Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Деян 4:1-12

1 В то время, когда Петр и Иоанн говорили с народом, к ним подошли священники, начальник Храма и саддукеи. 2 Они были очень раздражены тем, что апостолы, когда учили народ и возвещали воскресение из мертвых, говорили, что об этом свидетельствует воскресение Иисуса. 3 Они схватили их и отдали под стражу до следующего дня, потому что уже был вечер. 4 Но из тех, кто слушал Весть, многие поверили, и число братьев возросло до пяти тысяч.
5 На следующий день члены Совета, старейшины и учителя Закона собрались в Иерусалиме. 6 В их числе были первосвященник Анна, Кайафа, Иоанн, Александр и другие из семей старших священников. 7 Апостолов поставили перед собранием и спросили:
— Как вы это сделали? Чьей властью и именем действовали?
8 Тогда Петр, исполнившись Святого Духа, заговорил:
— Правители народа и старейшины!
 9 Раз сегодня нас подвергают допросу по поводу доброго дела, что сделано для больного, и того, как он был исцелен, 10 то да будет известно вам и всему народу Израиля: человек этот стоит сейчас перед вами здоровым благодаря Имени Иисуса Назарянина, Помазанника, которого вы распяли, но Бог поднял Его из мертвых! 11 Он —
«камень, отвергнутый вами, строителями,
ставший краеугольным камнем»
.
12 Ни в ком другом нет спасения! И нет другого Имени под небесами, которым мы можем спастись!
Свернуть

Говоря о том, что на земле нет иного имени, которым можно было бы спастись, кроме имени Иисуса, Пётр делает очень важное и ответственное заявление. Ведь так можно было сказать лишь о священных именах. Об именах Божьих, открытых Самим Богом для того, чтобы, обращаясь к Нему, люди использовали именно их. Конечно, имя «Иисус» («Йешуа») содержит в себе имя Яхве (буквальный смысл имени «Яхве спасает»).

Но апостол явно имеет в виду не только это. Он, очевидно, говорит о божественности Самого Спасителя. Между тем, традиционные мессианские представления евангельской эпохи не предполагали божественности Мессии. Конечно, Мессия воспринимался как личность совершенно уникальная уже хотя бы потому, что Он был один. Двух Мессий быть не могло. И Его служение, как и само призвание, было абсолютно уникальным. Но всё же Мессия в сознании верующих евреев евангельской эпохи был по природе обычным человеком.

Необычным Он становится в момент, когда Бог призывает Его на служение и открывает в Нём Его мессианское призвание. После этого возможны и чудеса, и даже явление ангельского войска, если того потребуют обстоятельства. Пётр же видит ситуацию иначе. Он говорит именно о божественности Самого Мессии. Это было вполне естественно. Весь опыт Царства подводил именно к такому пониманию образа Мессии. Ведь Он Сам всегда говорил, что Его Царство «не от мира сего».

И апостолам (особенно после Пятидесятницы) стало очевидно: Своё Царство Мессия несёт с Собой. И вмещает в Себе всю его полноту. Которую открывает каждому, кто готов Ему довериться — как Мессии и носителю Царства. А значит, и как Царю. Но такой Царь несёт в Себе также и всю полноту Божью. Жизнь каждого человека — теофания. Богоявление. Хотя бы потому, что каждый несёт в себе то дыхание жизни, которое получил от Бога при сотворении. В момент зачатия. Получил не по природе и не от природы, а от Бога по Его воле.

Это Его дыхание в человеке. Его жизнь. Которую каждый вмещает настолько, насколько дано, и являет настолько, насколько хочет и может. А вот во Христе не просто дыхание жизни, а вся полнота Божьего присутствия. Такая, которая делает присутствие уже не присутствием, а Богом, явленным миру. А того, кто эту полноту являет, — Богочеловеком. Трудно сказать, сумел бы Пётр сформулировать то, что пережил, богословским языком. Но он сказал то, что сказал. Об имени Иисуса, которым можно спастись.

