Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Ис 53:1-12

“ Quis credidit auditui nostro,
et brachium Domini cui revelatum est?
Et ascendit sicut virgultum coram eo
et sicut radix de terra sitienti.
Non erat species ei neque decor, ut aspiceremus eum,
et non erat aspectus, ut desideraremus eum.
Despectus erat et novissimus virorum,
vir dolorum et sciens infirmitatem,
et quasi abscondebamus vultum coram eo;
despectus, unde nec reputabamus eum.
Vere languores nostros ipse tulit
et dolores nostros ipse portavit;
et nos putavimus eum quasi plagatum,
percussum a Deo et humiliatum.
Ipse autem vulneratus est propter iniquitates nostras,
attritus est propter scelera nostra;
disciplina pacis nostrae super eum,
et livore eius sanati sumus.
Omnes nos quasi oves erravimus,
unusquisque in viam suam declinavit;
et posuit Dominus in eo
iniquitatem omnium nostrum ”.
Afflictus est et ipse subiecit se
et non aperuit os suum;
sicut agnus, qui ad occisionem ducitur,
et quasi ovis, quae coram tondentibus se obmutuit
et non aperuit os suum.
Angustia et iudicio sublatus est.
De generatione eius quis curabit?
Quia abscissus est de terra viventium;
propter scelus populi mei percussus est ad mortem.
Et posuerunt sepulcrum eius cum impiis,
cum divitibus tumulum eius,
eo quod iniquitatem non fecerit,
neque dolus fuerit in ore eius.
10 Et Dominus voluit conterere eum infirmitate.
Si posuerit in piaculum animam suam,
videbit semen longaevum,
et voluntas Domini in manu eius prosperabitur.
11 Propter laborem animae eius
videbit lucem, saturabitur in scientia sua.
Iustificabit iustus servus meus multos
et iniquitates eorum ipse portabit.
12 Ideo dispertiam ei multos,
et cum fortibus dividet spolia,
pro eo quod tradidit in mortem animam suam
et cum sceleratis reputatus est;
et ipse peccatum multorum tulit
et pro transgressoribus rogat.
Свернуть

Нам остается лишь склониться перед этой жемчужиной пророческого прозрения... На наших глазах (и в наших ушах) пораженный и разрушенный Иерусалим обретает все более глубокие и узнаваемые черты. Через скорбную песнь пророка проступает человеческий Лик Того, Кто страдает за грехи Своего народа, Кто Своими ранами исцеляет все племена земли. Перед нами уже не поруганный Сион, а таинственный Муж скорбей, который страдает добровольно. Пройдет несколько веков и ученики распятого Равви из Галилеи с точностью до мельчайших подробностей опознают в Нем своего любимого Учителя. А пока этого не произошло — Израилю остается лишь с изумлением слушать загадочное Слово и уповать на обещанного Праведника.

Другие мысли вслух

 
На Ис 53:1-12
“ Quis credidit auditui nostro,
et brachium Domini cui revelatum est?
Et ascendit sicut virgultum coram eo
et sicut radix de terra sitienti.
Non erat species ei neque decor, ut aspiceremus eum,
et non erat aspectus, ut desideraremus eum.
Despectus erat et novissimus virorum,
vir dolorum et sciens infirmitatem,
et quasi abscondebamus vultum coram eo;
despectus, unde nec reputabamus eum.
Vere languores nostros ipse tulit
et dolores nostros ipse portavit;
et nos putavimus eum quasi plagatum,
percussum a Deo et humiliatum.
Ipse autem vulneratus est propter iniquitates nostras,
attritus est propter scelera nostra;
disciplina pacis nostrae super eum,
et livore eius sanati sumus.
Omnes nos quasi oves erravimus,
unusquisque in viam suam declinavit;
et posuit Dominus in eo
iniquitatem omnium nostrum ”.
Afflictus est et ipse subiecit se
et non aperuit os suum;
sicut agnus, qui ad occisionem ducitur,
et quasi ovis, quae coram tondentibus se obmutuit
et non aperuit os suum.
Angustia et iudicio sublatus est.
De generatione eius quis curabit?
Quia abscissus est de terra viventium;
propter scelus populi mei percussus est ad mortem.
Et posuerunt sepulcrum eius cum impiis,
cum divitibus tumulum eius,
eo quod iniquitatem non fecerit,
neque dolus fuerit in ore eius.
10 Et Dominus voluit conterere eum infirmitate.
Si posuerit in piaculum animam suam,
videbit semen longaevum,
et voluntas Domini in manu eius prosperabitur.
11 Propter laborem animae eius
videbit lucem, saturabitur in scientia sua.
Iustificabit iustus servus meus multos
et iniquitates eorum ipse portabit.
12 Ideo dispertiam ei multos,
et cum fortibus dividet spolia,
pro eo quod tradidit in mortem animam suam
et cum sceleratis reputatus est;
et ipse peccatum multorum tulit
et pro transgressoribus rogat.
Свернуть
Сегодняшнее чтение представляет собой мессианский гимн Исайи Вавилонского, хорошо известный каждому читателю...  Читать далее

