последовательности. Редактору принадлежит заглавие книги, а по мнению некоторых толкователей и эпилог (Amos 9:11-15). Книга распадается на три части: а) обличение народов (Amos 1-2); б) обличение Израиля (Amos 3-6); в) видения, биографический рассказ и эпилог (Amos 7-9).

Основные положения учения Амоса сводятся к следующим: а) он провозглашает строгий монотеизм и учит о Боге как Творце Вселенной — в этом он прямой продолжатель Моисеевой традиции; б) развивая учение Декалога, Амос рассматривает человечность и правду как главный вид служения Богу — обряды и жертвы не могут заменить добрых дел; в) пророк с большой страстностью обличает общественные язвы, видя в угнетении бедных оскорбление Бога; г) Амос рассматривает все народы как равные перед Богом, избранность же Израиля лишь увеличивает его ответственность; д) впервые появляется образ «Дня Ягве», т.е. близкого и страшного Суда Господня, и в то же время выражается надежда на спасение верных — «остатка Иосифова» (это выражение также впервые появляется в пророчествах — 515).

Амос оказал большое влияние на последующих пророков, особенно на Исайю и Михея. В НЗ слова его приводит первомученик Стефан в речи против законников (Actus 7:2-43 -. Amos 5:25-27).

Последняя книга евр канона пророков называется просто «Двенадцать», по-гречески Додекапрофетон, т.е. сборник книг двенадцати пророков, называемых «малыми» вследствие краткости, а не из-за меньшей ценности этих книг по сравнению с книгами «великих» пророков. Этот сборник существовал уже в эпоху мудрых Израиля (Сир 49:12). В евр Библии, а по ее примеру в Вульг и в слав. Библии, эти книги расположены в той исторической последовательности, которую им приписывает предание, тогда как в греч Библии порядок несколько иной.

Скрыть
Комментарий к текущему отрывку
Комментарий к книге
Комментарий к разделу

1 С гл. 5-й начинается новая речь, в которой пророк обличает Израиля за нарушение правды и возвещает суд Божий. Пророк уже видит в духе этот суд наступившим; Израиль уже пал. Поэтому пророк поднимает плач о доме Израилеве. Плач, евр. kinah, — плачевная песнь по поводу смерти героя или по поводу погибели города. У евреев, как и у других народов, было в обычае составлять подобные плачевные песни, и в Библии сохранились образцы их: такова элегия Давида на смерть Саула и Ионафана (2 Цар 1:17-27), а также целая книга, известная под именем «Плача Иеремии». Плачевные песни, или kinoth, составлялись библейскими писателями с соблюдением особого размера, который обыкновенно называется кинаметром (Budde. Das Volkslied Israels im Munde d. Propheten. Zeit. Alt. Wiss. II, 1). Сущность кинаметра состоит в том, что песнь излагается в форме двучленных стихов, причем второй член всегда короче первого как бы в зависимости от наполнившей душу поэта скорби. В плачевной песни пророка Амоса также выдержан кинаметр.


Слова дом Израилев, составляющие обращение, в тексте LXX приняты в значении подлежащего, сказуемое для которого находится в ст. 2-м (ἔπεσεν, упал); отсюда в слав.: дом Изравлев падеся.


2 Девой Израилевой пророк называет народ израильский. Олицетворение нации или жителей города под образом девы в древней письменности было обычно; таким олицетворением дается мысль, что город или народ доселе не был побежден или завоеван (Новак). У пророка Амоса олицетворение Израиля под образом девы имеет, по толкованию церковных учителей, и другой еще смысл: «девою народ израильский называется не потому, что он пребывал в нравственной чистоте, а потому что он некогда, подобно деве, находился в сочетании с Господом. И пророку повелевается поднять над ним плач, потому что он никогда не возвратится в прежнее состояние своего девства» (блаж. Феодорит).


3 В ст. 3-м указывается оснований плачевное песни пророка в предстоящем Израилю крайнем умалении числа жителей царства. Город, выступавший (hajjozeth) тысячею: глаг. jazah (выступать) обозначает выступление на войну. Уменьшение количества воинов, выставляемых городами, в 10 раз предполагает соответственно уменьшение и всего вообще населения страны. Последующая история десятиколенного царства подтвердила слова пророка (4 Цар 14:26; 17:26).