Другие мысли вслух

 
На Деян 4:1-10
1 В то время, когда Петр и Иоанн говорили с народом, к ним подошли священники, начальник Храма и саддукеи. 2 Они были очень раздражены тем, что апостолы, когда учили народ и возвещали воскресение из мертвых, говорили, что об этом свидетельствует воскресение Иисуса. 3 Они схватили их и отдали под стражу до следующего дня, потому что уже был вечер. 4 Но из тех, кто слушал Весть, многие поверили, и число братьев возросло до пяти тысяч.
5 На следующий день члены Совета, старейшины и учителя Закона собрались в Иерусалиме. 6 В их числе были первосвященник Анна, Кайафа, Иоанн, Александр и другие из семей старших священников. 7 Апостолов поставили перед собранием и спросили:
— Как вы это сделали? Чьей властью и именем действовали?
8 Тогда Петр, исполнившись Святого Духа, заговорил:
— Правители народа и старейшины!
 9 Раз сегодня нас подвергают допросу по поводу доброго дела, что сделано для больного, и того, как он был исцелен, 10 то да будет известно вам и всему народу Израиля: человек этот стоит сейчас перед вами здоровым благодаря Имени Иисуса Назарянина, Помазанника, которого вы распяли, но Бог поднял Его из мертвых!
Свернуть
На первый взгляд то, что говорит Петр синедриону, — сплошное обличение и ничего больше. Он открытым текстом заявляет...  Читать далее

На первый взгляд то, что говорит Петр синедриону, — сплошное обличение и ничего больше. Он открытым текстом заявляет им, что они совершили самую большую ошибку в своей жизни — распяли Того, Кого, по идее, всей душой ждали, — Мессию. «Дела их были злы», и поэтому они «уже осуждены» (см. Ин. 3:18-19)… И очень легко по-человечески понять такие обвинения со стороны апостолов в адрес первосвященников, убивших их Учителя. Мы бы, наверняка, и не такого наговорили. Однако здесь есть что-то большее. Апостолы говорят это не от себя. В 8-ом стихе написаны очень важные слова: «исполнившись Духа Святаго». Этот ответ Петра синедриону — скорее, не обвинение, а свидетельство и проповедь. Настоящее благовестие. Проповедь, не смущающаяся указывать на необходимость покаяния. Свидетельство, дающее людям шанс выбрать свет (см. Ин. 3:19). Между прочим, свидетельство Петра — того, кому самому был дан второй шанс… Апостолы, обращаясь к первосвященникам, все же, выражаясь нашим языком, «не ставят на них крест». А иначе зачем проповедовать? Они не повторяют ошибки пророка Ионы (см. Ион. 4), они уже знают, что Бог не хочет «судить мир, но чтобы мир спасен был» (Ин.3:17).

Свернуть
 
На Деян 4:1-22
1 В то время, когда Петр и Иоанн говорили с народом, к ним подошли священники, начальник Храма и саддукеи. 2 Они были очень раздражены тем, что апостолы, когда учили народ и возвещали воскресение из мертвых, говорили, что об этом свидетельствует воскресение Иисуса. 3 Они схватили их и отдали под стражу до следующего дня, потому что уже был вечер. 4 Но из тех, кто слушал Весть, многие поверили, и число братьев возросло до пяти тысяч.
5 На следующий день члены Совета, старейшины и учителя Закона собрались в Иерусалиме. 6 В их числе были первосвященник Анна, Кайафа, Иоанн, Александр и другие из семей старших священников. 7 Апостолов поставили перед собранием и спросили:
— Как вы это сделали? Чьей властью и именем действовали?
8 Тогда Петр, исполнившись Святого Духа, заговорил:
— Правители народа и старейшины!
 9 Раз сегодня нас подвергают допросу по поводу доброго дела, что сделано для больного, и того, как он был исцелен, 10 то да будет известно вам и всему народу Израиля: человек этот стоит сейчас перед вами здоровым благодаря Имени Иисуса Назарянина, Помазанника, которого вы распяли, но Бог поднял Его из мертвых! 11 Он —
«камень, отвергнутый вами, строителями,
ставший краеугольным камнем»
.
12 Ни в ком другом нет спасения! И нет другого Имени под небесами, которым мы можем спастись!
13 Члены Совета, видя бесстрашие Петра и Иоанна и поняв, что это люди неученые и простые, сначала удивились, но потом догадались, что перед ними спутники Иисуса. 14 Но они видели исцеленного, стоявшего рядом с Петром и Иоанном, и им нечего было возразить. 15 Приказав апостолам выйти, члены Совета стали совещаться.
16 — Что нам делать с этими людьми? — говорили они. — Всем жителям Иерусалима уже ясно, что благодаря им произошло это великое чудо, и мы не можем этого отрицать. 17 Но чтобы все это и дальше не распространялось в народе, мы должны пригрозить им и приказать не говорить больше об Иисусе.
18 Они снова позвали апостолов и потребовали от них полностью прекратить всякие речи и больше не учить во имя Иисуса. 19 Но Петр с Иоанном ответили:
— Посудите сами, вправе ли мы перед Богом слушаться вас больше, чем Его?
 20 Мы не можем не говорить о том, что видели и слышали!
21 Те, пригрозив, все же отпустили апостолов, так как не нашли ничего, за что их можно было бы наказать, не боясь народа. А весь народ прославлял Бога за то, что случилось. 22 Ведь человеку, с которым произошло это чудо, было уже за сорок.
Свернуть
Те, чьё отвержение Христа не было осознанным, кто кричал: «распни!» по неведению или же поддавшись «синдрому толпы», принесли...  Читать далее

