Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Ис 49:1-6

1 Слушайте меня, побережьяИли: острова.,
внимайте, далекие народы!
От самого рождения призвал меняВ этой главе «слуга Господень» говорит от первого лица. Господь,
еще во чреве матери мне имя дал.
2 Он острому мечу язык мой уподобил,
в тени руки Своей укрыл меня;
отточенной стрелой соделал,
хранил меня в Своем колчане;
3 сказал Он мне: «Израиль, ты Мой слуга,
и слава Моя явится в тебе».
4 А мне-то думалось*Букв.: а я говорил., напрасно я изнурял себя,
растрачивая силы попусту, без пользы!
Но нет, Господь - мой справедливый судия,
мой Бог вознаградит меня.

5 Теперь говорит Господь,
от чрева матери меня взрастивший
как Своего слугу,
чтобы вернул я вновь к Нему Иакова,
и вновь собрался у Него Израиль.
В почете я у Господа,
и сила моя - в Боге моем!
6 Он мне сказал: «Мало того,
что будешь ты Моим слугою,
который возродит племена Иакова
и вернет тех, кто уцелел в Израиле;
станешь ты еще и светочем другим народам,
чтобы по всей земле спасение Мое свершилось!»

Свернуть

В эти дни Церковь предлагает нам чтения, в которых говорится о тайне искупительных страданий Сына Божия — Отрока Господня, Мессии. Пророк Исаия говорит от лица Мессии: «Напрасно Я трудился, ни на что и вотще истощал силу Свою, но награда Моя у Бога Моего». Награда Его — в том, что Он станет светом для народов, принесёт спасение всем людям. Иисус говорит, что Бог прославит Его — Сына Человеческого. Он говорит это, зная, что через несколько часов Его ждёт распятие... Слава Иисуса — это Его победа над смертью, Его воскресение. Но победа возможна только ценой Его Крови.

Темы:

Другие мысли вслух

 
На Ис 49:1-6
1 Слушайте меня, побережьяИли: острова.,
внимайте, далекие народы!
От самого рождения призвал меняВ этой главе «слуга Господень» говорит от первого лица. Господь,
еще во чреве матери мне имя дал.
2 Он острому мечу язык мой уподобил,
в тени руки Своей укрыл меня;
отточенной стрелой соделал,
хранил меня в Своем колчане;
3 сказал Он мне: «Израиль, ты Мой слуга,
и слава Моя явится в тебе».
4 А мне-то думалось*Букв.: а я говорил., напрасно я изнурял себя,
растрачивая силы попусту, без пользы!
Но нет, Господь - мой справедливый судия,
мой Бог вознаградит меня.

5 Теперь говорит Господь,
от чрева матери меня взрастивший
как Своего слугу,
чтобы вернул я вновь к Нему Иакова,
и вновь собрался у Него Израиль.
В почете я у Господа,
и сила моя - в Боге моем!
6 Он мне сказал: «Мало того,
что будешь ты Моим слугою,
который возродит племена Иакова
и вернет тех, кто уцелел в Израиле;
станешь ты еще и светочем другим народам,
чтобы по всей земле спасение Мое свершилось!»

Свернуть
Говоря о своём пророческом служении, Исайя произносит горькие слова: я трудился напрасно, и силы свои истратил...  Читать далее

Говоря о своём пророческом служении, Исайя произносит горькие слова: я трудился напрасно, и силы свои истратил попусту. Что же так разочаровало пророка? На первый взгляд кажется, что его служение, наоборот, было вполне успешным. Он стал фактически пророком первой алии, той первой репатриации, того возвращения евреев из плена на землю отцов, которое всеми — и теми, кто отправился в Иудею, и теми, кто предпочёл остаться в Вавилоне — воспринималось, как торжество народа Божия, как начало благословенных времён, которые увенчаются скорым приходом Мессии.

Исайя заговорил о скором конце плена ещё тогда, когда Вавилонская империя казалась незыблемой, и когда то, о чём он говорил, действительно произошло, пророк стал настоящим народным героем. Но его это не радовало, и его собственные слова позволяют понять, почему. Он говорит о том, что Бог сделал его собирателем народа, тем, через кого Он хочет не только собрать, но и духовно обновить народ. Бог хочет, чтобы сам яхвизм стал другим, чтобы свидетельство о Нём прозвучало бы по всей земле, чтобы Его народ (значительная часть которого осталась в общинах к тому времени уже довольно обширной и многочисленной диаспоры) стал бы Его свидетелем для всех, ищущих истины и духовной жизни.

