Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Исх 33:1-23

Поделиться
1 И сказал Господь Моисею: пойди, иди отсюда ты и народ, который ты вывел из земли Египетской, в землю, о которой Я клялся Аврааму, Исааку и Иакову, говоря: "потомству твоему дам ее". 2 И пошлю пред тобою Ангела (Моего), и прогоню Хананеев, Аморреев, Хеттеев, Ферезеев, (Гергесеев,) Евеев и Иевусеев, 3 (и введет он вас) в землю, где течет молоко и мед; ибо Сам не пойду среди вас, чтобы не погубить Мне вас на пути, потому что вы народ жестоковыйный.
4 Народ, услышав грозное слово сие, возрыдал, и никто не возложил на себя украшений своих. 5 Ибо Господь сказал Моисею: скажи сынам Израилевым: вы народ жестоковыйный; если Я пойду среди вас, то в одну минуту истреблю вас; итак снимите с себя украшения свои; Я посмотрю, что Мне делать с вами. 6 Сыны Израилевы сняли с себя украшения свои у горы Хорива.
7 Моисей же взял и поставил себе шатер вне стана, вдали от стана, и назвал его скиниею собрания; и каждый, ищущий Господа, приходил в скинию собрания, находившуюся вне стана. 8 И когда Моисей выходил к скинии, весь народ вставал, и становился каждый у входа в свой шатер и смотрел вслед Моисею, доколе он не входил в скинию. 9 Когда же Моисей входил в скинию, тогда спускался столп облачный и становился у входа в скинию, и (Господь) говорил с Моисеем. 10 И видел весь народ столп облачный, стоявший у входа в скинию; и вставал весь народ, и поклонялся каждый у входа в шатер свой. 11 И говорил Господь с Моисеем лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим; и он возвращался в стан; а служитель его Иисус, сын Навин, юноша, не отлучался от скинии.
12 Моисей сказал Господу: вот, Ты говоришь мне: "веди народ сей", а не открыл мне, кого пошлешь со мною, хотя Ты сказал: "Я знаю тебя по имени, и ты приобрел благоволение в очах Моих". 13 Итак, если я приобрел благоволение в очах Твоих, то молю: открой мне путь Твой, дабы я познал Тебя, чтобы приобрести благоволение в очах Твоих; и помысли, что сии люди Твой народ. 14 (Господь) сказал (ему): Сам Я пойду (пред тобою) и введу тебя в покой. 15 (Моисей) сказал Ему: если не пойдешь Ты Сам (с нами), то и не выводи нас отсюда, 16 ибо по чему узнать, что я и народ Твой обрели благоволение в очах Твоих? не по тому ли, когда Ты пойдешь с нами? тогда я и народ Твой будем славнее всякого народа на земле.
17 И сказал Господь Моисею: и то, о чем ты говорил, Я сделаю, потому что ты приобрел благоволение в очах Моих, и Я знаю тебя по имени. 18 (Моисей) сказал: покажи мне славу Твою. 19 И сказал (Господь Моисею): Я проведу пред тобою всю славу Мою и провозглашу имя Иеговы пред тобою, и кого помиловать — помилую, кого пожалеть — пожалею. 20 И потом сказал Он: лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых. 21 И сказал Господь: вот место у Меня, стань на этой скале; 22 когда же будет проходить слава Моя, Я поставлю тебя в расселине скалы и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду; 23 и когда сниму руку Мою, ты увидишь Меня сзади, а лице Мое не будет видимо (тебе).
Свернуть

После истории с золотым тельцом происходят — одно за другим и, видимо, с очень небольшим разрывом по времени — два события: Бог отправляет народ в обещанную ещё Аврааму землю, а Моисей ставит первую Скинию. Первую — ещё прежде той, которая потом будет сооружаться столь неспешно и столь торжественно.

Оно и понятно: теперь, после истории с тельцом, Скиния была необходима абсолютно. Точнее, необходим был яхвистский культ — а Скиния просто стала его основой. Потому, что стало ясно: без культа, без чего-то видимого, ощутимого, наглядного народ Бога не воспринимает. Одного Присутствия мало, мало даже одного лишь алтаря — нужно святилище.