Сегодняшнее чтение представляет собой мессианский гимн Исайи Вавилонского, хорошо известный каждому читателю Библии. Именно здесь ветхозаветный образ Мессии более всего приближается к образу евангельскому. Как и в другом гимне Исайи Вавилонского, Мессия здесь менее всего похож на царя-законодателя или на судью. Он едва заметен (ст. 2), и не потому, что мал ростом, а потому, что Мессия Исайи не занимает в обществе никакого видного положения. Он не собирается быть вождём великой мессианской войны. Его задача в другом: Он берёт на Себя грех народа, будучи Сам безгрешен, и тем самым избавляет народ от греха (ст. 3 – 5). Такой образ Мессии выглядел несколько парадоксально на фоне того триумфализма, который охватил народ в первые годы после возвращения на землю отцов: ведь само это возвращение казалось неоспоримым свидетельством того, что все грехи прощены и все преступления народа забыты. А Исайя именно теперь заговорил о Мессии как о Том, Кто только и может избавить народ от греха! Конечно, вся глубина смыслов, связанных с личностью Мессии-Христа, лишь начала приоткрываться пророку. Но даже это, можно думать, с трудом вмещалось в сознание его современников. Ещё менее понятной становилась смерть Мессии, как её описывает Исайя Вавилонский. Надо заметить, что лишь у него одного встречается в Ветхом Завете образ страдающего Мессии. Но если образ страдающего и гонимого Мессии (ст. 6 – 7) со временем всё же стал частью раввинистической традиции, то образ Мессии казнимого и умирающего (ст. 8 – 10) так и остался непонятым, и, по-видимому, на это пророчество Исайи смотрели скорее как на своего рода пророческую гиперболу, подразумевая под смертью некие преследования, которые поставят Мессию на грань гибели, которой Он в конечном итоге всё же благополучно избежит. Так, по-видимому, и понимали заключительные (ст. 11 – 12) стихи гимна: чудом избежавший гибели Мессия в конце концов всё же победит, а затем насладится плодами Своей победы. И лишь первому поколению христиан стало ясно, что, говоря о смерти Мессии, Исайя отнюдь не преувеличивал, хотя даже апостолы только после Воскресения поняли не раз слышанные ими от Самого Иисуса слова о предстоящей Ему смерти на кресте. Что же касается воскресения Мессии, то о нём пророк не говорит ничего. И неудивительно: если даже апостолы с большим трудом поверили в воскресение своего Учителя, то чего можно было ждать от современников Исайи, живших за несколько столетий до пришествия Христова? И всё же именно у Исайи Вавилонского образ Мессии оказался наиболее близок евангельскому. Не случайно именно его впоследствии христиане стали называть «ветхозаветным евангелистом».

