Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Ис 10:12-20

Поделиться
12 И будет, когда Господь совершит все Свое дело на горе Сионе и в Иерусалиме, скажет: посмотрю на успех надменного сердца царя Ассирийского и на тщеславие высоко поднятых глаз его. 13 Он говорит:
"силою руки моей и моею мудростью
  я сделал это, потому что я умен:
и переставляю пределы народов,
  и расхищаю сокровища их,
  и низвергаю с престолов, как исполин;
 
14 и рука моя захватила
  богатство народов, как гнезда;
и как забирают оставленные в них яйца,
  так забрал я всю землю,
и никто не пошевелил крылом,
  и не открыл рта, и не пискнул".
15 
Величается ли секира пред тем, кто рубит ею?
  Пила гордится ли пред тем, кто двигает ее?
Как будто жезл восстает против того, кто поднимает его;
  как будто палка поднимается на того, кто не дерево!
16 
За то Господь, Господь Саваоф,
  пошлет чахлость на тучных его,
и между знаменитыми его возжет пламя,
  как пламя огня.
17 
Свет Израиля будет огнем,
  и Святый его — пламенем,
которое сожжет и пожрет
  терны его и волчцы его в один день;
18 
и славный лес его и сад его,
  от души до тела, истребит;
  и он будет, как чахлый умирающий.
19 
И остаток дерев леса его так будет малочислен,
  что дитя в состоянии будет сделать опись.
20 И будет в тот день: остаток Израиля и спасшиеся из дома Иакова не будут более полагаться на того, кто поразил их, но возложат упование на Господа, Святаго Израилева, чистосердечно.
Свернуть

Вода, о которой говорится в словах притчей Соломоновых, в словах Христа становится водой жизни. "Источник чужой" - это все то, что пленяет наше сердце и отвлекает разум. То, что мешает нам следовать за Христом. Вода смыла все живое с лица земли в потоп. И, как говорит Исаия: "...спасшиеся из дома Иакова, возложат упование на Господа, Святаго Израилева, чистосердечно". Неужто только через потрясения такого размаха может обратиться человек?

Мы знаем случаи, когда большое горе или радость позволяли человеку открыть Бога в этом мире. Но следование за Ним, ежедневный труд становятся нам неудобными; мы не понимаем и не видим Бога. И как слабые сердцем и волей мы следуем за приятными и не полезными нашей душе удовольствиями и развлечениями. И тем больше содействуем делам злым. Тем больше мы на стороне того, что приведет мир ко Второму Пришествию. Но нам явлена Сила и Слава Христа, за нас Он пострадал, наши грехи принял. И не понимать цену, не видеть того, как изменяется мир вокруг нас, если мы стремимся быть с Христом, насколько радостней и полнее мы сами живем, - это и есть наш опыт грехопадения. Наш опыт сопротивления Христу, недостойный и разрушительный.

Другие мысли вслух

 
На Ис 10:15
15 
Величается ли секира пред тем, кто рубит ею?
  Пила гордится ли пред тем, кто двигает ее?
Как будто жезл восстает против того, кто поднимает его;
  как будто палка поднимается на того, кто не дерево!
Свернуть
Ассирия, против которой направлено это пророчество Исайи, была крайне непривлекательной страной. Это первое в истории военно-фашистское государство, в массовых масштабах практиковавшее геноцид и насильственное переселение народов. Грабежи и истребление беззащитных стали основой политики этой донельзя милитаризованной державы...  Читать далее

Ассирия, против которой направлено это пророчество Исайи, была крайне непривлекательной страной. Это первое в истории военно-фашистское государство, в массовых масштабах практиковавшее геноцид и насильственное переселение народов. Грабежи и истребление беззащитных стали основой политики этой донельзя милитаризованной державы. «Бич Божий» — так называли в древности не только саранчу, но и полчища ассирийцев. Когда в конце 7 века до Р.Х. Ассирия пала под ударами Вавилона, пророк Наум сказал: «Все, услышавшие весть о тебе, будут рукоплескать о тебе, ибо на кого не простиралась беспрестанно злоба твоя?».

И вот на слова ассирийского царя «забрал я всю землю и никто... и не пискнул», пророк Исайя возвещает слово Божие. «Величается ли секира перед тем, кто рубит ею?», — говорит Господь. Эта высокомерная и гордая держава, думавшая, что ей покорился весь мир, оказывается, только орудие в руках истинного Владыки. И Господь говорит о том, что для жестокости и насилия, для грабителя и убийцы Свет Израиля, Святый его становится огнем, становится пламенем, которое пожрет все высокое и превознесенное. Это очень важный образ — Свет Божий, который становится пламенем для всякого греха.

