Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Ис 25:1-9

Поделиться
Господи! Ты Бог мой;
  превознесу Тебя, восхвалю имя Твое,
ибо Ты совершил дивное;
  предопределения древние истинны, аминь.
Ты превратил город в груду камней,
  твердую крепость в развалины;
чертогов иноплеменников уже не стало в городе;
  вовек не будет он восстановлен.
Посему будут прославлять Тебя народы сильные;
  города страшных племен будут бояться Тебя.
Ибо Ты был убежищем бедного,
  убежищем нищего в тесное для него время,
  защитою от бури, тенью от зноя;
ибо гневное дыхание тиранов было подобно буре против стены.
  Как зной в месте безводном,
Ты укротил буйство врагов;
  как зной тенью облака,
  подавлено ликование притеснителей.
6 И сделает Господь Саваоф на горе сей для всех народов трапезу из тучных яств, трапезу из чистых вин, из тука костей и самых чистых вин; 7 и уничтожит на горе сей покрывало, покрывающее все народы, покрывало, лежащее на всех племенах. 8 Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц, и снимет поношение с народа Своего по всей земле; ибо так говорит Господь. 9 И скажут в тот день: вот Он, Бог наш! на Него мы уповали, и Он спас нас! Сей есть Господь; на Него уповали мы; возрадуемся и возвеселимся во спасении Его!
Свернуть

Другие мысли вслух

 
На Ис 25:1-9
Господи! Ты Бог мой;
  превознесу Тебя, восхвалю имя Твое,
ибо Ты совершил дивное;
  предопределения древние истинны, аминь.
Ты превратил город в груду камней,
  твердую крепость в развалины;
чертогов иноплеменников уже не стало в городе;
  вовек не будет он восстановлен.
Посему будут прославлять Тебя народы сильные;
  города страшных племен будут бояться Тебя.
Ибо Ты был убежищем бедного,
  убежищем нищего в тесное для него время,
  защитою от бури, тенью от зноя;
ибо гневное дыхание тиранов было подобно буре против стены.
  Как зной в месте безводном,
Ты укротил буйство врагов;
  как зной тенью облака,
  подавлено ликование притеснителей.
6 И сделает Господь Саваоф на горе сей для всех народов трапезу из тучных яств, трапезу из чистых вин, из тука костей и самых чистых вин; 7 и уничтожит на горе сей покрывало, покрывающее все народы, покрывало, лежащее на всех племенах. 8 Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц, и снимет поношение с народа Своего по всей земле; ибо так говорит Господь. 9 И скажут в тот день: вот Он, Бог наш! на Него мы уповали, и Он спас нас! Сей есть Господь; на Него уповали мы; возрадуемся и возвеселимся во спасении Его!
Свернуть
Пророчество Исайи говорит о Воскресении Христовом. "И снимет поношение с народа Своего". Поношение - это не только...  Читать далее

Пророчество Исайи говорит о Воскресении Христовом. "И снимет поношение с народа Своего". Поношение - это не только обиды, страдания и притеснения. Это и ноша греха, которая, как болезнь, как проказа, отделяет человека от Бога и других людей. Это и первородный грех, которым мы отмечены и от которого не можем избавиться, кроме как через смерть и Воскресение в день Суда. И народ Его - это всякий, кто душу свою за Него и Евангелие положит. Смерть уже поглощена навеки. И радость Воскресения с нами каждый день. И в день последний будет радуга, и Господь восстановит рай на земле и народ Его взойдет на гору и будет праздновать свою встречу с Господом и восстановление мира. Мира, каким он был задуман и сотворен в первые дни.

Свернуть
 
На Ис 25:1-9
Господи! Ты Бог мой;
  превознесу Тебя, восхвалю имя Твое,
ибо Ты совершил дивное;
  предопределения древние истинны, аминь.
Ты превратил город в груду камней,
  твердую крепость в развалины;
чертогов иноплеменников уже не стало в городе;
  вовек не будет он восстановлен.
Посему будут прославлять Тебя народы сильные;
  города страшных племен будут бояться Тебя.
Ибо Ты был убежищем бедного,
  убежищем нищего в тесное для него время,
  защитою от бури, тенью от зноя;
ибо гневное дыхание тиранов было подобно буре против стены.
  Как зной в месте безводном,
Ты укротил буйство врагов;
  как зной тенью облака,
  подавлено ликование притеснителей.
6 И сделает Господь Саваоф на горе сей для всех народов трапезу из тучных яств, трапезу из чистых вин, из тука костей и самых чистых вин; 7 и уничтожит на горе сей покрывало, покрывающее все народы, покрывало, лежащее на всех племенах. 8 Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц, и снимет поношение с народа Своего по всей земле; ибо так говорит Господь. 9 И скажут в тот день: вот Он, Бог наш! на Него мы уповали, и Он спас нас! Сей есть Господь; на Него уповали мы; возрадуемся и возвеселимся во спасении Его!
Свернуть
Наступает середина Великого поста, и потому сегодня мы читаем слова пророка Исайи о победе Божией. Пророк воспевает гимн Всемогущему...  Читать далее

Наступает середина Великого поста, и потому сегодня мы читаем слова пророка Исайи о победе Божией. Пророк воспевает гимн Всемогущему, и говорит о победе, распространяющейся все шире и шире. В начале отрывка он славит Бога за разрушение богопротивного царства, затем взгляд пророка обращается к спасению бедных и угнетаемых. Он говорит, что благодаря вмешательству Вседержителя, дыхание тиранов было подобно буре против стены, и Он укротил буйство врагов. Но далее пророк говорит о том, что так же, как и земные угнетатели, будут побеждены и укрощены угнетатели совсем иного рода. Господь уничтожит покрывало, лежащее на всех народах, то есть — преграду между всеми людьми и Им Самим. И, наконец, пророк славит победу над самой смертью и страданием: поглощена будет смерть навеки и отрет Господь Бог слезы со всех лиц. Вера в то, что так оно и будет, может быть для нас источником силы во всякое время.