Народ же между тем вовсе не соответствовал поставленной задаче. Была эйфория от указа Кира Великого о возвращении, были интенсивные, почти лихорадочные мессианские ожидания, но уже проявлялась и замкнутость общины, и некоторое презрение к язычникам, и самоизоляция, объяснявшаяся требованием строгого соблюдения ритуальной чистоты. Словом, проявились уже все те черты, которые впоследствии расцветут пышным цветом, породив худшие образцы фарисейской религиозности.

Ни о каком свидетельстве язычникам при таких условиях не могло быть и речи, не потому, что не хватало миссионеров (иудейская миссия была довольно активной на протяжении последующих столетий), а потому, что миссионеры эти свидетельствовали о себе, о своём народе, о своей традиции, — словом, о чём угодно, но только не о том главном, что было необходимо для духовной жизни: о живом богообщении и о том, как его обрести.

Делалось это не со зла и не потому, что миссионеры считали тех, к кому обращались, недостойными. Они просто были абсолютно уверены, что пока те, к кому они обращаются, не станут такими же иудеями во всех отношениях, как они сами, никакое богообщение для них невозможно. Так провалилась миссия среди язычников, которую Бог хотел организовать через Свой народ, расселившийся по всему тогдашнему цивилизованному миру, ещё до прихода Христа. Её пришлось отложить до христианских времён и возложить на Церковь.

Свернуть
 
На Ис 49:1-6
1 Слушайте меня, побережьяИли: острова.,
внимайте, далекие народы!
От самого рождения призвал меняВ этой главе «слуга Господень» говорит от первого лица. Господь,
еще во чреве матери мне имя дал.
2 Он острому мечу язык мой уподобил,
в тени руки Своей укрыл меня;
отточенной стрелой соделал,
хранил меня в Своем колчане;
3 сказал Он мне: «Израиль, ты Мой слуга,
и слава Моя явится в тебе».
4 А мне-то думалось*Букв.: а я говорил., напрасно я изнурял себя,
растрачивая силы попусту, без пользы!
Но нет, Господь - мой справедливый судия,
мой Бог вознаградит меня.

5 Теперь говорит Господь,
от чрева матери меня взрастивший
как Своего слугу,
чтобы вернул я вновь к Нему Иакова,
и вновь собрался у Него Израиль.
В почете я у Господа,
и сила моя - в Боге моем!
6 Он мне сказал: «Мало того,
что будешь ты Моим слугою,
который возродит племена Иакова
и вернет тех, кто уцелел в Израиле;
станешь ты еще и светочем другим народам,
чтобы по всей земле спасение Мое свершилось!»

Свернуть
О своём призвании и о своём пророческом служении пророк говорит как о чём-то таком, что Бог задумал ещё до его рождения. Неудивительно, что в христианской традиции это самосвидетельство Исайи приобрело мессианское звучание...  Читать далее

О своём призвании и о своём пророческом служении пророк говорит как о чём-то таком, что Бог задумал ещё до его рождения. Неудивительно, что в христианской традиции это самосвидетельство Исайи приобрело мессианское звучание: слова пророка нетрудно было соотнести как с тем, что говорит о Себе Сам Иисус, так и с тем, что говорят о Мессии другие пророки, и прежде всего Исайя Иерусалимский.

Здесь отражена важная закономерность духовной жизни. Духовная жизнь — это система отношений, связывающая человека с Богом и с другими людьми. Такие отношения образуют своего рода духовную ткань, внутри которой человек и живёт духовной жизнью. Жизнью, которая, как всякая жизнь, меняет человека, ею живущего. И которая всегда, в любом случае представляет собой процесс, направляемый Богом. Вопрос лишь в том, насколько Бог в этом процессе участвует.