4 В ст. 4-13 пророк доказывает справедливость божественного наказания Израилю. Наименование дом Израилев в ст. 4-м употреблено пророком не о всем избранном народе, как в 3:1, а только о десятиколенном царстве, к жителям которого и обращено приглашение взыскать Господа.


5 Пророк указывает на уклонение от пути Иеговы, на служение в Вефиле, в Галгале и в Версавии. Вефиль и Галгала были центрами служения тельцам. Об особом культе в Вирсавии упоминается еще в Ос 4:15 и Ам 8:14. Город Вирсавия принадлежал Иудейскому царству и находился на южной границе этого царства, в 20 милях к югу от Хеврона, на месте нынешней Bйr es-Seba. Впервые Вирсавия упоминается в истории патриархов (Быт 21:33; 26:23-25; 46:1). Здесь Авраам заключил союзе с герарским царем Авимелехом и «призвал имя Господа Бога вечного» (Быт 21:33). Исаак, удостоившись в Вирсавии богоявления, устроил там жертвенник (Быт 26:25). Об Иакове также сообщается, что, придя в Вирсавию, он принес здесь жертвы Богу отца своего Исаака (Быт 46:1). Священная по воспоминаниям патриархального времени Вирсавия в период существования десятиколенного царства сделалась местом культа высот (4 Цар 23:8). Упоминая о странствованиях в далекую Вирсавию, пророк желает яснее выставить на вид тщетность усердия народа. Некоторые комментаторы (Гоонакер) считают слова и в Вирсавию не странствуйте позднейшей вставкой, так как жители десятиколенного царства, к которым говорит пророк не могли будто бы иметь отношения к Вирсавии. Но ввиду отсутствия у нас подробных сведений о религиозной жизни десятиколенного царства едва ли есть основание принять отмеченное мнение.


У LXX собственное имя Вирсавии заменено нарицательным τὸ φρέαρ του̃ ὅρκου; в слав.: и ко кладязю клятвы не ходите.


6 Пророк увещевает народ взыскать Господа, чтобы не погибнуть. Дом Иосифов — десятиколенное царство, в котором всегда преобладало колено Ефрема (сына Иосифа). И некому будет погасить его в Вефиле: LXX, очевидно, находя упоминание о Вефиле в ст. 6-м непонятным, вместо имени Вефиля поставили слова: τω̨̃ οἴκω̨ ’Ισραὴλ, слав.: дому Исраилеву. Но все древние тексты согласны с евр. и читают в рассматриваемом месте имя Вефиля. Новейшие комментаторы считают слово позднейшей глоссой (Новак).


7 Пророк указывает, почему служение в Вефиле, Вирсавии и Галгале не может считаться исканием Господа: Израиль превращал суд в отраву (laanah собств. горечь, горькое растение) и правду «повергал на землю». LXX, ввиду ст. 8-го, поняли 7-й ст. о Боге и перевели: ὁ κύριος ὁ ποιω̃ν εἰς ὕψος κρίμα καὶ δικαιοσύνην εἰς γη̃ν ἔθηκεν, слав.: Господь творяй в высоту суд, в правду на земли положи. По мнению одних комментаторов (Валетон, Гоонакер) LXX читали текст, отличный от масоретского (chophech lemaalah mischschaphat), по мнению других (Юнгеров) они ошибочно передали нынешний еврейский.


8 Чтобы выставить на вид тяжесть преступления законов Божиих, пророк указывает на всемогущество Божие. Выражение пророка нет основания понимать вместе с Кейлем и др. в образном смысле: пророк говорит именно о творческом всемогуществие Бога. Кто сотворил (oseh — творящий) семизвездие (chimah) и Орион (chesil) — chimah и chesil — названия двух созвездий — Большой Медведицы и Ориона (ср. Иов 9:9; 38:31). Призывает воды морские и разливает их по лицу земли — вероятно, разумеются опустошительные наводнения. LXX слова chimah и chesil в Иов 9:9 и 38:31 перевели собственными именами (ἀρκτου̃ρον καὶ πλειάδας), а в рассматриваемом стихе передал их нарицательно; отсюда в слав.: творяй вся и претворяли. В конец стиха вместо слов Господь имя Ему в слав. по LXX читается с добавлением: Господь Бог Вседержитель имя Ему.