Свернуть
 
На Ис 53:1-12
“ Quis credidit auditui nostro,
et brachium Domini cui revelatum est?
Et ascendit sicut virgultum coram eo
et sicut radix de terra sitienti.
Non erat species ei neque decor, ut aspiceremus eum,
et non erat aspectus, ut desideraremus eum.
Despectus erat et novissimus virorum,
vir dolorum et sciens infirmitatem,
et quasi abscondebamus vultum coram eo;
despectus, unde nec reputabamus eum.
Vere languores nostros ipse tulit
et dolores nostros ipse portavit;
et nos putavimus eum quasi plagatum,
percussum a Deo et humiliatum.
Ipse autem vulneratus est propter iniquitates nostras,
attritus est propter scelera nostra;
disciplina pacis nostrae super eum,
et livore eius sanati sumus.
Omnes nos quasi oves erravimus,
unusquisque in viam suam declinavit;
et posuit Dominus in eo
iniquitatem omnium nostrum ”.
Afflictus est et ipse subiecit se
et non aperuit os suum;
sicut agnus, qui ad occisionem ducitur,
et quasi ovis, quae coram tondentibus se obmutuit
et non aperuit os suum.
Angustia et iudicio sublatus est.
De generatione eius quis curabit?
Quia abscissus est de terra viventium;
propter scelus populi mei percussus est ad mortem.
Et posuerunt sepulcrum eius cum impiis,
cum divitibus tumulum eius,
eo quod iniquitatem non fecerit,
neque dolus fuerit in ore eius.
10 Et Dominus voluit conterere eum infirmitate.
Si posuerit in piaculum animam suam,
videbit semen longaevum,
et voluntas Domini in manu eius prosperabitur.
11 Propter laborem animae eius
videbit lucem, saturabitur in scientia sua.
Iustificabit iustus servus meus multos
et iniquitates eorum ipse portabit.
12 Ideo dispertiam ei multos,
et cum fortibus dividet spolia,
pro eo quod tradidit in mortem animam suam
et cum sceleratis reputatus est;
et ipse peccatum multorum tulit
et pro transgressoribus rogat.
Свернуть
И сегодня для нас очень важно слушать и смотреть, просить Духа Святого открыть нам сердце, уши и глаза. Ведь...  Читать далее

И сегодня для нас очень важно слушать и смотреть, просить Духа Святого открыть нам сердце, уши и глаза. Ведь первосвященники и книжники осудившие Иисуса читали эти слова Исайи. Читали их много раз. Но они не узнали в Иисусе — Христа, этот текст не считался мессианским, мессию ждали только как Царя. А Он «взошел пред Ним, как отпрыск, как росток из сухой земли»: Его считали Иисусом из Назарета, о его рождении в Вифлееме почти никто не знал, не помнил, знали, что мессия родится в Вифлееме, а Он из Назарета, из дурной земли («Из Назарета может ли быть что доброе», говорил апостол Нафанаил), Он не может быть Мессией. «Он был презираем, и мы ни во что ставили Его», так, что не просто не узнали, а смеялись над Ним. Так можно читать весь этот текст, каждое слово его исполнилось. Мы читаем его, умиляемся, даже плачем иногда, но не думаем о том, как он относится к нам. Ведь это они тогда, 2000 лет назад не узнали Его, не приняли, предали на смерть. Это были иудеи и мы осуждаем евреев, это были римляне — мы ругаем западную цивилизацию... А мы?

«Росток из сухой земли», из сухой, неплодородной. Чужеземец из плохого города Назарета... А как мы относимся к чужеземцам, к эмигрантам, к беженцам? Ведь каждый из них — Христос, даже самый грязный, в котором нет «ни вида, ни величия», как и в Иисусе несущем Крест. А как мы относимся к грязным бродягам в метро? Они тоже, как и Христос, не имеют «ни вида не величия». Иногда они воняют, и мы отворачиваемся, как и тогда: «мы отвращали от Него лицо свое; он был презираем, и мы ни во что ставили Его». Как мы относимся к тем, кто точно грешнее нас, как мы думаем: к убийцам, ворам? Судим? А ведь и в них Христос, только они не принимают Его, не знают Его, но Он ждет, когда они обратятся к Нему и позволят себя коснуться и исцелить. Он уже пострадал за них, Он уже умер за них. Мы все созданы по его образу и подобию, мы все похожи на Него. Каждый страдающий человек, даже самый презренный и грязный — это Он, это Христос. А мы проходим мимо, не останавливаемся, отворачиваемся. Чем мы лучше фарисеев? Чем мы лучше Пилата? Это мы, мы сами убиваем Его снова каждым нашим грехом, нашим холодом, невнимательностью, равнодушием, нежеланием видеть и слышать, нежеланием жить.

