Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Ис 52:1-12

Восстань, восстань,
  облекись в силу твою, Сион!
Облекись в одежды величия твоего,
  Иерусалим, город святый!
ибо уже не будет более входить в тебя
  необрезанный и нечистый.
Отряси с себя прах; встань,
  пленный Иерусалим!
сними цепи с шеи твоей,
  пленная дочь Сиона!
3 ибо так говорит Господь: за ничто были вы проданы, и без серебра будете выкуплены; 4 ибо так говорит Господь Бог: народ Мой ходил прежде в Египет, чтобы там пожить, и Ассур теснил его ни за что. 5 И теперь что у Меня здесь? говорит Господь; народ Мой взят даром, властители их неистовствуют, говорит Господь, и постоянно, всякий день имя Мое бесславится. 6 Поэтому народ Мой узнает имя Мое; поэтому узнает в тот день, что Я Тот же, Который сказал: "вот Я!"
Как прекрасны на горах
  ноги благовестника,
возвещающего мир, благовествующего радость,
  проповедующего спасение,
говорящего Сиону: "воцарился Бог твой!"
Голос сторожей твоих — они возвысили голос,
  и все вместе ликуют,
ибо своими глазами видят,
  что Господь возвращается в Сион.
Торжествуйте, пойте вместе,
  развалины Иерусалима,
ибо утешил Господь народ Свой,
  искупил Иерусалим.
10 
Обнажил Господь святую мышцу Свою
  пред глазами всех народов;
и все концы земли увидят
  спасение Бога нашего.
11 
Идите, идите, выходите оттуда;
  не касайтесь нечистого;
выходите из среды его, очистите себя,
  носящие сосуды Господни!
12 
Ибо вы выйдете неторопливо,
  и не побежите;
потому что впереди вас пойдет Господь,
  и Бог Израилев будет стражем позади вас.
Свернуть

Итак, Иерусалим будет восстановлен. Господь Сам поведет пленников в святую землю, Сам будет обитать на Сионе. Израиль, раб Господа, возвысится и будет благоуспешен после долгих страданий и унижений. В судьбе Иерусалима, пораженного за грехи народа, но восстановленного силой Божьей, христиане увидели прообраз Христа, претерпевшего распятие и смерть, но прославленного «паче сынов человеческих» ? это пророчество (как и следующая 53-я глава), наверное, наиболее ясно говорит о страданиях Мессии. Возможно, это также путь каждого человека, ведь у каждого из нас были (и будут) испытания и горести. Тогда сегодняшние слова Исаии — призыв, обращенный к нам: не унывать, не отчаиваться, даже в самые трудные моменты помнить о милости Божьей, которая не оставит тех, кто служит Богу и уповает на Него.

Другие мысли вслух

 
На Ис 52:1-12
Восстань, восстань,
  облекись в силу твою, Сион!
Облекись в одежды величия твоего,
  Иерусалим, город святый!
ибо уже не будет более входить в тебя
  необрезанный и нечистый.
Отряси с себя прах; встань,
  пленный Иерусалим!
сними цепи с шеи твоей,
  пленная дочь Сиона!
3 ибо так говорит Господь: за ничто были вы проданы, и без серебра будете выкуплены; 4 ибо так говорит Господь Бог: народ Мой ходил прежде в Египет, чтобы там пожить, и Ассур теснил его ни за что. 5 И теперь что у Меня здесь? говорит Господь; народ Мой взят даром, властители их неистовствуют, говорит Господь, и постоянно, всякий день имя Мое бесславится. 6 Поэтому народ Мой узнает имя Мое; поэтому узнает в тот день, что Я Тот же, Который сказал: "вот Я!"
Как прекрасны на горах
  ноги благовестника,
возвещающего мир, благовествующего радость,
  проповедующего спасение,
говорящего Сиону: "воцарился Бог твой!"
Голос сторожей твоих — они возвысили голос,
  и все вместе ликуют,
ибо своими глазами видят,
  что Господь возвращается в Сион.
Торжествуйте, пойте вместе,
  развалины Иерусалима,
ибо утешил Господь народ Свой,
  искупил Иерусалим.
10 
Обнажил Господь святую мышцу Свою
  пред глазами всех народов;
и все концы земли увидят
  спасение Бога нашего.
11 
Идите, идите, выходите оттуда;
  не касайтесь нечистого;
выходите из среды его, очистите себя,
  носящие сосуды Господни!
12 
Ибо вы выйдете неторопливо,
  и не побежите;
потому что впереди вас пойдет Господь,
  и Бог Израилев будет стражем позади вас.
Свернуть
От слов, адресованных Иерусалиму, исходит радость даже тогда, когда они читаются вне контекста. Тем большая...  Читать далее

