Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Втор 6:5

Поделиться
5 и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими.
Свернуть

Призыв любить Бога «всем сердцем, всем существом («душой») и всеми силами» стал важнейшей частью как яхвистской, так и (позже) иудейской традиции, где он стал молитвой, по значимости для иудаизма сопоставимой с «Отче наш» для христианства. Что же такого важного было в этом призыве? Ведь о любви к Богу говорится отнюдь не только в этой главе Книги Второзакония. Но именно здесь сказано, как растёт в человеке любовь к Богу и как выстраиваются отношения с Ним. Начинается всё, естественно, с сердца: ведь именно сердце на языке библейских книг обозначает тот духовный центр человеческой личности, где делается выбор и принимаются решения. А принимаются они исходя из той системы ценностей и жизненных приоритетов, которой руководствуется человек, сделав тот или иной жизненный выбор. Естественно, когда человек обращается к Богу, притом не к какому-то абстрактному «Богу вообще», а к Богу Библии, он выбирает Тору и путь праведности, путь следования данным Богом заповедям, а это, в свою очередь, формирует в сердце такого человека новую систему ценностей и приоритетов, соответствующую Торе. И тогда можно сказать, что человек отдаёт своё сердце Богу. Но это лишь начало. Новая система ценностей и приоритетов меняет всю внутреннюю жизнь человека, его «душу». Речь в данном случае идёт не о душе в том смысле, в каком мы понимаем это слово сегодня, а о внутренней жизни человека в целом, о его мыслях, чувствах, эмоциях, о том, что сегодня мы собирательно обозначаем как внутренний мир человека. Он, естественно, не может не измениться в соответствии с той новой системой ценностей и приоритетов, которой теперь, после обращения, стал руководствоваться человек. Но и это ещё не всё: вслед за внутренней жизнью человека меняется и его внешняя жизнь (если, конечно, обращение, как духовный процесс, доходит до своего логического завершения). Соответствующее еврейское слово обозначает не только физические и душевные силы человека, но и все его способности и возможности, связанные с внешними проявлениями, возможности, определяемые не только его собственным внутренним потенциалом, но и внешними обстоятельствами. Собственно, именно это мы и называем обычно внешней жизнью, в некоторой степени противопоставляя её внутренней. Неудивительно, что у человека духовно цельного внешняя жизнь будет соответствовать внутренней, она будет определяться той же системой ценностей и приоритетов, что и жизнь внутренняя. И только тогда можно сказать, что человек принадлежит Богу целиком, а любовь его к Богу проявляется не только на словах, но и на деле.

Другие мысли вслух

 
На Втор 6:5
5 и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими.
Свернуть
Призыв любить Бога «всем сердцем, всем существом («душой») и всеми силами» стал важнейшей частью как яхвистской, так и (позже) иудейской традиции, где он стал молитвой, по значимости...  Читать далее

Призыв любить Бога «всем сердцем, всем существом («душой») и всеми силами» стал важнейшей частью как яхвистской, так и (позже) иудейской традиции, где он стал молитвой, по значимости для иудаизма сопоставимой с «Отче наш» для христианства. Что же такого важного было в этом призыве? Ведь о любви к Богу говорится отнюдь не только в этой главе Книги Второзакония. Но именно здесь сказано, как растёт в человеке любовь к Богу и как выстраиваются отношения с Ним. Начинается всё, естественно, с сердца: ведь именно сердце на языке библейских книг обозначает тот духовный центр человеческой личности, где делается выбор и принимаются решения. А принимаются они исходя из той системы ценностей и жизненных приоритетов, которой руководствуется человек, сделав тот или иной жизненный выбор. Естественно, когда человек обращается к Богу, притом не к какому-то абстрактному «Богу вообще», а к Богу Библии, он выбирает Тору и путь праведности, путь следования данным Богом заповедям, а это, в свою очередь, формирует в сердце такого человека новую систему ценностей и приоритетов, соответствующую Торе. И тогда можно сказать, что человек отдаёт своё сердце Богу. Но это лишь начало. Новая система ценностей и приоритетов меняет всю внутреннюю жизнь человека, его «душу». Речь в данном случае идёт не о душе в том смысле, в каком мы понимаем это слово сегодня, а о внутренней жизни человека в целом, о его мыслях, чувствах, эмоциях, о том, что сегодня мы собирательно обозначаем как внутренний мир человека. Он, естественно, не может не измениться в соответствии с той новой системой ценностей и приоритетов, которой теперь, после обращения, стал руководствоваться человек. Но и это ещё не всё: вслед за внутренней жизнью человека меняется и его внешняя жизнь (если, конечно, обращение, как духовный процесс, доходит до своего логического завершения). Соответствующее еврейское слово обозначает не только физические и душевные силы человека, но и все его способности и возможности, связанные с внешними проявлениями, возможности, определяемые не только его собственным внутренним потенциалом, но и внешними обстоятельствами. Собственно, именно это мы и называем обычно внешней жизнью, в некоторой степени противопоставляя её внутренней. Неудивительно, что у человека духовно цельного внешняя жизнь будет соответствовать внутренней, она будет определяться той же системой ценностей и приоритетов, что и жизнь внутренняя. И только тогда можно сказать, что человек принадлежит Богу целиком, а любовь его к Богу проявляется не только на словах, но и на деле.

