Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Быт 3:1-24

Ѕмjй же бЁ мудрёйшій всёхъ ѕвэре1й сyщихъ на земли2, и5хже сотвори2 гDь бг7ъ. И# рече2 ѕмjй женЁ: что2 ћкw рече2 бг7ъ: да не ћсте t всsкагw дре1ва рaйскагw;
И# рече2 женA ѕмjю: t всsкагw дре1ва рaйскагw ћсти бyдемъ:
t плодa же дре1ва, є4же є4сть посредЁ раS, рече2 бг7ъ, да не ћсте t негw2, ниже2 прикосне1тесz є3мY, да не ќмрете.
И# рече2 ѕмjй женЁ: не сме1ртію ќмрете:
вёдzше бо бг7ъ, ћкw во1ньже ѓще де1нь снёсте t негw2, tве1рзутсz џчи вaши, и3 бyдете ћкw бо1зи, вёдzще до1брое и3 лукaвое.
И# ви1дэ женA, ћкw добро2 дре1во въ снёдь и3 ћкw ўго1дно nчи1ма ви1дэти и3 красно2 є4сть, є4же разумёти: и3 взе1мши t плодA є3гw2 kде2, и3 даде2 мyжу своемY съ собо1ю, и3 kдо1ста.
И# tверзо1шасz џчи nбёма, и3 разумёша, ћкw нaзи бёша: и3 сши1ста ли1ствіе смоко1вное, и3 сотвори1ста себЁ препо‰саніz.
И# ўслы1шаста глaсъ гDа бг7а ходsща въ раи2 по полyдни: и3 скры1стасz ґдaмъ же и3 женA є3гw2 t лицA гDа бг7а посредЁ дре1ва рaйскагw.
И# призвA гDь бг7ъ ґдaма и3 рече2 є3мY: ґдaме, гдЁ є3си2;
10 И# рече2 є3мY: глaсъ слы1шахъ тебє2 ходsща въ раи2, и3 ўбоsхсz, ћкw нaгъ є4смь, и3 скры1хсz.
11 И# рече2 є3мY бг7ъ: кто2 возвэсти2 тебЁ, ћкw нaгъ є3си2, ѓще не бы2 t дре1ва, є3го1же заповёдахъ тебЁ сегw2 є3ди1нагw не ћсти, t негw2 ћлъ є3си2;
12 И# рече2 ґдaмъ: женA, ю4же дaлъ є3си2 со мно1ю, тA ми2 даде2 t дре1ва, и3 kдо1хъ.
13 И# рече2 гDь бг7ъ женЁ: что2 сіе2 сотвори1ла є3си2; И# рече2 женA: ѕмjй прельсти1 мz, и3 kдо1хъ.
14 И# рече2 гDь бг7ъ ѕмjю: ћкw сотвори1лъ є3си2 сіе2, про1клzтъ ты2 t1пaче всёхъ скотHвъ и3 t всёхъ ѕвэре1й земны1хъ: на пе1рсехъ твои1хъ и3 чре1вэ ходи1ти бyдеши, и3 зе1млю снёси вс‰ дни6 животA твоегw2:
15 и3 враждY положY междY тобо1ю и3 междY жено1ю, и3 междY сёменемъ твои1мъ и3 междY сёменемъ тоS: то1й твою2 блюсти2 бyдетъ2є3вр.: сотре1тъ главY, и3 ты2 блюсти2 бyдеши є3гw2 пsту.
16 И# женЁ рече2: ўмножaz ўмно1жу печ†ли тво‰ и3 воздых†ніz тво‰: въ болёзнехъ роди1ши ч†да, и3 къ мyжу твоемY њбраще1ніе твое2, и3 то1й тобо1ю њбладaти бyдетъ.
17 И# ґдaму рече2: ћкw послyшалъ є3си2 глaса жены2 твоеS и3 ћлъ є3си2 t дре1ва, є3го1же заповёдахъ тебЁ сегw2 є3ди1нагw не ћсти, t негw2 ћлъ є3си2: проклzтA землS въ дёлэхъ твои1хъ, въ печaлехъ снёси тyю вс‰ дни6 животA твоегw2:
18 тє1рніz и3 волчцы2 возрасти1тъ тебЁ, и3 снёси травY се1льную:
19 въ по1тэ лицA твоегw2 снёси хлёбъ тво1й, до1ндеже возврати1шисz въ зе1млю, t неsже взsтъ є3си2: ћкw землS є3си2, и3 въ зе1млю tи1деши.
20 И# нарече2 ґдaмъ и4мz женЁ свое1й жи1знь, ћкw тA мaти всёхъ живyщихъ.
21 И# сотвори2 гDь бг7ъ ґдaму и3 женЁ є3гw2 ри6зы кHжаны, и3 њблече2 и5хъ.
22 И# рече2 бг7ъ: се2, ґдaмъ бы1сть ћкw є3ди1нъ t нaсъ, є4же разумёти до1брое и3 лукaвое: и3 нн7э да не когдA простре1тъ рyку свою2 и3 во1зметъ t дре1ва жи1зни и3 снёстъ, и3 жи1въ бyдетъ во вёкъ.
23 И# и3згнA є3го2 гDь бг7ъ и3з8 раS слaдости дёлати зе1млю, t неsже взsтъ бы1сть.
24 И# и3зри1ну ґдaма, и3 всели2 є3го2 прsмw раS слaдости: и3 пристaви херувjма, и3 плaменное nрyжіе њбращaемое, храни1ти пyть дре1ва жи1зни.
Свернуть

«Если ты то, что сам о себе думаешь, докажи это. Если ты сам себе хозяин, стань как Бог». Вот изощренная простота искушения: сделай так, как тебе надлежит сделать по твоему положению. Проигрыш не в том, что мы пытаемся сделать. Мы проигрываем тогда, когда соглашаемся, что мы действительно такие, какими нас называет дьявол. Когда мы начинаем доказывать, что мы умные, добрые, великодушные, великие, всемогущие, самостоятельные — какие угодно. Он требует доказательств, и мы кидаемся их предоставить. Кончается это всегда одинаково: предоставляя доказательства лжецу, выиграть невозможно. Что делает Иисус? Чему Он учит нас, преодолевая искушение? Он изобличает лжеца и обманщика не тем, что исполняет то, что, конечно, может исполнить. Он не идет на спор, показывая нам, что Ему не нужно никаких доказательств. Он знает нас и никогда не предлагает непосильной ноши. Он просит у нас любви и милости, а доказательства того, что мы можем любить и творить милость, Ему не нужны.