9 Значение глаг. hammablig, которым начинается ст. 9-й, точно неизвестно, так как balag есть ἅπαξ λεγόμενα. В рус. тексте ст. 9-й передан предположительно и другими переводчиками передается иначе. Предполагая в ст. 9. непосредственное продолжение мысли ст. 8-го, Гофман дает перевод: «Тот, который заставляет созвездие Вола (schor вместо schod масор. текста) восходит после Капеллы (ez вместо az) и (созвездие) Вола заходит после. Перевод этот не может быть принят: он дает образ слишком слабый для выражения мысли о всемогуществе; кроме того, ни в евр. тексте, ни в других древних текстах в ст. 9-м не называется имени какого-либо созвездия. По Гоонакеру ст. 9-й должно перевести: «Он заставляет сиять спасению на несчастных и крепости Он угрожает разрушением». По Юнгерову: «Он усиливает гибель сильного, и гибель входит в крепость». По принятому рус. тексту мысль пророка та, что Господь, как Всемогущий против сильного народа, хвалящегося своими крепостями, может воздвигнуть еще более сильного опустошителя; таким образом, наказания, посылаемого Богом Израилю, никто не может отвратить. Этаже мысль о всемогуществе Божием выражается и в слав. тексте ст. 9-го: разделяли сокрушение на крепость, и бедство на твердыню наводяй (у LXX ὁ διαιρω̃ν συντριμμὸν ἐπ' ἰσχὺν καὶ ταλαιπωρίαν ἐπὶ ὀχύρωμα ἐπάγων).


10 Пророк продолжает в ст. 10-13 обличение в нарушении правосудия. А они ненавидят обличающего (mochicha) в воротах: обличающий в воротах тот, кто стремится доказать правду во время судопроизводства, которое обыкновенно совершалось у ворот города (ср. Иов 13:15; 15:3). И гнушаются тем, кто говорит правду, т. е. говорит на суде.


11  Попираете бедного: в слав. по LXX — пястьми биете убогих. И берете от него подарки хлебом, евр. umaseathbar tikchu: bar означает и отборные сорта хлеба (Быт 41:35; Пс 72:16) и вообще лучшее, отборное (Иов 11:4; Песн 6:9-10); отсюда, в слав.: и дары избранны приясте. Пророк говорит не только о неправедных подарках, которых требовали судьи, но и вообще об эксплуатации бедных. Вместе с тем пророк угрожает, что притеснители не воспользуются плодами эксплуатации.


12  Берете взятки — у LXX слово kopher (выкуп, взятки) передано словом ἄλλαγμα (перемена); отсюда в слав.: приемлюще премены.


И извращаете в суде дела бедных — рус. переводчики передали смысл слов пророка ближе к букве подлинника; в слав.: и убогия от врат отреяюще.


13  Поэтому разумный безмолвствует в это время — пророк говорит о своем времени; разумный — тот, кто знает свой интерес. Пророк не дает совета и никого, не хвалит (ср. Сир 20:7), а только констатирует факт.


14-15 Пророк повторяет увещание народу возлюбить добро и правду. Остаток Иосифов — ту малую часть населении Израильского царства, которая уцелеет от имеющих постигнуть царство бедствий. Начальные слова ст. 15-го поняты LXX-ю, как слова израильтян, а не как обращенное в израильтянам приглашение пророка; отсюда, в слав.: возненавидехом злая и возлюбихом добрая.


16-17 Не надеясь возбудить народ к добру одними увещаниями, пророк присоединяет и угрозу. Пророк возвещает наступление такого времени, когда будет всеобщий плач. Объясняя причину этого плача, пророк от имени Господа говорит: «Ибо Я пройду среди тебя» (ст. 17). Образ взят из Исх 12:12-30; пророк желает напомнить им о десятой казни Египетской. Следовательно, по мысли пророка всеобщий плач будет вызван большим количеством умерших — и от болезней, и от войн.


18-20 Как видно из ст. 18-го, современники Амоса не только не боялись дня суда Божия, но, наоборот, с нетерпением его ожидали, надеясь, что для них, как для принадлежащих к народу избранному, день суда будет днем особенного благополучия. Пророк разрушает эти ложные надежды. По его изображению, день суда будет днем смертельных опасностей, так что если бы кто спасся от одной опасности, то попал бы в другую, а избавившись от этой, подвергся бы новой.