Свернуть
 
На Ис 25:8-9
8 Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц, и снимет поношение с народа Своего по всей земле; ибо так говорит Господь. 9 И скажут в тот день: вот Он, Бог наш! на Него мы уповали, и Он спас нас! Сей есть Господь; на Него уповали мы; возрадуемся и возвеселимся во спасении Его!
Свернуть
Да или нет? Исполнится или нет слово, возвещенное Исаией почти 27 веков назад? Можно сказать, это ключевой вопрос, определяющий наше отношение к жизни. Жить можно только опираясь на это пророчество, только надеясь на то, что оно истинно...  Читать далее

Да или нет? Исполнится или нет слово, возвещенное Исаией почти 27 веков назад? Можно сказать, это ключевой вопрос, определяющий наше отношение к жизни. Жить можно только опираясь на это пророчество, только надеясь на то, что оно истинно. В противном случае все теряет смысл, и жизнь становится страшной и нелепой. Ведь страдание захлестывает мир, как потоп, и от него не видно избавления. Все наши радости и высокие устремления, все наши добрые дела, как и все наши грехи, злоба и алчность — суета и погоня за ветром, потому что смерть поджидает каждого. Но когда Бог говорит через пророка эти слова — все меняется. Всевластие смерти не окончательно, она будет побеждена, и все страдание людей найдет утешение — значит, имеет смысл жить.

На протяжении истории Бог дает множество подтверждений Своей верности, для того, чтобы мы смогли доверять именно этому обетованию. В жизни каждого отдельного человека, который ищет Бога, накапливается опыт, свидетельствующий о том, что Бог верен — именно для того, чтобы ты смог доверять. Для нашего отношения к себе, к жизни и к миру это основа, которую психология называет «базисным доверием». Без него ни один человек не может вырасти интеллектуально и эмоционально здоровым.

И все же пророк призывает нас к подвигу доверия. Поверить его словам так же трудно, как Петру было трудно поверить Господу Иисусу, выйти из лодки и пойти по воде. Ведь окончательное удостоверение в истинности слов пророка мы сможем получить только тогда, когда его слово исполнится. Но насколько же труднее не поверить этим словам! Все наше существо противится той жуткой бессмыслице, в которую превращает нашу жизнь недоверие. Где-то в непостижимой глубине человеческой природы заложено таинственное знание того, что это пророчество истинно. И потому надежда так животворна для нас.

Свернуть
 
На Ис 25:9
9 И скажут в тот день: вот Он, Бог наш! на Него мы уповали, и Он спас нас! Сей есть Господь; на Него уповали мы; возрадуемся и возвеселимся во спасении Его!
Свернуть
«Тот день»... Для пророка Исаии этот день в будущем. Где он для нас? В прошлом, когда Сын Божий принял смерть на кресте ради нашего спасения? Или в будущем, когда Он придет в силе и славе и совершит окончательную победу над злом? А что, если этот день сегодня, и в этот день...  Читать далее

«Тот день»... Для пророка Исаии этот день в будущем. Где он для нас? В прошлом, когда Сын Божий принял смерть на кресте ради нашего спасения? Или в будущем, когда Он придет в силе и славе и совершит окончательную победу над злом? А что, если этот день — сегодня, и в этот день нам предстоит такая встреча, когда мы скажем: «Вот Он, Бог наш!»? Хотим ли мы этой встречи? Есть ли в нас то упование, без которого встреча невозможна? Готовы ли мы принять ту радость, которую несет с собой эта встреча?

Свернуть
 
На Быт 9:8-17
8 И сказал Бог Ною и сынам его с ним: 9 вот, Я поставляю завет Мой с вами и с потомством вашим после вас, 10 и со всякою душею живою, которая с вами, с птицами и со скотами, и со всеми зверями земными, которые у вас, со всеми вышедшими из ковчега, со всеми животными земными; 11 поставляю завет Мой с вами, что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли. 12 И сказал (Господь) Бог: вот знамение завета, который Я поставляю между Мною и между вами и между всякою душею живою, которая с вами, в роды навсегда: 13 Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением (вечного) завета между Мною и между землею. 14 И будет, когда Я наведу облако на землю, то явится радуга (Моя) в облаке; 15 и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами и между всякою душею живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти. 16 И будет радуга (Моя) в облаке, и Я увижу ее, и вспомню завет вечный между Богом (и между землею) и между всякою душею живою во всякой плоти, которая на земле. 17 И сказал Бог Ною: вот знамение завета, который Я поставил между Мною и между всякою плотью, которая на земле.
Свернуть
Почему именно радуга становится знаком того завета, который Бог заключает с Ноем, а в его лице — со всеми...  Читать далее

Почему именно радуга становится знаком того завета, который Бог заключает с Ноем, а в его лице — со всеми праведниками всех времён и народов? В древности подавляющее большинство народов считало радугу мостом, соединяющим небо и землю. По этому мосту, как думали, боги, живущие на небесах, спускались на землю к людям с тем, чтобы вступить с ними в общение. Конечно, Бога Библии священнописатель видит отнюдь не таким, какими видели древние язычники своих богов. Но образ радуги он сохраняет, делая её символом завета. И, по-видимому, главным смыслом этого символа, который был в нём заключён изначально, становится связь между небом и землёй. В самом деле, любой союз-завет предполагает особые отношения между теми, кто его заключает, в данном случае, между Богом и теми праведниками, которые, подобно Ною, Богу небезразличны настолько, что Он готов спасать их даже тогда, когда всё остальное человечество обречено. Но для судеб человечества важно другое: Бог готов остановить грядущую катастрофу ради тех праведников, с которыми Он заключил союз. А радуга — живое напоминание, а значит, и актуализация тех отношений, которые союз предполагает. Собственно, и спасают-то мир от катастрофы именно эти отношения. Конечно, на большее тут рассчитывать не приходится: завета с Ноем недостаточно для того, чтобы изменить ситуацию в мире кардинально, тут нужен народ Божий со своей историей, завершающейся приходом Мессии. Но для того, чтобы спасти мир от катастрофы, его достаточно. И этого уже немало: благодаря завету с Ноем человечество получает возможность дожить до своего спасения.