Свернуть
 
На Втор 6:2-6
2 дабы ты боялся Господа, Бога твоего, и все постановления Его и заповеди Его, которые (сегодня) заповедую тебе, соблюдал ты и сыны твои и сыны сынов твоих во все дни жизни твоей, дабы продлились дни твои. 3 Итак слушай, Израиль, и старайся исполнить это, чтобы тебе хорошо было, и чтобы вы весьма размножились, как Господь, Бог отцов твоих, говорил тебе, (что Он даст тебе) землю, где течет молоко и мед. (Сии суть постановления и законы, которые заповедал Господь Бог сынам Израилевым в пустыне, по исшествии их из земли Египетской.)
4 Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; 5 и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими. 6 И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем (и в душе твоей);
Свернуть
Если задуматься, какая новость в Библии — самая главная, самая великая, то, наверное, первым вспоминается...  Читать далее

Если задуматься, какая новость в Библии — самая главная, самая великая, то, наверное, первым вспоминается, что «Бог есть любовь» (1 Ин. 4:16). А сегодня мы читаем слова, сказанные за много веков до свидетельства апостола Иоанна, и в них — Бог и любовь вместе. Это — самая главная новость, выраженная на языке заповедей. Но можно ли любить по заповеди, по статье закона, можно ли заставить себя полюбить? Пожалуй, нет, но на искреннее желание любви (всем сердцем, всею душею и всеми силами) Бог отвечает тем, что дает Духа Своего, Который наполняет нас сыновней любовью.