Пророк Амос (Amos от amas — носитель бремени), как свидетельствует надписание его книги, был уроженцем Фекои, — небольшого города, находившегося, по свидетельству блаж. Иеронима, на расстоянии шести миль к югу от Вифлеема в колене Иудином, вблизи Иудейской пустыни (ныне деревня Фекуи). Таким образом, по своему происхождению пророк принадлежал к Иудейскому царству. Об общественном положении пророка до призвания к пророческому служению в надписании книги сообщается, что Амос был одним из пастухов (nokedim) фекойских. Так как слово noked в 2 Regum 3:4 прилагается к моавитскому царю Мете и означает богатого скотовода, то некоторые исследователи считают и пророка Амоса богатым обладателем стад и плантаций сикомор (Кихми, Ян, Гитциг, Баур, Готье). Но в Amos 7:14 сам пророк свидетельствует о себе, что он был пастух (boker), взят Господом прямо от стада и собирал (boles, надрезывал) сикоморы, очевидно, — для питания. Отсюда следует заключить, что Амос был бедным человеком и, может быть, наемником. В выступлении его на проповедь, поэтому, было нечто сходное с призванием апостолов: как и на апостолах, на нем проявилась всемогущая сила божественного Духа, избирающая «буия мира, и худородная и уничиженная».

Местом проповеднической деятельности Амоса было Израильское царство и именно Вефиль, центр незаконного служения тельцам, введенного Иеровоамом I-м (Amos 7:10-15). Своими смелыми обличениями нечестия израильских вельмож пророк возбудил против себя преследование со стороны вефильского жреца Амасии, который пытался даже обвинить Амоса пред царем в возмущении народа и в оскорблении личности царя. «Амос, — доносил он царю, — производит возмущение против тебя среди дома Израилева; земля не может терпеть всех слов его. Ибо так говорит Амос: от меча умрет Иеровоам, а Израиль непременно будет отведен в плен» (Amos 7:10-11). После этого Амасия изгнал Амоса из Вефиля. «И сказал Амасия Амосу: провидец, пойди и удались в землю Иудину; там ешь хлеб и там пророчествуй. А в Вефиле больше не пророчествуй; ибо он святыня царя и дом царский» (Amos 7:12-13). Благочестивое предание, дополняя свидетельство книги Амоса, сообщает, что изгнанный из Вефиля пророк на пути в Иудею получил от сына Амасии тяжкий удар в голову, от которого и скончался в Фекое (Епифаний, о жизни пророков).

Свое служение Амос проходил в царствование Иеровоама II-го, царя израильского (? 787-746), и Озии, царя Иудейского (Amos 1:1; Amos 7:11). Точнее время выступления Амоса на проповедь определяется словами — «за два года до землетрясения» (Amos 1:1). Но год этого землетрясения неизвестен (ср. Zachariae 14:5). Поэтому трудно указать с точностью и время выступления Амоса на служение. Во всяком случае он выступил на проповедь не в первые годы Иеровоама II-го, потому что как видно из содержания книги Амоса и особенно из Amos 6:14, он застал уже пределы царства расширенными «от входа Емафа до моря пустыни», и государство стоящим на вершине могущества. А это было достигнуто Иеровоамом только после нескольких лет царствования, победами над дамасскими сириянами (2 Regum 14:25) Можно предполагать, что победы Иеровоама II-го над сириянами были облегчены предшествующими нападениями на них ассирийских царей Рамманирара III-го и Салманассара III-го, неоднократно захватывавших и самый Дамаск. Так как ассирийские завоевания падают на годы 806-772, то победы Иеровоама над сириянами, а также и выступление Амоса на проповедь относят ко времени несколько позднейшему, т. е. ко второй половине царствования Иеровоама II-го или к первой половине VIII-го века 1Годы царствования Иеровоама II-го трудно определить с точностью, и они указываются неодинаково: 823-783 (Юнгеров), 787-746 (Гоонакер) и др. В клинописи под 738 г. израильский царь Менахим упоминается, как данник ассирийского царя Фула (Феглаффелласара), при помощи которого он, очевидно, утвердился на трон. Если предположить, что до этого Менахим царствовал несколько лет, затем добавить 7 месяцев царствования Захарии и Селлума и 41 год царствования Иеровоама II, то начало этого последнего царствования будет падать на годы 785-780. .