Те, чьё отвержение Христа не было осознанным, кто кричал «распни!» по неведению или же поддавшись «синдрому толпы», принесли покаяние и уверовали. Но те, кто выносил Христу приговор, раскаиваться не намерены, теперь они взялись за Его учеников. Так по следам Учителя начинался крестный путь апостолов.

Лука отмечает, что на допросе у первосвященников Петр отвечал, исполнившись Духа Святого, его речь не результат человеческих усилий оправдаться, но наступательная проповедь, вдохновлённая свыше, свидетельство о Христе перед теми, с кем, по нормальным человеческим соображениям, говорить бессмысленно. Но Бог раскрывает, что многие ситуации, кажущиеся нам бессмысленными, не обязательно таковы.

Видимо, было необходимо, чтобы слова о том, что нет другого имени... которым надлежало бы нам спастись, кроме имени Иисуса, были чётко сформулированы и произнесены в присутствии Его убийц. Сила Святого Духа, полученная Петром, такова, что всесильный синедрион не рискует расправиться с апостолами и предлагает им сделку: «всего-навсего» не говорить о Христе. Но в ответ Петр произносит слова, которыми веками будут вдохновляться христиане, отказывавшиеся подчиняться несправедливости: справедливо ли пред Богом — слушать вас более, нежели Бога?

В итоге апостолы одержали победу. Одержали не силой и не в героической схватке, а верностью Христу и мирным стоянием в правде.

Свернуть
 
На Деян 4:1-22
1 В то время, когда Петр и Иоанн говорили с народом, к ним подошли священники, начальник Храма и саддукеи. 2 Они были очень раздражены тем, что апостолы, когда учили народ и возвещали воскресение из мертвых, говорили, что об этом свидетельствует воскресение Иисуса. 3 Они схватили их и отдали под стражу до следующего дня, потому что уже был вечер. 4 Но из тех, кто слушал Весть, многие поверили, и число братьев возросло до пяти тысяч.
5 На следующий день члены Совета, старейшины и учителя Закона собрались в Иерусалиме. 6 В их числе были первосвященник Анна, Кайафа, Иоанн, Александр и другие из семей старших священников. 7 Апостолов поставили перед собранием и спросили:
— Как вы это сделали? Чьей властью и именем действовали?
8 Тогда Петр, исполнившись Святого Духа, заговорил:
— Правители народа и старейшины!
 9 Раз сегодня нас подвергают допросу по поводу доброго дела, что сделано для больного, и того, как он был исцелен, 10 то да будет известно вам и всему народу Израиля: человек этот стоит сейчас перед вами здоровым благодаря Имени Иисуса Назарянина, Помазанника, которого вы распяли, но Бог поднял Его из мертвых! 11 Он —
«камень, отвергнутый вами, строителями,
ставший краеугольным камнем»
.
12 Ни в ком другом нет спасения! И нет другого Имени под небесами, которым мы можем спастись!
13 Члены Совета, видя бесстрашие Петра и Иоанна и поняв, что это люди неученые и простые, сначала удивились, но потом догадались, что перед ними спутники Иисуса. 14 Но они видели исцеленного, стоявшего рядом с Петром и Иоанном, и им нечего было возразить. 15 Приказав апостолам выйти, члены Совета стали совещаться.
16 — Что нам делать с этими людьми? — говорили они. — Всем жителям Иерусалима уже ясно, что благодаря им произошло это великое чудо, и мы не можем этого отрицать. 17 Но чтобы все это и дальше не распространялось в народе, мы должны пригрозить им и приказать не говорить больше об Иисусе.
18 Они снова позвали апостолов и потребовали от них полностью прекратить всякие речи и больше не учить во имя Иисуса. 19 Но Петр с Иоанном ответили:
— Посудите сами, вправе ли мы перед Богом слушаться вас больше, чем Его?
 20 Мы не можем не говорить о том, что видели и слышали!
21 Те, пригрозив, все же отпустили апостолов, так как не нашли ничего, за что их можно было бы наказать, не боясь народа. А весь народ прославлял Бога за то, что случилось. 22 Ведь человеку, с которым произошло это чудо, было уже за сорок.
Свернуть
Заявление о том, что исцелённый был исцелён именем Иисуса, было достаточно смелым. Дело в том, что, когда речь шла о священных именах, яхвисты вообще и иудеи в частности всегда были достаточно осторожны. В иудаизме осторожность эта дошла до того...  Читать далее

