Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Пс 103:8

Поделиться
Вечно помнит завет Свой,
  слово, (которое) заповедал в тысячу родов,
Свернуть

При внимательном чтении библейских книг нетрудно убедиться, что о природе Бога Библия если и говорит нам что-то, то очень немного (быть может, потому, что у Бога вообще нет «природы» в привычном нам понимании). А вот о воле Бога она говорит нам постоянно. Но Его воля — это не только данные Им заповеди, это ещё и Его отношение, будь то отношение к отдельному человека или к целому народу. И нередко под «природой Бога», о которой, как нам кажется, говорит нам Библия, мы подразумеваем библейские упоминания об отношении Бога к нам и к нашим поступкам. И когда Библия говорит нам, что Бог полон щедрости и снисхождения (Он, как это передаёт Синодальный перевод, «щедр и милостив»), что Он являет долготерпение и милосердие («долготерпелив и многомилостив», согласно тому же Синодальному переводу), речь идёт, несомненно, о том, что мы могли бы назвать «природой» Бога, Его свойствами, с которыми мы сталкиваемся всякий раз, когда обращаемся к Нему. Почему же Бог оказывается не только щедр, но и снисходителен к нашим грехам? Разве такое снисхождение может принести человеку духовную пользу? Быть может, многое объясняет то милосердие, о котором говорит гимнограф. Соответствующее еврейское слово обозначает, прежде всего, готовность сделать для человека больше того, к чему обязывает закон или договор (если речь идёт об отношениях между людьми) или больше того, что человек заслуживает (если речь идёт об отношениях между человеком и Богом). Именно такими оказываются отношения Бога к человеку, и, как свидетельствовал уже Осия, только в этом надежда человека на оправдание в день Суда: ведь Тору народ нарушал неоднократно, и по закону никто в этот день ни на что рассчитывать не может. Но и до дня Суда ситуация оказывается не столь простой: ведь совершённые грехи (точнее, их последствия) висят над народом, и, если катастрофы ещё не произошло (а псалом, вероятнее всего, был написан ещё до Вавилонского плена), то лишь потому, что Бог являет Своё милосердие не только в день Суда, но и на всём протяжении истории Своего народа. А нам это может казаться снисхождением или даже попустительством. Хотя, на самом деле, речь идёт не о попустительстве, а о спасении: ведь, не будь Бог исполнен милосердия, трудно представить себе, как смог бы дотянуть народ до прихода Мессии.

Другие мысли вслух

 
На Пс 104:8
Но Он спас их ради имени Своего,
  дабы показать могущество Свое.
Свернуть
При внимательном чтении библейских книг нетрудно убедиться, что о природе Бога Библия если и говорит нам что-то, то очень немного (быть может, потому, что у Бога вообще нет «природы» в привычном нам понимании). А вот о воле Бога она говорит нам...  Читать далее

При внимательном чтении библейских книг нетрудно убедиться, что о природе Бога Библия если и говорит нам что-то, то очень немного (быть может, потому, что у Бога вообще нет «природы» в привычном нам понимании). А вот о воле Бога она говорит нам постоянно. Но Его воля — это не только данные Им заповеди, это ещё и Его отношение, будь то отношение к отдельному человека или к целому народу. И нередко под «природой Бога», о которой, как нам кажется, говорит нам Библия, мы подразумеваем библейские упоминания об отношении Бога к нам и к нашим поступкам. И когда Библия говорит нам, что Бог полон щедрости и снисхождения (Он, как это передаёт Синодальный перевод, «щедр и милостив»), что Он являет долготерпение и милосердие («долготерпелив и многомилостив», согласно тому же Синодальному переводу), речь идёт, несомненно, о том, что мы могли бы назвать «природой» Бога, Его свойствами, с которыми мы сталкиваемся всякий раз, когда обращаемся к Нему. Почему же Бог оказывается не только щедр, но и снисходителен к нашим грехам? Разве такое снисхождение может принести человеку духовную пользу? Быть может, многое объясняет то милосердие, о котором говорит гимнограф. Соответствующее еврейское слово обозначает, прежде всего, готовность сделать для человека больше того, к чему обязывает закон или договор (если речь идёт об отношениях между людьми) или больше того, что человек заслуживает (если речь идёт об отношениях между человеком и Богом). Именно такими оказываются отношения Бога к человеку, и, как свидетельствовал уже Осия, только в этом надежда человека на оправдание в день Суда: ведь Тору народ нарушал неоднократно, и по закону никто в этот день ни на что рассчитывать не может. Но и до дня Суда ситуация оказывается не столь простой: ведь совершённые грехи (точнее, их последствия) висят над народом, и, если катастрофы ещё не произошло (а псалом, вероятнее всего, был написан ещё до Вавилонского плена), то лишь потому, что Бог являет Своё милосердие не только в день Суда, но и на всём протяжении истории Своего народа. А нам это может казаться снисхождением или даже попустительством. Хотя, на самом деле, речь идёт не о попустительстве, а о спасении: ведь, не будь Бог исполнен милосердия, трудно представить себе, как смог бы дотянуть народ до прихода Мессии.

