Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Ис 11:1-10

Поделиться
И произойдет отрасль от корня Иессеева,
  и ветвь произрастет от корня его;
и почиет на Нем Дух Господень,
  дух премудрости и разума,
  дух совета и крепости,
  дух вèдения и благочестия;
и страхом Господним исполнится,
 
и будет судить не по взгляду очей Своих,
  и не по слуху ушей Своих решать дела.
Он будет судить бедных по правде,
  и дела страдальцев земли решать по истине;
и жезлом уст Своих поразит землю,
  и духом уст Своих убьет нечестивого.
И будет препоясанием чресл Его правда,
  и препоясанием бедр Его — истина.
Тогда волк будет жить вместе с ягненком,
  и барс будет лежать вместе с козленком;
и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе,
  и малое дитя будет водить их.
И корова будет пастись с медведицею,
  и детеныши их будут лежать вместе,
  и лев, как вол, будет есть солому.
И младенец будет играть над норою аспида,
  и дитя протянет руку свою на гнездо змеи.
Не будут делать зла и вреда
  на всей святой горе Моей,
ибо земля будет наполнена видением Господа,
  как воды наполняют море.
10 И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники — и покой его будет слава.
Свернуть

Другие мысли вслух

 
На Ис 11:1-10
И произойдет отрасль от корня Иессеева,
  и ветвь произрастет от корня его;
и почиет на Нем Дух Господень,
  дух премудрости и разума,
  дух совета и крепости,
  дух вèдения и благочестия;
и страхом Господним исполнится,
 
и будет судить не по взгляду очей Своих,
  и не по слуху ушей Своих решать дела.
Он будет судить бедных по правде,
  и дела страдальцев земли решать по истине;
и жезлом уст Своих поразит землю,
  и духом уст Своих убьет нечестивого.
И будет препоясанием чресл Его правда,
  и препоясанием бедр Его — истина.
Тогда волк будет жить вместе с ягненком,
  и барс будет лежать вместе с козленком;
и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе,
  и малое дитя будет водить их.
И корова будет пастись с медведицею,
  и детеныши их будут лежать вместе,
  и лев, как вол, будет есть солому.
И младенец будет играть над норою аспида,
  и дитя протянет руку свою на гнездо змеи.
Не будут делать зла и вреда
  на всей святой горе Моей,
ибо земля будет наполнена видением Господа,
  как воды наполняют море.
10 И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники — и покой его будет слава.
Свернуть
«Росток», «ветвь» — так обычно называет Мессию Исайя Иерусалимский. Праведный правитель — таким видит Мессию пророк. Проще всего было бы сказать, что Исайя повторяет в этом случае то, что говорили до него пророки прежних времён...  Читать далее

«Росток», «ветвь» — так обычно называет Мессию Исайя Иерусалимский. Праведный правитель — таким видит Мессию пророк. Проще всего было бы сказать, что Исайя повторяет в этом случае то, что говорили до него пророки прежних времён. В самом деле, мысль о том, что во главе народа Божия должен стоять праведный, Богом поставленный вождь, который будет судить народ на основании Богом же данного закона, была высказана духовными лидерами пророческого движения ещё во времена Судей, до избрания первых царей. Но только ли в традиции дело? Царство Божие не от мира сего — так скажет, придя в мир, Сам Спаситель.

Но ведь «не от мира сего» не означает «вне мира». «Не от мира сего» означает «не по законам этого мира». Не по законам этого мира потому, что все его законы искажены грехом, в котором лежит падший мир. Но ведь задуман-то этот мир Богом был как Его Царство! И если сейчас он не таков, то только потому, что в какой-то момент что-то в нём пошло не так, как было задумано Богом. А Бог решил исправить это. Он Сам Царь мира.

«Благословен Ты, наш Господь, Царь вселенной» — так начинается большинство еврейских молитв. Значит, и над народом Божьим тоже должен быть праведный Царь, а сам этот народ должен явить миру образец праведного Царства. Царство же для древних — в первую очередь подданные, а не территория, отношения, связывающие его жителей, а не земли, на которые распространяется власть царя. У царя может не быть своей земли, но не может не быть подданных. Земля же — дело наживное, её можно и завоевать.

А вот способы удержать подданных в своей власти у каждого царя свои. Тот Царь, о котором говорит Исайя, удерживает их праведностью и верностью Богу (в Синодальном переводе праведность названа правдой, а верность истиной). Это та самая праведность, которая позволяет справедливо решать судебные дела бедняков. Казалось бы, земной суд земного правителя, но… Едва ли найдётся на земле правитель, который сумел бы справедливо, никого не обижая, разрешить проблемы всех бедных, несчастных и обездоленных. Обычному человеку, пусть и преданному Богу всем сердцем, такое не под силу.

И тут за образом царя земного, пусть и праведного, проступает образ другого Царя. Царя, чьё Царство «не от мира сего». Царя, Который не связан никакими земными ограничениями, ограничениями падшего мира, лежащего во зле. Царя, Который один может завершить то дело, которое пытались иногда начать делать в этом мире правители, стремившиеся к праведности. Царя, Который и саму эту праведность явит миру в полноте, недоступной обычному человеку.

Свернуть
 
На Ис 11:1-10
И произойдет отрасль от корня Иессеева,
  и ветвь произрастет от корня его;
и почиет на Нем Дух Господень,
  дух премудрости и разума,
  дух совета и крепости,
  дух вèдения и благочестия;
и страхом Господним исполнится,
 
и будет судить не по взгляду очей Своих,
  и не по слуху ушей Своих решать дела.
Он будет судить бедных по правде,
  и дела страдальцев земли решать по истине;
и жезлом уст Своих поразит землю,
  и духом уст Своих убьет нечестивого.
И будет препоясанием чресл Его правда,
  и препоясанием бедр Его — истина.
Тогда волк будет жить вместе с ягненком,
  и барс будет лежать вместе с козленком;
и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе,
  и малое дитя будет водить их.
И корова будет пастись с медведицею,
  и детеныши их будут лежать вместе,
  и лев, как вол, будет есть солому.
И младенец будет играть над норою аспида,
  и дитя протянет руку свою на гнездо змеи.
Не будут делать зла и вреда
  на всей святой горе Моей,
ибо земля будет наполнена видением Господа,
  как воды наполняют море.
10 И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники — и покой его будет слава.
Свернуть
Исаия показывает нам два качества Бога: истина и милость...  Читать далее

Исаия показывает нам два качества Бога: истина и милость. Человечество, как это ему свойственно во всем, всегда пытается остановиться на чем-то одном. Каждый выбирает то, что ему больше нравится и не признает другой стороны. В Боге же есть баланс несовместимого. Истина свидетельствует нам о верности Бога своим обещаниям. Верность до буквального исполнения пророчеств, которое не всегда может видеть человек, будучи ограничен во времени и пространстве. Это то, что укрепляет наш щит веры, веры Богу. Милость же дает нам надежду на то, что если не нашлось на нас пророчества, то Он примет нас и без него.