Свернуть
 
На Быт 9:15
15 и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами и между всякою душею живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти.
Свернуть
Нередко от человека, читавшего Библию (так же, впрочем, как и от не читавшего её) приходится слышать...  Читать далее

Нередко от человека, читавшего Библию (так же, впрочем, как и от не читавшего её) приходится слышать вопрос: а зачем вообще нужна вся эта история? Зачем Богу нужен какой-то особый народ, который Он называет Своим, зачем эта особая религия, да и Христос — зачем? Разве мало было в мире хороших людей и до Христа, и до Авраама, разве нет их и сейчас даже среди неверующих, не говоря уже о тех, кто верует иначе, чем христиане? Чем эти хорошие и даже по-своему верующие люди хуже избранных Богом евреев или христиан? Ведь ни те, ни другие в целом далеко не идеальны, и среди тех, и среди других встречаются самые разные люди, так стоит ли вообще свеч эта затеянная Богом игра, этот грандиозный проект, кажется, вовсе не приносящий ожидаемых результатов?

Притча о Ное (которую называют обычно рассказом о потопе, хотя потоп-то как раз волнует автора меньше всего) и даёт ответ на заданный вопрос. Ответ этот заключается, прежде всего, в том, что Богу небезразличны «хорошие люди», которых Библия называет обычно праведниками. Праведники действительно существовали в мире задолго до Авраама, до начала истории народа Божия. Образ Ноя и есть собирательный образ этих праведников, и не так важно, кто стоит исторически за этим образом из библейской притчи.

Важно другое: всякая праведность Богу абсолютно важна, важна настолько, что Он готов заключить союз с каждым, кто готов идти Его путём, когда бы и где бы такой человек ни жил. Но, при всей важности такой праведности её оказывается недостаточно. Её хватает лишь на то, чтобы мир вновь не постигла катастрофа, чтобы он не рухнул в бездну. Всех усилий всех праведников языческого мира хватает лишь для поддержания status quo.

Богу этого мало: Он хочет изменить ситуацию кардинально, Ему важно не просто отвести мир от пропасти, но и направить его на другой путь, а в конце концов спасти и преобразить с тем, чтобы мир стал полноценной частью Его Царства. Тут мало оказывается всей праведности языческого мира, тут нужны особые усилия, особое откровение и особый народ, который станет его носителем и хранителем, и, наконец, Мессия, через Которого Царство войдёт в мир, преображая его.

Во времена Ноя вся эта история ещё впереди, но план Божий уже существует, и Он уже начал действовать. Пока сделан лишь первый шаг, но без первого шага не будет и последующих, а значит, не будет и всей истории спасения.

Свернуть
 
На Ис 25:1-27:13
Господи! Ты Бог мой;
  превознесу Тебя, восхвалю имя Твое,
ибо Ты совершил дивное;
  предопределения древние истинны, аминь.
Ты превратил город в груду камней,
  твердую крепость в развалины;
чертогов иноплеменников уже не стало в городе;
  вовек не будет он восстановлен.
Посему будут прославлять Тебя народы сильные;
  города страшных племен будут бояться Тебя.
Ибо Ты был убежищем бедного,
  убежищем нищего в тесное для него время,
  защитою от бури, тенью от зноя;
ибо гневное дыхание тиранов было подобно буре против стены.
  Как зной в месте безводном,
Ты укротил буйство врагов;
  как зной тенью облака,
  подавлено ликование притеснителей.
6 И сделает Господь Саваоф на горе сей для всех народов трапезу из тучных яств, трапезу из чистых вин, из тука костей и самых чистых вин; 7 и уничтожит на горе сей покрывало, покрывающее все народы, покрывало, лежащее на всех племенах. 8 Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц, и снимет поношение с народа Своего по всей земле; ибо так говорит Господь. 9 И скажут в тот день: вот Он, Бог наш! на Него мы уповали, и Он спас нас! Сей есть Господь; на Него уповали мы; возрадуемся и возвеселимся во спасении Его! 10 Ибо рука Господа почиет на горе сей, и Моав будет попран на месте своем, как попирается солома в навозе. 11 И хотя он распрострет посреди его руки свои, как плавающий распростирает их для плавания; но Бог унизит гордость его вместе с лукавством рук его. 12 И твердыню высоких стен твоих обрушит, низвергнет, повергнет на землю, в прах.
В тот день будет воспета песнь сия в земле Иудиной:
  город крепкий у нас;
  спасение дал Он
  вместо стены и вала.
Отворите ворота;
  да войдет народ праведный,
  хранящий истину.
Твердого духом
  Ты хранишь в совершенном мире,
  ибо на Тебя уповает он.
Уповайте на Господа вовеки,
  ибо Господь Бог
  есть твердыня вечная.
Он ниспроверг
  живших на высоте,
  высоко стоявший город;
поверг его, поверг на землю,
  бросил его в прах.
Нога попирает его,
  ноги бедного,
  стопы нищих.
Путь праведника прям;
  Ты уравниваешь стезю праведника.
И на пути судов Твоих,
  Господи, мы уповали на Тебя;
к имени Твоему и к воспоминанию о Тебе
  стремилась душа наша.
Душею моею я стремился к Тебе ночью,
  и духом моим я буду искать Тебя во внутренности моей с раннего утра:
ибо когда суды Твои совершаются на земле,
  тогда живущие в мире научаются правде.
10 
Если нечестивый будет помилован,
  то не научится он правде —
будет злодействовать в земле правых
  и не будет взирать на величие Господа.
11 
Господи! рука Твоя была высоко поднята,
  но они не видали ее;
увидят и устыдятся ненавидящие народ Твой;
  огонь пожрет врагов Твоих.
12 
Господи! Ты даруешь нам мир;
  ибо и все дела наши Ты устрояешь для нас.
13 
Господи Боже наш!
  другие владыки кроме Тебя господствовали над нами;
  но чрез Тебя только мы славим имя Твое.
14 
Мертвые не оживут;
  рефаимы не встанут,
потому что Ты посетил и истребил их,
  и уничтожил всякую память о них.
15 
Ты умножил народ, Господи,
  умножил народ — прославил Себя,
  распространил все пределы земли.
16 
Господи! в бедствии он искал Тебя;
  изливал тихие моления,
  когда наказание Твое постигало его.
17 
Как беременная женщина,
  при наступлении родов,
  мучится, вопит от болей своих,
так были мы пред Тобою, Господи.
18 
  Были беременны, мучились —
  и рождали как бы ветер;
спасения не доставили земле,
  и прочие жители вселенной не пали.
19 
Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела!
  Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе:
ибо роса Твоя — роса растений,
  и земля извергнет мертвецов.
20 
Пойди, народ мой, войди в покои твои
  и запри за собой двери твои,
укройся на мгновение,
  доколе не пройдет гнев.
21 
Ибо вот, Господь выходит из жилища Своего
  наказать обитателей земли за их беззаконие,
и земля откроет поглощенную ею кровь
  и уже не скроет убитых своих.
1 В тот день поразит Господь мечом Своим тяжелым, и большим и крепким, левиафана, змея прямо бегущего, и левиафана, змея изгибающегося, и убьет чудовище морское. 
2 В тот день
воспойте о нем — о возлюбленном винограднике:
 
3    Я, Господь, хранитель его,
  в каждое мгновение напояю его;
ночью и днем стерегу его,
  чтобы кто не ворвался в него.
 