Иначе всё новых и новых золотых тельцов не оберёшься. Культ — он ведь всегда от духовного бессилия. От духовной несостоятельности — по крайней мере, когда речь идёт о религиях, которые называются обычно религиями Откровения. Изначально все такие религии связаны с яхвизмом и к нему восходят — история систематического, непрерывного Откровения, о котором человечество помнит, начинается всё-таки с Авраама. Всё, что раньше — моменты, эпизоды, штрих-пунктир, а с Авраама — непрерывная линия. Откровение тут в центре, а всё остальное — вокруг.

Даже жертвоприношение — оно ведь всего лишь способ богообщения, но оно по крайней мере действительно необходимо абсолютно: надо же как-то и где-то человеку встретиться с Богом. Иное дело более-менее пышный шатёр или тем более Храм: без них можно было бы и обойтись, но ведь тогда многие вообще усомнятся в том, что Бог посреди них, как усомнились в отсутствие Моисея.

Значит, культ нужен — и Бог снисходит к человеческой слабости, позволяя его и даже подсказывая, как лучше всё обустроить. Сам же между тем велит народу отправляться к цели, к земле обетованной. Готов ли народ к этому пути? Разумеется, нет: после истории с тельцом тут не могло быть никаких вопросов. Более того: Бог прямо говорит Моисею, что с народом не пойдёт, иначе в живых очень скоро никого не останется — народ ведь не готов к Божьему присутствию.

Единственный выход — всё тот же культ, отдельно стоящее святилище, куда смогут входить немногие, а прочим останется лишь двор. Не лучший вариант, но что поделать, если к большему народ не готов. Придётся идти к цели и готовиться в пути, набирая опыт по ходу дела. Так всё же лучше, чем стоять на месте и «развлекаться» золотыми тельцами.

Другие мысли вслух

 
На Исх 33:1-23
1 И сказал Господь Моисею: пойди, иди отсюда ты и народ, который ты вывел из земли Египетской, в землю, о которой Я клялся Аврааму, Исааку и Иакову, говоря: "потомству твоему дам ее". 2 И пошлю пред тобою Ангела (Моего), и прогоню Хананеев, Аморреев, Хеттеев, Ферезеев, (Гергесеев,) Евеев и Иевусеев, 3 (и введет он вас) в землю, где течет молоко и мед; ибо Сам не пойду среди вас, чтобы не погубить Мне вас на пути, потому что вы народ жестоковыйный.
4 Народ, услышав грозное слово сие, возрыдал, и никто не возложил на себя украшений своих. 5 Ибо Господь сказал Моисею: скажи сынам Израилевым: вы народ жестоковыйный; если Я пойду среди вас, то в одну минуту истреблю вас; итак снимите с себя украшения свои; Я посмотрю, что Мне делать с вами. 6 Сыны Израилевы сняли с себя украшения свои у горы Хорива.
7 Моисей же взял и поставил себе шатер вне стана, вдали от стана, и назвал его скиниею собрания; и каждый, ищущий Господа, приходил в скинию собрания, находившуюся вне стана. 8 И когда Моисей выходил к скинии, весь народ вставал, и становился каждый у входа в свой шатер и смотрел вслед Моисею, доколе он не входил в скинию. 9 Когда же Моисей входил в скинию, тогда спускался столп облачный и становился у входа в скинию, и (Господь) говорил с Моисеем. 10 И видел весь народ столп облачный, стоявший у входа в скинию; и вставал весь народ, и поклонялся каждый у входа в шатер свой. 11 И говорил Господь с Моисеем лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим; и он возвращался в стан; а служитель его Иисус, сын Навин, юноша, не отлучался от скинии.
12 Моисей сказал Господу: вот, Ты говоришь мне: "веди народ сей", а не открыл мне, кого пошлешь со мною, хотя Ты сказал: "Я знаю тебя по имени, и ты приобрел благоволение в очах Моих". 13 Итак, если я приобрел благоволение в очах Твоих, то молю: открой мне путь Твой, дабы я познал Тебя, чтобы приобрести благоволение в очах Твоих; и помысли, что сии люди Твой народ. 14 (Господь) сказал (ему): Сам Я пойду (пред тобою) и введу тебя в покой. 15 (Моисей) сказал Ему: если не пойдешь Ты Сам (с нами), то и не выводи нас отсюда, 16 ибо по чему узнать, что я и народ Твой обрели благоволение в очах Твоих? не по тому ли, когда Ты пойдешь с нами? тогда я и народ Твой будем славнее всякого народа на земле.
17 И сказал Господь Моисею: и то, о чем ты говорил, Я сделаю, потому что ты приобрел благоволение в очах Моих, и Я знаю тебя по имени. 18 (Моисей) сказал: покажи мне славу Твою. 19 И сказал (Господь Моисею): Я проведу пред тобою всю славу Мою и провозглашу имя Иеговы пред тобою, и кого помиловать — помилую, кого пожалеть — пожалею. 20 И потом сказал Он: лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых. 21 И сказал Господь: вот место у Меня, стань на этой скале; 22 когда же будет проходить слава Моя, Я поставлю тебя в расселине скалы и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду; 23 и когда сниму руку Мою, ты увидишь Меня сзади, а лице Мое не будет видимо (тебе).
Свернуть
После истории с золотым тельцом происходят — одно за другим и, видимо, с очень небольшим разрывом по времени — два события: Бог отправляет народ в обещанную...  Читать далее