Свернуть
 
На Ис 11:4
 
и будет судить не по взгляду очей Своих,
  и не по слуху ушей Своих решать дела.
Он будет судить бедных по правде,
  и дела страдальцев земли решать по истине;
и жезлом уст Своих поразит землю,
  и духом уст Своих убьет нечестивого.
Свернуть
На Мессию все поздние пророки, включая Исайю Иерусалимского, смотрели, как на праведного судью. Но что такое, в сущности, праведный суд? Если бы этот вопрос задали кому-нибудь из...  Читать далее

На Мессию все поздние пророки, включая Исайю Иерусалимского, смотрели, как на праведного судью. Но что такое, в сущности, праведный суд? Если бы этот вопрос задали кому-нибудь из ранних пророков — духовных предшественников Исайи, любой из них ответил бы: это суд, произведённый в соответствии с Торой — данным Богом законом, по которому только и должен жить народ Божий. Но можно ли считать такой суд судом Божиим в полном смысле слова? В еврейском тексте библейских книг понятия «справедливость» и «праведность» не случайно обозначаются одним и тем же словом. Только праведник может быть справедливым судьёй. Но где же искать такого судью? Где найти безупречного праведника, неподвластного греху? Не случайно высшим Судьёй все истинные праведники и настоящие судьи всегда считали одного лишь Бога. Только Он один может судить человека; земной судья может судить лишь конкретные поступки. Но что, если человек вершит не свой суд, пускай и в полном соответствии с данным Богом законом, а суд Божий? Может ли Бог использовать человека для Своего суда? И каким должен быть такой человек? Исайе открылось это: таким Человеком может быть лишь посланный Богом Мессия, жизнь Которого будет вся, без остатка, принадлежать не Ему Самому, как Человеку, а Богу, Который посылает Его в мир. Тогда Человек видит подсудимого таким же, каким его видит Бог. И потому решение Мессии становится актом Божьего суда — справедливого суда праведного Судьи.

Свернуть
 
На Ис 11:9
Не будут делать зла и вреда
  на всей святой горе Моей,
ибо земля будет наполнена видением Господа,
  как воды наполняют море.
Свернуть
Невозможно увидеть такое будучи в нашем обыденном человеческом состоянии. Для этого нужно «подняться» над этим миром...  Читать далее

Невозможно увидеть такое будучи в нашем обыденном человеческом состоянии. Для этого нужно «подняться» над этим миром — так, чтобы события настоящего и ближайшего будущего не заслоняли тех отдаленных времен, к которым устремлена человеческая история. Именно в подобном состоянии пребывает Сам Бог, мы называем это вечностью, поэтому пророчество — это результат того, что Дух Святой как бы соединяет с вечностью то место и время, где находится пророк, и у того открывается «духовное зрение», которым он прозревает нечто до того невиданное. Поскольку это видение совершается в вечности, где нет нашей обычной временной последовательности, то пророку остаются неведомыми «времена и сроки», он в состоянии засвидетельствовать факт (так, как он может его понять и описать), но не сказать, когда в истории он произойдет.

Зачем тогда Бог дает это видение? Возможно, дело в том, что Он считает правильным открыть человеку Свой замысел, показать ему то, к чему Он ведет этот мир, для того, чтобы у человека была возможность выбрать — будет он помогать Богу в этом труде или противостоять Ему. Бог любит людей, а значит — уважает их свободу.

Свернуть
 
На Лк 10:21
21 В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение.
Свернуть
Первыми учениками Христа стали простые рыбаки, а не ученые мужи. Среди тех, кто первыми услышали Нагорную проповедь...  Читать далее

Первыми учениками Христа стали простые рыбаки, а не ученые мужи. Среди тех, кто первыми услышали Нагорную проповедь, вряд ли было много образованных людей. Но почему-то именно этих неразумных и немощных выбирает сам Иисус, чтобы доверить им свою главную тайну.

Благодарственный возглас Спасителя вызван тем, что 70 его последователей пришли к Нему и радостно сообщили, что "и бесы повинуются нам". Детская простота их веры, с которой они принимают то, что им говорит Господь, и то, как непосредственно они выражают свою радость от величия дел Божиих, просто невероятна. Если бы они были полны мудрствования и сомнений, если бы они рассуждали "по-взрослому", то вряд ли бы им открылась сила творить чудеса именем Иисуса.

Свернуть
 
На Лк 10:22-24
22 И, обратившись к ученикам, сказал: всё предано Мне Отцем Моим; и кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец, не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.
23 И, обратившись к ученикам, сказал им особо: блаженны очи, видящие то, что вы видите! 24 ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали.
Свернуть
Обращаясь к ученикам со словами о том, что они видят нечто такое, о чём мечтали многие пророки и цари древности, но чего они увидеть не могли, Иисус, конечно же, имеет в...  Читать далее

Обращаясь к ученикам со словами о том, что они видят нечто такое, о чём мечтали многие пророки и цари древности, но чего они увидеть не могли, Иисус, конечно же, имеет в виду то Царство, которое Он принёс в мир. О нём действительно мечтали и его предчувствовали многие праведники и пророки всех времён.

Но что же такое это Царство? В чём его суть? Сам Спаситель выражает её одной короткой фразой: Отец всё отдал Мне, и Сына не знает никто, кроме Отца, так же, как и Отца не знает никто, кроме Сына и тех, кому Сын захочет Его открыть. Фраза эта на первый взгляд кажется несколько загадочной, особенно на фоне существовавшей в те времена в иудаизме традиции называть Бога небесным Отцом. Но Иисус, очевидно, употребляет эти слова и в том, и одновременно не в том смысле, в котором употребляли их верующие евреи евангельской эпохи. И прежде всего бросается в глава некая не сразу понятная эксклюзивность: ведь Иисус говорит о том, что, кроме Него, Отца больше не знает никто.

Можно было бы объяснить это тем, что только Он несёт в Себе всю полноту Божию, обычному человеку, каким бы глубоко верующим он ни был, такое невозможно по определению. Но дело, видимо, не только в этом: ведь Иисус говорит также и о тех, кому Он может открыть Отца, а тут уже речь идёт, несомненно, о самых обычных, грешных людях. По-видимому, Спаситель ведёт здесь речь не столько о Своей божественности, сколько именно о Царстве: действительно, у жителей Царства с Богом отношения совершенно особые, и, собственно, только они и могут считать себя детьми Божиими в полном смысле слова. А основу Царства составляют те отношения Иисуса со Своим Отцом, о которых Он говорит: Отец отдал Мне всё.

И дело тут, разумеется, не в том, что Иисус стал неким наместником Бога на земле, а в том, что та полнота Божия, которую Он принёс в мир, и стала основой Царства: воплотившись в Сыне, Отец передал Царство и всё, что с ним связано, Ему. И всё происходящее в Царстве происходит в контексте этих отношений, в известном смысле можно было бы сказать, что само Царство существует внутри них, являясь их частью. В непреображённом мире, разумеется, нет и не может быть ничего подобного. Неудивительно, что великие пророки и цари древности были бы счастливы увидеть Царство: ведь именно здесь реальностью становилась та полнота богообщения, которой они искали и не могли найти в мире, испорченном падением.

Свернуть
 
На Лк 10:22-24
22 И, обратившись к ученикам, сказал: всё предано Мне Отцем Моим; и кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец, не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.
23 И, обратившись к ученикам, сказал им особо: блаженны очи, видящие то, что вы видите! 24 ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали.
Свернуть
Непостижимая тайна воплощения Сына Божьего не была открыта человечеству в течение долгих столетий, и то, что мы сейчас можем хотя бы слышать о ней, — великая милость...  Читать далее

Непостижимая тайна воплощения Сына Божьего не была открыта человечеству в течение долгих столетий, и то, что мы сейчас можем хотя бы слышать о ней, — великая милость. В сегодняшнем кратком евангельском чтении Господь говорит ученикам, что многие пророки и цари жаждали увидеть это, и не увидели. Только в подобиях, «гадательно», как выражается апостол Павел, описывали они пришествие Христово, потому что воплощение Беспредельного им было невозможно даже представить себе. Только изредка, в ответ на мучительные вопросы о смысле жизни и страдания, пророки, как Иеремия или автор книги Иова, слышат от Бога весть о том, что Он Сам явится людям. Только в великом напряжении внимания человеческого духа, «на божественной страже», как выражаются пророк Аввакум и преп. Иоанн Дамаскин, открывается эта тайна. И то, что у нас есть возможность держать в руках и читать Евангелие, — ни с чем не сравнимый дар, за который следует благодарить и которым необходимо пользоваться. И еще один важный аспект этой тайны подчеркивает Господь ученикам: для постижения тайны воплощения Божьего, как и вообще для встречи с Ним, недостаточно интеллектуальных усилий. Это именно Откровение, которое дается при личной встрече с Иисусом из Назарета.