Темы:

Другие мысли вслух

 
На Быт 3:1-24
Ѕмjй же бЁ мудрёйшій всёхъ ѕвэре1й сyщихъ на земли2, и5хже сотвори2 гDь бг7ъ. И# рече2 ѕмjй женЁ: что2 ћкw рече2 бг7ъ: да не ћсте t всsкагw дре1ва рaйскагw;
И# рече2 женA ѕмjю: t всsкагw дре1ва рaйскагw ћсти бyдемъ:
t плодa же дре1ва, є4же є4сть посредЁ раS, рече2 бг7ъ, да не ћсте t негw2, ниже2 прикосне1тесz є3мY, да не ќмрете.
И# рече2 ѕмjй женЁ: не сме1ртію ќмрете:
вёдzше бо бг7ъ, ћкw во1ньже ѓще де1нь снёсте t негw2, tве1рзутсz џчи вaши, и3 бyдете ћкw бо1зи, вёдzще до1брое и3 лукaвое.
И# ви1дэ женA, ћкw добро2 дре1во въ снёдь и3 ћкw ўго1дно nчи1ма ви1дэти и3 красно2 є4сть, є4же разумёти: и3 взе1мши t плодA є3гw2 kде2, и3 даде2 мyжу своемY съ собо1ю, и3 kдо1ста.
И# tверзо1шасz џчи nбёма, и3 разумёша, ћкw нaзи бёша: и3 сши1ста ли1ствіе смоко1вное, и3 сотвори1ста себЁ препо‰саніz.
И# ўслы1шаста глaсъ гDа бг7а ходsща въ раи2 по полyдни: и3 скры1стасz ґдaмъ же и3 женA є3гw2 t лицA гDа бг7а посредЁ дре1ва рaйскагw.
И# призвA гDь бг7ъ ґдaма и3 рече2 є3мY: ґдaме, гдЁ є3си2;
10 И# рече2 є3мY: глaсъ слы1шахъ тебє2 ходsща въ раи2, и3 ўбоsхсz, ћкw нaгъ є4смь, и3 скры1хсz.
11 И# рече2 є3мY бг7ъ: кто2 возвэсти2 тебЁ, ћкw нaгъ є3си2, ѓще не бы2 t дре1ва, є3го1же заповёдахъ тебЁ сегw2 є3ди1нагw не ћсти, t негw2 ћлъ є3си2;
12 И# рече2 ґдaмъ: женA, ю4же дaлъ є3си2 со мно1ю, тA ми2 даде2 t дре1ва, и3 kдо1хъ.
13 И# рече2 гDь бг7ъ женЁ: что2 сіе2 сотвори1ла є3си2; И# рече2 женA: ѕмjй прельсти1 мz, и3 kдо1хъ.
14 И# рече2 гDь бг7ъ ѕмjю: ћкw сотвори1лъ є3си2 сіе2, про1клzтъ ты2 t1пaче всёхъ скотHвъ и3 t всёхъ ѕвэре1й земны1хъ: на пе1рсехъ твои1хъ и3 чре1вэ ходи1ти бyдеши, и3 зе1млю снёси вс‰ дни6 животA твоегw2:
15 и3 враждY положY междY тобо1ю и3 междY жено1ю, и3 междY сёменемъ твои1мъ и3 междY сёменемъ тоS: то1й твою2 блюсти2 бyдетъ2є3вр.: сотре1тъ главY, и3 ты2 блюсти2 бyдеши є3гw2 пsту.
16 И# женЁ рече2: ўмножaz ўмно1жу печ†ли тво‰ и3 воздых†ніz тво‰: въ болёзнехъ роди1ши ч†да, и3 къ мyжу твоемY њбраще1ніе твое2, и3 то1й тобо1ю њбладaти бyдетъ.
17 И# ґдaму рече2: ћкw послyшалъ є3си2 глaса жены2 твоеS и3 ћлъ є3си2 t дре1ва, є3го1же заповёдахъ тебЁ сегw2 є3ди1нагw не ћсти, t негw2 ћлъ є3си2: проклzтA землS въ дёлэхъ твои1хъ, въ печaлехъ снёси тyю вс‰ дни6 животA твоегw2:
18 тє1рніz и3 волчцы2 возрасти1тъ тебЁ, и3 снёси травY се1льную:
19 въ по1тэ лицA твоегw2 снёси хлёбъ тво1й, до1ндеже возврати1шисz въ зе1млю, t неsже взsтъ є3си2: ћкw землS є3си2, и3 въ зе1млю tи1деши.
20 И# нарече2 ґдaмъ и4мz женЁ свое1й жи1знь, ћкw тA мaти всёхъ живyщихъ.
21 И# сотвори2 гDь бг7ъ ґдaму и3 женЁ є3гw2 ри6зы кHжаны, и3 њблече2 и5хъ.
22 И# рече2 бг7ъ: се2, ґдaмъ бы1сть ћкw є3ди1нъ t нaсъ, є4же разумёти до1брое и3 лукaвое: и3 нн7э да не когдA простре1тъ рyку свою2 и3 во1зметъ t дре1ва жи1зни и3 снёстъ, и3 жи1въ бyдетъ во вёкъ.
23 И# и3згнA є3го2 гDь бг7ъ и3з8 раS слaдости дёлати зе1млю, t неsже взsтъ бы1сть.
24 И# и3зри1ну ґдaма, и3 всели2 є3го2 прsмw раS слaдости: и3 пристaви херувjма, и3 плaменное nрyжіе њбращaемое, храни1ти пyть дре1ва жи1зни.
Свернуть
Библейский рассказ о грехопадении во все времена вызывал у читателя множество вопросов. Что означает, что символизирует дерево познания добра и зла? Почему знать добро и зло — плохо...  Читать далее

Библейский рассказ о грехопадении во все времена вызывал у читателя множество вопросов. Что означает, что символизирует дерево познания добра и зла? Почему знать добро и зло — плохо? Откуда в Эдемском саду змей? И что в конце концов произошло с людьми во время падения? От ответа на первый вопрос зависит очень многое. Почему знать добро и зло было для человека опасно? Почему вкушение плода именно с этого дерева приводит к смерти, о чём Бог и предупреждает человека? Некоторым казалось, и кажется сейчас, будто речь идёт о том, что называют иногда «детской невинностью», что бы под этим ни подразумевалось.

Иногда прямо говорят о «невинности» сексуальной, иногда о духовно-нравственной. С первым всё более-менее ясно: плодиться и размножаться Бог повелел человеку ещё до падения, и вряд ли Он имел в виду какие-то способы помимо традиционного и хорошо известного.

Со вторым несколько сложнее, но и тут нетрудно догадаться, что, даже если считать детей «невинными» в смысле добра и зла (а это само по себе далеко не очевидно), такое незнание напрочь исключает какую бы то ни было духовную или нравственную ответственность: человек тогда оказывается внеморальным существом, которому бессмысленно что-то предписывать как заповедь или как нравственный, да даже и поведенческий, запрет. Дело очевидно в другом. Под «добром и злом» ведь в древности нередко понимали всё мироздание, которое тогда часто описывали, используя ту или иную пару всеохватывающих, космического масштаба противоположностей, таких, как, к примеру, «небо и земля» в библейской Поэме творения.

«Добро и зло» тоже было одной из таких пар. Познание же в Библии — всегда нечто практическое, а не абстрактно-созерцательное, предполагающее проникновение в познаваемое и овладение им, а не просто отстранённый анализ. Чтобы познать мир, надо было окунуться в него с головой — и во всё то зло, которое в нём присутствовало, тоже. А оно в мире уже было — ведь ангелы пали раньше человека, и змей в Эдемском саду, символизирующий силу тьмы, тому подтверждение.

Змей — потому что именно змея была в древности символом разного рода магических практик, с библейской точки зрения во всяком случае являвшихся злом и вызовом Богу. Вот это желание погрузиться в мировое зло с головой, попробовать его, а потом самому решить, действительно ли оно зло или нет, и подводит человека. Вполне возможно, что с самого начала человек вовсе не собирался ссориться с Богом, бросать Ему вызов.

Он просто хотел попробовать создать свой мир, где всё будет определять он сам — включая вопрос о том, что для него, для человека, есть добро, а что зло. Но сил на создание такого мира у человека явно не хватило, как только у него «открылись глаза», он увидел свою наготу, собственную несостоятельность в свете поставленной им себе задачи.

Признать же такую несостоятельность перед Богом страшно — не потому, что Он накажет, а потому, что придётся не только пасть в собственных глазах, но и отказаться от столь замечательного проекта (вернее — прожекта). И тогда, не желая признавать очевидного, человек начинает сваливать вину на окружающих, на обстоятельства — словом, на всё и на всех, кроме себя. Однако для Бога «жена, которую Ты мне дал» и змей-соблазнитель — не оправдание. Отказ от признания ответственности ставит стену между Богом и человеком. Стену, которая отныне определит всю жизнь человечества — теперь уже человечества падшего.