От слов, адресованных Иерусалиму, исходит радость даже тогда, когда они читаются вне контекста. Тем большая радость испытывается, когда мы видим, что со словом ободрения Господь обращается к городу, жители которого многократно были обличаемы посланными Им пророками за их грехи и беззакония, а затем немало претерпели, расплачиваясь за грехи. Но каждому грешнику Господь предоставляет возможность положительных изменений их жизни, никого Он не лишает надежды.

Когда кажется, что трудности превышают возможности справиться с ними и становится непонятно, как быть и что делать, когда день за днём приходится терпеть неудачи и поражения, а за темнотой собственных грехов не видно просвета, Господь всё равно останется с нами. С верой можно опереться на Его поддержку и шаг за шагом выйти из тьмы.

Свернуть
 
На Ис 52:7-10
Как прекрасны на горах
  ноги благовестника,
возвещающего мир, благовествующего радость,
  проповедующего спасение,
говорящего Сиону: "воцарился Бог твой!"
Голос сторожей твоих — они возвысили голос,
  и все вместе ликуют,
ибо своими глазами видят,
  что Господь возвращается в Сион.
Торжествуйте, пойте вместе,
  развалины Иерусалима,
ибо утешил Господь народ Свой,
  искупил Иерусалим.
10 
Обнажил Господь святую мышцу Свою
  пред глазами всех народов;
и все концы земли увидят
  спасение Бога нашего.
Свернуть
Исайя Вавилонский часто и много говорит о том, что время искупления грехов народа окончилось, что близко возвращение на землю отцов, что Иерусалим и Храм скоро будут восстановлены, а Бог вернётся в Свой дом. Но всё это для пророка не только история. Исайя как никто другой понимал...  Читать далее

Исайя Вавилонский часто и много говорит о том, что время искупления грехов народа окончилось, что близко возвращение на землю отцов, что Иерусалим и Храм скоро будут восстановлены, а Бог вернётся в Свой дом. Но всё это для пророка не только история. Исайя как никто другой понимал, что история собственно для еврейского народа закончилась Вавилонским пленом. Всё, что дальше, естественными историческими причинами объяснить невозможно.

Ничего подобного в древности не бывало ни с одним народом. Да и не могло быть, учитывая условия эпохи. Вся история послепленного еврейства — чудо, и Исайя это прекрасно видит. Так же, как и то, что Богу не нужно обычное продолжение земной истории Его народа. Богу нужно другое. Он хочет, чтобы Его народ явил миру Его Царство. И именно ради этого даёт ему возможность вернуться в Иудею. Ему нужно место, откуда Его Царство начнёт распространяться по миру.

Иерусалим, Храм таким местом становятся естественно и органично. Конечно, Бог не связан ни местом, ни временем, ни историей. Он вообще ничем не связан. Но у Него есть Свой план восстановления мироздания, возвращения его в то состояние Божьего Царства, каким он был задуман и создан. А это означает, что каждый последующий этап становления и восстановления мироздания не может полностью разрывать с этапом предыдущим.

Он не может развиваться в рамках какой-то совершенно новой исторической и космической логики, никак не связанной с логикой предшествующего развития. Поэтому и становится обычная земная история частью той метаистории, которая связана уже не с историей земных царств, а с историей Царства Божьего. Конечно, не вся и не целиком. Конечно, лишь в той мере, в какой творившие эту земную историю люди давали в ней место Богу и Его промыслу. И пророк понимает: для еврейского народа наступило время, когда этот промысел должен стать центром и смыслом его истории.