Свернуть
 
На Ис 11:1-12:6
И произойдет отрасль от корня Иессеева,
  и ветвь произрастет от корня его;
и почиет на Нем Дух Господень,
  дух премудрости и разума,
  дух совета и крепости,
  дух вèдения и благочестия;
и страхом Господним исполнится,
 
и будет судить не по взгляду очей Своих,
  и не по слуху ушей Своих решать дела.
Он будет судить бедных по правде,
  и дела страдальцев земли решать по истине;
и жезлом уст Своих поразит землю,
  и духом уст Своих убьет нечестивого.
И будет препоясанием чресл Его правда,
  и препоясанием бедр Его — истина.
Тогда волк будет жить вместе с ягненком,
  и барс будет лежать вместе с козленком;
и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе,
  и малое дитя будет водить их.
И корова будет пастись с медведицею,
  и детеныши их будут лежать вместе,
  и лев, как вол, будет есть солому.
И младенец будет играть над норою аспида,
  и дитя протянет руку свою на гнездо змеи.
Не будут делать зла и вреда
  на всей святой горе Моей,
ибо земля будет наполнена видением Господа,
  как воды наполняют море.
10 И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники — и покой его будет слава.
11 И будет в тот день: Господь снова прострет руку Свою, чтобы возвратить Себе остаток народа Своего, какой останется у Ассура, и в Египте, и в Патросе, и у Хуса, и у Елама, и в Сеннааре, и в Емафе, и на островах моря. 
12 И поднимет знамя язычникам,
  и соберет изгнанников Израиля,
и рассеянных Иудеев созовет
  от четырех концов земли.
 
13 И прекратится зависть Ефрема,
  и враждующие против Иуды будут истреблены.
Ефрем не будет завидовать Иуде,
  и Иуда не будет притеснять Ефрема.
 
14 И полетят на плеча Филистимлян к западу,
  ограбят всех детей Востока;
на Едома и Моава наложат руку свою,
  и дети Аммона будут подданными им.
 
15 И иссушит Господь
  залив моря Египетского,
и прострет руку Свою на реку
  в сильном ветре Своем,
и разобьет ее на семь ручьев,
  так что в сандалиях могут переходить ее.
 
16 Тогда для остатка народа Его, который останется у Ассура,
  будет большая дорога,
как это было для Израиля,
  когда он выходил из земли Египетской.
И скажешь в тот день:
славлю Тебя, Господи;
  Ты гневался на меня,
но отвратил гнев Твой
  и утешил меня.
Вот, Бог — спасение мое:
  уповаю на Него и не боюсь;
ибо Господь — сила моя, и пение мое — Господь;
  и Он был мне во спасение.
3 И в радости будете почерпать воду из источников спасения, 4 и скажете в тот день:
славьте Господа,
  призывайте имя Его;
возвещайте в народах дела Его;
  напоминайте, что велико имя Его.
Пойте Господу, ибо Он соделал великое —
  да знают это по всей земле.
Веселись и радуйся, жительница Сиона,
  ибо велик посреди тебя Святый Израилев.
Свернуть
Грядущий Спаситель на первый взгляд рисуется грозным судьёй, расправляющимся с грешниками, что вроде бы...  Читать далее

Грядущий Спаситель на первый взгляд рисуется грозным судьёй, расправляющимся с грешниками, что вроде бы подтверждается словами о том, что Он убьёт нечестивого. Но далее мы читаем о том, что волк будет лежать с ягнёнком, а лев станет есть солому. Значит, жестокость и хищные нравы не будут больше царить не только в человеческом обществе, но и в природе. Но если даже для защиты ягнят не понадобится применять насилие, то зачем в таком случае убивать нечестивого человека?

Видимо, эти слова относятся всё-таки не к грешным людям, находящимся под властью зла, а к вдохновителю зла, древнему искусителю, провоцирующему людей на грех в надежде поработить их души. И тогда слова о победе над ним, совершённой духом уст Спасителя, следует понимать как пророчество об окончательной победе Господа над всяким злом, которая должна наступить в конце времён.

Может показаться, что в пророчестве соединены разные события: окончательная победа над злом и более близкое избавление народа из плена. Но, должно быть, здесь нет противоречия и радостные картины освобождения народа от иноземных притеснителей виделись Исаие прообразом грядущей победы правды и справедливости для всех народов. Ведь любое подлинное добро — это частица того исходящего от Господа великого добра, которое в конце концов должно восторжествовать.

Свернуть
 
На Ис 11:1-16
И произойдет отрасль от корня Иессеева,
  и ветвь произрастет от корня его;
и почиет на Нем Дух Господень,
  дух премудрости и разума,
  дух совета и крепости,
  дух вèдения и благочестия;
и страхом Господним исполнится,
 
и будет судить не по взгляду очей Своих,
  и не по слуху ушей Своих решать дела.
Он будет судить бедных по правде,
  и дела страдальцев земли решать по истине;
и жезлом уст Своих поразит землю,
  и духом уст Своих убьет нечестивого.
И будет препоясанием чресл Его правда,
  и препоясанием бедр Его — истина.
Тогда волк будет жить вместе с ягненком,
  и барс будет лежать вместе с козленком;
и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе,
  и малое дитя будет водить их.
И корова будет пастись с медведицею,
  и детеныши их будут лежать вместе,
  и лев, как вол, будет есть солому.
И младенец будет играть над норою аспида,
  и дитя протянет руку свою на гнездо змеи.
Не будут делать зла и вреда
  на всей святой горе Моей,
ибо земля будет наполнена видением Господа,
  как воды наполняют море.
10 И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники — и покой его будет слава.
11 И будет в тот день: Господь снова прострет руку Свою, чтобы возвратить Себе остаток народа Своего, какой останется у Ассура, и в Египте, и в Патросе, и у Хуса, и у Елама, и в Сеннааре, и в Емафе, и на островах моря. 
12 И поднимет знамя язычникам,
  и соберет изгнанников Израиля,
и рассеянных Иудеев созовет
  от четырех концов земли.
 
13 И прекратится зависть Ефрема,
  и враждующие против Иуды будут истреблены.
Ефрем не будет завидовать Иуде,
  и Иуда не будет притеснять Ефрема.
 
14 И полетят на плеча Филистимлян к западу,
  ограбят всех детей Востока;
на Едома и Моава наложат руку свою,
  и дети Аммона будут подданными им.
 
15 И иссушит Господь
  залив моря Египетского,
и прострет руку Свою на реку
  в сильном ветре Своем,
и разобьет ее на семь ручьев,
  так что в сандалиях могут переходить ее.
 
16 Тогда для остатка народа Его, который останется у Ассура,
  будет большая дорога,
как это было для Израиля,
  когда он выходил из земли Египетской.
Свернуть
Сегодняшнее чтение предлагает нам одно из наиболее известных мессианских пророчеств Исайи. Перед нами мессианский...  Читать далее

Сегодняшнее чтение предлагает нам одно из наиболее известных мессианских пророчеств Исайи. Перед нами мессианский гимн, описывающий не только Самого Мессию, но и некоторые черты мессианского Царства. Конечно, здесь Мессия видится Исайе ещё в образе земного царя, потомка Давида («сына Иессея», ст. 1), но пророк тут же говорит об этом царе, что он будет водим Богом и что дух Божий будет на нём (ст. 2–3).