В какой мере Он входит в духовную жизнь человека, а в какой управляет ею извне. Тут уже всё зависит от самого человека. Не случайно же столько говорится о том, что человек, если он хочет богообщения, должен сам впустить Бога в свою жизнь. Тут не аллегория, а вполне конкретная истина духовной жизни. Весь вопрос заключается в том, будет ли Бог управлять нашей жизнью извне, соприкасаясь с ней лишь как внешняя по отношению к ней сила, или наша жизнь станет частью Его жизни. Как ни шокирующе это звучит, речь идёт именно о таком включении. Конечно, Богу наша жизнь сама по себе не нужна, Он вполне может без нас обойтись. Но Он любит нас, и в этом всё дело.

Он понимает, что это нам нужна Его жизнь. И Он готов её с нами разделить. Но если мы начинаем жить общей жизнью с Богом, то и оказывается, что мы становимся неотъемлемой частью чего-то такого, что было задумано и начало осуществляться задолго до нашего появления на свет. И чем больше в нашей общей с Богом жизни Божьей составляющей, тем больше преобладает в ней нечто сверхчеловеческое. Нечто такое, что, не вмещаясь целиком в рамки человеческой природы, всё же с ней соединяется и определяет её существование.

Так Бог входит в человека и в человеческую жизнь. Неудивительно, что в первую очередь всё сказанное оказалось возможным отнести ко Христу: в Нём это вхождение дошло до завершения, до полноты. Но и всякий человек, постольку, поскольку он впускает Бога в свою жизнь, тоже в этом процессе участвует. Настолько, насколько вмещает. И Исайя, как всякий пророк, не исключение. Он, как и все другие пророки, лишь предваряет то, что в полноте будет явлено миру во Христе.

Свернуть
 
На Ис 49:4
4 А мне-то думалось*Букв.: а я говорил., напрасно я изнурял себя,
растрачивая силы попусту, без пользы!
Но нет, Господь - мой справедливый судия,
мой Бог вознаградит меня.

Свернуть
Пророк Исайя вкладывает в уста Мессии слова о поражении, о том, что дело Мессии оканчивается провалом. Но именно так выглядит с человеческой точки зрения евангельская история...  Читать далее

Пророк Исайя вкладывает в уста Мессии слова о поражении, о том, что дело Мессии оканчивается провалом. Но именно так выглядит с человеческой точки зрения евангельская история. Христос проповедует удивительные вещи, привлекает к Себе учеников... Но слово Его отвергнуто, ученики разбегаются, а Сам Он погибает позорной смертью рабов и бандитов. Все те, кто исцелялся и воскресал, кто пользовался дарами Христа, остаются где-то за кадром, и все Его труды уходят в песок. И то же самое мы век за веком наблюдаем в истории Его учеников. Все, что они пытаются построить, рушится и становится добычей всепожирающего времени. Но это с человеческой точки зрения. Пророк Исайя прозревает самое главное: во Христе Сам Бог входит в мир, и поэтому происходит чудо. Мессия, миссия Которого провалилась, воскрес — и потому победил. Так побеждает Бог.

Люди ждут и ищут не такой победы. Люди полагают, что Христос должен торжественно войти в Иерусалим, всех посрамить и воцариться. А Он умирает на Кресте. И для нас важно поэтому перестать думать о том, как надо, как все должно происходить, а пойти вслед за Господом Иисусом — не ради отвлеченных плодов спасения, а ради Него Самого.

Свернуть
 
На Ис 49:1-26
1 Слушайте меня, побережьяИли: острова.,
внимайте, далекие народы!
От самого рождения призвал меняВ этой главе «слуга Господень» говорит от первого лица. Господь,
еще во чреве матери мне имя дал.
2 Он острому мечу язык мой уподобил,
в тени руки Своей укрыл меня;
отточенной стрелой соделал,
хранил меня в Своем колчане;
3 сказал Он мне: «Израиль, ты Мой слуга,
и слава Моя явится в тебе».
4 А мне-то думалось*Букв.: а я говорил., напрасно я изнурял себя,
растрачивая силы попусту, без пользы!
Но нет, Господь - мой справедливый судия,
мой Бог вознаградит меня.