Заявление о том, что исцелённый был исцелён именем Иисуса, было достаточно смелым. Дело в том, что, когда речь шла о священных именах, яхвисты вообще и иудеи в частности всегда были достаточно осторожны. В иудаизме осторожность эта дошла до того, что имя Яхве, например, вообще запретили произносить вслух, чтобы невзначай не произнести его попусту и не нарушить тем самым третью заповедь Декалога. И если говорить об исцелении, то исцеление было возможно только именем Божьим. Заявление о том, что именем Иисуса возможно исцеление, фактически означало, что Его имя приравнивается к Божьему имени, включается в число священных имён. Конечно, имя «Иисус» (точнее, «Йешуа») включает в себя имя Яхве, но все понимали, что речь идёт не о том. Именно поэтому представители храмовой верхушки и были озабочены. Ведь, говоря об исцелении именем Иисуса, апостолы тем самым фактически декларировали не только мессианство Иисуса, но и его божественность, как бы они её ни понимали.

Они заявляли публично, что к Иисусу можно обращаться так же, как к Богу. Тут было о чём задуматься. Конечно, понятие священного в яхвизме, а значит, и в иудаизме было достаточно широким, оно было связано с понятием теофании, богоявления, и сами священные имена были священны именно в этом смысле: их призывание было связано с теофанией, с богоявлением.

Но всё же никакая святыня не могла заменить Бога как источник и условие всякой святости. Говорить об имени человека, пусть даже этот человек Мессия, как о священном имени — было чем-то новым и небывалым. Этот вопрос требовал, как минимум, серьёзного обсуждения. К разного рода взглядам и богословским теориям в яхвизме, а позже и в иудаизме отношение было достаточно спокойное, и иудейская традиция знает самые причудливые и неожиданные толкования Торы и богословские концепции.

Иное дело практика, тем более молитвенная: тут иудаизм всегда был достаточно консервативен и осторожен. Но апостолам такая консервативная осторожность была чужда. Оно и понятно: они ведь были не учёными раввинами и толкователями Торы, а свидетелями того, что видели своими глазами. Бог открыл им то, что открыл, и не свидетельствовать об откровении означало бы для них не слушать Бога, предпочесть Его людям. А на это апостолы, естественно, пойти не могли. Конфликт с Храмом и Синедрионом оказывался неизбежен.