Главной задачей Мессии, как она открывается Исайе, становится полное преобразование всей жизни народа Божия: Он должен будет установить в стране справедливые законы, соответствующие Торе, и, как правитель, стать справедливым судьёй для Своих подданных (ст. 3–5). Но этим дело не ограничивается. Ведь никакой правитель и судья, даже водимый Богом, не в состоянии изменить законы природы. А здесь они меняются так, что животные, которые обычно не могут спокойно пребывать рядом друг с другом, оказываются способны мирно сосуществовать (ст. 5–7). Да и враждебность некоторых представителей животного мира к человеку, как видно, исчезает (ст. 8). Такое, вероятно, было бы возможно в мире, ещё не испорченном грехопадением. По-видимому, именно это и имеет в виду Исайя: пришествие Мессии для него становится возвращением к истокам, к тем дням, когда мир ещё не знал греха.

Конечно, Царство, о котором свидетельствует Иисус, — не Эдемский сад, ведь Он говорит не о возвращении мира к состоянию, в котором мир пребывал до грехопадения, а о его преображении, о том, чего прежде этот мир не знал. Но у преображённого мира с миром, о котором говорит Исайя, есть нечто общее: ни тот, ни другой не знают ни зла, ни греха. По-видимому, для Исайи именно этот момент был наиболее важен: ведь он знал, что прежде, чем явится Мессия, миру придётся пройти через Суд, через который можно пройти, лишь полностью освободившись и очистившись от греха. Исайе не была открыта ещё картина преображённого мира во всей её полноте, но одно он увидел совершенно ясно: никакому греху в нём места не будет, а потому и от зла он будет свободен.

Наверное, поэтому и Мессию он видит именно как праведного правителя и судью. Здесь перед нами скорее символ, чем образ реального Мессии-Христа, но символ этот наполнен глубоким смыслом: Мессия оказывается для Исайи воплощением Божией правды, и здесь пророк, несомненно, оказался абсолютно прав. Таким открылся Мессия Исайе Иерусалимскому; другим пророкам Он откроется иначе, и образ Его будет постепенно прояснятся, всё более и более приближаясь к евангельскому.

Свернуть
 
На Ис 11:1-16
И произойдет отрасль от корня Иессеева,
  и ветвь произрастет от корня его;
и почиет на Нем Дух Господень,
  дух премудрости и разума,
  дух совета и крепости,
  дух вèдения и благочестия;
и страхом Господним исполнится,
 
и будет судить не по взгляду очей Своих,
  и не по слуху ушей Своих решать дела.
Он будет судить бедных по правде,
  и дела страдальцев земли решать по истине;
и жезлом уст Своих поразит землю,
  и духом уст Своих убьет нечестивого.
И будет препоясанием чресл Его правда,
  и препоясанием бедр Его — истина.
Тогда волк будет жить вместе с ягненком,
  и барс будет лежать вместе с козленком;
и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе,
  и малое дитя будет водить их.
И корова будет пастись с медведицею,
  и детеныши их будут лежать вместе,
  и лев, как вол, будет есть солому.
И младенец будет играть над норою аспида,
  и дитя протянет руку свою на гнездо змеи.
Не будут делать зла и вреда
  на всей святой горе Моей,
ибо земля будет наполнена видением Господа,
  как воды наполняют море.
10 И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники — и покой его будет слава.
11 И будет в тот день: Господь снова прострет руку Свою, чтобы возвратить Себе остаток народа Своего, какой останется у Ассура, и в Египте, и в Патросе, и у Хуса, и у Елама, и в Сеннааре, и в Емафе, и на островах моря. 
12 И поднимет знамя язычникам,
  и соберет изгнанников Израиля,
и рассеянных Иудеев созовет
  от четырех концов земли.
 
13 И прекратится зависть Ефрема,
  и враждующие против Иуды будут истреблены.
Ефрем не будет завидовать Иуде,
  и Иуда не будет притеснять Ефрема.
 
14 И полетят на плеча Филистимлян к западу,
  ограбят всех детей Востока;
на Едома и Моава наложат руку свою,
  и дети Аммона будут подданными им.
 
15 И иссушит Господь
  залив моря Египетского,
и прострет руку Свою на реку
  в сильном ветре Своем,
и разобьет ее на семь ручьев,
  так что в сандалиях могут переходить ее.
 
16 Тогда для остатка народа Его, который останется у Ассура,
  будет большая дорога,
как это было для Израиля,
  когда он выходил из земли Египетской.
Свернуть
Вновь Исайя пророчествует о пришествии Того, кто спасет Израиль Ему открывается еще одно Его имя – Отрасль...  Читать далее

Вновь Исайя пророчествует о пришествии Того, кто спасет Израиль Ему открывается еще одно Его имя – Отрасль. Это будет зеленый росток, проросший из пня, оставшегося от срубленного древа – царского дома Давидова, который не сможет устоять.

И все же у этого пня останутся корни, питаемые живой водой. И вот настанет день, появится новый побег, из которого вырастет новое древо – новый царский род.

Исайе открывается также, что этот Спаситель будет Божиим помазанником – Мессией. Дух Яхве даст ему все необходимое для Его царственного служения: премудрость, необычайную силу, ведение сокрытого. При этом Он будет исполнен страхом Божиим – кротостью и смирением.

Мессия восстановит Божию справедливость. Это приведет к установлению мира (шалом), который наполнит все мироздание.

Свернуть
 
На Ис 11:1-16
И произойдет отрасль от корня Иессеева,
  и ветвь произрастет от корня его;
и почиет на Нем Дух Господень,
  дух премудрости и разума,
  дух совета и крепости,
  дух вèдения и благочестия;
и страхом Господним исполнится,
 
и будет судить не по взгляду очей Своих,
  и не по слуху ушей Своих решать дела.
Он будет судить бедных по правде,
  и дела страдальцев земли решать по истине;
и жезлом уст Своих поразит землю,
  и духом уст Своих убьет нечестивого.
И будет препоясанием чресл Его правда,
  и препоясанием бедр Его — истина.
Тогда волк будет жить вместе с ягненком,
  и барс будет лежать вместе с козленком;
и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе,
  и малое дитя будет водить их.
И корова будет пастись с медведицею,
  и детеныши их будут лежать вместе,
  и лев, как вол, будет есть солому.
И младенец будет играть над норою аспида,
  и дитя протянет руку свою на гнездо змеи.
Не будут делать зла и вреда
  на всей святой горе Моей,
ибо земля будет наполнена видением Господа,
  как воды наполняют море.
10 И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники — и покой его будет слава.
11 И будет в тот день: Господь снова прострет руку Свою, чтобы возвратить Себе остаток народа Своего, какой останется у Ассура, и в Египте, и в Патросе, и у Хуса, и у Елама, и в Сеннааре, и в Емафе, и на островах моря. 
12 И поднимет знамя язычникам,
  и соберет изгнанников Израиля,
и рассеянных Иудеев созовет
  от четырех концов земли.
 
13 И прекратится зависть Ефрема,
  и враждующие против Иуды будут истреблены.
Ефрем не будет завидовать Иуде,
  и Иуда не будет притеснять Ефрема.
 
14 И полетят на плеча Филистимлян к западу,
  ограбят всех детей Востока;
на Едома и Моава наложат руку свою,
  и дети Аммона будут подданными им.
 
15 И иссушит Господь
  залив моря Египетского,
и прострет руку Свою на реку
  в сильном ветре Своем,
и разобьет ее на семь ручьев,
  так что в сандалиях могут переходить ее.
 
16 Тогда для остатка народа Его, который останется у Ассура,
  будет большая дорога,
как это было для Израиля,
  когда он выходил из земли Египетской.
Свернуть
Господь обещает Своему народу мир. Это не просто прекращение войны с Ассирией...  Читать далее

Господь обещает Своему народу мир. Это не просто прекращение войны с Ассирией. Когда воцарится Мессия, отрасль из корня Иессеева (отца Давида), мир будет всеобъемлющим — он распространится на все народы, преобразит всю природу: животные перестанут истреблять друг друга и человека, младенец сможет играть со змеей, прекратится вражда между Израилем и язычниками. Когда же наступят эти сказочные времена? Новый Завет говорит нам о примирении с Богом через смерть Иисуса Христа. Не это ли начало и корень мира на земле, начало осуществления Его Царства?