Свернуть
 
На Быт 3:1-24
Ѕмjй же бЁ мудрёйшій всёхъ ѕвэре1й сyщихъ на земли2, и5хже сотвори2 гDь бг7ъ. И# рече2 ѕмjй женЁ: что2 ћкw рече2 бг7ъ: да не ћсте t всsкагw дре1ва рaйскагw;
И# рече2 женA ѕмjю: t всsкагw дре1ва рaйскагw ћсти бyдемъ:
t плодa же дре1ва, є4же є4сть посредЁ раS, рече2 бг7ъ, да не ћсте t негw2, ниже2 прикосне1тесz є3мY, да не ќмрете.
И# рече2 ѕмjй женЁ: не сме1ртію ќмрете:
вёдzше бо бг7ъ, ћкw во1ньже ѓще де1нь снёсте t негw2, tве1рзутсz џчи вaши, и3 бyдете ћкw бо1зи, вёдzще до1брое и3 лукaвое.
И# ви1дэ женA, ћкw добро2 дре1во въ снёдь и3 ћкw ўго1дно nчи1ма ви1дэти и3 красно2 є4сть, є4же разумёти: и3 взе1мши t плодA є3гw2 kде2, и3 даде2 мyжу своемY съ собо1ю, и3 kдо1ста.
И# tверзо1шасz џчи nбёма, и3 разумёша, ћкw нaзи бёша: и3 сши1ста ли1ствіе смоко1вное, и3 сотвори1ста себЁ препо‰саніz.
И# ўслы1шаста глaсъ гDа бг7а ходsща въ раи2 по полyдни: и3 скры1стасz ґдaмъ же и3 женA є3гw2 t лицA гDа бг7а посредЁ дре1ва рaйскагw.
И# призвA гDь бг7ъ ґдaма и3 рече2 є3мY: ґдaме, гдЁ є3си2;
10 И# рече2 є3мY: глaсъ слы1шахъ тебє2 ходsща въ раи2, и3 ўбоsхсz, ћкw нaгъ є4смь, и3 скры1хсz.
11 И# рече2 є3мY бг7ъ: кто2 возвэсти2 тебЁ, ћкw нaгъ є3си2, ѓще не бы2 t дре1ва, є3го1же заповёдахъ тебЁ сегw2 є3ди1нагw не ћсти, t негw2 ћлъ є3си2;
12 И# рече2 ґдaмъ: женA, ю4же дaлъ є3си2 со мно1ю, тA ми2 даде2 t дре1ва, и3 kдо1хъ.
13 И# рече2 гDь бг7ъ женЁ: что2 сіе2 сотвори1ла є3си2; И# рече2 женA: ѕмjй прельсти1 мz, и3 kдо1хъ.
14 И# рече2 гDь бг7ъ ѕмjю: ћкw сотвори1лъ є3си2 сіе2, про1клzтъ ты2 t1пaче всёхъ скотHвъ и3 t всёхъ ѕвэре1й земны1хъ: на пе1рсехъ твои1хъ и3 чре1вэ ходи1ти бyдеши, и3 зе1млю снёси вс‰ дни6 животA твоегw2:
15 и3 враждY положY междY тобо1ю и3 междY жено1ю, и3 междY сёменемъ твои1мъ и3 междY сёменемъ тоS: то1й твою2 блюсти2 бyдетъ2є3вр.: сотре1тъ главY, и3 ты2 блюсти2 бyдеши є3гw2 пsту.
16 И# женЁ рече2: ўмножaz ўмно1жу печ†ли тво‰ и3 воздых†ніz тво‰: въ болёзнехъ роди1ши ч†да, и3 къ мyжу твоемY њбраще1ніе твое2, и3 то1й тобо1ю њбладaти бyдетъ.
17 И# ґдaму рече2: ћкw послyшалъ є3си2 глaса жены2 твоеS и3 ћлъ є3си2 t дре1ва, є3го1же заповёдахъ тебЁ сегw2 є3ди1нагw не ћсти, t негw2 ћлъ є3си2: проклzтA землS въ дёлэхъ твои1хъ, въ печaлехъ снёси тyю вс‰ дни6 животA твоегw2:
18 тє1рніz и3 волчцы2 возрасти1тъ тебЁ, и3 снёси травY се1льную:
19 въ по1тэ лицA твоегw2 снёси хлёбъ тво1й, до1ндеже возврати1шисz въ зе1млю, t неsже взsтъ є3си2: ћкw землS є3си2, и3 въ зе1млю tи1деши.
20 И# нарече2 ґдaмъ и4мz женЁ свое1й жи1знь, ћкw тA мaти всёхъ живyщихъ.
21 И# сотвори2 гDь бг7ъ ґдaму и3 женЁ є3гw2 ри6зы кHжаны, и3 њблече2 и5хъ.
22 И# рече2 бг7ъ: се2, ґдaмъ бы1сть ћкw є3ди1нъ t нaсъ, є4же разумёти до1брое и3 лукaвое: и3 нн7э да не когдA простре1тъ рyку свою2 и3 во1зметъ t дре1ва жи1зни и3 снёстъ, и3 жи1въ бyдетъ во вёкъ.
23 И# и3згнA є3го2 гDь бг7ъ и3з8 раS слaдости дёлати зе1млю, t неsже взsтъ бы1сть.
24 И# и3зри1ну ґдaма, и3 всели2 є3го2 прsмw раS слaдости: и3 пристaви херувjма, и3 плaменное nрyжіе њбращaемое, храни1ти пyть дре1ва жи1зни.
Свернуть
При чтении библейского рассказа о грехопадении сам собой возникает вопрос: почему же Бог запрещает человеку познание...  Читать далее

При чтении библейского рассказа о грехопадении сам собой возникает вопрос: почему же Бог запрещает человеку познание добра и зла (Быт 2:16–17)? И что имеет в виду змей, говоря, что, познав добро и зло, люди «будут как боги» (ст.5)? Ведь, казалось бы, без понятий о добре и зле невозможна никакая нравственность, а значит, невозможна и духовная жизнь. Да и сам запрет в этом случае теряет смысл: как мог бы человек понять, что нарушение запрета — зло и грех, не зная ни добра, ни зла, ни различия между ними? Чтобы найти ответ, важно иметь в виду, что «познание», в том значении, в котором употребляет библейский автор соответствующее еврейское слово, предполагает не просто абстрактное изучение познаваемого объекта. «Познать» в данном случае означает вплотную соприкоснуться с тем, что познаёшь, проникнуть и овладеть познаваемым. А это, как минимум, предполагает неизбежность непосредственного контакта с мировым злом и с теми, кто ему служит. Нетрудно предвидеть, чем должен был обернуться для человека такой контакт. Но есть в этом «познании» и другой, куда более серьёзный грех. Ведь «познать» означало также и овладеть познаваемым. А овладеть «добром и злом» означало овладеть всем, что есть в мире и хорошего, и плохого. Это и имеет в виду змей, говоря, что люди тогда «будут как боги»: ведь, если бы только человеку действительно удалось стать владыкой мироздания, он бы стал своего рода маленьким богом, обладающим такой же властью над миром, как Сам Творец. Казалось бы, Бог и без того дал человеку такую власть над миром (Быт 1:28). Но она была дана человеку при одном очень важном условии: он предоставляет Богу определять, что в сотворённом Им мире добро, а что зло, в том числе и тогда, когда дело касается самого человека. Человек лишь распоряжается в мире, как управляющий в доме; хозяином же дома остаётся сотворивший его Бог. Претендуя на то, чтобы самому решать, что в мире добро, а что зло, человек тем самым хочет занять уже не место управляющего, а место хозяина дома. Конечно, это вовсе не означает, что человек с самого начала хотел именно зла, ведь зло заключается не во власти как таковой, а в том, как её используют те, в чьих руках она оказалась. Возможно, вначале человеку действительно казалось, что, став владыкой мироздания, он сможет сделать его лучше. Но сразу же после вкушения с дерева познания, когда у человека «открылись глаза» (ст.7), он убеждается в том, что он вовсе не бог и не может сделать ничего хорошего не только для мироздания, но даже для себя самого. «Нагота» здесь означает беспомощность и бессилие человека, вовсе не похожего на бога, каким человек надеялся стать, получив полную, как ему казалось, свободу и обретя независимость от своего Создателя. Прежде эта «нагота» человека не беспокоила (Быт 2:25): ведь он не претендовал на место бога. Так стремление человека к мнимой «свободе» и независимости от Бога приводит и мир, и самого человека к катастрофе, последствия которой сказываются по сей день.