Свернуть
 
На Деян 4:1-37
1 В то время, когда Петр и Иоанн говорили с народом, к ним подошли священники, начальник Храма и саддукеи. 2 Они были очень раздражены тем, что апостолы, когда учили народ и возвещали воскресение из мертвых, говорили, что об этом свидетельствует воскресение Иисуса. 3 Они схватили их и отдали под стражу до следующего дня, потому что уже был вечер. 4 Но из тех, кто слушал Весть, многие поверили, и число братьев возросло до пяти тысяч.
5 На следующий день члены Совета, старейшины и учителя Закона собрались в Иерусалиме. 6 В их числе были первосвященник Анна, Кайафа, Иоанн, Александр и другие из семей старших священников. 7 Апостолов поставили перед собранием и спросили:
— Как вы это сделали? Чьей властью и именем действовали?
8 Тогда Петр, исполнившись Святого Духа, заговорил:
— Правители народа и старейшины!
 9 Раз сегодня нас подвергают допросу по поводу доброго дела, что сделано для больного, и того, как он был исцелен, 10 то да будет известно вам и всему народу Израиля: человек этот стоит сейчас перед вами здоровым благодаря Имени Иисуса Назарянина, Помазанника, которого вы распяли, но Бог поднял Его из мертвых! 11 Он —
«камень, отвергнутый вами, строителями,
ставший краеугольным камнем»
.
12 Ни в ком другом нет спасения! И нет другого Имени под небесами, которым мы можем спастись!
13 Члены Совета, видя бесстрашие Петра и Иоанна и поняв, что это люди неученые и простые, сначала удивились, но потом догадались, что перед ними спутники Иисуса. 14 Но они видели исцеленного, стоявшего рядом с Петром и Иоанном, и им нечего было возразить. 15 Приказав апостолам выйти, члены Совета стали совещаться.
16 — Что нам делать с этими людьми? — говорили они. — Всем жителям Иерусалима уже ясно, что благодаря им произошло это великое чудо, и мы не можем этого отрицать. 17 Но чтобы все это и дальше не распространялось в народе, мы должны пригрозить им и приказать не говорить больше об Иисусе.
18 Они снова позвали апостолов и потребовали от них полностью прекратить всякие речи и больше не учить во имя Иисуса. 19 Но Петр с Иоанном ответили:
— Посудите сами, вправе ли мы перед Богом слушаться вас больше, чем Его?
 20 Мы не можем не говорить о том, что видели и слышали!
21 Те, пригрозив, все же отпустили апостолов, так как не нашли ничего, за что их можно было бы наказать, не боясь народа. А весь народ прославлял Бога за то, что случилось. 22 Ведь человеку, с которым произошло это чудо, было уже за сорок.
23 Когда же их отпустили, Петр и Иоанн вернулись к своим и сообщили им, что сказали старшие священники и старейшины. 24 Услышав их рассказ, они все вместе громким голосом воззвали к Богу:
— Владыка, Ты создал небо, землю, море и все, что в них!
 25 Ты сказал через Святого Духа устами Твоего служителя, нашего отца Давида:
«Зачем разъярились язычники
и замыслили пустое народы?
 
26 Цари земли пошли войной
и правители заключили союз
против Господа и Его Помазанника»
.
27 И ведь действительно, против Святого Служителя Твоего Иисуса, которого Ты помазал, заключили в этом городе союз Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израиля, 28 чтобы исполнилось то, что предначертали Твое могущество и воля. 29 И теперь, о Господь, услышь их угрозы и даруй Твоим слугам безбоязненно возвещать Твое Слово. 30 Протяни исцеляющую руку Твою, и пусть свершатся дивные знаки и чудеса Именем Святого Служителя Твоего Иисуса. — 31 После их молитвы дом, в котором они собрались, сотрясся, и все исполнились Святого Духа и стали безбоязненно возвещать Слово Бога.
32 У всего множества поверивших было одно сердце и одна душа. Ни один человек не называл своим ничего из того, что ему принадлежало, все у них было общее. 33 С великой силой свидетельствовали они о воскресении Господа Иисуса, и Бог щедро одарял их всех Своей милостью. 34 Не было среди них ни одного нуждающегося: у кого были земли или дома, те продавали их и вырученные деньги приносили 35 и вручали апостолам, а затем деньги распределялись среди тех, кто нуждался. 36 Был, к примеру, один левит родом с Кипра, по имени Иосиф; апостолы прозвали его Варнавой, что переводится как «утешающий». 37 У него было поле, он продал его, а деньги принес и вручил апостолам.
Свернуть
Апостолы не устрашились угроз Синедриона и молят Бога дать им смелость возвещать Благую Весть. Многие из них в...  Читать далее