Свернуть
 
На Ис 11:10-16
10 И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники — и покой его будет слава.
11 И будет в тот день: Господь снова прострет руку Свою, чтобы возвратить Себе остаток народа Своего, какой останется у Ассура, и в Египте, и в Патросе, и у Хуса, и у Елама, и в Сеннааре, и в Емафе, и на островах моря. 
12 И поднимет знамя язычникам,
  и соберет изгнанников Израиля,
и рассеянных Иудеев созовет
  от четырех концов земли.
 
13 И прекратится зависть Ефрема,
  и враждующие против Иуды будут истреблены.
Ефрем не будет завидовать Иуде,
  и Иуда не будет притеснять Ефрема.
 
14 И полетят на плеча Филистимлян к западу,
  ограбят всех детей Востока;
на Едома и Моава наложат руку свою,
  и дети Аммона будут подданными им.
 
15 И иссушит Господь
  залив моря Египетского,
и прострет руку Свою на реку
  в сильном ветре Своем,
и разобьет ее на семь ручьев,
  так что в сандалиях могут переходить ее.
 
16 Тогда для остатка народа Его, который останется у Ассура,
  будет большая дорога,
как это было для Израиля,
  когда он выходил из земли Египетской.
Свернуть
Отрасль от корня Иессеева, Христос приходит для спасения всего человечества. Утешение Израилево дано для всех...  Читать далее

Отрасль от корня Иессеева, Христос приходит для спасения всего человечества. Утешение Израилево дано для всех, говорит Господь. Пророк Исайя провозглашает сегодня, что Христос станет знаменем для народов и к Нему обратятся язычники. Пророк воспевает величественный гимн избавлению, которое дарует Господь. В этом избавлении находится место для всех: Иуды и Ефрема, и для всех язычников. Замысел Божий в том, чтобы спасти остаток Израиля и через это привлечь к спасению все народы. «...Бог — спасение мое, - говорит пророк от лица всех народов, - уповаю на Него, и не боюсь». Все, что говорится об остатке Израиля — это Его, Божий суд. Но где бы были мы все, если бы Он по милости Своей не открыл и нам этого упования? Поэтому это не только гимн древнееврейского пророка, но и наш.

Свернуть
 
На Ис 11:10-16
10 И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники — и покой его будет слава.
11 И будет в тот день: Господь снова прострет руку Свою, чтобы возвратить Себе остаток народа Своего, какой останется у Ассура, и в Египте, и в Патросе, и у Хуса, и у Елама, и в Сеннааре, и в Емафе, и на островах моря. 
12 И поднимет знамя язычникам,
  и соберет изгнанников Израиля,
и рассеянных Иудеев созовет
  от четырех концов земли.
 
13 И прекратится зависть Ефрема,
  и враждующие против Иуды будут истреблены.
Ефрем не будет завидовать Иуде,
  и Иуда не будет притеснять Ефрема.
 
14 И полетят на плеча Филистимлян к западу,
  ограбят всех детей Востока;
на Едома и Моава наложат руку свою,
  и дети Аммона будут подданными им.
 
15 И иссушит Господь
  залив моря Египетского,
и прострет руку Свою на реку
  в сильном ветре Своем,
и разобьет ее на семь ручьев,
  так что в сандалиях могут переходить ее.
 
16 Тогда для остатка народа Его, который останется у Ассура,
  будет большая дорога,
как это было для Израиля,
  когда он выходил из земли Египетской.
Свернуть
Снова пророк Исайя возвещает нам слово упования. Он провозглашает слово Господне о том, что...  Читать далее

Снова пророк Исайя возвещает нам слово упования. Он провозглашает слово Господне о том, что Христос — отрасль от корня Иессеева — станет знаменем для народов, и к Нему обратятся язычники. Пророк воспевает величественный гимн избавлению, которое дарует Господь. В этом избавлении находится место для всех: Иуды и Ефрема, и для всех язычников. Замысел Божий в том, чтобы спасти остаток Израиля и через это привлечь к спасению все народы. «Бог — спасение мое, - говорит пророк от лица всех народов, - уповаю на Него и не боюсь». Все, что говорится об остатке Израиля — это Его, Божий суд. Но где бы были мы все, если бы Он по милости Своей не открыл и нам этого упования? Поэтому это не только гимн древнееврейского пророка, но и наш.

Свернуть
 
На Лк 10:19-21
19 се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам; 20 однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах.
21 В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение.
Свернуть
На первый взгляд, призыв Спасителя радоваться не торжеству над духами тьмы, а причастности к жизни Царства...  Читать далее

На первый взгляд, призыв Спасителя радоваться не торжеству над духами тьмы, а причастности к жизни Царства (Иисус говорит в этом случае о том, что имена причастных к нему «записаны на небесах»), звучит немного странно. В самом деле, ведь одно неотделимо от другого: силы тьмы бегут от тех, кто причастен жизни Царства, не потому, что жители Царства страшны для них сами по себе, а потому, что та жизнь, которой они причастны, для духов тьмы оборачивается силой, их убивающей. Но при ближайшем рассмотрении нетрудно заметить, что Иисус имеет в виду, прежде всего, приоритеты, определяющие весь строй духовной жизни. Вначале Царство, а уж потом всё остальное, даже успехи в той духовной войне, которая предстоит в нашем, преображающемся, но ещё не преображённом мире каждому, кто Царству причастен. А это, наверное, и есть самое трудное: не радоваться ничему самому по себе. Не так уж трудно, наверное, не обольщаться тем, что сам считаешь суетой, глупостями или тем более грехом; куда сложнее остаться спокойно-равнодушным при мысли о чём-то, что явно свидетельствует об успехах на пути в Царство. А духовный взгляд, между тем, должен быть обращён на само Царство и на Того, Кто принёс его в мир, и ни на что другое. Недаром Спаситель Сам говорит, что такой взгляд больше свойствен детям, которые ещё не потеряли способности увлекаться тем, что их действительно интересует, самозабвенно, до полного игнорирования всего окружающего. Наверное, если бы мы могли так же самозабвенно увлечься Царством, наш путь туда был бы если не более простым, то, по крайней мере, более коротким.

Свернуть
 
На Лк 10:19-21
19 се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам; 20 однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах.
21 В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение.
Свернуть
Возвратившись после проповеди, семьдесят учеников Христа с радостью свидетельствуют Ему, что и бесы повиновались им ради имени Его...  Читать далее

Возвратившись после проповеди, семьдесят учеников Христа с радостью свидетельствуют Ему, что и бесы повиновались им ради имени Его. Для них это в самом деле огромная радость, потому что они открыли действие силы Божьей в самих себе и укрепились в вере. Но в сегодняшнем чтении Господь говорит ученикам, что не этому следует радоваться. Не тому, что совершается с нами. Господь призывает радоваться о том, что происходит в сердце Бога. Когда Он говорит, что ученикам нужно радоваться о том, что их имена написаны на небесах, это выражение означает прощение Божье, которое дано людям и которое ученикам Христа предстоит пережить у Креста. Подобным же образом говорит Господь ученикам о сокровище на небесах: это сокровище — Божья любовь к людям и наша близость к Нему. Из этих слов Христа также вытекает, что дар благоволения Божьего несравненно больше той его части, которую нам удается хоть как-то реализовать в своей жизни. И этот факт тоже может быть для нас источником радости и огромной надежды.

Свернуть
 
На Лк 10:19-21
19 се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам; 20 однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах.
21 В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение.
Свернуть
«Но тому не радуйтесь, что духи вам покоряются, а радуйтесь, что имена ваши вписаны на небесах». Эти слова Господа беспримерно важны для...  Читать далее

«Но тому не радуйтесь, что духи вам покоряются, а радуйтесь, что имена ваши вписаны на небесах». Эти слова Господа беспримерно важны для нашей духовной жизни. Понимание и различение духовных радостей является непременным условием вообще какой бы то ни было жизни в духе.