Свернуть
 
На Быт 3:1-20
Ѕмjй же бЁ мудрёйшій всёхъ ѕвэре1й сyщихъ на земли2, и5хже сотвори2 гDь бг7ъ. И# рече2 ѕмjй женЁ: что2 ћкw рече2 бг7ъ: да не ћсте t всsкагw дре1ва рaйскагw;
И# рече2 женA ѕмjю: t всsкагw дре1ва рaйскагw ћсти бyдемъ:
t плодa же дре1ва, є4же є4сть посредЁ раS, рече2 бг7ъ, да не ћсте t негw2, ниже2 прикосне1тесz є3мY, да не ќмрете.
И# рече2 ѕмjй женЁ: не сме1ртію ќмрете:
вёдzше бо бг7ъ, ћкw во1ньже ѓще де1нь снёсте t негw2, tве1рзутсz џчи вaши, и3 бyдете ћкw бо1зи, вёдzще до1брое и3 лукaвое.
И# ви1дэ женA, ћкw добро2 дре1во въ снёдь и3 ћкw ўго1дно nчи1ма ви1дэти и3 красно2 є4сть, є4же разумёти: и3 взе1мши t плодA є3гw2 kде2, и3 даде2 мyжу своемY съ собо1ю, и3 kдо1ста.
И# tверзо1шасz џчи nбёма, и3 разумёша, ћкw нaзи бёша: и3 сши1ста ли1ствіе смоко1вное, и3 сотвори1ста себЁ препо‰саніz.
И# ўслы1шаста глaсъ гDа бг7а ходsща въ раи2 по полyдни: и3 скры1стасz ґдaмъ же и3 женA є3гw2 t лицA гDа бг7а посредЁ дре1ва рaйскагw.
И# призвA гDь бг7ъ ґдaма и3 рече2 є3мY: ґдaме, гдЁ є3си2;
10 И# рече2 є3мY: глaсъ слы1шахъ тебє2 ходsща въ раи2, и3 ўбоsхсz, ћкw нaгъ є4смь, и3 скры1хсz.
11 И# рече2 є3мY бг7ъ: кто2 возвэсти2 тебЁ, ћкw нaгъ є3си2, ѓще не бы2 t дре1ва, є3го1же заповёдахъ тебЁ сегw2 є3ди1нагw не ћсти, t негw2 ћлъ є3си2;
12 И# рече2 ґдaмъ: женA, ю4же дaлъ є3си2 со мно1ю, тA ми2 даде2 t дре1ва, и3 kдо1хъ.
13 И# рече2 гDь бг7ъ женЁ: что2 сіе2 сотвори1ла є3си2; И# рече2 женA: ѕмjй прельсти1 мz, и3 kдо1хъ.
14 И# рече2 гDь бг7ъ ѕмjю: ћкw сотвори1лъ є3си2 сіе2, про1клzтъ ты2 t1пaче всёхъ скотHвъ и3 t всёхъ ѕвэре1й земны1хъ: на пе1рсехъ твои1хъ и3 чре1вэ ходи1ти бyдеши, и3 зе1млю снёси вс‰ дни6 животA твоегw2:
15 и3 враждY положY междY тобо1ю и3 междY жено1ю, и3 междY сёменемъ твои1мъ и3 междY сёменемъ тоS: то1й твою2 блюсти2 бyдетъ2є3вр.: сотре1тъ главY, и3 ты2 блюсти2 бyдеши є3гw2 пsту.
16 И# женЁ рече2: ўмножaz ўмно1жу печ†ли тво‰ и3 воздых†ніz тво‰: въ болёзнехъ роди1ши ч†да, и3 къ мyжу твоемY њбраще1ніе твое2, и3 то1й тобо1ю њбладaти бyдетъ.
17 И# ґдaму рече2: ћкw послyшалъ є3си2 глaса жены2 твоеS и3 ћлъ є3си2 t дре1ва, є3го1же заповёдахъ тебЁ сегw2 є3ди1нагw не ћсти, t негw2 ћлъ є3си2: проклzтA землS въ дёлэхъ твои1хъ, въ печaлехъ снёси тyю вс‰ дни6 животA твоегw2:
18 тє1рніz и3 волчцы2 возрасти1тъ тебЁ, и3 снёси травY се1льную:
19 въ по1тэ лицA твоегw2 снёси хлёбъ тво1й, до1ндеже возврати1шисz въ зе1млю, t неsже взsтъ є3си2: ћкw землS є3си2, и3 въ зе1млю tи1деши.
20 И# нарече2 ґдaмъ и4мz женЁ свое1й жи1знь, ћкw тA мaти всёхъ живyщихъ.
Свернуть
Больше всего вопросов обычно возникает в связи с тем, что значит «знающие добро и зло». Как можно судить моральный...  Читать далее

Больше всего вопросов обычно возникает в связи с тем, что значит «знающие добро и зло». Как можно судить моральный поступок человека, который не знает (как вроде бы было до грехопадения с Адамом и Евой), что такое добро и зло. Мы же не судим ребенка, мы объясняем, что он поступил дурно, но даже и чисто юридически не судим его, потому что понимаем, он просто не знает еще, что такое добро и зло. Но здесь речь идет совсем о другом. Так представлять себе ситуацию в корне неверно. На самом деле речь идет о том, что Адаму и Еве змей предлагает получить возможность решать, что есть добро и зло. «Познать» (евр. «яда») часто означает «уметь», «владеть», «обладать». Понятие о том, что есть добро и что есть зло лежит в основании мироздания, это смыслообразующая или структурная часть Вселенной. Именно поэтому говорится «как боги», им предлагается построить свой собственный мирок, обособленный, где они были бы сами себе хозяева. А дальше все очень просто. Стоит сделать один шаг в неверном направлении и дальше одно за другое цепляется. Гораздо легче совсем воздержаться от искушения, чем, подумавши, разрешу себе немного, бороться потом с удесятерившейся его силой. Таков закон всякого греха.