Ради этого Бог сохранил Свой народ и дал ему ещё одну историческую жизнь. Жизнь, которой у него не могло и не должно было быть. Вся эта жизнь, целиком и полностью является частью промысла. И в ней не может, не должно быть ничего, что в промысел Божий не входит. Тогда история Царства действительно начнётся там, где когда-то Бог построил Себе дом. С тем, чтобы когда-нибудь, в конце времён, таким домом стал весь Божий мир.

Свернуть
 
На Ис 52:7
Как прекрасны на горах
  ноги благовестника,
возвещающего мир, благовествующего радость,
  проповедующего спасение,
говорящего Сиону: "воцарился Бог твой!"
Свернуть
Исайя Вавилонский был одним из первых, кто заговорил о скором конце Вавилонии и о возвращении еврейского народа на землю отцов. Когда он начал свою проповедь, это казалось совершенно невероятным: ничто не указывало на скорые...  Читать далее

Исайя Вавилонский был одним из первых, кто заговорил о скором конце Вавилонии и о возвращении еврейского народа на землю отцов. Когда он начал свою проповедь, это казалось совершенно невероятным: ничто не указывало на скорые перемены. И всё же они произошли, быстро и для большинства неожиданно: персидская армия под командованием Кира Великого штурмом взяла Вавилон и положила конец существованию Вавилонии. Для евреев это означало возможность вернуться на землю отцов: вскоре после окончания войны с Вавилонией, в 517 г. до н.э., Кир издал указ о возвращении евреев на землю их предков. Так кем же был Исайя: предсказателем? Провидцем, видевшим всё, чему суждено случиться?

Наверное, всё-таки нет. Вполне возможно, пророк даже и не думал о политических событиях, когда предсказывал скорый конец плена. Ему было открыть другое: он понял, что изменилось духовное состояние народа, и что период покаяния окончен. Конечно, понять это одним человеческим умом, хотя бы и проницательным, невозможно: тут нужно видеть глубины человеческого сердца, и не одного, а многих сердец. Такое возможно только Богу. Но Бог может открыть Своё видение, кому захочет. И тогда над горами звучит благая весть: время искупления народа настало. А вместе с тем настало и время прихода Мессии.

Собственно, благая весть и была, в первую очередь, вестью о приходе Мессии, Которого ожидали сразу же после окончания плена и возвращения народа на землю отцов. Конечно, необходимо было ещё восстановить город и Храм, от которого остался один фундамент, но эта задача казалась будущим репатриантам легко осуществимой. Главное было в том, что настало, наконец, время Царства Божия, время, когда Бог Сам станет править Своим народом. Собственно, мессианское Царство и воспринималось большинством верующих яхвистов как Царство Божие: ведь в Мессии они видели, в первую очередь, посланного Богом Правителя, Который должен был восстановить независимое еврейское государство и ввести в нём законы, соответствующие Торе.

Это было важно: ведь никто из тех, кто ждал возможности вернуться на землю отцов, не хотел снова её потерять из-за нарушения данных Богом заповедей. Царство Божие должно было быть именно Царством Самого Бога, где Он правит в соответствии со Своими законами через Им посланного и поставленного во главе народа Мессию. Конечно, такая картина идеального общества и государства была несколько схематичной, а надежды на её немедленное осуществление — несколько наивными. Да и до прихода Мессии оставалось ещё не одно столетие. И всё же из плена действительно возвращался уже совсем другой народ. Народ, для которого отступничество было хуже смерти, народ, для которого следование Торе было настолько само собой разумеющимся, что об этом не стоило и говорить, народ, который уже не хотел возвращения в прошлое, а хотел двигаться вперёд — в Царство Мессии, Которое он представлял себе ещё очень по-земному, но которого искренне ждал. Начинался новый этап истории народа Божия, который должен был завершиться у порога Нового Завета.