Свернуть
 
На Ис 52:13-53:12
13 Ecce prospere aget servus meus;
exaltabitur et elevabitur et sublimis erit valde.
14 Sicut obstupuerunt super eum multi,
sic deformis erat, quasi non esset hominis species eius,
filiorum hominis aspectus eius,
15 sic disperget gentes multas.
Super ipsum continebunt reges os suum,
quia, quae non sunt narrata eis, viderunt
et, quae non audierunt, contemplati sunt.
“ Quis credidit auditui nostro,
et brachium Domini cui revelatum est?
Et ascendit sicut virgultum coram eo
et sicut radix de terra sitienti.
Non erat species ei neque decor, ut aspiceremus eum,
et non erat aspectus, ut desideraremus eum.
Despectus erat et novissimus virorum,
vir dolorum et sciens infirmitatem,
et quasi abscondebamus vultum coram eo;
despectus, unde nec reputabamus eum.
Vere languores nostros ipse tulit
et dolores nostros ipse portavit;
et nos putavimus eum quasi plagatum,
percussum a Deo et humiliatum.
Ipse autem vulneratus est propter iniquitates nostras,
attritus est propter scelera nostra;
disciplina pacis nostrae super eum,
et livore eius sanati sumus.
Omnes nos quasi oves erravimus,
unusquisque in viam suam declinavit;
et posuit Dominus in eo
iniquitatem omnium nostrum ”.
Afflictus est et ipse subiecit se
et non aperuit os suum;
sicut agnus, qui ad occisionem ducitur,
et quasi ovis, quae coram tondentibus se obmutuit
et non aperuit os suum.
Angustia et iudicio sublatus est.
De generatione eius quis curabit?
Quia abscissus est de terra viventium;
propter scelus populi mei percussus est ad mortem.
Et posuerunt sepulcrum eius cum impiis,
cum divitibus tumulum eius,
eo quod iniquitatem non fecerit,
neque dolus fuerit in ore eius.
10 Et Dominus voluit conterere eum infirmitate.
Si posuerit in piaculum animam suam,
videbit semen longaevum,
et voluntas Domini in manu eius prosperabitur.
11 Propter laborem animae eius
videbit lucem, saturabitur in scientia sua.
Iustificabit iustus servus meus multos
et iniquitates eorum ipse portabit.
12 Ideo dispertiam ei multos,
et cum fortibus dividet spolia,
pro eo quod tradidit in mortem animam suam
et cum sceleratis reputatus est;
et ipse peccatum multorum tulit
et pro transgressoribus rogat.
Свернуть
Даже если бы мы не знали традиционного прочтения этих строк, то всё равно невозможно было бы не сравнить их со...  Читать далее

Даже если бы мы не знали традиционного прочтения этих строк, то всё равно невозможно было бы не сравнить их со строками Евангелия, запечатлевшими страдания и унижения Христа, поэтому Исаия совершенно справедливо прозван "ветхозаветным евангелистом". Но мы знаем, что спустя несколько веков многие из тех, кто знал и постоянно перечитывал Книгу Исаии не узнали в Иисусе Того, о Ком говорил пророк. Пророчество осталось непонятым.

Следует ли нам, христианам, на том основании, что мы более верно понимаем пророческие слова, превозноситься над древними иудеями? Всегда ли мы готовы увидеть образ Божий в том, кто не соответствует нашим представлениям о благополучии, одарённости, успехе? Среди части христиан всё ещё популярна "теология успеха", пытающаяся объявить жизненные удачи наградой свыше (что возможно, но далеко не в каждом случае!), а неудачи - свидетельством Божьего нерасположения...

Но все соблазняющие попытки подогнать вероучение в соответствие с земными интересами и прагматическими представлениями заранее были отвергнуты и пророчеством Исаии, и, тем более, Тем, о Ком говорил пророк.