После истории с золотым тельцом происходят — одно за другим и, видимо, с очень небольшим разрывом по времени — два события: Бог отправляет народ в обещанную ещё Аврааму землю, а Моисей ставит первую Скинию. Первую — ещё прежде той, которая потом будет сооружаться столь неспешно и столь торжественно.

Оно и понятно: теперь, после истории с тельцом, Скиния была необходима абсолютно. Точнее, необходим был яхвистский культ — а Скиния просто стала его основой. Потому, что стало ясно: без культа, без чего-то видимого, ощутимого, наглядного народ Бога не воспринимает. Одного Присутствия мало, мало даже одного лишь алтаря — нужно святилище.

Иначе всё новых и новых золотых тельцов не оберёшься. Культ — он ведь всегда от духовного бессилия. От духовной несостоятельности — по крайней мере, когда речь идёт о религиях, которые называются обычно религиями Откровения. Изначально все такие религии связаны с яхвизмом и к нему восходят — история систематического, непрерывного Откровения, о котором человечество помнит, начинается всё-таки с Авраама. Всё, что раньше — моменты, эпизоды, штрих-пунктир, а с Авраама — непрерывная линия. Откровение тут в центре, а всё остальное — вокруг.

Даже жертвоприношение — оно ведь всего лишь способ богообщения, но оно по крайней мере действительно необходимо абсолютно: надо же как-то и где-то человеку встретиться с Богом. Иное дело более-менее пышный шатёр или тем более Храм: без них можно было бы и обойтись, но ведь тогда многие вообще усомнятся в том, что Бог посреди них, как усомнились в отсутствие Моисея.

Значит, культ нужен — и Бог снисходит к человеческой слабости, позволяя его и даже подсказывая, как лучше всё обустроить. Сам же между тем велит народу отправляться к цели, к земле обетованной. Готов ли народ к этому пути? Разумеется, нет: после истории с тельцом тут не могло быть никаких вопросов. Более того: Бог прямо говорит Моисею, что с народом не пойдёт, иначе в живых очень скоро никого не останется — народ ведь не готов к Божьему присутствию.

Единственный выход — всё тот же культ, отдельно стоящее святилище, куда смогут входить немногие, а прочим останется лишь двор. Не лучший вариант, но что поделать, если к большему народ не готов. Придётся идти к цели и готовиться в пути, набирая опыт по ходу дела. Так всё же лучше, чем стоять на месте и «развлекаться» золотыми тельцами.