Свернуть
 
На Быт 3:1-20
Ѕмjй же бЁ мудрёйшій всёхъ ѕвэре1й сyщихъ на земли2, и5хже сотвори2 гDь бг7ъ. И# рече2 ѕмjй женЁ: что2 ћкw рече2 бг7ъ: да не ћсте t всsкагw дре1ва рaйскагw;
И# рече2 женA ѕмjю: t всsкагw дре1ва рaйскагw ћсти бyдемъ:
t плодa же дре1ва, є4же є4сть посредЁ раS, рече2 бг7ъ, да не ћсте t негw2, ниже2 прикосне1тесz є3мY, да не ќмрете.
И# рече2 ѕмjй женЁ: не сме1ртію ќмрете:
вёдzше бо бг7ъ, ћкw во1ньже ѓще де1нь снёсте t негw2, tве1рзутсz џчи вaши, и3 бyдете ћкw бо1зи, вёдzще до1брое и3 лукaвое.
И# ви1дэ женA, ћкw добро2 дре1во въ снёдь и3 ћкw ўго1дно nчи1ма ви1дэти и3 красно2 є4сть, є4же разумёти: и3 взе1мши t плодA є3гw2 kде2, и3 даде2 мyжу своемY съ собо1ю, и3 kдо1ста.
И# tверзо1шасz џчи nбёма, и3 разумёша, ћкw нaзи бёша: и3 сши1ста ли1ствіе смоко1вное, и3 сотвори1ста себЁ препо‰саніz.
И# ўслы1шаста глaсъ гDа бг7а ходsща въ раи2 по полyдни: и3 скры1стасz ґдaмъ же и3 женA є3гw2 t лицA гDа бг7а посредЁ дре1ва рaйскагw.
И# призвA гDь бг7ъ ґдaма и3 рече2 є3мY: ґдaме, гдЁ є3си2;
10 И# рече2 є3мY: глaсъ слы1шахъ тебє2 ходsща въ раи2, и3 ўбоsхсz, ћкw нaгъ є4смь, и3 скры1хсz.
11 И# рече2 є3мY бг7ъ: кто2 возвэсти2 тебЁ, ћкw нaгъ є3си2, ѓще не бы2 t дре1ва, є3го1же заповёдахъ тебЁ сегw2 є3ди1нагw не ћсти, t негw2 ћлъ є3си2;
12 И# рече2 ґдaмъ: женA, ю4же дaлъ є3си2 со мно1ю, тA ми2 даде2 t дре1ва, и3 kдо1хъ.
13 И# рече2 гDь бг7ъ женЁ: что2 сіе2 сотвори1ла є3си2; И# рече2 женA: ѕмjй прельсти1 мz, и3 kдо1хъ.
14 И# рече2 гDь бг7ъ ѕмjю: ћкw сотвори1лъ є3си2 сіе2, про1клzтъ ты2 t1пaче всёхъ скотHвъ и3 t всёхъ ѕвэре1й земны1хъ: на пе1рсехъ твои1хъ и3 чре1вэ ходи1ти бyдеши, и3 зе1млю снёси вс‰ дни6 животA твоегw2:
15 и3 враждY положY междY тобо1ю и3 междY жено1ю, и3 междY сёменемъ твои1мъ и3 междY сёменемъ тоS: то1й твою2 блюсти2 бyдетъ2є3вр.: сотре1тъ главY, и3 ты2 блюсти2 бyдеши є3гw2 пsту.
16 И# женЁ рече2: ўмножaz ўмно1жу печ†ли тво‰ и3 воздых†ніz тво‰: въ болёзнехъ роди1ши ч†да, и3 къ мyжу твоемY њбраще1ніе твое2, и3 то1й тобо1ю њбладaти бyдетъ.
17 И# ґдaму рече2: ћкw послyшалъ є3си2 глaса жены2 твоеS и3 ћлъ є3си2 t дре1ва, є3го1же заповёдахъ тебЁ сегw2 є3ди1нагw не ћсти, t негw2 ћлъ є3си2: проклzтA землS въ дёлэхъ твои1хъ, въ печaлехъ снёси тyю вс‰ дни6 животA твоегw2:
18 тє1рніz и3 волчцы2 возрасти1тъ тебЁ, и3 снёси травY се1льную:
19 въ по1тэ лицA твоегw2 снёси хлёбъ тво1й, до1ндеже возврати1шисz въ зе1млю, t неsже взsтъ є3си2: ћкw землS є3си2, и3 въ зе1млю tи1деши.
20 И# нарече2 ґдaмъ и4мz женЁ свое1й жи1знь, ћкw тA мaти всёхъ живyщихъ.
Свернуть
Грехопадение Адама — это не просто история или аллегория, объясняющая такие отношения человека с Богом и его жизнь...  Читать далее

Грехопадение Адама — это не просто история или аллегория, объясняющая такие отношения человека с Богом и его жизнь. Это каждодневное событие. Мы каждый день находим объяснение своим поступкам. Каждый день лукавим и находим оправдание своему неисполнению заповедей. Христианина очень многое отвлекает от общения с Богом. «Храни здравомыслие и рассудительность» читаем мы в Притчах Соломоновых (Притч 3:19-34. Здравомыслие — это попечение о своей пользе. Если мы твердо верим и знаем, что Царствие Небесное — это цель нашей жизни, то отчего мы не стремимся сделать себе лучше? Не стремимся получать удовольствие от общения с Богом и добрых дел? Рассудительность — это не умение рассуждать, толковать и давать определения чему бы то ни было. Это умение совершать выбор. Определять, что нужно и что лишнее, отделять свои желания от реально необходимого для нашего духовного роста. Это умение правильно решать, опираясь на разум и наш опыт встреч с Богом. Выбирать путь за Христом. В сегодняшнем чтении пророка Исайи мы сталкиваемся с переосмыслением того, что чувствовал Адам, узнав, что он наг и после изгнанный из рая. Что это чувство вернется к нам в последние дни мира. Что каждый вспомнит свое изгнание. Адам мог пойти путем покаяния, но не известно, мог ли он перестать знать то, что понял, после того, как попробовал плода? У нас есть шанс не жить в памяти своего грехопадения, а идти за Христом к спасению. К прощению грехов и грехопадения как такового. Нам потребуется вся наша воля и все наши способности любить и быть верными Христу. Хоть в части, но постоянно желая научиться еще. Никогда не останавливаясь. Падая и отвлекаясь, стремясь к удовольствиям и отдыху — все равно стремиться к принятию Адама в себе. К тому, чтобы упасть перед Господом на колени и просить Его даровать нам прощение и забвение нашего знания добра и зла.

Свернуть
 
На Быт 3:1-10
Ѕмjй же бЁ мудрёйшій всёхъ ѕвэре1й сyщихъ на земли2, и5хже сотвори2 гDь бг7ъ. И# рече2 ѕмjй женЁ: что2 ћкw рече2 бг7ъ: да не ћсте t всsкагw дре1ва рaйскагw;
И# рече2 женA ѕмjю: t всsкагw дре1ва рaйскагw ћсти бyдемъ:
t плодa же дре1ва, є4же є4сть посредЁ раS, рече2 бг7ъ, да не ћсте t негw2, ниже2 прикосне1тесz є3мY, да не ќмрете.
И# рече2 ѕмjй женЁ: не сме1ртію ќмрете:
вёдzше бо бг7ъ, ћкw во1ньже ѓще де1нь снёсте t негw2, tве1рзутсz џчи вaши, и3 бyдете ћкw бо1зи, вёдzще до1брое и3 лукaвое.
И# ви1дэ женA, ћкw добро2 дре1во въ снёдь и3 ћкw ўго1дно nчи1ма ви1дэти и3 красно2 є4сть, є4же разумёти: и3 взе1мши t плодA є3гw2 kде2, и3 даде2 мyжу своемY съ собо1ю, и3 kдо1ста.
И# tверзо1шасz џчи nбёма, и3 разумёша, ћкw нaзи бёша: и3 сши1ста ли1ствіе смоко1вное, и3 сотвори1ста себЁ препо‰саніz.
И# ўслы1шаста глaсъ гDа бг7а ходsща въ раи2 по полyдни: и3 скры1стасz ґдaмъ же и3 женA є3гw2 t лицA гDа бг7а посредЁ дре1ва рaйскагw.
И# призвA гDь бг7ъ ґдaма и3 рече2 є3мY: ґдaме, гдЁ є3си2;
10 И# рече2 є3мY: глaсъ слы1шахъ тебє2 ходsща въ раи2, и3 ўбоsхсz, ћкw нaгъ є4смь, и3 скры1хсz.
Свернуть
Рассуждать о невозможности перехода через Красное море, о манне небесной, о всемирном потопе, по меньшей мере странно...  Читать далее