Во время пророческого служения Амоса Израильское царство находилось на высоте своего могущества. Пределы царства были расширены до пределов славного царства Соломонова (2 Regum 14:25-29). Соседние народы сделались данниками израильтян. Страна украсилась величественными постройками (Amos 3:15; Amos 4:3) и обогатилась добычей, давшей возможность вельможам самарийским предаваться праздности и роскоши (Amos 6:4-6). Вместе с этим, под влиянием временного могущества, среди вельмож десятиколенного царства развилось крайнее высокомерие (Amos 6:8), уверенность в своей силе (Amos 6:13), стремление к наживе, побуждавшее притеснять бедных и неимущих (Amos 2:7; Amos 3:10), любовь к роскоши и пиршествам (Amos 6:4-6; Amos 2:7-8).

Книга Амоса, состоящая из 9 глав, может быть разделена на три части: введение, обнимающее Amos 1-2, речи против Израильского царства (Amos 3-6) и видения с изъясняющими их пророчествами (Amos 7-9). Основная тема книги пророка Амоса — возвещение суда десятиколенному царству за его нечестие. Пророчество о суде Божием раскрывается и в речах Амоса, и в видениях. Возвещение этого суда пророк начинает с иноземных народов — сириян, филистимлян, финикиян, едомитян, аммонитян, маовитян, которых он обличает в разных преступлениях (Amos 1-2:3). Затем пророк обращается к Иудейскому царству и за уклонение его вслед чужих богов угрожает тем, что огонь, посланный Иеговою, пожрет чертоги Иерусалима (Amos 2:4-5). После этого пророк почти исключительно говорит о суде над Израильским царством. Особенность обличительных речей Амоса состоит в том, что он преимущественно имеет в виду преступления народа против требований нравственного закона — пророк совершенно не касается, в отличие например от Осии, политики Израиля, а также мимоходом только говорит о религии и культе. Пророк возмущается нарушением справедливости самарийскими вельможами, тем, что они грабежом и насилием собирают себе сокровища (Amos 3:10), угнетают нищих (Amos 4:1), покупают неимущих за серебро и бедных за пару обуви (Amos 8:6). Вы, говорит пророк, «враги правого, берете взятки и извращаете в суде дела бедных» (Amos 5:12). Пророк обличает вельмож самарийских за то, что они насилием (Amos 3:10), обманной торговлей (Amos 8:5), взятками с бедных (Amos 5:11) сделались богаты, построили великолепные дома, насадили виноградники, живут в роскоши и неге (Amos 6:3-6; Amos 3:12). С особенным негодованием, при этом, пророк говорит о женщинах самарийских, своею любовью к роскоши побуждавших мужей притеснять бедных и угнетать нищих (Amos 4:1). Изнеженность и надежды на собственные силы (Amos 6:13) есть уже мерзость пред Господом. Но вельможи самарийские присоединяли к этому еще и то, что не заботились о бедствии народа (Amos 6:6) и, как бы насмехаясь над освободившим их из Египта Господом (Amos 2:9-10), «поили вином назореев и пророкам приказывали, говоря: не пророчествуйте» (Amos 2:11-12). Тяжесть указываемых преступлений увеличивалась еще тем, что Израиль не сознавал их. Господь вразумлял народ показаниями (Amos 4:6-11), но он не вразумлялся; надеясь на завет с Богом (Amos 5:14), Израиль даже желал наступления дня Господня или дня суда, уверенный, что этот суд его не коснется (Amos 5:14.18). Между тем народ по прежнему совершал незаконное служение Богу в Вефиле, Дане, Галгалах и Вирсавии (Amos 5:5; Amos 8:14), ограничиваясь принесением жертв и соблюдением праздников (Amos 5:21-23; Amos 4:4-5).

Обличая преступления народа, пророк указывает ему и идеал нравственной жизни. Пророк приглашает взыскать Господа (Amos 5:4). В Amos 5:24 пророк говорит: пусть как вода течет суд (mischfath), и правда (zedakoh) — как сильный поток. Пророк имеет в виду здесь, без сомнения, прежде всего сферу общественного и частного права, правду в смысле юридическом. Но понятия суд и правда выражают у пророка и нечто большее: пророк требует сострадания, милости, жалости (Amos 5:1-2), вообще не только добрых дел, но и настроения к добру, когда приглашает искать добра, а не зла, «возненавидеть зло и возлюбить добро» (Amos 5:14-15). Касаясь собственно религиозной жизни народа, пророк обличает тех, которые «клянутся грехом самарийским и говорят жив бог твой, Дан! и жив путь в Вирсавию» (Amos 8:14), а вместе с тем увещевает «не искать Вефиля, не ходить в Галгал и не странствовать в Вирсавию» (Amos 5:5).