Свернуть
 
На Ис 52:13-53:12
13 Ecce prospere aget servus meus;
exaltabitur et elevabitur et sublimis erit valde.
14 Sicut obstupuerunt super eum multi,
sic deformis erat, quasi non esset hominis species eius,
filiorum hominis aspectus eius,
15 sic disperget gentes multas.
Super ipsum continebunt reges os suum,
quia, quae non sunt narrata eis, viderunt
et, quae non audierunt, contemplati sunt.
“ Quis credidit auditui nostro,
et brachium Domini cui revelatum est?
Et ascendit sicut virgultum coram eo
et sicut radix de terra sitienti.
Non erat species ei neque decor, ut aspiceremus eum,
et non erat aspectus, ut desideraremus eum.
Despectus erat et novissimus virorum,
vir dolorum et sciens infirmitatem,
et quasi abscondebamus vultum coram eo;
despectus, unde nec reputabamus eum.
Vere languores nostros ipse tulit
et dolores nostros ipse portavit;
et nos putavimus eum quasi plagatum,
percussum a Deo et humiliatum.
Ipse autem vulneratus est propter iniquitates nostras,
attritus est propter scelera nostra;
disciplina pacis nostrae super eum,
et livore eius sanati sumus.
Omnes nos quasi oves erravimus,
unusquisque in viam suam declinavit;
et posuit Dominus in eo
iniquitatem omnium nostrum ”.
Afflictus est et ipse subiecit se
et non aperuit os suum;
sicut agnus, qui ad occisionem ducitur,
et quasi ovis, quae coram tondentibus se obmutuit
et non aperuit os suum.
Angustia et iudicio sublatus est.
De generatione eius quis curabit?
Quia abscissus est de terra viventium;
propter scelus populi mei percussus est ad mortem.
Et posuerunt sepulcrum eius cum impiis,
cum divitibus tumulum eius,
eo quod iniquitatem non fecerit,
neque dolus fuerit in ore eius.
10 Et Dominus voluit conterere eum infirmitate.
Si posuerit in piaculum animam suam,
videbit semen longaevum,
et voluntas Domini in manu eius prosperabitur.
11 Propter laborem animae eius
videbit lucem, saturabitur in scientia sua.
Iustificabit iustus servus meus multos
et iniquitates eorum ipse portabit.
12 Ideo dispertiam ei multos,
et cum fortibus dividet spolia,
pro eo quod tradidit in mortem animam suam
et cum sceleratis reputatus est;
et ipse peccatum multorum tulit
et pro transgressoribus rogat.
Свернуть
Образ страдающего Мессии из всех пророков встречается только у Исайи Вавилонского. Современникам Исайи его слова казались странными. Образ Мессии у них меньше всего...  Читать далее

Образ страдающего Мессии из всех пророков встречается только у Исайи Вавилонского. Современникам Исайи его слова казались странными. Образ Мессии у них меньше всего ассоциировался с какими бы то ни было страданиями.

Мессия для них был праведным Царём, Который и жить будет по-царски. Какие же тут страдания? Между тем, в словах пророка звучит откровение, касающееся основополагающих законов духовной жизни. Он ведь не случайно говорит, что Мессия страдает не за свои грехи, а за грехи других людей, за грехи всего народа Божьего. Притом страдает добровольно. Это означает, что Мессия берёт на Себя ответственность за грехи народа. Примерно так, как и сегодня один человек может вернуть долги другого, заплатив за него его кредиторам. Правда, когда дело касается преступления, передача ответственности другому лицу в наши дни невозможна.

Тут сегодня каждый отвечает по закону сам. А в древности было возможно поручиться даже за уголовного преступника, приняв на себя ответственность за совершённое им преступление и понеся соответствующее наказание. В таком случае предполагалось, что поручитель хорошо знает того, за кого ручается, и уверен в нём настолько, что готов освободить его от последствий совершённого. Мотивы поручителя были тут неважны. От него лишь требовалось, чтобы он взял на себя последствия совершённого преступником преступления.

Именно это и делает перед Богом Мессия у Исайи: Он берёт на Себя ответственность за грехи, совершённые народом, и несёт все последствия этих грехов. Народ же после этого освобождается от ответственности и получает шанс начать новую жизнь с чистого листа. Это был единственный шанс: ведь в Царство нельзя войти вместе с грузом тех последствий, которые порождает грех, совершённый сознательно и добровольно — а таких грехов в истории народа было множество. Кто-то должен взять их на себя, дав остальным возможность войти в Царство необременёнными неподъёмным для новой жизни грузом. И Мессия делает это, так же добровольно и сознательно, как народ в своё время вполне сознательно и добровольно грешил. Открывая тем самым народу дорогу в Царство и становясь Искупителем.