Мы часто прибегаем к выражению «духовный восторг». Но что это? И что есть радость о Господе, а что — экстаз, приносящий лишь мне одному удовольствие, пусть при этом мне и кажется, что я покоряю каких-то духов и кого-то от них спасаю? Это требует предельно тонкого различения, но для духовной жизни необходимо как воздух, без которого можно погибнуть.

«Но тому не радуйтесь, что духи вам покоряются…» Знаем ли мы подобную радость, чтобы от нее воздерживаться? Кто-то ответит отрицательно, кто-то положительно. Но так как наша цель — научиться прочитывать Евангелие как что-то предельно личное, к тебе обращенное, как письмо, которое пришло тебе по почте, то и тем, и другим надо увидеть, что говорит сейчас Господь лично вам.

Но попробуем подойти с другой стороны, если первая часть фразы нам до конца оказывается не понятна и мы не понимаем, от какой именно радости надо воздерживаться. «Радуйтесь, что имена ваши вписаны на небесах…». Может быть, с этой радостью не проще, чем с той, от которой надо воздерживаться. Но зато здесь нам дана подсказка следующим стихом: «В этот час Он возликовал Духом Святым», - или как в синодальном: «В тот час возрадовался духом Иисус». Господь говорит нам о некоей радости, может, и не такой понятной нам до конца, но тут же словно показывает нам эту радость Собой. И вот эта радость Иисуса о Господе, ликование Его Духом Святым выливается в «Славлю Тебя».

На самом деле это единственная наша настоящая радость: Славлю Тебя. Вот это надо понять сегодня. Славлю Тебя, хотя знаю, что иду на крест, а может уже на кресте. Не случайно история слова «слава» в свой латинский период приобрела некие сиятельные, светящиеся коннотации. Радость радости, свет света вот что такое эти слова – Славлю Тебя. Наверное, в них единственная данная нам по-настоящему радость.

Свернуть
 
На Лк 10:19-21
19 се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам; 20 однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах.
21 В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение.
Свернуть
Во всех известных аскетических системах существует очень важное правило: внимание адепта должно быть сосредоточено не на...  Читать далее

Во всех известных аскетических системах существует очень важное правило: внимание адепта должно быть сосредоточено не на достигнутых результатах, а на самом процессе аскетического делания. И дело тут не в том, что те новые возможности и способности, которые человек обретает на духовном пути, он получает не от Бога, а от тёмных сил: дьявол бесплоден, он не может дать человеку ничего, и потому от него ничего нельзя получить; он может лишь портить созданное не им. Дело в другом: сосредоточившись на своих новообретённых способностях и возможностях, человек неизбежно отвлекается от главного, от того, что составляет суть всякой аскетической работы: духовного выстраивания собственной личности, созидания в себе того внутреннего стержня, без которого ни о каком качественном изменении собственной жизни говорить не приходится.

Между тем, все без исключения аскетические системы имеют целью именно изменение своего духовного состояния, новое духовное качество жизни, а не новые способности или возможности. К тому же, сосредоточенность на достижениях подобного рода легко превращается в самолюбование, которое в свою очередь так же легко переходит в гордыню, мешающую дальнейшему духовному движению. Может показаться, что и Иисус, советуя Своим ученикам радоваться не тому, что им повинуются духи, а тому, что их имена написаны «на небесах», имеет в виду то же самое: перевести внимание апостолов с новообретённых возможностей на то главное, что составляет основу их духовной жизни. Но в данном случае речь идёт не просто о внутренней работе, в данном случае речь идёт о Царстве, и это существенно меняет дело.

В любом ином случае, какую аскетическую практику мы бы ни рассмотрели, речь идёт об усилиях самого человека, о его пути, о его достижениях. В случае же с апостолами ни о каких собственных успехах и достижениях говорить не приходится, так же, как вообще не приходится говорить об успехах и достижениях кого бы то ни было из людей, когда дело касается Царства и возможности приобщиться его жизни. И дело тут не в том, плох человек или хорош: никто из живущих на земле не достоин и не заслуживает Царства больше или меньше, чем любой другой. Конечно, грешнику на пути в Царство труднее, чем праведнику, но не потому, что праведник больше заслуживает Царства по своей природе, а потому, что праведнику легче принять его, чем грешнику. Но и праведник тоже получает его даром и никоим образом не заслуженно, в этом отношении принципиально ничем не отличаясь от грешника.

Раскаянием грешник отнюдь не зарабатывает себе право на Царство, раскаянием он лишь открывает себе путь туда, получая возможность принять незаслуженный им подарок, которого он иначе был бы лишён. В такой ситуации говорить применительно к христианской жизни об успехах или достижениях христианина на духовном пути, само собой понятно, смысла не имеет. И радоваться тут можно только одному: тому, что имеешь к этому Царству отношение и живёшь его жизнью, что твоё имя, говоря словами Спасителя, «написано на небесах».

Свернуть
 
На Лк 10:17-24
17 Семьдесят учеников возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем. 18 Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию; 19 се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам; 20 однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах.
21 В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение. 22 И, обратившись к ученикам, сказал: всё предано Мне Отцем Моим; и кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец, не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.
23 И, обратившись к ученикам, сказал им особо: блаженны очи, видящие то, что вы видите! 24 ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали.
Свернуть
Ученики Господа были такие же люди, как мы. Они также спорили, боялись, тщеславились, гордились... Но они умели...  Читать далее

Ученики Господа были такие же люди, как мы. Они также спорили, боялись, тщеславились, гордились... Но они умели доверять. Они пошли за Иисусом, оставив все, хотя совсем не знали, что их ждет. Они изгоняли бесов и исцеляли больных, веря, что именем Иисуса бес выйдет и больные исцелятся. Они по детски радовались тому, что это получалось.

Вот именно это умение — способность доверять, мы потеряли. Нам нужно доказательство, что мы что-то можем, нам недостаточно знать, что Бог считает, что мы это можем. В ответ на просьбу Бога сделать что-то, что мы считаем для себя невозможным, а иногда просто трудным и необычным, вместо того чтобы доверится и сделать то, что Бог просит нас сделать, мы говорим Богу: «Докажи мне, что я это могу». А когда оказывается, что — да, могу, вместо того чтобы поблагодарить Бога, давшего нам эту возможность, мы хвалимся своими умениями.

Нет ничего плохого в том, чтобы радоваться тому, что у нас что-то хорошо получается, ведь Бог, сотворив мир, сказал: «Это хорошо», а способность созидать что-то новое дарована нам Богом, и мы тоже можем иногда произнести эти слова. Но мы не можем произносить их, не добавив к ним: «Господи, благодарю тебя», так как мы без Бога не можем делать ничего.

Свернуть
 
На Лк 10:17-24
17 Семьдесят учеников возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем. 18 Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию; 19 се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам; 20 однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах.
21 В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение. 22 И, обратившись к ученикам, сказал: всё предано Мне Отцем Моим; и кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец, не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.
23 И, обратившись к ученикам, сказал им особо: блаженны очи, видящие то, что вы видите! 24 ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали.
Свернуть
Семьдесят учеников возвращаются с проповеди, на которую их послал Учитель, в великой радости от того, что «и бесы им повинуются»...  Читать далее

Семьдесят учеников возвращаются с проповеди, на которую их послал Учитель, в великой радости от того, что «и бесы им повинуются». Иисус, видя их энтузиазм, подбадривает их, говоря, что дает им «власть наступать на змей». Получая все новые и новые способности, апостолы становились похожими на суперменов, которым море по колено, способных практически на все. И именно в эту минуту пика их силы и могущества Господь показывает, что по-настоящему ценно и достойно радости. Оказывается, что самым главным для Его последователей должны стать не могущество, власть и сила, а то, что вовсе от них не зависит – запись имени на Небесах. Он тут же подтверждает Свои слова тем, что это знание открыто не мудрецам, а младенцам, которые ничем этого не заслужили, но смогли принять как дар.