4    Гнева нет во Мне.
Но если бы кто противопоставил Мне в нем волчцы и терны,
  Я войною пойду против него,
  выжгу его совсем.
 
5 Разве прибегнет к защите Моей
  и заключит мир со Мною?
  тогда пусть заключит мир со Мною.
В грядущие дни укоренится Иаков,
  даст отпрыск и расцветет Израиль;
  и наполнится плодами вселенная.
Так ли Он поражал его, как поражал поражавших его?
  Так ли убивал его, как убиты убивавшие его?
Мерою Ты наказывал его, когда отвергал его;
  выбросил его сильным дуновением Своим как бы в день восточного ветра.
И чрез это загладится беззаконие Иакова;
  и плодом сего будет снятие греха с него,
когда все камни жертвенников
  он обратит в куски извести,
  и не будут уже стоять дубравы и истуканы солнца.
10 
Ибо укрепленный город опустеет,
  жилища будут покинуты и заброшены, как пустыня.
Там будет пастись теленок,
  и там он будет покоиться и объедать ветви его.
11 
Когда ветви его засохнут, их обломают;
  женщины придут и сожгут их.
Так как это народ безрассудный,
  то не сжалится над ним Творец его,
  и не помилует его Создатель его.
12 Но будет в тот день: Господь потрясет всё от великой реки до потока Египетского, и вы, сыны Израиля, будете собраны один к другому; 13 и будет в тот день: вострубит великая труба, и придут затерявшиеся в Ассирийской земле и изгнанные в землю Египетскую и поклонятся Господу на горе святой в Иерусалиме.
Свернуть
Пророк прозревает те отдалённые времена, когда Господь воцарится не только в Израиле, но и среди всех народов...  Читать далее

Пророк прозревает те отдалённые времена, когда Господь воцарится не только в Израиле, но и среди всех народов, узнавших и принявших Его. Восторжествует справедливость, будут низвержены пытавшиеся величаться над народами, и даже крепостные стены будут разрушены, ведь в них больше уже не будет необходимости. На преображённой земле будет обитать праведный народ, очистившийся пред Господом.

Но даже этого мало, и пророк раскрывает перед нами откровение о предстоящей победе над смертью и о воскрешении умерших. Здесь один из важнейших моментов пророческого прозрения Исаии, здесь Господь раскрывает то, что ещё не было в полноте возвещено, однако теперь станет одним из центральных упований верных. Значит, наступит день, когда все увидят, что многие из испытанных человечеством страданий не были бессмысленными, они, как муки роженицы, завершатся новой, невообразимой для нас нынешних жизнью.

Открывая Исаии неизбежность Своей победы над Левиафаном, символизирующим противящиеся Ему силы зла, Господь раскрывает важное понятие о Себе. Гнева нет во Мне, говорит Он, и это значит, что хотя мы сотворены по Его образу и подобию, но Он нам не подобен, как не станет сложное уподобляться простому. Мы заблуждаемся, если пытаемся истолковать Его действия по образцу человеческих страстей и суждений. Не гневом Он движим, когда сокрушает нечестие. Но то, что противится Ему, будет искоренено.

Свернуть
 
На Ис 25:1-27:13
Господи! Ты Бог мой;
  превознесу Тебя, восхвалю имя Твое,
ибо Ты совершил дивное;
  предопределения древние истинны, аминь.
Ты превратил город в груду камней,
  твердую крепость в развалины;
чертогов иноплеменников уже не стало в городе;
  вовек не будет он восстановлен.
Посему будут прославлять Тебя народы сильные;
  города страшных племен будут бояться Тебя.
Ибо Ты был убежищем бедного,
  убежищем нищего в тесное для него время,
  защитою от бури, тенью от зноя;
ибо гневное дыхание тиранов было подобно буре против стены.
  Как зной в месте безводном,
Ты укротил буйство врагов;
  как зной тенью облака,
  подавлено ликование притеснителей.
6 И сделает Господь Саваоф на горе сей для всех народов трапезу из тучных яств, трапезу из чистых вин, из тука костей и самых чистых вин; 7 и уничтожит на горе сей покрывало, покрывающее все народы, покрывало, лежащее на всех племенах. 8 Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц, и снимет поношение с народа Своего по всей земле; ибо так говорит Господь. 9 И скажут в тот день: вот Он, Бог наш! на Него мы уповали, и Он спас нас! Сей есть Господь; на Него уповали мы; возрадуемся и возвеселимся во спасении Его! 10 Ибо рука Господа почиет на горе сей, и Моав будет попран на месте своем, как попирается солома в навозе. 11 И хотя он распрострет посреди его руки свои, как плавающий распростирает их для плавания; но Бог унизит гордость его вместе с лукавством рук его. 12 И твердыню высоких стен твоих обрушит, низвергнет, повергнет на землю, в прах.
В тот день будет воспета песнь сия в земле Иудиной:
  город крепкий у нас;
  спасение дал Он
  вместо стены и вала.
Отворите ворота;
  да войдет народ праведный,
  хранящий истину.
Твердого духом
  Ты хранишь в совершенном мире,
  ибо на Тебя уповает он.
Уповайте на Господа вовеки,
  ибо Господь Бог
  есть твердыня вечная.
Он ниспроверг
  живших на высоте,
  высоко стоявший город;
поверг его, поверг на землю,
  бросил его в прах.
Нога попирает его,
  ноги бедного,
  стопы нищих.
Путь праведника прям;
  Ты уравниваешь стезю праведника.
И на пути судов Твоих,
  Господи, мы уповали на Тебя;
к имени Твоему и к воспоминанию о Тебе
  стремилась душа наша.
Душею моею я стремился к Тебе ночью,
  и духом моим я буду искать Тебя во внутренности моей с раннего утра:
ибо когда суды Твои совершаются на земле,
  тогда живущие в мире научаются правде.
10 
Если нечестивый будет помилован,
  то не научится он правде —
будет злодействовать в земле правых
  и не будет взирать на величие Господа.
11 
Господи! рука Твоя была высоко поднята,
  но они не видали ее;
увидят и устыдятся ненавидящие народ Твой;
  огонь пожрет врагов Твоих.
12 
Господи! Ты даруешь нам мир;
  ибо и все дела наши Ты устрояешь для нас.
13 
Господи Боже наш!
  другие владыки кроме Тебя господствовали над нами;
  но чрез Тебя только мы славим имя Твое.
14 
Мертвые не оживут;
  рефаимы не встанут,
потому что Ты посетил и истребил их,
  и уничтожил всякую память о них.
15 
Ты умножил народ, Господи,
  умножил народ — прославил Себя,
  распространил все пределы земли.
16 
Господи! в бедствии он искал Тебя;
  изливал тихие моления,
  когда наказание Твое постигало его.
17 
Как беременная женщина,
  при наступлении родов,
  мучится, вопит от болей своих,
так были мы пред Тобою, Господи.
18 
  Были беременны, мучились —
  и рождали как бы ветер;
спасения не доставили земле,
  и прочие жители вселенной не пали.
19 
Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела!
  Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе:
ибо роса Твоя — роса растений,
  и земля извергнет мертвецов.
20 
Пойди, народ мой, войди в покои твои
  и запри за собой двери твои,
укройся на мгновение,
  доколе не пройдет гнев.
21 
Ибо вот, Господь выходит из жилища Своего
  наказать обитателей земли за их беззаконие,
и земля откроет поглощенную ею кровь
  и уже не скроет убитых своих.
1 В тот день поразит Господь мечом Своим тяжелым, и большим и крепким, левиафана, змея прямо бегущего, и левиафана, змея изгибающегося, и убьет чудовище морское. 
2 В тот день
воспойте о нем — о возлюбленном винограднике:
 