Рассуждать о невозможности перехода через Красное море, о манне небесной, о всемирном потопе, по меньшей мере странно, когда мы читаем об одном из самых невероятных происшествий. Целый город бросил все дела, и все — начиная с Царя и кончая детьми — просили простить их и помиловать. Это как если бы в Таллинн, Тверь, Кострому, Курск или в любой район Москвы с населением в 120 тысяч человек приехал иногородний и начал ходить по городу со словами, что через 40 дней город будет разрушен за то, что в нем творится. И после этого все, включая городскую администрацию во главе с мэром, решили больше не делать зла и не творить насилия. Все это настолько невероятно, что еще труднее осознать, к какому результату привело. Они изменили свою жизнь, отказались от зла, и Бог отменил действие законов природы. Он отменил Свое решение уничтожить город потому, что люди, увидев, до чего они довели себя, обратились к Нему за милостью. В чем, если задуматься, нет противоречия, так как Он Сам сказал, что мы можем выбирать «жизнь и добро или смерть и зло». И, выбирая добро, мы выбираем суд по милости, а не по справедливости.

Свернуть
 
На Быт 3:8
И# ўслы1шаста глaсъ гDа бг7а ходsща въ раи2 по полyдни: и3 скры1стасz ґдaмъ же и3 женA є3гw2 t лицA гDа бг7а посредЁ дре1ва рaйскагw.
Свернуть
Почему вдруг человек решил скрыться от Бога? Что двигало им в этот момент? Страх наказания? Конечно, человек имел все основания опасаться недовольства Божия, как и Бог имел все основания быть недовольным после того, что произошло. Но ведь человек наверняка не забыл ещё, что такое...  Читать далее

Почему вдруг человек решил скрыться от Бога? Что двигало им в этот момент? Страх наказания? Конечно, человек имел все основания опасаться недовольства Божия, как и Бог имел все основания быть недовольным после того, что произошло. Но ведь человек наверняка не забыл ещё, что такое милосердие Божие и какова его мера, он не мог не знать, что одно слово раскаяния способно восстановить уже начавшие разрушаться отношения. Так же, как не мог он не понимать и того, что отказ от общения неизбежно должен был привести к дальнейшему его отдалению от Того, без Кого Эдемский сад скоро превратится для него в пустыню, заросшую сорняками и колючим кустарником. По-видимому, человеком в тот момент двигало нечто более серьёзное и глубокое, чем страх. Быть может, то же самое, что прежде заставило его вкусить запретного плода. Что это было? Желание власти? Стремление встать выше Бога? Едва ли: даже нам понятно, что ничего хорошего в таких желаниях нет, а ведь люди, жившие до падения, были никак не хуже, а бесконечно лучше нас. Что могло бы их соблазнить? Как ни парадоксально это прозвучит, главным соблазном могли быть как раз творческие возможности человека, бесконечно превосходящие наши. Создать замечательный, по своему собственному проекту, мир, самому, своими собственными силами! Такая задача могла показаться совершенному человеку вполне посильной. А потом, может быть, даже и преподнести своё творение Богу, как величественный и замечательный дар! Конечно, затея эта была обречена с самого начала, и человек очень скоро начал понимать, что его замысел ему не удаётся. Но выйти в тот момент навстречу Богу означало капитулировать, признать своё поражение и несостоятельность собственного замысла, признать провал всего грандиозного проекта. Неудивительно, что такое признание для человека было хуже любого наказания. А попытка спрятаться от Бога, быть может, было всего лишь желанием выиграть время, нужное для того, чтобы всё исправить и всё-таки выйти навстречу Богу не неудачником, а торжествующим победителем, которому удалось всё, что он задумал. И тогда провал творческий обернулся провалом духовным, срывом, который, к сожалению, предопределил всю последующую историю человечества. Человечества, которое теперь нужно было не вести вперёд, а вытаскивать из ямы, в которой оно оказалось. Человечества, отныне ставшего нуждаться не только в преображении, но и в спасении.

Свернуть
 
На Быт 3:9-24
И# призвA гDь бг7ъ ґдaма и3 рече2 є3мY: ґдaме, гдЁ є3си2;
10 И# рече2 є3мY: глaсъ слы1шахъ тебє2 ходsща въ раи2, и3 ўбоsхсz, ћкw нaгъ є4смь, и3 скры1хсz.
11 И# рече2 є3мY бг7ъ: кто2 возвэсти2 тебЁ, ћкw нaгъ є3си2, ѓще не бы2 t дре1ва, є3го1же заповёдахъ тебЁ сегw2 є3ди1нагw не ћсти, t негw2 ћлъ є3си2;
12 И# рече2 ґдaмъ: женA, ю4же дaлъ є3си2 со мно1ю, тA ми2 даде2 t дре1ва, и3 kдо1хъ.
13 И# рече2 гDь бг7ъ женЁ: что2 сіе2 сотвори1ла є3си2; И# рече2 женA: ѕмjй прельсти1 мz, и3 kдо1хъ.
14 И# рече2 гDь бг7ъ ѕмjю: ћкw сотвори1лъ є3си2 сіе2, про1клzтъ ты2 t1пaче всёхъ скотHвъ и3 t всёхъ ѕвэре1й земны1хъ: на пе1рсехъ твои1хъ и3 чре1вэ ходи1ти бyдеши, и3 зе1млю снёси вс‰ дни6 животA твоегw2:
15 и3 враждY положY междY тобо1ю и3 междY жено1ю, и3 междY сёменемъ твои1мъ и3 междY сёменемъ тоS: то1й твою2 блюсти2 бyдетъ2є3вр.: сотре1тъ главY, и3 ты2 блюсти2 бyдеши є3гw2 пsту.
16 И# женЁ рече2: ўмножaz ўмно1жу печ†ли тво‰ и3 воздых†ніz тво‰: въ болёзнехъ роди1ши ч†да, и3 къ мyжу твоемY њбраще1ніе твое2, и3 то1й тобо1ю њбладaти бyдетъ.
17 И# ґдaму рече2: ћкw послyшалъ є3си2 глaса жены2 твоеS и3 ћлъ є3си2 t дре1ва, є3го1же заповёдахъ тебЁ сегw2 є3ди1нагw не ћсти, t негw2 ћлъ є3си2: проклzтA землS въ дёлэхъ твои1хъ, въ печaлехъ снёси тyю вс‰ дни6 животA твоегw2:
18 тє1рніz и3 волчцы2 возрасти1тъ тебЁ, и3 снёси травY се1льную:
19 въ по1тэ лицA твоегw2 снёси хлёбъ тво1й, до1ндеже возврати1шисz въ зе1млю, t неsже взsтъ є3си2: ћкw землS є3си2, и3 въ зе1млю tи1деши.
20 И# нарече2 ґдaмъ и4мz женЁ свое1й жи1знь, ћкw тA мaти всёхъ живyщихъ.
21 И# сотвори2 гDь бг7ъ ґдaму и3 женЁ є3гw2 ри6зы кHжаны, и3 њблече2 и5хъ.
22 И# рече2 бг7ъ: се2, ґдaмъ бы1сть ћкw є3ди1нъ t нaсъ, є4же разумёти до1брое и3 лукaвое: и3 нн7э да не когдA простре1тъ рyку свою2 и3 во1зметъ t дре1ва жи1зни и3 снёстъ, и3 жи1въ бyдетъ во вёкъ.
23 И# и3згнA є3го2 гDь бг7ъ и3з8 раS слaдости дёлати зе1млю, t неsже взsтъ бы1сть.
24 И# и3зри1ну ґдaма, и3 всели2 є3го2 прsмw раS слaдости: и3 пристaви херувjма, и3 плaменное nрyжіе њбращaемое, храни1ти пyть дре1ва жи1зни.
Свернуть
Как похоже то, что мы читаем сегодня в книге Бытия, на нашу жизнь. После этого трудно сомневаться, что Библия — книга не про кого-то где-то, а про нас с вами...  Читать далее