Но народ в целом не способен уже принять увещания пророка и предотвратить наказание. Поэтому Амос возвещает суд Божий над народом. По слову пророка, наказание не отвратимо и народ нигде не может укрыться от него (Amos 9:2-4). Пророк составляет уже плачевную песнь о доме Израилеве: упала, не встает более дева Израилева! Повержена на земле своей, и некому поднять ее (Amos 5:1-2). Наказание постигнет не только царствующей дом, что возвещено было Илиею и Елисеем, но все царство. Гибель предстоит всем святилищам народным, всем домам большим и малым и всему народу (Amos 3:14-15; Amos 6:7-11; Amos 9:1-4). Пророк возвещает, при этом, гибель дома Иеровоама от меча (Amos 7:9), наступление разных физических бедствий (Amos 6:10; Amos 7:1-7; Amos 8:8), пленение народа (Amos 6:7) и переселение его за Дамаск (Amos 5:27). В числе предстоящих народу бедствий пророк указывает с особенной силой лишение слова Божия и жажду слышания этого слова (Amos 8:11-13). Сообщение слова Божия народу израильскому было доказательством теократического избрания его, преимуществом народа пред другими и залогом его будущего величия. Таким образом, лишение слова Божия, которым угрожает пророк, равносильно отнятию преимуществ избранного народа и лишение его теократической будущности.

Пророчества о суде Божием над Израилем, изложенные в речах, раскрываются и в символических видениях, которые созерцал пророк (Amos 7-9). В четвертом видении (Amos 8:1-2) пророку показывается образом корзины, наполненной спелыми плодами, что Израиль созрел для суда, а в пятом (Amos 9:1) видении пророк слышит уже повеление обрушить храм, в который собрался народ, на головы собравшихся, чтобы все они погибли.

Но угрожая судом Божиим дому Иакова и занятый главным образом мыслью об этом суде, пророк простирает свой взор и за пределы этого суда, и мысль его обращается к светлому будущему. Для Израильского царства, как для самостоятельного политического целого нет будущности, и оно обречено на погибель. Но есть эта будущность для Иудейского царства с его царской фамилией и, очевидно, для отдельных личностей десятиколенного царства. Рассеяние народа, по слову пророка, произведет только отделение соломы от зерен, грешных от праведников (Amos 9:9). Последние могут спастись, прибегнув под кров скинии Давидовой, т. е. царствующего дома Давидова. В период грозных судов Божиих, имеющих постигнуть и Иуду наравне с Израилем (Amos 2:4; Amos 6:1), дом Давидов лишится своего блеска и величия и превратится как бы в полуразрушенную скинию (палатку). Но Господь некогда восстановит разрушенную скинию Давида, заделает ее трещины и проломы и устроит ее, как во дни древние. Дом Давидов будет поставлен во главе очищенного народа, имеющего составиться из всех призывающих имя Господне. По внутреннему своему характеру новое царство будет царством мира, изобилия всех благ и отсутствия всяких бедствий (Amos 9:11-15).

Таково содержание кн. Амоса. Свои обличения, увещания и угрозы пророк Амос излагает от лица Божия. При этом в личности Бога Амос особенно выставляет на вид Его величие, всемогущество и правосудие. Величие и всемогущество Божие, по воззрению пророка, открывается и в природе, и в истории. В природе оно открывается в том, что Господь есть Бог воинств (Amos 3:13; Amos 4:13; Amos 6:8; Amos 9:5), Он «образует горы и творит ветер» (Amos 4:13), Он сотворил созвездие и Орион, претворяет смертную тень в ясное утро, а день делает темным, как ночь; колеблет землю, призывает воды морские и разливает их по лицу земли (Amos 5:8; Amos 8:8; Amos 9:5-6). В истории величие и всемогущество Божие проявилось в том, что Он вывел Израиля из Египта, истребил пред лицом его Амморея (Amos 2:9-10), Он укрепляет опустошителя против сильного, и (Amos 5:9) вывел филистимлян из Кафтора и арамлян из Кира (Amos 9:7). Но указывая на величие Божие, пророк вместе с этим с особенною силою желает выставить народу на вид, нравственные свойства Существа Божия и именно Его правосудие. По воззрению пророка требование правды есть основное требование Бога, предъявляемое как к Израилю, так и ко всем другим народам (Amos 1-2), только соблюдение правды дает ценность обрядам и жертвам в очах Божиих (Amos 5:21-25). Современники пророка надеялись на завет с Богом, полагая, что в силу этого завета, независимо от своих дел, они будут безопасны, и что день суда Господня может принести им только благополучие (Amos 5:18). Вопреки этим воззрениям, пророк желает внушить, что и с Израилем Господь поступит по Правосудию, что от этого правосудия народ не укроется нигде (Amos 9:3-4), что избрание народа само по себе, независимо от поведения народа, не только не является гарантией его безопасности, а, напротив, усугубит тяжесть его ответственности (Amos 3:2).