Свернуть
 
На Втор 6:1-25
1 Вот заповеди, постановления и законы, которым повелел Господь, Бог ваш, научить вас, чтобы вы поступали (так) в той земле, в которую вы идете, чтоб овладеть ею; 2 дабы ты боялся Господа, Бога твоего, и все постановления Его и заповеди Его, которые (сегодня) заповедую тебе, соблюдал ты и сыны твои и сыны сынов твоих во все дни жизни твоей, дабы продлились дни твои. 3 Итак слушай, Израиль, и старайся исполнить это, чтобы тебе хорошо было, и чтобы вы весьма размножились, как Господь, Бог отцов твоих, говорил тебе, (что Он даст тебе) землю, где течет молоко и мед. (Сии суть постановления и законы, которые заповедал Господь Бог сынам Израилевым в пустыне, по исшествии их из земли Египетской.)
4 Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; 5 и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими. 6 И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем (и в душе твоей); 7 и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая; 8 и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими, 9 и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих.
10 Когда же введет тебя Господь, Бог твой, в ту землю, которую Он клялся отцам твоим, Аврааму, Исааку и Иакову, дать тебе с большими и хорошими городами, которых ты не строил, 11 и с домами, наполненными всяким добром, которых ты не наполнял, и с колодезями, высеченными из камня, которых ты не высекал, с виноградниками и маслинами, которых ты не садил, и будешь есть и насыщаться, 12 тогда берегись, чтобы (не обольстилось сердце твое и) не забыл ты Господа, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. 13 Господа, Бога твоего, бойся, и Ему (одному) служи, (и к Нему прилепись,) и Его именем клянись. 14 Не последуйте иным богам, богам тех народов, которые будут вокруг вас; 15 ибо Господь, Бог твой, Который среди тебя, есть Бог ревнитель; чтобы не воспламенился гнев Господа, Бога твоего, на тебя, и не истребил Он тебя с лица земли.
16 Не искушайте Господа, Бога вашего, как вы искушали Его в Массе. 17 Твердо храните заповеди Господа, Бога вашего, и уставы Его и постановления, которые Он заповедал тебе; 18 и делай справедливое и доброе пред очами Господа (Бога твоего), дабы хорошо тебе было, и дабы ты вошел и овладел доброю землею, которую Господь с клятвою обещал отцам твоим, 19 и чтобы Он прогнал всех врагов твоих от лица твоего, как говорил Господь.
20 Если спросит у тебя сын твой в последующее время, говоря: "что значат сии уставы, постановления и законы, которые заповедал вам Господь, Бог ваш?" 21 то скажи сыну твоему: "рабами были мы у фараона в Египте, но Господь (Бог) вывел нас из Египта рукою крепкою (и мышцею высокою), 22 и явил Господь (Бог) знамения и чудеса великие и казни над Египтом, над фараоном и над всем домом его (и над войском его) пред глазами нашими; 23 а нас вывел оттуда (Господь, Бог наш,) чтобы ввести нас и дать нам землю, которую (Господь, Бог наш,) клялся отцам нашим (дать нам); 24 и заповедал нам Господь исполнять все постановления сии, чтобы мы боялись Господа, Бога нашего, дабы хорошо было нам во все дни, дабы сохранить нашу жизнь, как и теперь; 25 и в сем будет наша праведность, если мы будем стараться исполнять все сии заповеди (закона) пред лицем Господа, Бога нашего, как Он заповедал нам".
Свернуть
Все мы стараемся жить по заповедям, которые, так или иначе, все сводятся к заповедям, данным Богом Моисею в пустыне...  Читать далее

Все мы стараемся жить по заповедям, которые, так или иначе, все сводятся к заповедям, данным Богом Моисею в пустыне. Часто, чтобы их исполнять, нам требуется определенное усилие воли. Иногда (в лучшем случае) их исполнение становится для нас чем-то естественным и обычным. Но осознаем ли мы, что основным стимулом для жизни по заповедям должны быть не привычка, не соответствие их обычным моральным нормам, даже не стремление к нравственному совершенству, а только любовь к Богу и благоговение перед Ним? Без этого благочестивая жизнь становится ханжеством и лицемерием.