Интуитивно мы ожидаем от Бога двух действий: спасения хороших (нас) и покарания плохих (ассирийцев, чеченцев, евреев, буржуев, католиков, велосипедистов, пешеходов...). Но Бог в Своей бесконечной Премудрости совершает только одно действие: Он приходит. И все дальнейшее зависит от самих людей. Станет для тебя Свет Израиля светом, открывающим путь к жизни, или огнем поядающим, зависит от твоей воли и твоего нравственного облика.

Свернуть
 
На Притч 9:12-18
12 
(Сын мой!) если ты мудр, то мудр для себя (и для ближних твоих);
  и если буен, то один потерпишь.
(Кто утверждается на лжи, тот пасет ветры,
  тот гоняется за птицами летающими:
ибо он оставил пути своего виноградника
  и блуждает по тропинкам поля своего;
проходит чрез безводную пустыню и землю, обреченную на жажду;
  собирает руками бесплодие.)
13 
Женщина безрассудная, шумливая,
  глупая и ничего не знающая
14 
садится у дверей дома своего на стуле,
  на возвышенных местах города,
15 
чтобы звать проходящих дорогою,
  идущих прямо своими путями:
16 
"кто глуп, обратись сюда!"
  и скудоумному сказала она:
17 
"воды краденые сладки,
  и утаенный хлеб приятен".
18 
И он не знает, что мертвецы там,
  и что в глубине преисподней зазванные ею.
(Но ты отскочи, не медли на месте, не останавливай взгляда твоего на ней;
  ибо таким образом ты пройдешь воду чужую.
От воды чужой удаляйся, и из источника чужого не пей,
  чтобы пожить многое время,
  и чтобы прибавились тебе лета жизни.)
Свернуть
«Воды краденые сладки, и утаенный хлеб приятен»,  — говорит в сегодняшнем чтении мисс Безрассудность. Прочтем этот текст, не так...  Читать далее

«Воды краденые сладки, и утаенный хлеб приятен»,  — говорит в сегодняшнем чтении мисс Безрассудность. Прочтем этот текст, не так как дает синодальный перевод  — «женщина безрассудная», а именно «мисс Безрассудность», как читаем в переводе New International version, где пишется «woman Folly». И именно так в духе новозаветного провозвестия нужно читать, чтобы не оскорблять достоинство женщины, которое Христос поднял на высоту соразмерную мужской.

Откуда могла появиться сама эта абсурдная идея, что воды краденые сладки. Как можно поверить этому?! Ссылка на подобное восприятие греха встречается еще раз в книге Притчей и один раз в книге Иисуса Сирахова. И казалось бы парадокс — ведь всякий согрешающий знает тягостность, болезненность греха для себя, это вновь и вновь звучит в Библии: посмотрим хотя бы книгу Псалтири. «Нет мира в костях моих от грехов моих, ибо беззакония мои превысили голову мою, как тяжелое бремя отяготели на мне, смердят, гноятся раны мои от безумия моего» (Пс 37:4-6).

Вспомним, что Ева, когда ее искушал змий, увидела, что «дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно» (Быт 3:6). Это потом, будучи изгнанными из рая, Адам и Ева узнали всю тяжесть и болезненность греховного бремени. А поначалу грех кажется таким приятным. Особенно это касается согрешений против седьмой заповеди Декалога (как представить себе, что может быть приятно украсть или убить?! — убийство и кража ради удовольствия это уже психическая болезнь). Но вот нарушения седьмой заповеди именно манят нас своей сладостью. И мало кто понимает, что в этой сладости заложена страшная горечь изгнания из рая. Параллельное место из книги Сираховой говорит: «блуднику сладок всякий хлеб» (Сир 23:23). Наверное потому, что в грехе против седьмой заповеди содержатся и все прочие грехи: человек и крадет одного человека у другого и убивает любовь между двумя людьми и сознательно хулит Господа, ибо ослушивается Его наставлений и далее.

Но обратимся к началу той главы из книги Притчей, которую мы читаем сегодня. Да, мы вновь называемся там «скудоумными». Конечно, скудоумные мы и есть пред лицем Господа. Но все-таки говорится: «идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное». То есть заповедь отнюдь не лишает нас сладости хлеба и вина, напротив, дарует нам и ее и любовь Господа.