3    Я, Господь, хранитель его,
  в каждое мгновение напояю его;
ночью и днем стерегу его,
  чтобы кто не ворвался в него.
 
4    Гнева нет во Мне.
Но если бы кто противопоставил Мне в нем волчцы и терны,
  Я войною пойду против него,
  выжгу его совсем.
 
5 Разве прибегнет к защите Моей
  и заключит мир со Мною?
  тогда пусть заключит мир со Мною.
В грядущие дни укоренится Иаков,
  даст отпрыск и расцветет Израиль;
  и наполнится плодами вселенная.
Так ли Он поражал его, как поражал поражавших его?
  Так ли убивал его, как убиты убивавшие его?
Мерою Ты наказывал его, когда отвергал его;
  выбросил его сильным дуновением Своим как бы в день восточного ветра.
И чрез это загладится беззаконие Иакова;
  и плодом сего будет снятие греха с него,
когда все камни жертвенников
  он обратит в куски извести,
  и не будут уже стоять дубравы и истуканы солнца.
10 
Ибо укрепленный город опустеет,
  жилища будут покинуты и заброшены, как пустыня.
Там будет пастись теленок,
  и там он будет покоиться и объедать ветви его.
11 
Когда ветви его засохнут, их обломают;
  женщины придут и сожгут их.
Так как это народ безрассудный,
  то не сжалится над ним Творец его,
  и не помилует его Создатель его.
12 Но будет в тот день: Господь потрясет всё от великой реки до потока Египетского, и вы, сыны Израиля, будете собраны один к другому; 13 и будет в тот день: вострубит великая труба, и придут затерявшиеся в Ассирийской земле и изгнанные в землю Египетскую и поклонятся Господу на горе святой в Иерусалиме.
Свернуть
Апокалипсис Исаии — не рассказ о грядущих бедствиях...  Читать далее

Апокалипсис Исаии — не рассказ о грядущих бедствиях, а провидение торжества Божьего Царства. Отметим для себя некоторые детали, о которых говорит пророк. Победа над врагами Израиля, собирание Израиля из рассеяния, трапеза Господня для всех народов на Сионской горе, открытость путей личной праведности, победа над смертью и воскресение мертвых, поражение змея, радость и веселие в Божьем спасении. Для чего это написано? Может быть, мы призваны соучаствовать в этой победе — своим доверием к пророчеству и согласием с замыслом Божьим.

Свернуть
 
На Ис 25:6-10
6 И сделает Господь Саваоф на горе сей для всех народов трапезу из тучных яств, трапезу из чистых вин, из тука костей и самых чистых вин; 7 и уничтожит на горе сей покрывало, покрывающее все народы, покрывало, лежащее на всех племенах. 8 Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц, и снимет поношение с народа Своего по всей земле; ибо так говорит Господь. 9 И скажут в тот день: вот Он, Бог наш! на Него мы уповали, и Он спас нас! Сей есть Господь; на Него уповали мы; возрадуемся и возвеселимся во спасении Его! 10 Ибо рука Господа почиет на горе сей, и Моав будет попран на месте своем, как попирается солома в навозе.
Свернуть
Описывая мессианскую эпоху, пророк особо упоминает полную и окончательную победу над смертью. Библия вообще много говорит о победе над смертью и о всеобщем воскресении в конце времён. Что же до посмертия, то об этом в библейских книгах почти не упоминается. О бессмертии души и о загробном воздаянии...  Читать далее

Описывая мессианскую эпоху, пророк особо упоминает полную и окончательную победу над смертью. Библия вообще много говорит о победе над смертью и о всеобщем воскресении в конце времён. Что же до посмертия, то об этом в библейских книгах почти не упоминается. О бессмертии души и о загробном воздаянии в Библии, в отличие от египетских или греческих текстов, не сказано ничего. Оно и не удивительно: ведь бессмертная душа, существующая отдельно от тела, — ещё не жизнь во всей её полноте.

Жизнью во всей полноте может быть лишь жизнь всего человека, души и тела вместе, а не порознь. Но дело не только в этом. Дело ещё и в том, каким Библия видит человека. Мы, люди нового времени, смотрим на человека скорее глазами греческого философа, чем глазами авторов библейских книг. Человек для нас — вечная и неизменная душа, соединённая с временным и непрочным телом. А вот в Библии душа отнюдь не неизменна.