Апостолы не устрашились угроз Синедриона и молят Бога дать им смелость возвещать Благую Весть. Многие из них впоследствии умрут мученической смертью и станут примером для многих тысяч мучеников-христиан. Смелость, о которой они просят, не имеет никакого отношения к готовности совершить безрассудный поступок. Для апостолов Божья воля — гораздо реальнее и существеннее всех угроз противников Христа. Таким образом, христианская смелость напрямую связана с верой — полнотой жизни в воскресшем Господе Иисусе. Чем сильнее эта вера, тем очевиднее для человека, что никакие угрозы не могут сравниться для него с блаженством, счастьем, которое дает Христос. И наоборот, страх потерять жизнь, имущество, работу, дружбу, которым все мы в той или иной мере страдаем, ставит под вопрос реальность нашей веры...

Свернуть
 
На Деян 4:1-37
1 В то время, когда Петр и Иоанн говорили с народом, к ним подошли священники, начальник Храма и саддукеи. 2 Они были очень раздражены тем, что апостолы, когда учили народ и возвещали воскресение из мертвых, говорили, что об этом свидетельствует воскресение Иисуса. 3 Они схватили их и отдали под стражу до следующего дня, потому что уже был вечер. 4 Но из тех, кто слушал Весть, многие поверили, и число братьев возросло до пяти тысяч.
5 На следующий день члены Совета, старейшины и учителя Закона собрались в Иерусалиме. 6 В их числе были первосвященник Анна, Кайафа, Иоанн, Александр и другие из семей старших священников. 7 Апостолов поставили перед собранием и спросили:
— Как вы это сделали? Чьей властью и именем действовали?
8 Тогда Петр, исполнившись Святого Духа, заговорил:
— Правители народа и старейшины!
 9 Раз сегодня нас подвергают допросу по поводу доброго дела, что сделано для больного, и того, как он был исцелен, 10 то да будет известно вам и всему народу Израиля: человек этот стоит сейчас перед вами здоровым благодаря Имени Иисуса Назарянина, Помазанника, которого вы распяли, но Бог поднял Его из мертвых! 11 Он —
«камень, отвергнутый вами, строителями,
ставший краеугольным камнем»
.
12 Ни в ком другом нет спасения! И нет другого Имени под небесами, которым мы можем спастись!
13 Члены Совета, видя бесстрашие Петра и Иоанна и поняв, что это люди неученые и простые, сначала удивились, но потом догадались, что перед ними спутники Иисуса. 14 Но они видели исцеленного, стоявшего рядом с Петром и Иоанном, и им нечего было возразить. 15 Приказав апостолам выйти, члены Совета стали совещаться.
16 — Что нам делать с этими людьми? — говорили они. — Всем жителям Иерусалима уже ясно, что благодаря им произошло это великое чудо, и мы не можем этого отрицать. 17 Но чтобы все это и дальше не распространялось в народе, мы должны пригрозить им и приказать не говорить больше об Иисусе.
18 Они снова позвали апостолов и потребовали от них полностью прекратить всякие речи и больше не учить во имя Иисуса. 19 Но Петр с Иоанном ответили:
— Посудите сами, вправе ли мы перед Богом слушаться вас больше, чем Его?
 20 Мы не можем не говорить о том, что видели и слышали!
21 Те, пригрозив, все же отпустили апостолов, так как не нашли ничего, за что их можно было бы наказать, не боясь народа. А весь народ прославлял Бога за то, что случилось. 22 Ведь человеку, с которым произошло это чудо, было уже за сорок.
23 Когда же их отпустили, Петр и Иоанн вернулись к своим и сообщили им, что сказали старшие священники и старейшины. 24 Услышав их рассказ, они все вместе громким голосом воззвали к Богу:
— Владыка, Ты создал небо, землю, море и все, что в них!
 25 Ты сказал через Святого Духа устами Твоего служителя, нашего отца Давида:
«Зачем разъярились язычники
и замыслили пустое народы?
 