Свернуть
 
На Ис 10:1-34
Горе тем, которые постановляют несправедливые законы
  и пишут жестокие решения,
чтобы устранить бедных от правосудия
  и похитить права у малосильных из народа Моего,
чтобы вдов сделать добычею своею
  и ограбить сирот.
И что вы будете делать в день посещения,
  когда придет гибель издалека?
К кому прибегнете за помощью?
  И где оставите богатство ваше?
Без Меня согнутся между узниками
  и падут между убитыми.
При всем этом не отвратится гнев Его,
  и рука Его еще простерта.
О, Ассур, жезл гнева Моего!
  и бич в руке его — Мое негодование!
Я пошлю его против народа нечестивого
  и против народа гнева Моего, дам ему повеление —
ограбить грабежом и добыть добычу
  и попирать его, как грязь на улицах.
Но он не так подумает
  и не так помыслит сердце его;
у него будет на сердце — разорить
  и истребить немало народов.
Ибо он скажет:
"не все ли цари князья мои?
Халне не то же ли, что Кархемис?
  Емаф не то же ли, что Арпад?
  Самария не то же ли, что Дамаск?
10 
Так как рука моя овладела царствами идольскими,
  в которых кумиров более, нежели в Иерусалиме и Самарии —
11 
то не сделаю ли того же с Иерусалимом и изваяниями его,
  что сделал с Самариею и идолами ее?"
12 И будет, когда Господь совершит все Свое дело на горе Сионе и в Иерусалиме, скажет: посмотрю на успех надменного сердца царя Ассирийского и на тщеславие высоко поднятых глаз его. 13 Он говорит:
"силою руки моей и моею мудростью
  я сделал это, потому что я умен:
и переставляю пределы народов,
  и расхищаю сокровища их,
  и низвергаю с престолов, как исполин;
 
14 и рука моя захватила
  богатство народов, как гнезда;
и как забирают оставленные в них яйца,
  так забрал я всю землю,
и никто не пошевелил крылом,
  и не открыл рта, и не пискнул".
15 
Величается ли секира пред тем, кто рубит ею?
  Пила гордится ли пред тем, кто двигает ее?
Как будто жезл восстает против того, кто поднимает его;
  как будто палка поднимается на того, кто не дерево!
16 
За то Господь, Господь Саваоф,
  пошлет чахлость на тучных его,
и между знаменитыми его возжет пламя,
  как пламя огня.
17 
Свет Израиля будет огнем,
  и Святый его — пламенем,
которое сожжет и пожрет
  терны его и волчцы его в один день;
18 
и славный лес его и сад его,
  от души до тела, истребит;
  и он будет, как чахлый умирающий.
19 
И остаток дерев леса его так будет малочислен,
  что дитя в состоянии будет сделать опись.
20 И будет в тот день: остаток Израиля и спасшиеся из дома Иакова не будут более полагаться на того, кто поразил их, но возложат упование на Господа, Святаго Израилева, чистосердечно. 21 Остаток обратится, остаток Иакова — к Богу сильному. 22 Ибо, хотя бы народа у тебя, Израиль, было столько, сколько песку морского, только остаток его обратится; истребление определено изобилующею правдою; 23 ибо определенное истребление совершит Господь, Господь Саваоф, во всей земле.
24 Посему так говорит Господь, Господь Саваоф: народ Мой, живущий на Сионе! не бойся Ассура. Он поразит тебя жезлом и трость свою поднимет на тебя, как Египет. 25 Еще немного, очень немного, и пройдет Мое негодование, и ярость Моя обратится на истребление их. 26 И поднимет Господь Саваоф бич на него, как во время поражения Мадиама у скалы Орива, или как простер на море жезл, и поднимет его, как на Египет. 27 И будет в тот день: снимется с рамен твоих бремя его, и ярмо его — с шеи твоей; и распадется ярмо от тука.
28 
Он идет на Аиаф,
  проходит Мигрон,
  в Михмасе складывает свои запасы.
29 
Проходят теснины;
  в Геве ночлег их;
=Рама трясется;
  Гива Саулова разбежалась.
30 
Вой голосом твоим, дочь Галима;
  пусть услышит тебя Лаис,
  бедный Анафоф!
31 
Мадмена разбежалась,
  жители Гевима спешат уходить.
32 
Еще день простоит он в Нове.
  Грозит рукою своею горе Сиону,
  холму Иерусалимскому.
33 
Вот, Господь, Господь Саваоф,
  страшною силою сорвет ветви дерев,
и величающиеся ростом будут срублены,
  высокие — повержены на землю.
34 
И посечет чащу леса железом,
  и Ливан падет от Всемогущего.
Свернуть
Ассирия, ставшая разрушителем Северного Израильского царства, угрожает и Южному царству...  Читать далее