Если сравнить учение кн. Амоса с учением кн. Осии, то, при сходстве их по существу, можно заметить и различие между ними. Амос выдвигает личности Бога, Его величие и правосудие; Осия выдвигает особенно милосердие Богу и любовь. Восставая против внешнего служения Богу, не соединяемого с внутренним отношением, Амос требует главным образом соблюдения правды, требований нравственного закона; Осия — выставляет на вид необходимость любви к Богу и верности ему. Иегова поставил нравственные требования; исполнение их есть служение Иегове: такова сущность учения Амоса. Иегова возлюбил тебя; отвечай на эту любовь любовью, и ты будешь служить Господу: такова сущность учения Осии. Очевидно, Амос и Осия восполняют один другого и раскрывают богооткровенное учение соответственно своим личным особенностям. Если Осию, по личным особенностям и по характеру его учения можно сравнить с новозаветным проповедником любви Иоанном Богословом, то Амоса можно сопоставлять с новозаветными проповедниками правды Иоанном Крестителем и ап. Иаковом.

Со стороны изложения кн. Амоса отличается высокими качествами, и является одним из наиболее совершенных произведений ветхозаветной письменности. Вопреки мнению блаж. Иеронима, который называет Амоса — imperitus sermone, неопытным в речи, новейшие комментаторы единогласно признают, что язык пророка отличается простотою, чистотою, изяществом и силою. В речи пророка изобилуют образы, причем эти образы пророк заимствует весьма часто из пастушеской жизни. Так, глас Господа пророк уподобляет рычанию льва, устрашающего пастухов (Amos 1:1-2; Amos 3:4-8); спасение Израиля уподобляет отнятие пастухом голени или части уха из пасти льва (Amos 3:12), женщин самарийских сравнивает с телицами васанскими (Amos 4:1) и т.д. Вообще, по мнению одного из комментаторов кн. Амоса, «пастушеская жизнь отражается не только в сравнениях и пророческих образах, но и в тончайших нитях представлений и языка этого пророка, во всем его жизненном опыте и мировоззрении» (Эвальд. Die Propheten. I, 84). Из других особенностей изложения пророка комментаторы отличают частое употребление одних и тех же формул с целью выдвинуть мысль (Amos 1:3-2:6; Amos 7:1-3.4-6), пользование созвучными словами или игру слов (Amos 5:5; Amos 8:1), частое употребление ἅπαξ λεγόμενα. При этом новейшие авторы находят, что в построении речей Амоса соблюдено деление на строфы, хотя в указании этих строф новейший автор весьма расходится.

Относительно текста кн. Амоса полагают, что он сохранился в большей чистоте, чем, например, текст Осии. Но в то же время есть в кн. Амоса несколько мест, темнота которых заставляет предполагать в них порчу текста.

Литература о кн. Амоса: 1) Иностранная: Baur. Der Proph. Amos erklдrt. 1847; Mitchel. Amos. 1893; Valeton. Amos und Hosea. 1894; Harper. Comment. on Amos and Hosea. 1905; Touzard. Le livre d’Amos. 1909; См. также общие труды о книгах малых пророков. 2) Русская: М. О. Вержболович. Пророческое служение в израильском десятиколенном царстве. 1891; проф. П. А. Юнгеров. Книга пророка Амоса. Введение, перевод и объяснение. 1897, — здесь на с. LIV-LV см. библиогр. указания.

Скрыть
Комментарий к текущему отрывку
Комментарий к книге
Комментарий к разделу

1 Букв.: слово.


5 Или: Бет-Эль будет Авеном (уничижительное наименование Бет-Эля, т.е. Дома Божья).


7 Или: праведность.


10 а) Букв.: обличает в воротах (города).


10 б) Букв.: искренне / непорочное говорит.


12 а) Или: справедливого / праведного.


12 б) Букв.: нуждающегося притесняете у ворот; или: отклоняете (его прошение) у ворот.