5 Теперь говорит Господь,
от чрева матери меня взрастивший
как Своего слугу,
чтобы вернул я вновь к Нему Иакова,
и вновь собрался у Него Израиль.
В почете я у Господа,
и сила моя - в Боге моем!
6 Он мне сказал: «Мало того,
что будешь ты Моим слугою,
который возродит племена Иакова
и вернет тех, кто уцелел в Израиле;
станешь ты еще и светочем другим народам,
чтобы по всей земле спасение Мое свершилось!»

7 Так говорит Господь,
Избавитель Израиля, Святой Бог его,
обращается Он к тому, кого презирают,
кого хулят народы,
кто под пятой, в рабах у властелинов*Перевод по друг. чтению; масоретский текст неясен.:
«Тебя завидев, вставать будут и цари,
и до земли кланяться - князья,
потому что Господом ты избран,
Тем, Кто неизменно верен,
Святым Богом Израилевым избран ты».
8 Так говорит Господь:
«В благое время Я услышу тебя
и в день спасения помогу тебе,
сберегу тебя и впредь,
сделаю тебя заветом для народа,
чтобы восстановил ты страну
и вернул ей владенья разоренные;
9 чтобы узникам сказал: „Выходите!“,
сидящим во тьме: „Покажитесь!“
Вдоль дорог стада их пастись будут,
холмы все их пастбищем станут;
10 ни голодать не будут, ни жаждой томиться,
солнечный зной не поразит их более,
ибо Всемилостивый поведет их,
прямо к родникам направит.
11 В горах Моих путь их устрою*Букв.: все горы Мои превращу в дорогу.,
на высоте проложу дороги;
12 и придут сюда издалека -
кто с севера, кто с запада,
а иные из страны Синим*В кумранских рукописях: Севеним, возможно, имеется в виду иудейское поселение в Сиене (Асуан) в южном Египте.».

13 Ликуйте, небеса,
и ты, земля, возрадуйся!
Отзовитесь восторженно, горы, -
Сам Господь Свой народ утешил,
страдальцев Своих помиловал.
14 А ведь Сион говорил:
«Оставил меня Господь,
забыл обо мне Владыка».
15 «Забудет ли мать своего младенца,
разве не пожалеет чадо, ею рожденное?
Да если бы и она забыла,
Я тебя не забуду!
16 На ладонях Своих начертал Я имя твое,
стены города твоего всегда предо Мною.
17 Поспешат к тебе твои дети*Или: строители твои победят разрушителей твоих.,
и оставят тебя те, кто грабил тебя и разорял.
18 Поднимите глаза, оглядитесь -
вот они собрались, к тебе идут.
Клянусь Собой, - говорит Господь, -
возложишь их всех на себя, как убранство,
украсишься ими, словно невеста».

19 Когда оставят тебя поработители твои,
развалины твои и пустоши
и вся страна твоя разоренная
не сможет вместить новых жителей.
20 И дети, рожденные в дни скорби твоей*Или: когда ты оплакивала (своих детей, в рабство угнанных).,
скажут: «Тут мало нам места,
не помещаемся мы, потеснись!»
21 Ты удивишься, скажешь сама себе:
«Да от кого же они родились?
Была я бездетна, бесплодна,
в далеком изгнании пребывала -
кто же вырастил их?
Одинокою оставалась -
откуда ж они взялись?»

22 Так говорит Владыка Господь:
«Подниму Я руку, и увидят народы,
знамя поставлю над племенами -
на руках понесут твоих сыновей,
и на плечах - дочерей.
23 Цари будут воспитателями твоих детей,
а жены царские станут кормилицами.
Ниц падут пред тобою они,
слизывать пыль будут с ног твоих,
так узнаешь ты, что воистину Я - Господь,
кто надеется на Меня, не посрамится».