Ассирия, ставшая разрушителем Северного Израильского царства, угрожает и Южному царству. Но для пророка очевидно, что хотя Ассур и стал орудием гнева Божьего на Израиль, но дни его сочтены. Тем не менее, Иудее тоже грозит падение, потому что неисполнение выраженной в Законе воли Божией выводит народ из отношений с Богом. Упование на Бога становится критерием по которому будет отобран Остаток — малая часть народа, сохранившая веру. Упование проявится с особой силой в час испытаний — военные набеги ассирийцев, нестроения в царстве. Но те, кто верят в Творца неба и земли, знают, что Он не оставит Свой народ. Как страшно, что остаток будет так мал! — но, в конечном итоге, все зависит от каждого отдельного сердца.

Свернуть
 
На Ис 10:1-34
Горе тем, которые постановляют несправедливые законы
  и пишут жестокие решения,
чтобы устранить бедных от правосудия
  и похитить права у малосильных из народа Моего,
чтобы вдов сделать добычею своею
  и ограбить сирот.
И что вы будете делать в день посещения,
  когда придет гибель издалека?
К кому прибегнете за помощью?
  И где оставите богатство ваше?
Без Меня согнутся между узниками
  и падут между убитыми.
При всем этом не отвратится гнев Его,
  и рука Его еще простерта.
О, Ассур, жезл гнева Моего!
  и бич в руке его — Мое негодование!
Я пошлю его против народа нечестивого
  и против народа гнева Моего, дам ему повеление —
ограбить грабежом и добыть добычу
  и попирать его, как грязь на улицах.
Но он не так подумает
  и не так помыслит сердце его;
у него будет на сердце — разорить
  и истребить немало народов.
Ибо он скажет:
"не все ли цари князья мои?
Халне не то же ли, что Кархемис?
  Емаф не то же ли, что Арпад?
  Самария не то же ли, что Дамаск?
10 
Так как рука моя овладела царствами идольскими,
  в которых кумиров более, нежели в Иерусалиме и Самарии —
11 
то не сделаю ли того же с Иерусалимом и изваяниями его,
  что сделал с Самариею и идолами ее?"
12 И будет, когда Господь совершит все Свое дело на горе Сионе и в Иерусалиме, скажет: посмотрю на успех надменного сердца царя Ассирийского и на тщеславие высоко поднятых глаз его. 13 Он говорит:
"силою руки моей и моею мудростью
  я сделал это, потому что я умен:
и переставляю пределы народов,
  и расхищаю сокровища их,
  и низвергаю с престолов, как исполин;
 
14 и рука моя захватила
  богатство народов, как гнезда;
и как забирают оставленные в них яйца,
  так забрал я всю землю,
и никто не пошевелил крылом,
  и не открыл рта, и не пискнул".
15 
Величается ли секира пред тем, кто рубит ею?
  Пила гордится ли пред тем, кто двигает ее?
Как будто жезл восстает против того, кто поднимает его;
  как будто палка поднимается на того, кто не дерево!
16 
За то Господь, Господь Саваоф,
  пошлет чахлость на тучных его,
и между знаменитыми его возжет пламя,
  как пламя огня.
17 
Свет Израиля будет огнем,
  и Святый его — пламенем,
которое сожжет и пожрет
  терны его и волчцы его в один день;
18 
и славный лес его и сад его,
  от души до тела, истребит;
  и он будет, как чахлый умирающий.
19 
И остаток дерев леса его так будет малочислен,
  что дитя в состоянии будет сделать опись.
20 И будет в тот день: остаток Израиля и спасшиеся из дома Иакова не будут более полагаться на того, кто поразил их, но возложат упование на Господа, Святаго Израилева, чистосердечно. 21 Остаток обратится, остаток Иакова — к Богу сильному. 22 Ибо, хотя бы народа у тебя, Израиль, было столько, сколько песку морского, только остаток его обратится; истребление определено изобилующею правдою; 23 ибо определенное истребление совершит Господь, Господь Саваоф, во всей земле.
24 Посему так говорит Господь, Господь Саваоф: народ Мой, живущий на Сионе! не бойся Ассура. Он поразит тебя жезлом и трость свою поднимет на тебя, как Египет. 25 Еще немного, очень немного, и пройдет Мое негодование, и ярость Моя обратится на истребление их. 26 И поднимет Господь Саваоф бич на него, как во время поражения Мадиама у скалы Орива, или как простер на море жезл, и поднимет его, как на Египет. 27 И будет в тот день: снимется с рамен твоих бремя его, и ярмо его — с шеи твоей; и распадется ярмо от тука.
28 
Он идет на Аиаф,
  проходит Мигрон,
  в Михмасе складывает свои запасы.
29 
Проходят теснины;
  в Геве ночлег их;
=Рама трясется;
  Гива Саулова разбежалась.
30 
Вой голосом твоим, дочь Галима;
  пусть услышит тебя Лаис,
  бедный Анафоф!
31 
Мадмена разбежалась,
  жители Гевима спешат уходить.
32 
Еще день простоит он в Нове.
  Грозит рукою своею горе Сиону,
  холму Иерусалимскому.
33 
Вот, Господь, Господь Саваоф,
  страшною силою сорвет ветви дерев,
и величающиеся ростом будут срублены,
  высокие — повержены на землю.
34 
И посечет чащу леса железом,
  и Ливан падет от Всемогущего.
Свернуть
Пророчество об Ассуре раскрывает смысл исторических катаклизмов, происходивших не только в древние времена...  Читать далее