26 Цари земли пошли войной
и правители заключили союз
против Господа и Его Помазанника»
.
27 И ведь действительно, против Святого Служителя Твоего Иисуса, которого Ты помазал, заключили в этом городе союз Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израиля, 28 чтобы исполнилось то, что предначертали Твое могущество и воля. 29 И теперь, о Господь, услышь их угрозы и даруй Твоим слугам безбоязненно возвещать Твое Слово. 30 Протяни исцеляющую руку Твою, и пусть свершатся дивные знаки и чудеса Именем Святого Служителя Твоего Иисуса. — 31 После их молитвы дом, в котором они собрались, сотрясся, и все исполнились Святого Духа и стали безбоязненно возвещать Слово Бога.
32 У всего множества поверивших было одно сердце и одна душа. Ни один человек не называл своим ничего из того, что ему принадлежало, все у них было общее. 33 С великой силой свидетельствовали они о воскресении Господа Иисуса, и Бог щедро одарял их всех Своей милостью. 34 Не было среди них ни одного нуждающегося: у кого были земли или дома, те продавали их и вырученные деньги приносили 35 и вручали апостолам, а затем деньги распределялись среди тех, кто нуждался. 36 Был, к примеру, один левит родом с Кипра, по имени Иосиф; апостолы прозвали его Варнавой, что переводится как «утешающий». 37 У него было поле, он продал его, а деньги принес и вручил апостолам.
Свернуть
Сегодняшнее чтение поднимает одну из важнейших в Библии тем — тему свидетельства. И первое, что бросается в глаза: подлинное свидетельство всегда...  Читать далее

Сегодняшнее чтение поднимает одну из важнейших в Библии тем — тему свидетельства. И первое, что бросается в глаза: подлинное свидетельство всегда есть свидетельство о факте, в данном случае — о факте совершённого апостолами исцеления (ст. 9 – 10). Именно факт становится неопровержимой основой свидетельства. Но он же становится и причиной беспокойства религиозных властей, которые видят угрозу не во мнениях или взглядах апостолов, а в самом факте (ст. 13 – 18). На первый взгляд, такое отношение к фактам выглядит как минимум странным, и странным прежде всего своей недобросовестностью: речь ведь в данном случае идёт не об объяснении происходящего, которое, как и всегда бывает в таких случаях, можно было бы объяснить по-разному, а именно о попытке замолчать сам факт, притом факт, уже известный, как минимум, всему городу. И всё же представители храмовой верхушки полны решимости запретить апостолам свидетельствовать о том, что уже известно всем. И неудивительно: ведь свидетельство о факте исцеления для них неотделимо от свидетельства о другом факте — о том, что казнённый по инициативе религиозных властей Иисус - действительно обещанный Богом Мессия, а Царство уже вошло в мир, преображая его (ст. 8 – 12). И апостолы не могут свидетельствовать иначе: ведь для них исцеление — всего лишь одно из проявлений Царства, так, что, говоря об одном, невозможно не упомянуть и о другом. Но именно об этом «другом» представители религиозной власти слышать не хотят. Конечно, отчасти такое нежелание связано с тем, что для храмового священства в евангельскую эпоху был характерен известный религиозный скептицизм: его представители, как правило, не верили ни в мессианскую перспективу, ни во всеобщее воскресение. Но были и другие, религиозно-политические соображения: проповедь апостолов была нежелательна ещё и потому, что она могла бы привести к рождению в народе нового движения, уже никак не подконтрольного Храму. Такое отношение было вполне естественным: для людей, не верящих в Царство, всякий разговор или тем более свидетельство о нём кажутся в лучшем случае опасным заблуждением, в худшем же — сознательным обманом, за которым, как им представляется, всегда стоят далеко идущие политические или религиозно-политические цели. Конфликт в данном случае был неизбежен, и сами апостолы, равно, впрочем, как и их единомышленники, прекрасно это понимали (ст. 23 – 30). Казалось бы, речь шла о власти религиозной, которой проповедь Царства не должна была бы быть страшна так, как могла она быть страшна власти светской. Но религия и Царство — далеко не одно и тоже, и Царство так же не вмещается в рамки религиозных институтов, как не вмещается оно в рамки светской власти. И неудивительно: ведь Царство, принимая и вмещая в себя мир, отторгает его ограниченность. Всякую. И светскую, и религиозную.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).