24 Возможно ль отнять добычу у воина,
спасти побежденного из плена жестокого?*Так в некот. рукописях, масоретский текст: как спастись пленным праведника.
25 «Да, - говорит Господь, -
можно отнять добычу у воина
и вызволить пленников из жестокого плена -
Я войной пойду на тех, кто на тебя войной пойдет,
и избавлю детей твоих.
26 Угнетателей твоих Я заставлю
собственной плотью насыщаться,
и, как молодым вином,
своей же кровью они напьются допьяна;
и узнают смертные, что воистину Я - Господь,
Спаситель твой и Избавитель,
могучий Бог Иакова».
Свернуть
Перед нами одно из центральных мест пророчества Исаии. Его смысл толкования Отцов Церкви раскрывают нам как...  Читать далее

Перед нами одно из центральных мест пророчества Исаии. Его смысл толкования Отцов Церкви раскрывают нам как пророчество о грядущем Спасителе, названном здесь Святым Израилевым. Но характер повествования может навести на мысль, что речь идёт только о земном торжестве Израиля, и такое прочтение, должно быть, в немалой степени затруднило для части народа возможность узнать Мессию во время Его прихода к людям. А между тем, придя на землю, Мессия не только явил Собой Отца Небесного, но и воплотил в Своём человеческом облике черты наиболее близких к Богу сынов израильского народа, сконцентрировал суть их духовных путей.

Но пути, указанные Израилю - это не пути только одного народа, пройдя по ним, Израиль показал ориентиры для всех народов. И теперь всё человечество может стать многочисленным и многообразным народом Божьим, приняв Того, Кто спустя несколько веков явится в Израиле.

Свернуть
 
На Ис 49:6-10
6 Он мне сказал: «Мало того,
что будешь ты Моим слугою,
который возродит племена Иакова
и вернет тех, кто уцелел в Израиле;
станешь ты еще и светочем другим народам,
чтобы по всей земле спасение Мое свершилось!»

7 Так говорит Господь,
Избавитель Израиля, Святой Бог его,
обращается Он к тому, кого презирают,
кого хулят народы,
кто под пятой, в рабах у властелинов*Перевод по друг. чтению; масоретский текст неясен.:
«Тебя завидев, вставать будут и цари,
и до земли кланяться - князья,
потому что Господом ты избран,
Тем, Кто неизменно верен,
Святым Богом Израилевым избран ты».
8 Так говорит Господь:
«В благое время Я услышу тебя
и в день спасения помогу тебе,
сберегу тебя и впредь,
сделаю тебя заветом для народа,
чтобы восстановил ты страну
и вернул ей владенья разоренные;
9 чтобы узникам сказал: „Выходите!“,
сидящим во тьме: „Покажитесь!“
Вдоль дорог стада их пастись будут,
холмы все их пастбищем станут;
10 ни голодать не будут, ни жаждой томиться,
солнечный зной не поразит их более,
ибо Всемилостивый поведет их,
прямо к родникам направит.
Свернуть
Читаемое нами сегодня пророчество Второисайи по форме представляет слова Бога, обращенные к Мессии. На первый...  Читать далее

Читаемое нами сегодня пророчество Второисайи по форме представляет слова Бога, обращенные к Мессии. На первый взгляд, оно содержит самые характерные для мессианских пророчеств вещи о благословении и спасении, которое совершит Бог через Отрока Своего. Однако два момента обращают на себя внимание. Во-первых, Господь обращается к «презираемому всеми, рабу властелинов», говоря: «Цари увидят, и встанут; князья поклонятся ради Господа, Который верен, ради Святаго Израилева, Который избрал Тебя». В глазах фарисеев и книжников позорная казнь, которую претерпел Христос на Кресте, свидетельствовала о том, что Он не может быть Мессией. Они склонны были понимать слова о славе буквально, а слова пророков (как в сегодняшнем чтении) об уничижении Мессии — иносказательно. Однако Второйисайя указывает, что слава Мессии приходит к Нему именно в уничижении.

Во-вторых, исключительно важны слова: «...сделаю Тебя заветом народа». Это не косноязычность или неудачный перевод, но форма строгого выражения смысла. Господь не говорит: «Через Тебя Я заключу завет с людьми», - так что мы не можем думать о Мессии только как о посреднике между Богом и людьми, каким был Моисей. Господь не говорит даже: «Ты заключишь завет», - что было бы вполне точно. Слова: «...сделаю Тебя заветом народов...» - выражают великую тайну: Новый завет заключается в Самом Христе. Важно сопоставить с этим пророчеством слова Христа: «Я есмь истинная виноградная лоза... Пребудьте во Мне, и Я в вас», - и слова апостола Павла: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись». Быть участником Нового завета значит быть полностью вместе с Иисусом.