Пророчество об Ассуре раскрывает смысл исторических катаклизмов, происходивших не только в древние времена. Оно помогает увидеть глубинную сущность многих событий последующих веков.

Великая империя, поглощающая соседей и во дни Исаии нависшая над Иудеей, привыкла полагаться на свою мощь, она считает свои военные, да и не только военные успехи исключительно собственной заслугой. Её цари и полководцы в принципе могут признать свои успехи даром свыше, но что не укладывается в их сознании, так это то, что их победы и величие вовсе не являются знаком расположения Бога. Но Библия даёт нам право делать вывод, что Господь, видя, что люди желают того, что не может им пойти во благо, тем не менее попускает сбыться по их желаниям. Им, не понимающим, что для них же лучше, но претендующим на такое понимание, Он даёт увидеть и испытать, что будет, если осуществится то, чего им так страстно хотелось. При этом Он Сам не допускает окончательной гибели заблудшего человечества и может любую самую чудовищную ситуацию повернуть во благо. Но тем, кто хотел зла, всё-таки за свои дела придётся ответить.

Свернуть
 
На Ис 10:1-34
Горе тем, которые постановляют несправедливые законы
  и пишут жестокие решения,
чтобы устранить бедных от правосудия
  и похитить права у малосильных из народа Моего,
чтобы вдов сделать добычею своею
  и ограбить сирот.
И что вы будете делать в день посещения,
  когда придет гибель издалека?
К кому прибегнете за помощью?
  И где оставите богатство ваше?
Без Меня согнутся между узниками
  и падут между убитыми.
При всем этом не отвратится гнев Его,
  и рука Его еще простерта.
О, Ассур, жезл гнева Моего!
  и бич в руке его — Мое негодование!
Я пошлю его против народа нечестивого
  и против народа гнева Моего, дам ему повеление —
ограбить грабежом и добыть добычу
  и попирать его, как грязь на улицах.
Но он не так подумает
  и не так помыслит сердце его;
у него будет на сердце — разорить
  и истребить немало народов.
Ибо он скажет:
"не все ли цари князья мои?
Халне не то же ли, что Кархемис?
  Емаф не то же ли, что Арпад?
  Самария не то же ли, что Дамаск?
10 
Так как рука моя овладела царствами идольскими,
  в которых кумиров более, нежели в Иерусалиме и Самарии —
11 
то не сделаю ли того же с Иерусалимом и изваяниями его,
  что сделал с Самариею и идолами ее?"
12 И будет, когда Господь совершит все Свое дело на горе Сионе и в Иерусалиме, скажет: посмотрю на успех надменного сердца царя Ассирийского и на тщеславие высоко поднятых глаз его. 13 Он говорит:
"силою руки моей и моею мудростью
  я сделал это, потому что я умен:
и переставляю пределы народов,
  и расхищаю сокровища их,
  и низвергаю с престолов, как исполин;
 
