1 Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя — святое имя Его. 2 Благослови, душа моя, Господа, и не забывай всех благодеяний Его. 3 Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои; 4 избавляет от могилы жизнь твою, венчает тебя милостью и щедротами; 5 насыщает благами желание твое: обновляется, подобно орлу, юность твоя. |
6 Господь творит правду и суд всем обиженным. 7 Он показал пути Свои Моисею, сынам Израилевым — дела Свои. 8 Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. 9 Не до конца гневается, и не вовек негодует. 10 Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам. 11 Ибо как высоко небо над землею, так велика милость (Господа) к боящимся Его. 12 Как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши. 13 Как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его. |
14 Ибо Он знает состав наш, помнит, что мы — персть. |
15 Дни человека — как трава; как цвет полевой, так он цветет. 16 Пройдет над ним ветер, и нет его, и место его уже не узнает его. 17 Милость же Господня от века и до века к боящимся Его, 18
и правда Его на сынах сынов, хранящих завет Его и помнящих заповеди Его, чтобы исполнять их. |
19 Господь на небесах поставил престол Свой, и царство Его всем обладает. 20 Благословите Господа, (все) Ангелы Его, крепкие силою, исполняющие слово Его, повинуясь гласу слова Его. 21 Благословите Господа, все воинства Его, служители Его, исполняющие волю Его. 22 Благословите Господа, все дела Его, во всех местах владычества Его. Благослови, душа моя, Господа! |
Гимн величию Творца неразрывно соединён с воспеванием величия Его творения. Мир прекрасен, и его бесконечное многообразие, восхищающее псалмопевца, свидетельствует о безграничном могуществе Создателя.
И вот после натурфилософских размышлений раздаётся пожелание, чтобы на земле не было грешников. Оно могло бы показаться неожиданным и притянутым за уши к основной речи, но это не так: и внутренний ритм, и логическое построение псалма подводят к тому, что не всё гармонично в прекрасно сотворённом мире, и причина тому - грех. Даже когда мы размышляем об искажающем и уничтожающем творение экологическом кризисе, то неизбежно придётся уткнуться в понимание того, что его причины коренятся в нашей греховности, а ведь это не единственный пример разрушительной силы греха.
Означает ли пожелание грешникам исчезнуть стремление физически их уничтожить? Грех сам по себе разрушает грешников, но не уходит из мира, погубив одних, он переходит дальше. Поэтому исчезновение грешников - это их освобождение от власти греха.
1 Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя — святое имя Его. 2 Благослови, душа моя, Господа, и не забывай всех благодеяний Его. 3 Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои; 4 избавляет от могилы жизнь твою, венчает тебя милостью и щедротами; 5 насыщает благами желание твое: обновляется, подобно орлу, юность твоя. |
6 Господь творит правду и суд всем обиженным. 7 Он показал пути Свои Моисею, сынам Израилевым — дела Свои. 8 Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. 9 Не до конца гневается, и не вовек негодует. 10 Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам. 11 Ибо как высоко небо над землею, так велика милость (Господа) к боящимся Его. 12 Как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши. 13 Как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его. |
14 Ибо Он знает состав наш, помнит, что мы — персть. |
15 Дни человека — как трава; как цвет полевой, так он цветет. 16 Пройдет над ним ветер, и нет его, и место его уже не узнает его. 17 Милость же Господня от века и до века к боящимся Его, 18
и правда Его на сынах сынов, хранящих завет Его и помнящих заповеди Его, чтобы исполнять их. |
19 Господь на небесах поставил престол Свой, и царство Его всем обладает. 20 Благословите Господа, (все) Ангелы Его, крепкие силою, исполняющие слово Его, повинуясь гласу слова Его. 21 Благословите Господа, все воинства Его, служители Его, исполняющие волю Его. 22 Благословите Господа, все дела Его, во всех местах владычества Его. Благослови, душа моя, Господа! |
Гимн величию Творца неразрывно соединён с воспеванием величия Его творения. Мир прекрасен, и его бесконечное многообразие, восхищающее псалмопевца, свидетельствует о безграничном могуществе Создателя.
И вот после натурфилософских размышлений раздаётся пожелание, чтобы на земле не было грешников. Оно могло бы показаться неожиданным и притянутым за уши к основной речи, но это не так: и внутренний ритм, и логическое построение псалма подводят к тому, что не всё гармонично в прекрасно сотворённом мире, и причина тому - грех. Даже когда мы размышляем об искажающем и уничтожающем творение экологическом кризисе, то неизбежно придётся уткнуться в понимание того, что его причины коренятся в нашей греховности, а ведь это не единственный пример разрушительной силы греха.
Означает ли пожелание грешникам исчезнуть стремление физически их уничтожить? Грех сам по себе разрушает грешников, но не уходит из мира, погубив одних, он переходит дальше. Поэтому исчезновение грешников - это их освобождение от власти греха.
8 Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. |
При внимательном чтении библейских книг нетрудно убедиться, что о природе Бога Библия если и говорит нам что-то, то очень немного (быть может, потому, что у Бога вообще нет «природы» в привычном нам понимании). А вот о воле Бога она говорит нам постоянно. Но Его воля — это не только данные Им заповеди, это ещё и Его отношение, будь то отношение к отдельному человека или к целому народу. И нередко под «природой Бога», о которой, как нам кажется, говорит нам Библия, мы подразумеваем библейские упоминания об отношении Бога к нам и к нашим поступкам. И когда Библия говорит нам, что Бог полон щедрости и снисхождения (Он, как это передаёт Синодальный перевод, «щедр и милостив»), что Он являет долготерпение и милосердие («долготерпелив и многомилостив», согласно тому же Синодальному переводу), речь идёт, несомненно, о том, что мы могли бы назвать «природой» Бога, Его свойствами, с которыми мы сталкиваемся всякий раз, когда обращаемся к Нему. Почему же Бог оказывается не только щедр, но и снисходителен к нашим грехам? Разве такое снисхождение может принести человеку духовную пользу? Быть может, многое объясняет то милосердие, о котором говорит гимнограф. Соответствующее еврейское слово обозначает, прежде всего, готовность сделать для человека больше того, к чему обязывает закон или договор (если речь идёт об отношениях между людьми) или больше того, что человек заслуживает (если речь идёт об отношениях между человеком и Богом). Именно такими оказываются отношения Бога к человеку, и, как свидетельствовал уже Осия, только в этом надежда человека на оправдание в день Суда: ведь Тору народ нарушал неоднократно, и по закону никто в этот день ни на что рассчитывать не может. Но и до дня Суда ситуация оказывается не столь простой: ведь совершённые грехи (точнее, их последствия) висят над народом, и, если катастрофы ещё не произошло (а псалом, вероятнее всего, был написан ещё до Вавилонского плена), то лишь потому, что Бог являет Своё милосердие не только в день Суда, но и на всём протяжении истории Своего народа. А нам это может казаться снисхождением или даже попустительством. Хотя, на самом деле, речь идёт не о попустительстве, а о спасении: ведь, не будь Бог исполнен милосердия, трудно представить себе, как смог бы дотянуть народ до прихода Мессии.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||