Свернуть
 
На Пс 104:1-35
 
(Аллилуия.)
Славьте Господа, ибо Он благ,
ибо вовек милость Его.
Кто изречет могущество Господа,
  возвестит все хвалы Его?
Блаженны хранящие суд
  и творящие правду во всякое время!
Вспомни о мне, Господи, в благоволении к народу Твоему;
  посети меня спасением Твоим,
дабы мне видеть благоденствие избранных Твоих,
  веселиться веселием народа Твоего,
  хвалиться с наследием Твоим.
Согрешили мы с отцами нашими,
  совершили беззаконие, соделали неправду.
Отцы наши в Египте
  не уразумели чудес Твоих,
не помнили множества милостей Твоих,
  и возмутились у моря, у Чермного моря.
Но Он спас их ради имени Своего,
  дабы показать могущество Свое.
Грозно рек морю Чермному, и оно иссохло;
  и провел их по безднам, как по суше;
10 
и спас их от руки ненавидящего,
  и избавил их от руки врага.
11 
Воды покрыли врагов их,
  ни одного из них не осталось.
12 
И поверили они словам Его,
  (и) воспели хвалу Ему.
13 
Но скоро забыли дела Его,
  не дождались Его изволения;
14 
увлеклись похотением в пустыне,
  и искусили Бога в необитаемой.
15 
И Он исполнил прошение их,
  но послал язву на души их.
16 
И позавидовали в стане Моисею
  и Аарону, святому Господню.
17 
Разверзлась земля, и поглотила Дафана,
  и покрыла скопище Авирона.
18 
И возгорелся огонь в скопище их,
  пламень попалил нечестивых.
19 
Сделали тельца у Хорива,
  и поклонились истукану.
20 
И променяли славу свою
  на изображение вола, ядущего траву.
21 
Забыли Бога, Спасителя своего,
  совершившего великое в Египте,
22 
дивное в земле Хамовой,
  страшное у Чермного моря.
23 
И хотел истребить их,
  если бы Моисей, избранный Его,
не стал пред Ним в расселине,
  чтобы отвратить ярость Его, да не погубит (их).
24 
И презрели они землю желанную,
  не верили слову Его.
25 
И роптали в шатрах своих,
  не слушались гласа Господня.
26 
И поднял Он руку Свою на них,
  чтобы низложить их в пустыне,
27 
низложить племя их в народах
  и рассеять их по землям.
28 
Они прилепились к Ваалфегору,
  и ели жертвы бездушным.
29 
и раздражали Бога делами своими,
  и вторглась к ним язва.
30 
И восстал Финеес и произвел суд —
  и остановилась язва.
31 
И это вменено ему в праведность
  в роды и роды во веки.
32 
И прогневали Бога у вод Меривы,
  и Моисей потерпел за них.
33 
ибо они огорчили дух его,
  и он погрешил устами своими.
34 
Не истребили народов,
  о которых сказал им Господь;
35 
но смешались с язычниками,
  и научились делам их.
Свернуть
Гимн величию Творца неразрывно соединён с воспеванием величия Его творения. Мир прекрасен, и его бесконечное...  Читать далее

Гимн величию Творца неразрывно соединён с воспеванием величия Его творения. Мир прекрасен, и его бесконечное многообразие, восхищающее псалмопевца, свидетельствует о безграничном могуществе Создателя.

И вот после натурфилософских размышлений раздаётся пожелание, чтобы на земле не было грешников. Оно могло бы показаться неожиданным и притянутым за уши к основной речи, но это не так: и внутренний ритм, и логическое построение псалма подводят к тому, что не всё гармонично в прекрасно сотворённом мире, и причина тому - грех. Даже когда мы размышляем об искажающем и уничтожающем творение экологическом кризисе, то неизбежно придётся уткнуться в понимание того, что его причины коренятся в нашей греховности, а ведь это не единственный пример разрушительной силы греха.

Означает ли пожелание грешникам исчезнуть стремление физически их уничтожить? Грех сам по себе разрушает грешников, но не уходит из мира, погубив одних, он переходит дальше. Поэтому исчезновение грешников - это их освобождение от власти греха.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).