14 и рука моя захватила
  богатство народов, как гнезда;
и как забирают оставленные в них яйца,
  так забрал я всю землю,
и никто не пошевелил крылом,
  и не открыл рта, и не пискнул".
15 
Величается ли секира пред тем, кто рубит ею?
  Пила гордится ли пред тем, кто двигает ее?
Как будто жезл восстает против того, кто поднимает его;
  как будто палка поднимается на того, кто не дерево!
16 
За то Господь, Господь Саваоф,
  пошлет чахлость на тучных его,
и между знаменитыми его возжет пламя,
  как пламя огня.
17 
Свет Израиля будет огнем,
  и Святый его — пламенем,
которое сожжет и пожрет
  терны его и волчцы его в один день;
18 
и славный лес его и сад его,
  от души до тела, истребит;
  и он будет, как чахлый умирающий.
19 
И остаток дерев леса его так будет малочислен,
  что дитя в состоянии будет сделать опись.
20 И будет в тот день: остаток Израиля и спасшиеся из дома Иакова не будут более полагаться на того, кто поразил их, но возложат упование на Господа, Святаго Израилева, чистосердечно. 21 Остаток обратится, остаток Иакова — к Богу сильному. 22 Ибо, хотя бы народа у тебя, Израиль, было столько, сколько песку морского, только остаток его обратится; истребление определено изобилующею правдою; 23 ибо определенное истребление совершит Господь, Господь Саваоф, во всей земле.
24 Посему так говорит Господь, Господь Саваоф: народ Мой, живущий на Сионе! не бойся Ассура. Он поразит тебя жезлом и трость свою поднимет на тебя, как Египет. 25 Еще немного, очень немного, и пройдет Мое негодование, и ярость Моя обратится на истребление их. 26 И поднимет Господь Саваоф бич на него, как во время поражения Мадиама у скалы Орива, или как простер на море жезл, и поднимет его, как на Египет. 27 И будет в тот день: снимется с рамен твоих бремя его, и ярмо его — с шеи твоей; и распадется ярмо от тука.
28 
Он идет на Аиаф,
  проходит Мигрон,
  в Михмасе складывает свои запасы.
29 
Проходят теснины;
  в Геве ночлег их;
=Рама трясется;
  Гива Саулова разбежалась.
30 
Вой голосом твоим, дочь Галима;
  пусть услышит тебя Лаис,
  бедный Анафоф!
31 
Мадмена разбежалась,
  жители Гевима спешат уходить.
32 
Еще день простоит он в Нове.
  Грозит рукою своею горе Сиону,
  холму Иерусалимскому.
33 
Вот, Господь, Господь Саваоф,
  страшною силою сорвет ветви дерев,
и величающиеся ростом будут срублены,
  высокие — повержены на землю.
34 
И посечет чащу леса железом,
  и Ливан падет от Всемогущего.
Свернуть
Главной темой проповеди Исайи, которую предлагает нам сегодняшнее чтение, является тема остатка...  Читать далее

Главной темой проповеди Исайи, которую предлагает нам сегодняшнее чтение, является тема остатка (ст. 20–23). Это понятие впоследствии стало ключевым для всей ветхозаветной мессианской традиции. Собственно, уже Исайя прекрасно понимал, что тех, кто сохранил верность Богу, Завету и Торе, в Израиле было меньшинство. И все бедствия, которые постигали страну и народ, включая нашествие ассирийцев, о котором пророк предупреждает своих соотечественников (ст. 5–6), обусловлены именно этим.

Дело даже не в том, принимают ли жители Иерусалима и Иудеи слова самого Исайи или нет. Ведь пророк, в сущности, не требует от них ничего особенного. Он лишь напоминает о необходимости соблюдения Торы, в том числе и тогда, когда речь идёт об общественной и политической жизни (ст. 1–4). Но, как свидетельствует история, именно это и оказывается делом практически невозможным как во времена Исайи, так и сегодня. И не то, чтобы жить в согласии с законом, данным Богом, было невозможно в принципе: едва ли Бог стал бы устами Своего пророка требовать от Своего народа невозможного. Но жить в таком случае пришлось бы совершенно иначе, иначе настолько, что человеку, привыкшему к нынешнему порядку вещей, о такой жизни подумать страшно. Так страшно, что даже постигающие его бедствия и катастрофы кажутся ему менее страшными, чем эта возможная другая жизнь, и человек готов сделать всё, что угодно, лишь бы не обращаться к Богу, к Тому Единственному, Кто мог бы помочь (Ис 9:13). Такое упорство не случайно: ведь, обращаясь к Богу, надо быть готовым ответить на Его призыв и следовать Его закону, иначе вся религиозность останется одной видимостью. И если во времена мирные и спокойные ещё можно пребывать в иллюзиях, можно говорить о собственной религиозности, не задумываясь всерьёз о том, чтобы следовать Торе, то во время бедствий и катастроф эти иллюзии быстро рассеиваются, и внешняя религиозность исчезает, как дым. А верными остаются лишь те, кто был верен Богу и в мирные времена, соблюдая данные Им заповеди и следуя Его закону. А нашествие ассирийцев, как и любая другая национальная катастрофа, отнюдь не меняет ничего в духовном состоянии народа по существу. И, уж конечно, никакой военный разгром или другой социальный катаклизм не может стать причиной духовного кризиса, он может быть лишь его следствием.