Свернуть
 
На Ис 52:13-53:12
13 Ecce prospere aget servus meus;
exaltabitur et elevabitur et sublimis erit valde.
14 Sicut obstupuerunt super eum multi,
sic deformis erat, quasi non esset hominis species eius,
filiorum hominis aspectus eius,
15 sic disperget gentes multas.
Super ipsum continebunt reges os suum,
quia, quae non sunt narrata eis, viderunt
et, quae non audierunt, contemplati sunt.
“ Quis credidit auditui nostro,
et brachium Domini cui revelatum est?
Et ascendit sicut virgultum coram eo
et sicut radix de terra sitienti.
Non erat species ei neque decor, ut aspiceremus eum,
et non erat aspectus, ut desideraremus eum.
Despectus erat et novissimus virorum,
vir dolorum et sciens infirmitatem,
et quasi abscondebamus vultum coram eo;
despectus, unde nec reputabamus eum.
Vere languores nostros ipse tulit
et dolores nostros ipse portavit;
et nos putavimus eum quasi plagatum,
percussum a Deo et humiliatum.
Ipse autem vulneratus est propter iniquitates nostras,
attritus est propter scelera nostra;
disciplina pacis nostrae super eum,
et livore eius sanati sumus.
Omnes nos quasi oves erravimus,
unusquisque in viam suam declinavit;
et posuit Dominus in eo
iniquitatem omnium nostrum ”.
Afflictus est et ipse subiecit se
et non aperuit os suum;
sicut agnus, qui ad occisionem ducitur,
et quasi ovis, quae coram tondentibus se obmutuit
et non aperuit os suum.
Angustia et iudicio sublatus est.
De generatione eius quis curabit?
Quia abscissus est de terra viventium;
propter scelus populi mei percussus est ad mortem.
Et posuerunt sepulcrum eius cum impiis,
cum divitibus tumulum eius,
eo quod iniquitatem non fecerit,
neque dolus fuerit in ore eius.
10 Et Dominus voluit conterere eum infirmitate.
Si posuerit in piaculum animam suam,
videbit semen longaevum,
et voluntas Domini in manu eius prosperabitur.
11 Propter laborem animae eius
videbit lucem, saturabitur in scientia sua.
Iustificabit iustus servus meus multos
et iniquitates eorum ipse portabit.
12 Ideo dispertiam ei multos,
et cum fortibus dividet spolia,
pro eo quod tradidit in mortem animam suam
et cum sceleratis reputatus est;
et ipse peccatum multorum tulit
et pro transgressoribus rogat.
Свернуть
Строки пророка Исайи дают с ужасающей ясностью понять, что Иисус был мучим безвинно, добровольно пойдя на смерть. В редкие моменты приближения к этой тайне сердце пронзает боль от несправедливости к Безвинному и Его кротости в добровольном отдании Себя. На самую страшную из известных человечеству смертей Он пошел ради нас — всех людей — живших на земле и тех...  Читать далее

Строки пророка Исайи дают с ужасающей ясностью понять, что Иисус был мучим безвинно, добровольно пойдя на смерть. В редкие моменты приближения к этой тайне сердце пронзает боль от несправедливости к Безвинному и Его кротости в добровольном отдании Себя. На самую страшную из известных человечеству смертей Он пошел ради нас — всех людей — живших на земле и тех, кому еще предстоит родиться. И самое ужасное — и самое прекрасное — что среди этих людей есть я… Ради меня Он понес эти страдания, чтобы жертвой искупить мой грех, и через это Он дарует жизнь, потому что Он «сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного» (Евр.5:9).