Душа в библейских книгах вообще не структура, а процесс, это поток человеческой жизни во всех её проявлениях, от высших духовных устремлений до простой физиологии, такой, как дыхание и кровообращение. И в этот природный по существу поток входит то «дыхание жизни», которое Бог «вдувает» человеку «в ноздри» (или, как предали это авторы Синодального перевода, «в лицо») при сотворении.

Вот в точке этого пресечении двух потоков — Божьего «дыхания жизни» и природной экзистенции, как назвал бы библейскую «душу» современный философ — и рождается человеческая личность. Полнота жизни человека определяется интенсивностью этого природного процесса. А интенсивность процесса зависит от того, чем определяется его качество: природой или Божьим «дыханием жизни». И тут возможны варианты: от полноты жизни в Царстве до её минимума в шеоле, в мире теней, в котором о жизни можно говорить лишь весьма условно.

Смерть в Библии — не исчезновение человека, не уход его в небытие, а истощание в нём жизни до того минимума, который превращает умершего в пустую оболочку, в лишённую жизни тень. Противоположностью же смерти является не просто жизнь, а жизнь в полноте, в той её полноте, которая возможна только в Царстве. В Царстве, где смерти ни в каком её виде места нет и быть не может. Поэтому приход Мессии и наступление мессианского Царства и полагает конец смерти: до тех пор, пока она не исчезла окончательно, жизнь ещё не победила. А значит, и Царство во всей его полноте тоже ещё не настало.

Свернуть
 
На Ис 25:6-10
6 И сделает Господь Саваоф на горе сей для всех народов трапезу из тучных яств, трапезу из чистых вин, из тука костей и самых чистых вин; 7 и уничтожит на горе сей покрывало, покрывающее все народы, покрывало, лежащее на всех племенах. 8 Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц, и снимет поношение с народа Своего по всей земле; ибо так говорит Господь. 9 И скажут в тот день: вот Он, Бог наш! на Него мы уповали, и Он спас нас! Сей есть Господь; на Него уповали мы; возрадуемся и возвеселимся во спасении Его! 10 Ибо рука Господа почиет на горе сей, и Моав будет попран на месте своем, как попирается солома в навозе.
Свернуть
Как мало похоже то, о чем пишет Исаия, на то, что происходит у Матфея... Насколько исцеление больных и умножение хлебов в пустыне не соответствует видению пророка. Какой стих ни возьми, все не так!...  Читать далее

Как мало похоже то, о чем пишет Исаия, на то, что происходит у Матфея... Насколько исцеление больных и умножение хлебов в пустыне не соответствует видению пророка. Какой стих ни возьми, все не так! И в то же время то, что происходит в пустыне, когда слепые прозревают, прокаженные очищаются, когда Спаситель насыщает всех страждущих, это и есть свершение пророчеств в жизни. Когда слова с большим трудом пытаются выразить невыразимое, человек пытается как-то уложить их в себе. Потом, ему уже трудно признать, что они воплощаются в жизнь не так, как представлялось. Но это не мешает Богу исполнять свои обещания и оттирать слезы со всех лиц.

Свернуть
 
На Ис 25:6-10
6 И сделает Господь Саваоф на горе сей для всех народов трапезу из тучных яств, трапезу из чистых вин, из тука костей и самых чистых вин; 7 и уничтожит на горе сей покрывало, покрывающее все народы, покрывало, лежащее на всех племенах. 8 Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц, и снимет поношение с народа Своего по всей земле; ибо так говорит Господь. 9 И скажут в тот день: вот Он, Бог наш! на Него мы уповали, и Он спас нас! Сей есть Господь; на Него уповали мы; возрадуемся и возвеселимся во спасении Его! 10 Ибо рука Господа почиет на горе сей, и Моав будет попран на месте своем, как попирается солома в навозе.
Свернуть
Мы удивляемся тому, что происходит в мире сейчас, ужасаемся, многие говорят о конце света. Иногда мы обвиняем Бога, говоря, что...  Читать далее

Мы удивляемся тому, что происходит в мире сейчас, ужасаемся, многие говорят о конце света. Иногда мы обвиняем Бога, говоря, что Он не благ, если посылает на землю такие несчастья, иногда мы начинаем верить в карающего и жестокого Бога и теряем веру в Божью любовь.

Обратим же внимание на эти слова: "проклятие поедает землю", "болит виноградная лоза". Бог сотворил эту землю, сотворил небо, сотворил зверей, сотворил виноградную лозу, сотворил человека... Ни земля, ни небо, ни птицы, ни рыбы, ни звери,ни виноградная лоза не грешили. Согрешил человек, человек в своей гордыне отвернулся от Бога. Но Бог доверил все свое творение человеку. Бог поручил человеку давать имена всей твари, а имя в Библии - это сущность, это самая сердцевина. И звери начали есть друг друга, а земля иногда не может вынести наших грехов. Бог только один раз наказал человечество - послал на землю потоп. И пообещал, что это последний раз, и теперь, каждый раз когда происходит жестокое страшное наводнение мы обвиняем в нем Бога. Но Бог действительно больше не посылал потопа на землю. Земля сама не может вынести наших грехов. Чем больше мы грешим - тем чаще в мире происходят землетрясения, наводнения, ураганы и извержения вулканов. Вот, какова ответственность христиан, верующие действительно отвечают за этот мир.

Свернуть
 
На Ис 25:6-10
6 И сделает Господь Саваоф на горе сей для всех народов трапезу из тучных яств, трапезу из чистых вин, из тука костей и самых чистых вин; 7 и уничтожит на горе сей покрывало, покрывающее все народы, покрывало, лежащее на всех племенах. 8 Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц, и снимет поношение с народа Своего по всей земле; ибо так говорит Господь. 9 И скажут в тот день: вот Он, Бог наш! на Него мы уповали, и Он спас нас! Сей есть Господь; на Него уповали мы; возрадуемся и возвеселимся во спасении Его! 10 Ибо рука Господа почиет на горе сей, и Моав будет попран на месте своем, как попирается солома в навозе.
Свернуть
И вновь при встрече с пророчеством Исаии мы задаем себе вопрос: о каком дне говорит пророк? «Тот день», «день Господа» —...  Читать далее

И вновь при встрече с пророчеством Исаии мы задаем себе вопрос: о каком дне говорит пророк? «Тот день», «день Господа» — это ожидаемое народом Божиим вмешательство Самого Бога, совершающего победу над всеми врагами Израиля? С одной стороны — да, но с другой стороны, пророки все время подчеркивают иной мотив — избавление, спасение. И это не просто спасение из рук врагов, но что-то гораздо большее. Вот и здесь стихом ранее (Ис. 25:8) говорится о победе над смертью, об утешении от всех скорбей. А наш девятый стих утверждает не «вмешательство» Бога, а Его пришествие, причем видимое, такое, что на Него можно указать: «Вот Он, Бог наш!» — приносящее спасение тем, кто уповал на Него.