Часто мы пытаемся найти в себе способности, которые бы доказывали нам, что мы - наилучшее орудие в руках Божиих, что мы можем справиться с любой задачей, решить любую проблему. Но христиане не идут путем самосовершенствования, не это является их целью. Бог щедро дает Свои дары, а взамен ждет, что мы будем прославлять Его, а не обольщаться собственным величием.

Свернуть
 
На Лк 10:16-24
16 Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня.
17 Семьдесят учеников возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем. 18 Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию; 19 се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам; 20 однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах.
21 В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение. 22 И, обратившись к ученикам, сказал: всё предано Мне Отцем Моим; и кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец, не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.
23 И, обратившись к ученикам, сказал им особо: блаженны очи, видящие то, что вы видите! 24 ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали.
Свернуть
Итак, Иисус отправляет Своих учеников на проповедь. Смотрите, каким авторитетом Он их снабжает...  Читать далее

Итак, Иисус отправляет Своих учеников на проповедь. Смотрите, каким авторитетом Он их снабжает! Здесь выстраивается целая цепочка «полномочного представительства»: Отец посылает в мир Своего Сына и дает Ему всю власть, все полномочия; Сын, воспитывая Своих учеников, готовя из них будущих посланников-апостолов, взращивая Церковь, которая будет потом свидетельствовать о Христе, — передает Свои полномочия им.

Мы, становясь христианами, призываемся свидетельствовать о Нем и, следовательно, к нам тоже относятся эти слова Иисуса. Тот, кто отвергает наши слова, наше свидетельство, отвергает и Сына, и Отца! Вот ведь как круто! Можно было бы радоваться такой власти, дарованной нам. Но мне больше хочется подумать об ответственности за наши слова, за весомость и адекватность нашего свидетельства. И помолиться об этом...

Свернуть
 
На Лк 10:1-24
1 После сего избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти, 2 и сказал им: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою. 3 Идите! Я посылаю вас, как агнцев среди волков. 4 Не берите ни мешка, ни сумы, ни обуви, и никого на дороге не приветствуйте. 5 В какой дом войдете, сперва говорите: мир дому сему; 6 и если будет там сын мира, то почиет на нём мир ваш, а если нет, то к вам возвратится. 7 В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть, ибо трудящийся достоин награды за труды свои; не переходите из дома в дом. 8 И если придёте в какой город и примут вас, ешьте, что вам предложат, 9 и исцеляйте находящихся в нём больных, и говорите им: "приблизилось к вам Царствие Божие". 10 Если же придете в какой город и не примут вас, то, выйдя на улицу, скажите: 11 "и прах, прилипший к нам от вашего города, отрясаем вам; однако же знайте, что приблизилось к вам Царствие Божие". 12 Сказываю вам, что Содому в день оный будет отраднее, нежели городу тому.
13 Горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они, сидя во вретище и пепле, покаялись; 14 но и Тиру и Сидону отраднее будет на суде, нежели вам. 15 И ты, Капернаум,
до неба вознесшийся,
  до ада низвергнешься.
16 Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня.
17 Семьдесят учеников возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем. 18 Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию; 19 се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам; 20 однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах.
21 В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение. 22 И, обратившись к ученикам, сказал: всё предано Мне Отцем Моим; и кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец, не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.
23 И, обратившись к ученикам, сказал им особо: блаженны очи, видящие то, что вы видите! 24 ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали.
Свернуть
Несколько раз за время Своего земного служения Иисус посылал на проповедь Своих учеников. И всегда главным смыслом этой проповеди становилось свидетельство о Царстве, о том, что оно рядом и готово войти в мир. Конечно, такое свидетельство было важно и в плане подготовки людей к тому, что должно было произойти в день Пятидесятницы...  Читать далее

Несколько раз за время Своего земного служения Иисус посылал на проповедь Своих учеников. И всегда главным смыслом этой проповеди становилось свидетельство о Царстве, о том, что оно рядом и готово войти в мир. Конечно, такое свидетельство было важно и в плане подготовки людей к тому, что должно было произойти в день Пятидесятницы. Но не менее значимой была эта миссия для самих учеников. Им ведь тоже важно было на собственном опыте пережить реальность Царства. Понять, как это — быть его жителем. Конечно, тут ещё не опыт Пятидесятницы, полнота дыхания Царства, врывающегося в мир, подобно вихрю, была ещё впереди. Однако первое, ещё отдалённое и слабое, но вполне реальное веяние этого дыхания посланные на проповедь ученики почувствовали.

Его хватило, чтобы, по собственным их словам, им повиновались даже бесы. Между тем, Спаситель обращает их внимание на другое. Он говорит: радуйтесь не власти над духами, а тому, что ваши имена записаны на небесах. Ведь Царство — не сверхспособности, не овладение некими тайными силами, природными или сверхприродными. Царство — это, прежде всего, участие в новой жизни. Такой, какой в природе нет. А значит, и новое качество собственной жизни, внутренней и внешней. Это ведь, собственно, и есть христианство.

Посылая Своих учеников на проповедь, Иисус давал им возможность понять, что такое христианство. Конечно, потом Он скажет двенадцати многое и на словах. Особенно во время Тайной Вечери. Но без этой миссии, без связанного с ней опыта Его слова едва ли были бы хоть сколько-нибудь понятны даже двенадцати. Словами можно было лишь описать, как жить, чтобы не потерять того, к чему они уже отчасти приобщились.

Опыт дыхания Царства, входящего в мир через приобщившееся этого дыхания сердце, — драгоценнейший опыт, которого ничто не заменит. И Спаситель дарит этот опыт Своим ученикам. С тем, чтобы потом, и в дни Гефсимании, и после Воскресения, и в самый день Пятидесятницы он стал для них мерилом. Чтобы им не обмануться насчёт новой жизни и не усомниться в том, в реальность чего поверить было совсем непросто. И чтобы, приобщаясь жизни Царства, они чувствовали бы, что возвращаются домой, где их ждут. И где Он Сам готов их встретить.

Свернуть
 
На Лк 10:1-24
1 После сего избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти, 2 и сказал им: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою. 3 Идите! Я посылаю вас, как агнцев среди волков. 4 Не берите ни мешка, ни сумы, ни обуви, и никого на дороге не приветствуйте. 5 В какой дом войдете, сперва говорите: мир дому сему; 6 и если будет там сын мира, то почиет на нём мир ваш, а если нет, то к вам возвратится. 7 В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть, ибо трудящийся достоин награды за труды свои; не переходите из дома в дом. 8 И если придёте в какой город и примут вас, ешьте, что вам предложат, 9 и исцеляйте находящихся в нём больных, и говорите им: "приблизилось к вам Царствие Божие". 10 Если же придете в какой город и не примут вас, то, выйдя на улицу, скажите: 11 "и прах, прилипший к нам от вашего города, отрясаем вам; однако же знайте, что приблизилось к вам Царствие Божие". 12 Сказываю вам, что Содому в день оный будет отраднее, нежели городу тому.
13 Горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они, сидя во вретище и пепле, покаялись; 14 но и Тиру и Сидону отраднее будет на суде, нежели вам. 15 И ты, Капернаум,
до неба вознесшийся,
  до ада низвергнешься.
16 Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня.
17 Семьдесят учеников возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем. 18 Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию; 19 се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам; 20 однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах.
21 В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение. 22 И, обратившись к ученикам, сказал: всё предано Мне Отцем Моим; и кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец, не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.
23 И, обратившись к ученикам, сказал им особо: блаженны очи, видящие то, что вы видите! 24 ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали.
Свернуть
Ученики рады, что стали глашатаями и со-вершителями Божьего Царства, победителями демонов и целителями болезней...  Читать далее

Ученики рады, что стали глашатаями и со-вершителями Божьего Царства, победителями демонов и целителями болезней. Но Иисус останавливает их: «Вы не тому радуетесь»... Бог дает верующим в Него множество хороших и удивительных вещей (если они могут их увидеть), но главная ценность Его Царства — не это. Ученики, а вместе с ними и читатели Евангелия, блаженны, счастливы уже потому, что видели и слышали то, что только снилось пророкам и мудрецам древности: они — свидетели, свидетели не только чудес, исцелений, побед над злом, — они находятся рядом с самим Центром Божьего Царства. Значит, это не абстракция, не рай, не загробная жизнь, не дары и чудеса, а Сам Бог, явленный людям в Своем Сыне Иисусе.