Свернуть
 
На Исх 33:1-23
1 И сказал Господь Моисею: пойди, иди отсюда ты и народ, который ты вывел из земли Египетской, в землю, о которой Я клялся Аврааму, Исааку и Иакову, говоря: "потомству твоему дам ее". 2 И пошлю пред тобою Ангела (Моего), и прогоню Хананеев, Аморреев, Хеттеев, Ферезеев, (Гергесеев,) Евеев и Иевусеев, 3 (и введет он вас) в землю, где течет молоко и мед; ибо Сам не пойду среди вас, чтобы не погубить Мне вас на пути, потому что вы народ жестоковыйный.
4 Народ, услышав грозное слово сие, возрыдал, и никто не возложил на себя украшений своих. 5 Ибо Господь сказал Моисею: скажи сынам Израилевым: вы народ жестоковыйный; если Я пойду среди вас, то в одну минуту истреблю вас; итак снимите с себя украшения свои; Я посмотрю, что Мне делать с вами. 6 Сыны Израилевы сняли с себя украшения свои у горы Хорива.
7 Моисей же взял и поставил себе шатер вне стана, вдали от стана, и назвал его скиниею собрания; и каждый, ищущий Господа, приходил в скинию собрания, находившуюся вне стана. 8 И когда Моисей выходил к скинии, весь народ вставал, и становился каждый у входа в свой шатер и смотрел вслед Моисею, доколе он не входил в скинию. 9 Когда же Моисей входил в скинию, тогда спускался столп облачный и становился у входа в скинию, и (Господь) говорил с Моисеем. 10 И видел весь народ столп облачный, стоявший у входа в скинию; и вставал весь народ, и поклонялся каждый у входа в шатер свой. 11 И говорил Господь с Моисеем лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим; и он возвращался в стан; а служитель его Иисус, сын Навин, юноша, не отлучался от скинии.
12 Моисей сказал Господу: вот, Ты говоришь мне: "веди народ сей", а не открыл мне, кого пошлешь со мною, хотя Ты сказал: "Я знаю тебя по имени, и ты приобрел благоволение в очах Моих". 13 Итак, если я приобрел благоволение в очах Твоих, то молю: открой мне путь Твой, дабы я познал Тебя, чтобы приобрести благоволение в очах Твоих; и помысли, что сии люди Твой народ. 14 (Господь) сказал (ему): Сам Я пойду (пред тобою) и введу тебя в покой. 15 (Моисей) сказал Ему: если не пойдешь Ты Сам (с нами), то и не выводи нас отсюда, 16 ибо по чему узнать, что я и народ Твой обрели благоволение в очах Твоих? не по тому ли, когда Ты пойдешь с нами? тогда я и народ Твой будем славнее всякого народа на земле.
17 И сказал Господь Моисею: и то, о чем ты говорил, Я сделаю, потому что ты приобрел благоволение в очах Моих, и Я знаю тебя по имени. 18 (Моисей) сказал: покажи мне славу Твою. 19 И сказал (Господь Моисею): Я проведу пред тобою всю славу Мою и провозглашу имя Иеговы пред тобою, и кого помиловать — помилую, кого пожалеть — пожалею. 20 И потом сказал Он: лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых. 21 И сказал Господь: вот место у Меня, стань на этой скале; 22 когда же будет проходить слава Моя, Я поставлю тебя в расселине скалы и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду; 23 и когда сниму руку Мою, ты увидишь Меня сзади, а лице Мое не будет видимо (тебе).
Свернуть
Верность Божия потрясает. Завет, который Бог только что заключил со Своим народом, Израилем нарушен. Но, несмотря...  Читать далее

Верность Божия потрясает. Завет, который Бог только что заключил со Своим народом, Израилем нарушен. Но, несмотря на это, Богом не отменен, а подтвержден. Израилю дается время войти в этот завет, научиться жить в нем. Об этом же говорится и в евангельском чтении: какими бы «плевелами» мы ни были, нам дается время — до кончины века сего (или до нашей физической смерти) — измениться, обратиться к Богу, войти в завет с Ним и получить обещанное, ибо Он верен.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).