Исайя, разумеется, прекрасно понимает, что народ Божий губят не ассирийцы, а отступничество, забвение Бога и нарушение Торы. Но и те верные, которые были в народе до ассирийского нашествия и разгрома, никуда не исчезают, наоборот, их верность становится ещё заметнее на фоне всеобщего отступничества. Не случайно Исайя воспринимает день бедствия как «день посещения», т.е. как день суда Божия (ст. 3): ведь именно в день Суда всё встаёт на свои места, все маски спадают и тайное становится явным. А без такого суда невозможно и наступление мессианского Царства. Того Царства, наступлением которого завершается земная история.

Свернуть
 
На Притч 8:1-9:18
Не премудрость ли взывает?
  и не разум ли возвышает голос свой?
Она становится на возвышенных местах,
  при дороге, на распутиях;
она взывает у ворот при входе в город,
  при входе в двери:
"к вам, люди, взываю я,
  и к сынам человеческим голос мой!
Научитесь, неразумные, благоразумию,
  и глупые — разуму.
Слушайте, потому что я буду говорить важное,
  и изречение уст моих — правда;
ибо истину произнесет язык мой,
  и нечестие — мерзость для уст моих;
все слова уст моих справедливы;
  нет в них коварства и лукавства;
все они ясны для разумного
  и справедливы для приобретших знание.
10 
Примите учение мое, а не серебро;
  лучше знание, нежели отборное золото;
11 
потому что мудрость лучше жемчуга,
  и ничто из желаемого не сравнится с нею.
12 
Я, премудрость, обитаю с разумом,
  и ищу рассудительного знания.
13 
Страх Господень — ненавидеть зло;
  гордость и высокомерие и злой путь
  и коварные уста я ненавижу.
14 
У меня совет и правда;
  я разум, у меня сила.
15 
Мною цари царствуют
  и повелители узаконяют правду.
16 
Мною начальствуют начальники
  и вельможи и все судьи земли.
17 
Любящих меня я люблю,
  и ищущие меня найдут меня;
18 
богатство и слава у меня,
  сокровище непогибающее и правда;
19 
плоды мои лучше золота, и золота самого чистого,
  и пользы от меня больше, нежели от отборного серебра.
20 
Я хожу по пути правды,
  по стезям правосудия,
21 
чтобы доставить любящим меня существенное благо,
  и сокровищницы их я наполняю.
(Когда я возвещу то, что бывает ежедневно,
  то не забуду исчислить то, что от века.)
22 
Господь имел меня началом пути Своего,
  прежде созданий Своих, искони;
23 
от века я помазана,
  от начала, прежде бытия земли.
24 
Я родилась, когда еще не существовали бездны,
  когда еще не было источников, обильных водою.
25 
Я родилась прежде, нежели водружены были горы,
  прежде холмов,
26 
когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей,
  ни начальных пылинок вселенной.
27 
Когда Он уготовлял небеса, я была там.
  Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны,
28 
когда утверждал вверху облака,
  когда укреплял источники бездны,
29 
когда давал морю устав,
  чтобы воды не переступали пределов его,
  когда полагал основания земли:
30 
тогда я была при Нем художницею,
  и была радостью всякий день,
  веселясь пред лицем Его во все время,
31 
веселясь на земном кругу Его,
  и радость моя была с сынами человеческими.
32 
Итак, дети, послушайте меня;
  и блаженны те, которые хранят пути мои!
33 
Послушайте наставления и будьте мудры,
  и не отступайте от него.
34 
Блажен человек, который слушает меня,
  бодрствуя каждый день у ворот моих
  и стоя на страже у дверей моих!
35 
Потому что, кто нашел меня, тот нашел жизнь,
  и получит благодать от Господа;
36 
а согрешающий против меня наносит вред душе своей:
  все ненавидящие меня любят смерть".
Премудрость построила себе дом,
  вытесала семь столбов его,
заколола жертву, растворила вино свое
  и приготовила у себя трапезу;
послала слуг своих провозгласить
  с возвышенностей городских:
"кто неразумен, обратись сюда!"
  И скудоумному она сказала:
"идите, ешьте хлеб мой,
  и пейте вино, мною растворенное;
оставьте неразумие, и живите,
  и ходите путем разума".
Поучающий кощунника наживет себе бесславие,
  и обличающий нечестивого — пятно себе.
Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя;
  обличай мудрого, и он возлюбит тебя;
дай наставление мудрому, и он будет еще мудрее;
  научи правдивого, и он приумножит знание.
10 
Начало мудрости — страх Господень,
  и познание Святаго — разум;
11 
потому что чрез меня умножатся дни твои,
  и прибавится тебе лет жизни.
12 
(Сын мой!) если ты мудр, то мудр для себя (и для ближних твоих);
  и если буен, то один потерпишь.
(Кто утверждается на лжи, тот пасет ветры,
  тот гоняется за птицами летающими:
ибо он оставил пути своего виноградника
  и блуждает по тропинкам поля своего;
проходит чрез безводную пустыню и землю, обреченную на жажду;
  собирает руками бесплодие.)
13 
Женщина безрассудная, шумливая,
  глупая и ничего не знающая
14 
садится у дверей дома своего на стуле,
  на возвышенных местах города,
15 
чтобы звать проходящих дорогою,
  идущих прямо своими путями:
16 
"кто глуп, обратись сюда!"
  и скудоумному сказала она:
17 
"воды краденые сладки,
  и утаенный хлеб приятен".
18 
И он не знает, что мертвецы там,
  и что в глубине преисподней зазванные ею.
(Но ты отскочи, не медли на месте, не останавливай взгляда твоего на ней;
  ибо таким образом ты пройдешь воду чужую.
От воды чужой удаляйся, и из источника чужого не пей,
  чтобы пожить многое время,
  и чтобы прибавились тебе лета жизни.)
Свернуть
Премудрость взывает к людям, и вспоминаются слова Христа: «стою у двери и стучу»...  Читать далее