Значит, наступление этого дня связано с нашим упованием, с тем, во что мы верим. Для соплеменников Исаии это пророчество исполнилось, когда Бог освободил Израиль из вавилонского плена, и тогда они возвеселились. Для нас, верующих в Иисуса Христа и Его победу над смертью, радость о спасении пришла в мир 2000 лет назад. Для тех, кто не знает Бога, но жаждет исправления, преображения этого мира, этот день еще впереди — во Втором пришествии Господа.

Свернуть
 
На Быт 9:1-29
1 И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю (и обладайте ею); 2 да страшатся и да трепещут вас все звери земные, (и весь скот земной,) и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они; 3 все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все; 4 только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте; 5 Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его; 6 кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию; 7 вы же плодитесь и размножайтесь, и распространяйтесь по земле, и умножайтесь на ней.
8 И сказал Бог Ною и сынам его с ним: 9 вот, Я поставляю завет Мой с вами и с потомством вашим после вас, 10 и со всякою душею живою, которая с вами, с птицами и со скотами, и со всеми зверями земными, которые у вас, со всеми вышедшими из ковчега, со всеми животными земными; 11 поставляю завет Мой с вами, что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли. 12 И сказал (Господь) Бог: вот знамение завета, который Я поставляю между Мною и между вами и между всякою душею живою, которая с вами, в роды навсегда: 13 Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением (вечного) завета между Мною и между землею. 14 И будет, когда Я наведу облако на землю, то явится радуга (Моя) в облаке; 15 и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами и между всякою душею живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти. 16 И будет радуга (Моя) в облаке, и Я увижу ее, и вспомню завет вечный между Богом (и между землею) и между всякою душею живою во всякой плоти, которая на земле. 17 И сказал Бог Ною: вот знамение завета, который Я поставил между Мною и между всякою плотью, которая на земле.
18 Сыновья Ноя, вышедшие из ковчега, были: Сим, Хам и Иафет. Хам же был отец Ханаана. 19 Сии трое были сыновья Ноевы, и от них населилась вся земля.
20 Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; 21 и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем. 22 И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим. 23 Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего. 24 Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, 25 и сказал:
проклят Ханаан;
  раб рабов будет он у братьев своих.
 
26 Потом сказал:
  благословен Господь Бог Симов;
  Ханаан же будет рабом ему.
 
27 Да распространит Бог Иафета,
  и да вселится он в шатрах Симовых;
  Ханаан же будет рабом ему.
 
28 И жил Ной после потопа триста пятьдесят лет. 29 Всех же дней Ноевых было девятьсот пятьдесят лет, и он умер.
Свернуть
В качестве знамения завета выбрано такое светлое и яркое явление, как радуга. Радуга появляется после дождя, когда всё вокруг омыто водой, листья и трава сверкают...  Читать далее

В качестве знамения завета выбрано такое светлое и яркое явление, как радуга. Радуга появляется после дождя, когда всё вокруг омыто водой, листья и трава сверкают... Радуга символизирует очищающее действия милосердия Божия. Господь вновь посмотрел на сотворённый Им мир и, возможно, вновь вспомнил, что всё творение было хорошо весьма. Бог обещает защищать землю от потопа. Вряд ли Он рассчитывает, что потомки Ноя будут сильно более праведными, чем поколение, погибшее при потопе. Скорее, Он решает оказать им большее милосердие.

Свернуть
 
На Быт 9:1-29
1 И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю (и обладайте ею); 2 да страшатся и да трепещут вас все звери земные, (и весь скот земной,) и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они; 3 все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все; 4 только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте; 5 Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его; 6 кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию; 7 вы же плодитесь и размножайтесь, и распространяйтесь по земле, и умножайтесь на ней.
8 И сказал Бог Ною и сынам его с ним: 9 вот, Я поставляю завет Мой с вами и с потомством вашим после вас, 10 и со всякою душею живою, которая с вами, с птицами и со скотами, и со всеми зверями земными, которые у вас, со всеми вышедшими из ковчега, со всеми животными земными; 11 поставляю завет Мой с вами, что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли. 12 И сказал (Господь) Бог: вот знамение завета, который Я поставляю между Мною и между вами и между всякою душею живою, которая с вами, в роды навсегда: 13 Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением (вечного) завета между Мною и между землею. 14 И будет, когда Я наведу облако на землю, то явится радуга (Моя) в облаке; 15 и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами и между всякою душею живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти. 16 И будет радуга (Моя) в облаке, и Я увижу ее, и вспомню завет вечный между Богом (и между землею) и между всякою душею живою во всякой плоти, которая на земле. 17 И сказал Бог Ною: вот знамение завета, который Я поставил между Мною и между всякою плотью, которая на земле.
18 Сыновья Ноя, вышедшие из ковчега, были: Сим, Хам и Иафет. Хам же был отец Ханаана. 19 Сии трое были сыновья Ноевы, и от них населилась вся земля.
20 Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; 21 и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем. 22 И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим. 23 Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего. 24 Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, 25 и сказал:
проклят Ханаан;
  раб рабов будет он у братьев своих.
 
26 Потом сказал:
  благословен Господь Бог Симов;
  Ханаан же будет рабом ему.
 
27 Да распространит Бог Иафета,
  и да вселится он в шатрах Симовых;
  Ханаан же будет рабом ему.
 