Свернуть
 
На Лк 10:1-24
1 После сего избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти, 2 и сказал им: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою. 3 Идите! Я посылаю вас, как агнцев среди волков. 4 Не берите ни мешка, ни сумы, ни обуви, и никого на дороге не приветствуйте. 5 В какой дом войдете, сперва говорите: мир дому сему; 6 и если будет там сын мира, то почиет на нём мир ваш, а если нет, то к вам возвратится. 7 В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть, ибо трудящийся достоин награды за труды свои; не переходите из дома в дом. 8 И если придёте в какой город и примут вас, ешьте, что вам предложат, 9 и исцеляйте находящихся в нём больных, и говорите им: "приблизилось к вам Царствие Божие". 10 Если же придете в какой город и не примут вас, то, выйдя на улицу, скажите: 11 "и прах, прилипший к нам от вашего города, отрясаем вам; однако же знайте, что приблизилось к вам Царствие Божие". 12 Сказываю вам, что Содому в день оный будет отраднее, нежели городу тому.
13 Горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они, сидя во вретище и пепле, покаялись; 14 но и Тиру и Сидону отраднее будет на суде, нежели вам. 15 И ты, Капернаум,
до неба вознесшийся,
  до ада низвергнешься.
16 Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня.
17 Семьдесят учеников возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем. 18 Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию; 19 се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам; 20 однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах.
21 В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение. 22 И, обратившись к ученикам, сказал: всё предано Мне Отцем Моим; и кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец, не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.
23 И, обратившись к ученикам, сказал им особо: блаженны очи, видящие то, что вы видите! 24 ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали.
Свернуть
Сегодняшнее чтение вновь возвращает нас к сюжету, связанному с темой апостольской проповеди. В отличие от Матфея...  Читать далее

Сегодняшнее чтение вновь возвращает нас к сюжету, связанному с темой апостольской проповеди. В отличие от Матфея, Лука упоминает некий более широкий круг апостолов, состоящий из семидесяти человек, о котором Матфей ничего не говорит. Но сути дела это не меняет: семьдесят апостолов получают от Иисуса то же самое наставление, какое получили двенадцать ближайших учеников. Как видно, никакого эзотеризма в Своём кругу Иисус не допускал, у Него не было никакого особого, тайного учения для «посвящённых». А после возвращения, когда апостолы, упоённые победой, рассказывали Учителю о совершённых ими исцелениях и изгнаниях бесов, Он посоветовал им радоваться не этим успехам, а тому, что их имена «записаны на небесах» (ст. 17–20).

И дело, разумеется, не в том, что Иисусу были не важны успехи Его апостолов в деле проповеди Царства. Он просто считал необходимым правильно расставить акценты в духовной жизни Своих учеников. Ведь зримые успехи всегда привлекают к себе внимание. И внимание апостолов было, как видно, приковано к тем действиям и явлениям Царства, которыми сопровождалась их проповедь. А здесь всегда есть опасность увлечься процессом и позабыть о главном. Ведь свидетельствовать о Царстве можно лишь тогда, когда сам укоренён в нём. А укоренённость эта не рождается сама собой, она даётся Богом и нуждается в постоянном укреплении, ведь для человека, живущего физически в ещё не преображённом и лежащем во зле мире, само пребывание в Царстве — отдельная духовная задача.

Однако важно тут и другое. Свидетельство о Царстве тоже не является самоцелью. На первый взгляд это звучит парадоксально: ведь и Сам Иисус, и все апостолы только тем и заняты, что свидетельствуют о нём словом и делом! И всё же свидетельство о Царстве вторично. Ведь свидетельство, в конечном счёте, похоже на демонстрацию автором созданного им произведения: он сам, а иногда и кто-то из его друзей, призывают всех желающих посмотреть на то, что автору удалось сделать. Но что было бы, если бы такое произведение нуждалось в постоянном обновлении, если бы оно только так и могло бы существовать? Тогда, очевидно, главной задачей стала бы не демонстрация как таковая, а творческие усилия, направленные на обновление самого произведения. В случае с Царством свидетель оказывается именно в таком положении: о нём можно свидетельствовать, только являя его, а являть его можно, лишь обновляя через соприкосновение с ним собственную духовную жизнь, которую по-другому обновить невозможно. И тогда оказывается, что главным делом свидетеля, как это ни парадоксально звучит, оказывается не свидетельство о Царстве, а жизнь в нём, притом жизнь открытая, на виду у всех. Так решается главная задача, которую ставит Иисус перед Своими учениками: рост Царства, которое после Его возвращения охватит весь мир.

Свернуть
 
На Лк 10:1-24
1 После сего избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти, 2 и сказал им: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою. 3 Идите! Я посылаю вас, как агнцев среди волков. 4 Не берите ни мешка, ни сумы, ни обуви, и никого на дороге не приветствуйте. 5 В какой дом войдете, сперва говорите: мир дому сему; 6 и если будет там сын мира, то почиет на нём мир ваш, а если нет, то к вам возвратится. 7 В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть, ибо трудящийся достоин награды за труды свои; не переходите из дома в дом. 8 И если придёте в какой город и примут вас, ешьте, что вам предложат, 9 и исцеляйте находящихся в нём больных, и говорите им: "приблизилось к вам Царствие Божие". 10 Если же придете в какой город и не примут вас, то, выйдя на улицу, скажите: 11 "и прах, прилипший к нам от вашего города, отрясаем вам; однако же знайте, что приблизилось к вам Царствие Божие". 12 Сказываю вам, что Содому в день оный будет отраднее, нежели городу тому.
13 Горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они, сидя во вретище и пепле, покаялись; 14 но и Тиру и Сидону отраднее будет на суде, нежели вам. 15 И ты, Капернаум,
до неба вознесшийся,
  до ада низвергнешься.
16 Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня.
17 Семьдесят учеников возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем. 18 Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию; 19 се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам; 20 однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах.
21 В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение. 22 И, обратившись к ученикам, сказал: всё предано Мне Отцем Моим; и кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец, не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.
23 И, обратившись к ученикам, сказал им особо: блаженны очи, видящие то, что вы видите! 24 ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали.
Свернуть
Мы все так или иначе призваны к апостольству, к проповеди Евангелия...  Читать далее

Мы все так или иначе призваны к апостольству, к проповеди Евангелия. Ясно, что не все должны быть миссионерами, проповедниками и прочими «служителями слова», однако, свидетельство о Христе — дело всей Церкви. Сегодняшний отрывок поможет нам понять, на каких принципах должно строиться такое служение. Во-первых, открытость и полное доверие Богу; во-вторых, открытость и благожелательство к людям, которым мы несем Евангелие; в-третьих, реальное действие благодати через нас — оно может выражаться не только в исцелении больных и бесноватых, но и во всяком добром деле, молитве за этих людей, «миротворчестве» или просто присутствии любящего сердца там, где не хватает любви.

Свернуть

Материалы из библиотеки

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).