Премудрость взывает к людям, и вспоминаются слова Христа: «стою у двери и стучу» Откр. 3:20). Принятие мудрости, как и всего, исходящего свыше — дело добровольное, никто никого не принуждает, но с мудростью всё-таки лучше. Мудрость лучше золота, и это не просто метафора: гоняющиеся за золотом вместо мудрости рискуют остаться и без золота, и без мудрости.

Слова «страх Господень — ненавидеть зло» раскрывают нам ещё одну сторону этого непростого понятия, несводимого к привычным для нас разновидностям страха. Это значит, помимо прочего, что зла надо не только избегать, ему необходимо активно противодействовать, а для этого необходимо бесстрашие, рождаемое страхом Божиим.

Слова о начальных пылинках вселенной можно понять, как упоминание о мельчайших частицах, и предъявить это место Писания тем, кто пытается доказать «антинаучность» библейской картины мира. Может быть, такое прочтение верно, но ещё важнее не выискивать в Библии подробное описание мироустройства с точки зрения физики, а увидеть на её страницах раскрытие смысла Творения. Если же мир был создан с мудростью, то это значит, что вселенная устроена не бессмысленно и не хаотично.

Мудрость советует обличать мудрого, поскольку для адекватной реакции на критику необходимо умение на неё реагировать. Рассуждая далее логически, можно заключить, что бессмысленно поучать глупого, но этого не говорится, и значит, не следует оставлять попыток вразумить того, кто чего-то не понимает. (Да и кто вправе относиться к другому человеку, как к дураку?). Но бессмысленно поучать кощунника. Из множества видов зла кощунство выделено, поскольку оно не только направлено против Бога, дающего мудрость и благо, но и вызвано не столько «непониманием», сколько страстной одержимостью. Здесь мы можем вспомнить евангельский совет: «не бросайте жемчуга вашего перед свиньями» (Мф.7:6).

И снова перед нами раскрывается смысл понятия «страх Божий»: он — начало мудрости, сама же мудрость неотделима от разума, сущность которого — познание Святого. Важность разума Писанием никогда не отрицалась, так что бессмысленно противопоставлять его вере.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).