Как похоже то, что мы читаем сегодня в книге Бытия, на нашу жизнь. После этого трудно сомневаться, что Библия — книга не про кого-то где-то, а про нас с вами. Нарушив волю Бога, Адам и Ева прячутся — как обычно и делаем мы. На прямой вопрос, ел ли он плоды, Адам не отвечает «да». Он говорит: «Это жена, которую Ты мне дал, подговорила меня, ну вот я и съел». Конечно, я ни при чём, Ты Сам дал мне такую жену, Ты и виноват во всём, ну и она ещё виновата, а я вообще пострадавшая сторона... Ева на прямой вопрос отвечает: «А меня змей обманул, я тоже ни при чём». Виноват всегда другой. Так не хочется нести ответственность за свои поступки... Но обмануть можно людей, можно и себя, однако Господа не обманешь. Он видит сердца... Поэтому лучше уж и нам смотреть на своё сердце объективно, не пытаясь обмануть ни себя, ни других.

Свернуть
 
На Быт 3:9-15
И# призвA гDь бг7ъ ґдaма и3 рече2 є3мY: ґдaме, гдЁ є3си2;
10 И# рече2 є3мY: глaсъ слы1шахъ тебє2 ходsща въ раи2, и3 ўбоsхсz, ћкw нaгъ є4смь, и3 скры1хсz.
11 И# рече2 є3мY бг7ъ: кто2 возвэсти2 тебЁ, ћкw нaгъ є3си2, ѓще не бы2 t дре1ва, є3го1же заповёдахъ тебЁ сегw2 є3ди1нагw не ћсти, t негw2 ћлъ є3си2;
12 И# рече2 ґдaмъ: женA, ю4же дaлъ є3си2 со мно1ю, тA ми2 даде2 t дре1ва, и3 kдо1хъ.
13 И# рече2 гDь бг7ъ женЁ: что2 сіе2 сотвори1ла є3си2; И# рече2 женA: ѕмjй прельсти1 мz, и3 kдо1хъ.
14 И# рече2 гDь бг7ъ ѕмjю: ћкw сотвори1лъ є3си2 сіе2, про1клzтъ ты2 t1пaче всёхъ скотHвъ и3 t всёхъ ѕвэре1й земны1хъ: на пе1рсехъ твои1хъ и3 чре1вэ ходи1ти бyдеши, и3 зе1млю снёси вс‰ дни6 животA твоегw2:
15 и3 враждY положY междY тобо1ю и3 междY жено1ю, и3 междY сёменемъ твои1мъ и3 междY сёменемъ тоS: то1й твою2 блюсти2 бyдетъ2є3вр.: сотре1тъ главY, и3 ты2 блюсти2 бyдеши є3гw2 пsту.
Свернуть
Грехопадение, как описывает его автор Пятикнижия, заключается не только в том, что произошло с человеком после вкушения запретного плода. Это было только начало. Продолжением же стал тот диалог человека с Богом, после которого возвращение его в прежнее состояние стало...  Читать далее

Грехопадение, как описывает его автор Пятикнижия, заключается не только в том, что произошло с человеком после вкушения запретного плода. Это было только начало. Продолжением же стал тот диалог человека с Богом, после которого возвращение его в прежнее состояние стало невозможным, во всяком случае, без особого действия Божия, нам известного как Искупление. Что же случилось во время описанной в рассказе о падении встречи человека с Богом?

На первый взгляд может показаться, что человек просто испугался Бога. Это было бы неудивительно: ведь он только что нарушил запрет и, в соответствии с привычной нам логикой, должен был ожидать наказания. Но наша логика, логика падших людей, часто видит Бога совсем не таким, каков Он на самом деле. Нам часто кажется, что Богу только и дела, что наказывать нас за наши грехи.

Между тем и в Ветхом, и в Новом Завете вполне отчётливо звучит мысль о том, что за грехи человека наказывает не Бог, что грех и его последствия становятся для человека наказанием сами по себе, а Бог лишь ищет способы избавить человечество в целом и отдельных людей от греха. Вряд ли человек, ещё не отдалившийся от Бога так, как нередко отдаляемся от Него мы, не знал об этом. Не наказания он боялся.

Тогда чего же? Что могло заставить человека избегать встречи с Богом? Сам факт вкушения запретного плода? Его последствия? Какие? Сразу после вкушения у человека открываются глаза, он видит свою наготу. Для нас сегодня очевиден сексуальный контекст — но это для нас сегодняшних. Для древних одежда связывалась прежде всего с социальным статусом человека и с его защищённостью. Человек в процессе падения вдруг обнаруживает свою несостоятельность, свою незащищённость и свою беспомощность в мире, где он остался один. Это он-то, мечтавший стать богом в своём мире!

Есть от чего прийти если не в отчаяние, то уж точно в замешательство. И Бога видеть в таком положении, понятное дело, совсем не хочется. Уж лучше потом, когда все проблемы будут решены, и Богу будет что предъявить и показать! Тогда-то можно будет и выйти Ему навстречу во всей красе! А пока лучше отойти в тень. И если Он всё же спросит, найти кого-нибудь, кто виноват в неудаче.

Тут-то отделение от Бога и становится необратимым: ведь воля человека решает всё. Бог может простить мне любой грех и поможет исправить последствия любой ошибки. Но если я скажу Ему, что у меня всё в порядке и в Его помощи я не нуждаюсь, Он отойдёт в сторону. И все последствия всех грехов и ошибок с этого момента окажутся моими и только моими. Бог ненавязчив. Он готов открыть нам Своё Царство. Но насильно, без нашего согласия, Он нас туда не поведёт: ведь наша свобода для Него — ценность абсолютная.

Свернуть
 
На Быт 3:15
15 и3 враждY положY междY тобо1ю и3 междY жено1ю, и3 междY сёменемъ твои1мъ и3 междY сёменемъ тоS: то1й твою2 блюсти2 бyдетъ2є3вр.: сотре1тъ главY, и3 ты2 блюсти2 бyдеши є3гw2 пsту.
Свернуть
Вражда между человеком и дьяволом — откуда она и почему? Казалось бы, ответ ясен: человек был сотворён другом Божьим, а дьявол стал Ему врагом. Но ведь автор Пятикнижия говорит о вражде, которая...  Читать далее

Вражда между человеком и дьяволом — откуда она и почему? Казалось бы, ответ ясен: человек был сотворён другом Божьим, а дьявол стал Ему врагом. Но ведь автор Пятикнижия говорит о вражде, которая начинается после грехопадения, т.е. тогда, когда, казалось бы, человек стал ближе к дьяволу, чем был до падения. Почему же настоящая вражда начинается только теперь? Между тем, если внимательно рассмотреть сложившуюся после грехопадения ситуацию, ответ станет достаточно очевиден. Прежде от человека требовалось лишь охранять внешние границы того сада, который был ему поручен Богом; теперь военные действия переместились в сам сад, который перестал быть садом, став полем битвы. До падения человек боролся со злом, которое было для него внешней силой и чужой волей; теперь сила, которой отныне придётся противостоять, оказалась внутри, а воля, раньше бывшая непреклонной, теперь нередко подводит, подводит предательски, играя на стороне врага. Прежде была дуэль, поединок, участники которого не сходились близко; теперь её место заняла схватка двух сцепившихся друг с другом в один клубок врагов, и вырваться из объятий своего врага можно, лишь уничтожив его. Такой стала духовная война после падения — война не на жизнь, а на смерть.