Свернуть
 
На Втор 6:1-25
1 Вот заповеди, постановления и законы, которым повелел Господь, Бог ваш, научить вас, чтобы вы поступали (так) в той земле, в которую вы идете, чтоб овладеть ею; 2 дабы ты боялся Господа, Бога твоего, и все постановления Его и заповеди Его, которые (сегодня) заповедую тебе, соблюдал ты и сыны твои и сыны сынов твоих во все дни жизни твоей, дабы продлились дни твои. 3 Итак слушай, Израиль, и старайся исполнить это, чтобы тебе хорошо было, и чтобы вы весьма размножились, как Господь, Бог отцов твоих, говорил тебе, (что Он даст тебе) землю, где течет молоко и мед. (Сии суть постановления и законы, которые заповедал Господь Бог сынам Израилевым в пустыне, по исшествии их из земли Египетской.)
4 Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; 5 и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими. 6 И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем (и в душе твоей); 7 и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая; 8 и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими, 9 и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих.
10 Когда же введет тебя Господь, Бог твой, в ту землю, которую Он клялся отцам твоим, Аврааму, Исааку и Иакову, дать тебе с большими и хорошими городами, которых ты не строил, 11 и с домами, наполненными всяким добром, которых ты не наполнял, и с колодезями, высеченными из камня, которых ты не высекал, с виноградниками и маслинами, которых ты не садил, и будешь есть и насыщаться, 12 тогда берегись, чтобы (не обольстилось сердце твое и) не забыл ты Господа, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. 13 Господа, Бога твоего, бойся, и Ему (одному) служи, (и к Нему прилепись,) и Его именем клянись. 14 Не последуйте иным богам, богам тех народов, которые будут вокруг вас; 15 ибо Господь, Бог твой, Который среди тебя, есть Бог ревнитель; чтобы не воспламенился гнев Господа, Бога твоего, на тебя, и не истребил Он тебя с лица земли.
16 Не искушайте Господа, Бога вашего, как вы искушали Его в Массе. 17 Твердо храните заповеди Господа, Бога вашего, и уставы Его и постановления, которые Он заповедал тебе; 18 и делай справедливое и доброе пред очами Господа (Бога твоего), дабы хорошо тебе было, и дабы ты вошел и овладел доброю землею, которую Господь с клятвою обещал отцам твоим, 19 и чтобы Он прогнал всех врагов твоих от лица твоего, как говорил Господь.
20 Если спросит у тебя сын твой в последующее время, говоря: "что значат сии уставы, постановления и законы, которые заповедал вам Господь, Бог ваш?" 21 то скажи сыну твоему: "рабами были мы у фараона в Египте, но Господь (Бог) вывел нас из Египта рукою крепкою (и мышцею высокою), 22 и явил Господь (Бог) знамения и чудеса великие и казни над Египтом, над фараоном и над всем домом его (и над войском его) пред глазами нашими; 23 а нас вывел оттуда (Господь, Бог наш,) чтобы ввести нас и дать нам землю, которую (Господь, Бог наш,) клялся отцам нашим (дать нам); 24 и заповедал нам Господь исполнять все постановления сии, чтобы мы боялись Господа, Бога нашего, дабы хорошо было нам во все дни, дабы сохранить нашу жизнь, как и теперь; 25 и в сем будет наша праведность, если мы будем стараться исполнять все сии заповеди (закона) пред лицем Господа, Бога нашего, как Он заповедал нам".
Свернуть
Книга Второзакония призывает всякого верующего еврея помнить слова Торы, изучать их самому и учить им своих детей, навязать их на руку и на лоб, прибить к дверному косяку...  Читать далее

Книга Второзакония призывает всякого верующего еврея помнить слова Торы, изучать их самому и учить им своих детей, навязать их на руку и на лоб, прибить к дверному косяку. Ортодоксальные евреи, надо заметить, и сегодня соблюдают все эти предписания совершенно буквально. Во времена, когда они давались, в них заключался особый смысл. В те времена в языческом мире были очень распространены разного рода амулеты, священные изображения и статуэтки.

Такие амулеты носили на руке или на лбу (обычно в виде повязки), прибивали к дверному косяку, иногда устанавливали на крыше дома (точнее, на коньке). Разумеется, простая замена одного, языческого амулета другим, яхвистским могла оказаться ни к чему не обязывающей формальностью, но, уж если без амулетов никак, пусть лучше они напоминают о Торе и о Боге Израиля, чем о языческих богах и духах.

Главным же был призыв к изучению Торы и к обучению Торе. При этом речь идёт о заповедях и о законах — как о вещах связанных, но в то же время принципиально разных. Заповедь остаётся заповедью на все времена, она не меняется, она дана раз и навсегда. Для полноценного осознания заповеди она должна быть воспринята человеком как внутренний духовный и нравственный императив, как Божья интенция, обращённая к человеку — только в таком случае заповедь открывается как таковая, в той полноте, в какой она дана нам Богом. Закон — дело другое.

Как показывает нам текст Пятикнижия, законы могут меняться с течением времени, и некоторые законы Книги Исхода, к примеру, отличаются от законов Книги Второзакония, даже тогда, когда речь идёт об одних и тех же преступлениях. Очевидно, и те, и другие законы основаны на заповедях Декалога, но интерпретируются заповеди по-разному в зависимости от конкретных обстоятельств, которые могут с течением времени меняться, так же, как может меняться и мотивация законодателя, предлагающего тот или иной способ осуществления в жизни той или иной заповеди.

В отличие от неизменных заповедей законы вариативны и изменяемы — соответственно месту и времени. Соответственно месту и времени может меняться и мотивация законодателя, предлагающего тот или иной способ соблюдения заповеди, а также те или иные меры в качестве санкции за её нарушение. Так, благодаря меняющимся законам и неизменным заповедям, Тора получает возможность существовать в истории, меняясь сообразно эпохе и в то же время оставаясь собой в главном.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).