Свернуть
 
На Ис 52:13-53:12
13 Ecce prospere aget servus meus;
exaltabitur et elevabitur et sublimis erit valde.
14 Sicut obstupuerunt super eum multi,
sic deformis erat, quasi non esset hominis species eius,
filiorum hominis aspectus eius,
15 sic disperget gentes multas.
Super ipsum continebunt reges os suum,
quia, quae non sunt narrata eis, viderunt
et, quae non audierunt, contemplati sunt.
“ Quis credidit auditui nostro,
et brachium Domini cui revelatum est?
Et ascendit sicut virgultum coram eo
et sicut radix de terra sitienti.
Non erat species ei neque decor, ut aspiceremus eum,
et non erat aspectus, ut desideraremus eum.
Despectus erat et novissimus virorum,
vir dolorum et sciens infirmitatem,
et quasi abscondebamus vultum coram eo;
despectus, unde nec reputabamus eum.
Vere languores nostros ipse tulit
et dolores nostros ipse portavit;
et nos putavimus eum quasi plagatum,
percussum a Deo et humiliatum.
Ipse autem vulneratus est propter iniquitates nostras,
attritus est propter scelera nostra;
disciplina pacis nostrae super eum,
et livore eius sanati sumus.
Omnes nos quasi oves erravimus,
unusquisque in viam suam declinavit;
et posuit Dominus in eo
iniquitatem omnium nostrum ”.
Afflictus est et ipse subiecit se
et non aperuit os suum;
sicut agnus, qui ad occisionem ducitur,
et quasi ovis, quae coram tondentibus se obmutuit
et non aperuit os suum.
Angustia et iudicio sublatus est.
De generatione eius quis curabit?
Quia abscissus est de terra viventium;
propter scelus populi mei percussus est ad mortem.
Et posuerunt sepulcrum eius cum impiis,
cum divitibus tumulum eius,
eo quod iniquitatem non fecerit,
neque dolus fuerit in ore eius.
10 Et Dominus voluit conterere eum infirmitate.
Si posuerit in piaculum animam suam,
videbit semen longaevum,
et voluntas Domini in manu eius prosperabitur.
11 Propter laborem animae eius
videbit lucem, saturabitur in scientia sua.
Iustificabit iustus servus meus multos
et iniquitates eorum ipse portabit.
12 Ideo dispertiam ei multos,
et cum fortibus dividet spolia,
pro eo quod tradidit in mortem animam suam
et cum sceleratis reputatus est;
et ipse peccatum multorum tulit
et pro transgressoribus rogat.
Свернуть
Исайе Вавилонскому было открыто о личности Мессии больше, чем кому бы то ни было другому из пророков. Ему приоткрылась...  Читать далее

Исайе Вавилонскому было открыто о личности Мессии больше, чем кому бы то ни было другому из пророков. Ему приоткрылась даже тайна Его страдания. Она оказалась настолько странной, она так мало вмещалась в сознание даже глубоко и искренне верующих комментаторов слов пророка, что никто из них не сумел рассмотреть до конца открытое Исайе. Чаще всего его слова интерпретировали в том смысле, что Мессия прежде Своего торжества будет гоним и пострадает от рук гонителей, но в конце концов Он восторжествует над всеми врагами и воссядет на престоле Давида, который принадлежит Ему по праву, воссядет как торжествующий победитель.

Ничего удивительного тут нет: если даже апостолы, которым Иисус лично не раз говорил о Своей смерти и о Своём воскресении, всё же Его почти не понимали вплоть до самого дня Пятидесятницы, то чего можно было ожидать от комментаторов, живших за столетия до прихода Мессии? Между тем, Исайе приоткрылась не только тайна страдания Мессии, но и смысл этого страдания. Пророк прямо говорит о Христе, что Он страдает из-за наших грехов.

За два с небольшим столетия до Исайи другой пророк, Осия, утверждал, что, если у народа есть хоть какой-то шанс на благополучный исход в день Суда, то лишь благодаря милосердию Божию, благодаря тому, что Бог готов сделать для человека больше, чем человек заслуживает. Страдание Мессии в падшем мире и связано с этим милосердием: ведь Он принёс в мир то, чего этот падший мир никоим образом не заслуживает и чего он никогда не сможет принять в своём нынешнем состоянии: Царство. И оставался Он в мире до конца, прожив обычную человеческую жизнь, не прибегая ни к каким сверхъестественным возможностям для того, чтобы хоть как-то эту жизнь облегчить.

Всё Его служение состояло в том, чтобы сделать Себя вместилищем Царства, которое через Него открывалось миру, и вся Его полнота, не только человеческая, но и Божия, была только инструментом этого Его служения. Для Себя Он не оставил ничего, хотя мог бы в любое мгновение Своего земного пути призвать на помощь «двенадцать легионов ангелов». Но, поступи Он так, Царство не было бы явлено миру в той полноте, которая нужна для нашего спасения.

И Он явил его и отдал нам его во всей полноте, а Себя отдал в наши руки, и только от рук человеческих зависела Его жизнь и Его смерть. А люди испробовали на Нём меру собственной греховности, которой хватило на то, чтобы отправить Его на крест. Исайе Вавилонскому эта драма приоткрылась лишь слегка, но даже этого намёка оказалось достаточно для того, чтобы книгу его проповедей стали называть ветхозаветным Евангелием. Ведь Евангелие — благая весть о Царстве, о Мессии и о той цене, которую Мессия заплатил за наше спасение.

Свернуть

Материалы из библиотеки

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).