Свернуть
 
На Ис 48:17-49:4
17 Так говорит Господь,
твой Избавитель, Святыня Израиля:
«Я - Господь, твой Бог,
к твоей же пользе тебя наставляю,
веду тебя путем, которым следует идти.
18 О, если б внимал ты заповедям Моим,
благоденствие твое
было б подобно реке полноводной,
праведность твоя - морским волнам;
19 потомков было бы у тебя, что песка,
рожденных в роду твоем - что песчинок,
не забылось бы,
не исчезло имя их предо Мною».

20 Покидайте скорей Вавилон,
бегите подальше от халдеев!
Провозгласите громко и радостно,
всем возвестите,
вплоть до самых далеких земель:
«Искупил Господь слугу своего Иакова!»
21 Не страдали от жажды они,
когда Он вел их по пустыне, -
из камня для них Он воду добыл,
рассек скалу - и полились потоки*Здесь упоминаются события Исхода (Исх 17:6) и предсказывается возвращение из Вавилонского плена.!

22 «Нечестивым же мира не видать», -
говорит Господь.
1 Слушайте меня, побережьяИли: острова.,
внимайте, далекие народы!
От самого рождения призвал меняВ этой главе «слуга Господень» говорит от первого лица. Господь,
еще во чреве матери мне имя дал.
2 Он острому мечу язык мой уподобил,
в тени руки Своей укрыл меня;
отточенной стрелой соделал,
хранил меня в Своем колчане;
3 сказал Он мне: «Израиль, ты Мой слуга,
и слава Моя явится в тебе».
4 А мне-то думалось*Букв.: а я говорил., напрасно я изнурял себя,
растрачивая силы попусту, без пользы!
Но нет, Господь - мой справедливый судия,
мой Бог вознаградит меня.

Свернуть
В Книге Исайи несколько упоминаний о Мессии — и среди них есть одно, где Мессия и народ Божий как бы отождествляются. Такое отождествление может показаться...  Читать далее

В Книге Исайи несколько упоминаний о Мессии — и среди них есть одно, где Мессия и народ Божий как бы отождествляются. Такое отождествление может показаться странным, особенно на фоне проповедей, где тот же самый народ упрекается в несоответствии собственному призванию. Между тем именно тут, как нигде, виден способ осуществления Богом Своих планов. В самом деле: народ Божий и Мессия в планах Божьих нераздельны. Согласно традиционным раввинистическим представлениям, и Мессия, и народ были задуманы Богом ещё до сотворения мира.

Очевидно в таком случае, что и тот, и другой должны были появится, так же, как и то, что рождение Мессии неизбежно должно было быть связано с народом Божьим и включено в его историю. Более того: именно Мессия становится Израилем: ведь именно Он является целью и смыслом самого существования народа. С другой стороны, и Мессия может родиться только в народе Божьем, так, что Он действительно становится духовным центром народа и средоточием его истории. В этом смысле можно было бы сказать, что Мессия и есть Израиль.

Вопрос в другом: всегда ли Израиль является Мессией? Речь не о популярных в современном иудаизме концепциях коллективного мессианства, а о том, как народ исполняет свою историческую и духовную роль, связанную с приготовлением к приходу Мессии и к Его встрече. Вот тут-то и оказывается, что Божий замысел и реальность падшей истории — вещи разные. Народ, имея в виду его земную историю, далеко не всегда оказывается на высоте соответствия той задаче, которая на него возложена Богом.

Означает ли это, что план Божий окажется нереализованным? Очевидно, нет. Бог в любом случае осуществит свой замысел — вопрос лишь в том, какой ценой. Цена же определяется мерой полноты участия народа в его осуществлении. Каким будет земной путь Мессии, во многом зависит от духовного состояния народа. В свою очередь и судьба народа, духовная и историческая, определяется мерой его участия в осуществлении мессианского замысла. Можно подумать, что сегодня всё сказанное уже не актуально: Мессия пришёл, и всё произошло так, как произошло. На самом деле, однако, процесс ещё не завершён: ведь он завершится лишь тогда, когда Мессия вернётся во славе. Стало быть, время выбирать ещё есть.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).