Библия-Центр
РУ

Новость дня на 5 Октября 2020

Вопрос о посте для многих христиан является одним из главных. Впрочем, христиане тут не оригинальны: одним из центральных он был и для иудеев, причём достаточно давно, ещё за несколько веков до прихода Мессии. Почему же он занял в жизни иудеев столь важное место? Изначально в яхвизме постам ведь уделялось вовсе не так много внимания. Да, конечно, в дни траура, личного или общественного, пост соблюдался, и соблюдался строго (иудейские посты бывали обычно полными, от пищи и воды воздерживались на протяжении всего дня, если же пост был многодневным, что случалось нечасто, есть и пить можно было лишь после захода солнца).

Но уже в послепленный период в синагогальной среде сложилась практика регулярных однодневных постов, сохранявшаяся как минимум до конца эпохи Второго Храма. Этой практики придерживались в том числе и члены фарисейского братства. По-видимому, таких регулярных постов в евангельскую эпоху было два в неделю. Предполагалось, что в эти дни каждый постится, вспоминая свои собственные грехи. Будь оно действительно так, от такого поста могла бы быть несомненная духовная польза.

Равно, впрочем, как и от церковных постов, смысл которых в конечном счёте сводится тоже либо к памяти о собственных грехах, либо к воспоминанию о крестной смерти Спасителя и о предательстве Иуды. Но ещё до прихода Христа произошло то, что полностью исказило суть и смысл поста за грехи: он превратился в религиозную обязанность. То же с течением времени во многом произошло и с нашими христианскими постами, несмотря на соответствующие предостережения Спасителя.

Судя по словам Исайи, можно думать, что началось это превращение достаточно рано, вскоре после возвращения евреев в Иудею после Вавилонского плена, если не раньше. Пост начинает восприниматься как некое самоограничение, ценное само по себе, как своего рода наказание себя за совершённые грехи. Предполагается, что всё это нужно Богу, и поступающий так становится соответственно ближе к Богу и угоднее Ему. Впоследствии возник также благочестивый миф о том, что пост якобы очищает человека от греха или от его последствий.

Всё это, разумеется, было достаточно далеко от реальности. Очистить себя от греха, само собой понятно, не может ни один человек. Для такого очищения нужно непосредственное вмешательство Божье, Его прямое действие. Да и в самоограничении как таковом особой пользы для духовной жизни нет. Богу оно не нужно. Всякое самоограничение ценно лишь постольку, поскольку позволяет человеку понять себя, увидеть истинные мотивы своих поступков, увидеть свои грехи и понять, как им противостоять.

Но и тут одного самоограничения мало: как всякая духовная работа, эта предполагает участие Бога, без которого никакое самоограничение само по себе ничего полезного человеку не откроет. Но религиозному сознанию свойственно абсолютизировать значение поста самого по себе. Тем более, что различие постящихся и не постящихся становится одним из признаков принадлежности к религиозной общине.

И тогда пост, ставший самоцелью, начинает дезориентировать человека и разрушать его духовную жизнь. Он заставляет человека тратить силы и время на то, что с духовной точки зрения не даёт ему ничего. А иногда даже приносит вред: ведь многие религиозные люди начинают гордиться своими постами, удивляясь, что Бог не замечает их усилий. И утверждаются в своей правоте тем больше, чем больших успехов достигают в этом своеобразном религиозном спорте. Вот только наградой победителю в этом соревновании становится не Царство, а чувство глубокого религиозного удовлетворения. А это плохая замена Царству.

Мысли вслух: ежедневные размышления о Библии

 

Эту главу можно постоянно перечитывать во время любого поста, и вряд ли она утратит свою актуальность. В самом... 

 

Пост, как религиозная практика, был известен и яхвизму, и иудаизму. Впрочем... 

 

В конкретных религиозных традициях баланс духовной и религиозной составляющей может различаться, но только христианство не было религией с самого начала. Конечно, с течением времени... 

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).