15 а) Букв.: у ворот.


15 б) Букв.: над остатком Иосифа. Здесь имя Иосиф, очевидно, служит заменой названия Северного царства Израиля.


19 Или: стену - возможно, имеется в виду глинобитный забор с обильной растительностью вокруг него.


Пусть же справедливость потечет, как река в половодье, и праведность - как поток неиссякаемый! (5:24)

Только религия как узы любви и ответственности перед Богом, как глубочайший духовный и нравственный опыт открывает человеку возможность настоящего духовного раскрепощения и восхождения. Однако известно и то, что религия столь же успешно, притом издавна, использовалась в качестве мощного средства подчинения и унижения людей. Стоило кому-нибудь, какой-либо власти, политической или религиозной, прийти к убеждению, что они точно знают верные пути к счастливому будущему, как тут же все средства для них оказывались хороши. Многочисленные свидетельства всемирной истории о разжигавшейся на почве религии ненависти, о притеснениях и убийствах во имя тех или иных религиозных верований - ошеломляют. В числе первых, кто восставал против этого зла, были библейские пророки. Их голоса, призывавшие держаться религии, несущей в себе идеи справедливости, смирения, сострадательности и сегодня по силе убедительности не имеют себе равных.

Среди таких смелых людей был провидец Амос - сельский труженик и пастух. Он бросил вызов вождям и богачам сразу двух царств - Иудеи и Израиля, для которых стяжательство, жестокость, ложь и вопиющая безнравственность стали нормой жизни.

Начало служения Амоса следует отнести примерно к 755 / 754 гг. до Р. Х. В это время - впервые на протяжении жизни нескольких поколений - израильтянам никто не угрожал войной. Иудея на юге и Израиль на севере, расширив свои владения за счет соседних народов, контролируя главные торговые пути, стремительно обогащались. Всякого рода роскошь: новые дома каменной кладки, обложенная слоновой костью мебель, изысканная пища и лучшие вина, дорогие косметические средства - стала доступной, хотя и для немногих. Впервые в истории Израиля произошло очень сильное расслоение общества на богатых и бедных. На фоне этого внешнего благополучия обличительные речи пророка прозвучали как гром среди ясного неба. Более того, они воспринимались как оскорбления, едва ли не святотатство.

Иудеи и израильтяне, к которым обращался Амос, были «весьма религиозны» в том смысле, что они ежедневно посещали языческие капища для участия в совершавшихся там оргиях и при этом ожидали наступления «Дня Господнего», в который Бог исполнит все их чаяния о процветании страны. И именно в то время, когда всё израильское общество оказалось в глубоком кризисе, Амос принес им весть от Бога, которая никак не совпадала с тем, на что они рассчитывали: «Ненавижу, презираю празднества ваши» (5:21). Богу не угодны были ни жертвоприношения их, ни песнопения. Он ждал от правителей и священников Своего народа честности, справедливости и признания прав слабых, бедных и угнетенных.

Пророк перечислил все соседние с Израилем народы, объявив и им о возмездии Божьем за их преступления против человечности. Такого рода речь была по душе тем, кто любил хвалиться своим превосходством над языческими народами. Овладев таким образом вниманием израильтян, Амос теперь мог им сказать, что Бог будет судить и их. Все они, их прекрасные дома, их жертвенники - всё будет уничтожено.

Он предостерегал вождей Израиля того времени: если они останутся глухи к его призыву, то несправедливость власть имущих по отношению к бедным и слабым погубит народ. Господь не допустит продолжения их нечестивого, жестокого правления. Раскаяние или возмездие - такова единственная, по мысли пророка, альтернатива. Амос завершает свою книгу описанием неотвратимого и необратимого торжества праведности над беззаконием, такого торжества, при котором будет восстановлено долгожданное благоденствие народа, вверившего свою жизнь Богу.

Скрыть

Мысли вслух: ежедневные размышления о Библии

 

Сегодняшнее чтение посвящено центральной теме проповеди Амоса — теме дня Яхве (в Синодальном переводе — «дня Господня»)... 

 

Наряду с обличениями и призывами к покаянию, пророк Амос развивает еще одну тему — тему Дня Господня... 

 

Что значит «искать добра, а не зла»? Вроде, очевидно: стараться делать добрые дела, а не злые. Но разве мы не так поступаем? Разве есть что-то, что мы делаем не из добрых побуждений?... 

Библиотека

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).