Свернуть
 
На Быт 3:15
15 и3 враждY положY междY тобо1ю и3 междY жено1ю, и3 междY сёменемъ твои1мъ и3 междY сёменемъ тоS: то1й твою2 блюсти2 бyдетъ2є3вр.: сотре1тъ главY, и3 ты2 блюсти2 бyдеши є3гw2 пsту.
Свернуть
Если мир так хорош, если Бог, сотворивший его, так заботится о человеке, то как объяснить то, что мы видим вокруг: почему человек не умеет жить в мире с самим собой, со своей семьей, с землей?..  Читать далее

Если мир так хорош, если Бог, сотворивший его, так заботится о человеке, то как объяснить то, что мы видим вокруг: почему человек не умеет жить в мире с самим собой, со своей семьей, с землей? Почему оказываются искажены буквально все области человеческих отношений, и человеку остается только «есть хлеб в поте лица своего», сражаться с природой, с женой, с Богом? Этот вопрос с самого начала человеческой истории ставится в культуре и религиозных мифах. Слово снова дает символический и парадоксальный ответ: дело не в зависти богов и не в гневе демонов — человек, Адам, каждый из нас, в самой глубине своего существа захотел жить без Бога, а в результате, вместо мудрости и власти, получил горькое осознание своего бессилия и разбитости. И все, что остается от рая — проблеск надежды: когда-нибудь человек победит змея... Важно, что эта надежда — не просто плод человеческого безответственного оптимизма. Сам Господь, отстраняя грешного человека от вечности, чтобы он не мучился вечно, дает обетование о победе. Слово это обращено, собственно, к змею — и оно дает нам право верить, что змей будет побежден. И в истории мироздания, и в нашей жизни.

Свернуть
 
На Быт 3:19
19 въ по1тэ лицA твоегw2 снёси хлёбъ тво1й, до1ндеже возврати1шисz въ зе1млю, t неsже взsтъ є3си2: ћкw землS є3си2, и3 въ зе1млю tи1деши.
Свернуть
Так что же такое человек: пыль («прах») или образ Божий? Или одно другому вовсе не противоречит? Падшего человека Бог прямо называет пылью, указывая ему, что его судьба — вернуться в...  Читать далее

Так что же такое человек: пыль («прах») или образ Божий? Или одно другому вовсе не противоречит? Падшего человека Бог прямо называет пылью, указывая ему, что его судьба — вернуться в пыль, из которой он создан. Что это — унижение, как наказание за грехопадение? Не похоже: ведь человек действительно был создан из пыли, так же, как, по слову священнописателя, из «мельчайших пылинок» сложена вся вселенная. Что же в таком случае изменилось для человека после грехопадения? Прежде всего, в глаза бросается некий фатализм всего происходящего. Участь человека — вернуться в пыль, иного теперь не дано. Всегда ли так было? Библейский рассказ если не прямо, то косвенно, по контексту даёт понять, что не всегда, что возвращение в пыль прежде не было для человека неизбежным. Что же изменилось? Пыль — это всего лишь природа, не больше и не меньше. Круговорот смертей и рождений — отличительная особенность природных циклов. И человек теперь — просто часть природы, такая же или почти такая же, как любая другая. А раньше? Раньше, наверное, всё было иначе: духовное начало в человеке преобладало над природным, и возвращение «в пыль» не было для него неизбежным. А теперь, как видно, природное в нём преобладает над духовным. Потому, наверное, и земля больше не хочет давать ему своих плодов: подчинение природы духу понятно и естественно, но с чего бы природа стала подчиняться природе? Так меняется человек после падения. До падения он был, в первую очередь и по преимуществу, духом, а уже потом животным. Теперь, после падения, он стал в первую очередь и по преимуществу животным, а духом остался настолько, насколько позволяет ему это его животная природа.

Свернуть
 
На Быт 3:21-24
21 И# сотвори2 гDь бг7ъ ґдaму и3 женЁ є3гw2 ри6зы кHжаны, и3 њблече2 и5хъ.
22 И# рече2 бг7ъ: се2, ґдaмъ бы1сть ћкw є3ди1нъ t нaсъ, є4же разумёти до1брое и3 лукaвое: и3 нн7э да не когдA простре1тъ рyку свою2 и3 во1зметъ t дре1ва жи1зни и3 снёстъ, и3 жи1въ бyдетъ во вёкъ.
23 И# и3згнA є3го2 гDь бг7ъ и3з8 раS слaдости дёлати зе1млю, t неsже взsтъ бы1сть.
24 И# и3зри1ну ґдaма, и3 всели2 є3го2 прsмw раS слaдости: и3 пристaви херувjма, и3 плaменное nрyжіе њбращaемое, храни1ти пyть дре1ва жи1зни.
Свернуть
Интересно: жить вечно — награда или наказание? А сама жизнь? Речь, конечно, идёт не о той жизни Царства, которая...  Читать далее

Интересно: жить вечно — награда или наказание? А сама жизнь? Речь, конечно, идёт не о той жизни Царства, которая наказанием быть никак не может. Речь о жизни, которой жили люди до падения, и о той жизни, которой живём сегодня мы. Так что же она: награда или наказание? Если награда, то отлучение человека от дерева жизни — наказание; если же наказанием является сама жизнь, оно, наоборот, становится благодеянием. Такая постановка вопроса может на первый взгляд показаться абсурдной, если бы… если бы, к примеру, не Книга Иова, главный герой которой проклинает день своего рождения. Не говоря уже об отношении к жизни, например, в буддизме. Хотя если о нём и не стоит говорить, то лишь потому, что буддизм прямого отношения к Библии и к библейской традиции не имеет. По сути же возразить буддистам, которые видят в жизни лишь источник зла и страдания, так же нелегко, как возразить Иову, проклинающему жизнь. Конечно, то, что называют обычно здравым смыслом (хотя, быть может, речь идёт всего лишь об инстинкте, роднящем человека с животными), подсказывает, что жизнь — это хорошо, а смерть — плохо. Может быть, оно и так, но тогда стоило бы определиться с понятиями. К примеру, жизнь без Бога — это жизнь или смерть? Или нечто среднее? А смерть ради Царства, о которой столько говорил Спаситель? А быть может, жизнь вообще не благо и не зло? И дело вовсе не в том, жить или умереть, а в том, как жить и как умереть? А ведь дерево жизни само по себе гарантировало лишь поддержание жизни, но никак не её качество. И каким бы должно было стать это самое качество, если бы жизнь падшего человека продлилась в бесконечность, никак при этом не меняясь? Наверное, это была бы самая дурная бесконечность из всех возможных. Может быть, поэтому и закрывают падшему человек доступ к дереву жизни. Для его же блага.

Свернуть

Материалы из библиотеки

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).