28 И жил Ной после потопа триста пятьдесят лет. 29 Всех же дней Ноевых было девятьсот пятьдесят лет, и он умер.
Свернуть
Завет с Ноем ознаменовался ещё одним, достаточно важным, нововведением: человеку отныне было разрешено есть мясо. Может быть, конечно, люди ели его и раньше, но теперь это было Богом благословлено...  Читать далее

Завет с Ноем ознаменовался ещё одним, достаточно важным, нововведением: человеку отныне было разрешено есть мясо. Может быть, конечно, люди ели его и раньше, но теперь это было Богом благословлено. Правда, с одной оговоркой: мясо есть можно, но без крови, потому, что в крови душа. Что тут имеется в виду?

Душа в Библии — не структура, не что-то статичное; она — скорее процесс, динамика, поток жизни, который современный философ скорее всего назвал бы экзистенцией. Такая же душа, судя по библейскому свидетельству, есть и у животных, у них она в крови.

Оно и понятно: кровь — субстанция жизни, её символ, по крайней мере, если говорить о жизни природной. Жизнь принадлежит Богу, её не может присвоить себе ни один человек — она не мясо, которое теперь даётся человеку в пищу так же, как при сотворении ему были даны в пищу злаки и плоды. Мясо — человеку, жизнь, вместилищем которой это мясо было, — Богу. Ещё интереснее — и печальнее — с человеком: его душа, поток его жизни тоже теперь связан с кровью.

Прежде, до падения, он был связан с тем «дыханием жизни», которое Бог дал человеку при сотворении, и в этом была уникальность человека: его жизнь, сам процесс его существования определялся Богом через «дыхание жизни» непосредственно. Теперь всё изменилось: жизнь человека перешла в кровь, как у любого животного. Человек сам стал в известном смысле животным, его существование теперь определяется не Богом, не «дыханием жизни», а природой, теми природными процессами, которые протекают в его теле.

Соответственно, о непосредственном направлении жизни человека Богом теперь остаётся только мечтать: телесность человека при падении изменилась так, чтобы человек мог существовать в полуавтономном режиме, подобно всем животным, на которых он стал теперь похож. Теперь, чтобы хоть немного приблизиться к прежнему, до падения, состоянию, человеку приходится прилагать усилия к тому, чтобы Бог снова начал определять его жизнь через то «дыхание жизни», которое после падения человек порой едва в себе замечает и о котором почти не помнит.

Человек остался существом духовно-природным, но если до падения его естественным состоянием была жизнь духовная, так, что дух в нём определял жизнь и деятельность его природы, то теперь его естественным состоянием стало состояние природное, так, что природа теперь определяет границы существования и проявления его духа. Таковы плоды грехопадения, с которыми приходится мириться даже праведнику, каким был Ной.

Свернуть
 
На Притч 12:1-28
Кто любит наставление, тот любит знание;
  а кто ненавидит обличение, тот невежда.
Добрый приобретает благоволение от Господа;
  а человека коварного Он осудит.
Не утвердит себя человек беззаконием;
  корень же праведников неподвижен.
Добродетельная жена — венец для мужа своего;
  а позорная — как гниль в костях его.
Помышления праведных — правда,
  а замыслы нечестивых — коварство.
Речи нечестивых — засада для пролития крови,
  уста же праведных спасают их.
Коснись нечестивых несчастие — и нет их,
  а дом праведных стоит.
Хвалят человека по мере разума его,
  а развращенный сердцем будет в презрении.
Лучше простой, но работающий на себя,
  нежели выдающий себя за знатного, но нуждающийся в хлебе.
10 
Праведный печется и о жизни скота своего,
  сердце же нечестивых жестоко.
11 
Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом;
  а кто идет по следам празднолюбцев, тот скудоумен.
(Кто находит удовольствие в трате времени за вином,
  тот в своем доме оставит бесславие.)
12 
Нечестивый желает уловить в сеть зла;
  но корень праведных тверд.
13 
Нечестивый уловляется грехами уст своих;
  но праведник выйдет из беды.
(Смотрящий кротко помилован будет;
  а встречающийся в воротах стеснит других.)
14 
От плода уст своих человек насыщается добром,
  и воздаяние человеку — по делам рук его.
15 
Путь глупого прямой в его глазах;
  но кто слушает совета, тот мудр.
16 
У глупого тотчас же выкажется гнев его,
  а благоразумный скрывает оскорбление.
17 
Кто говорит то, что знает, тот говорит правду;
  а у свидетеля ложного — обман.
18 
Иной пустослов уязвляет как мечом,
  а язык мудрых — врачует.
19 
Уста правдивые вечно пребывают,
  а лживый язык — только на мгновение.
20 
Коварство — в сердце злоумышленников,
  радость — у миротворцев.
21 
Не приключится праведнику никакого зла,
  нечестивые же будут преисполнены зол.
22 
Мерзость пред Господом — уста лживые,
  а говорящие истину благоугодны Ему.
23 
Человек рассудительный скрывает знание,
  а сердце глупых высказывает глупость.
24 
Рука прилежных будет господствовать,
  а ленивая будет под данью.
25 
Тоска на сердце человека подавляет его,
  а доброе слово развеселяет его.
26 
Праведник указывает ближнему своему путь,
  а путь нечестивых вводит их в заблуждение.
27 
Ленивый не жарит своей дичи;
  а имущество человека прилежного многоценно.
28 
На пути правды — жизнь,
  и на стезе ее нет смерти.
Свернуть
Может показаться, что когда притчи говорят о практической отдаче от праведного образа жизни, в них делается упор на...  Читать далее

Может показаться, что когда притчи говорят о практической отдаче от праведного образа жизни, в них делается упор на земной выгоде. Праведнику действительно обещаются благоденствие, похвала от людей, урожай и прочие радости, но подчёркивается, что всё это — не самоцель, а следствие мудрости и праведности, а они взаимосвязаны. Но ни мудрость, ни праведность не валяются на дороге, а они исходят изнутри, связаны с умением слышать себя и другого, умением владеть собой и не превозноситься. Это не абстракции, навязываемые извне, а то, что воздействует на человека. По этой же причине, скажем, и лживость — нечто большее, чем неверное высказывание, она уводит от Бога и разрушает отношения между людьми, да и самого подверженного этому пороку человека.

Следование мудрым путём не только праведно, но и может принести практическую выгоду, но только в том случае, когда не выгода стоит для него на первом плане. Тот, кто гонится за выгодой, рискует не получить её, и даже добившись, способен разрушить себя.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).