Свернуть
 
На Ис 52:1-15
Восстань, восстань,
  облекись в силу твою, Сион!
Облекись в одежды величия твоего,
  Иерусалим, город святый!
ибо уже не будет более входить в тебя
  необрезанный и нечистый.
Отряси с себя прах; встань,
  пленный Иерусалим!
сними цепи с шеи твоей,
  пленная дочь Сиона!
3 ибо так говорит Господь: за ничто были вы проданы, и без серебра будете выкуплены; 4 ибо так говорит Господь Бог: народ Мой ходил прежде в Египет, чтобы там пожить, и Ассур теснил его ни за что. 5 И теперь что у Меня здесь? говорит Господь; народ Мой взят даром, властители их неистовствуют, говорит Господь, и постоянно, всякий день имя Мое бесславится. 6 Поэтому народ Мой узнает имя Мое; поэтому узнает в тот день, что Я Тот же, Который сказал: "вот Я!"
Как прекрасны на горах
  ноги благовестника,
возвещающего мир, благовествующего радость,
  проповедующего спасение,
говорящего Сиону: "воцарился Бог твой!"
Голос сторожей твоих — они возвысили голос,
  и все вместе ликуют,
ибо своими глазами видят,
  что Господь возвращается в Сион.
Торжествуйте, пойте вместе,
  развалины Иерусалима,
ибо утешил Господь народ Свой,
  искупил Иерусалим.
10 
Обнажил Господь святую мышцу Свою
  пред глазами всех народов;
и все концы земли увидят
  спасение Бога нашего.
11 
Идите, идите, выходите оттуда;
  не касайтесь нечистого;
выходите из среды его, очистите себя,
  носящие сосуды Господни!
12 
Ибо вы выйдете неторопливо,
  и не побежите;
потому что впереди вас пойдет Господь,
  и Бог Израилев будет стражем позади вас.
13 
Вот, раб Мой будет благоуспешен,
  возвысится и вознесется,
  и возвеличится.
14 
Как многие изумлялись, смотря на Тебя —
  столько был обезображен паче всякого человека лик Его,
  и вид Его — паче сынов человеческих!
15 
Так многие народы приведет Он в изумление;
  цари закроют пред Ним уста свои,
ибо они увидят то, о чем не было говорено им,
  и узнают то, чего не слыхали.
Свернуть
Сегодняшнее чтение целиком посвящено теме грядущего возрождения Иерусалима. Конечно, приведённое здесь...  Читать далее

Сегодняшнее чтение целиком посвящено теме грядущего возрождения Иерусалима. Конечно, приведённое здесь пророчество имело и вполне конкретный, исторический смысл: после указа Кира и возвращения репатриантов из Вавилона в Иудею город и Храм действительно был восстановлен, и, возродившись из руин, Иерусалим впоследствии стал крупным экономическим, политическим и культурным центром древнего Ближнего Востока. Но Исайя, как видно, говорит не только об истории. В центре его проповеди не возвращение народа, а возвращение Бога туда, откуда Его когда-то изгнали (ст. 8). Иезекииль в своё время видел, как Бог покидает Храм, где Ему уже не осталось места (Иезек. 11: 22 – 23); теперь Исайе было открыто, что Он снова вернётся туда, где когда-то стоял Его дом, который будет отстроен заново. Но Его возвращение не будет означать возвращения в прошлое. Теперь Он возвращается как Царь (ст. 7), а значит, наступает время торжества того Царства, о котором говорили уже допленные пророки. И новый Иерусалим становится центром этого Царства. Иерусалим Исайи Вавилонского — мессианский Иерусалим. Но он не перестаёт быть при этом вполне реальным, земным городом, стены и башни которого можно потрогать руками и по улицам которого можно ходить. Но речь идёт не только о новом городе, но и о новом народе (ст. 14 – 15). Община изгнанников становится тем остатком, о котором говорил уже Исайя Иерусалимский. А когда Бог возвращается в Свой дом и возвращает Свой народ на землю отцов, остаток, преобразившись, становится ядром нового, мессианского Израиля, появления которого, конечно, не ожидал никто из тех, кто когда-то изгонял евреев с земли отцов, будучи уверенным, что с мятежным городом покончено навсегда. И лишь тогда, когда всё это совершится, миру явится обещанный Богом Мессия.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).